Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 07.08.1998 № 195
"О КОНЦЕПЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Самарской области от 25.10.2006 № 246.



ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 1998 г. № 195

О КОНЦЕПЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях апробации новых элементов экономического механизма, обеспечивающих экономический рост и реструктуризацию экономики области, расширения экономической самостоятельности Самарской области и на этой основе развития производительных сил и повышения уровня жизни населения области и во исполнение поручения Президента Российской Федерации постановляю:
1. Одобрить концепцию проведения экономического эксперимента на территории Самарской области (прилагается).
2. Департаменту по экономике Администрации Самарской области (Хасаеву) подготовить проекты Указа Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, обеспечивающих проведение экономического эксперимента на территории Самарской области.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора - директора департамента по экономике Администрации области Хасаева Г.Р.

Губернатор Самарской области
К.А.ТИТОВ





Приложение № 1
к постановлению
Губернатора Самарской области
от 7 августа 1998 г. № 195

КОНЦЕПЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
САМАРА 1998

Введение

Регионы России в силу своих географических, природных и социальных условий сильно дифференцированы по уровню экономического развития. За годы проведения реформ региональные различия не только не сгладились, а еще более увеличились.
Самарская область входит в небольшую группу сравнительно сильных, финансово независимых регионов.
В регионе складываются тенденции экономического роста. За 1997 год валовый региональный продукт возрос на 6%, индекс физического объема промышленной продукции составил 7%. Однако эта тенденция не носит устойчивого характера, о чем свидетельствуют итоги социально-экономического развития области за I полугодие 1998 года.
Самарская область в 1997 году заняла 3-е место в Российской Федерации (4-е место в 1996 году) по среднедушевому объему производимой промышленной продукции, 2-е место (11-е место в 1996 году) по среднедушевому объему розничного товарооборота, 8-е место (16-е место в 1996 году) по доле прибыли в объеме промышленного производства.
Однако в экономике региона, как и в экономике Российской Федерации, остро ощущается недостаток стимулов экономического роста и увеличения эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциала, рационализации размещения производительных сил, реструктуризации экономики, в первую очередь промышленности.
Самарская область является тем регионом, где достаточно внутренних ресурсов и конкурентных преимуществ для активизации экономической деятельности. Необходимо лишь создание механизмов, стимулирующих их использование и поиск рациональных путей их применения.
Основными сдерживающими факторами являются: большая налоговая нагрузка на предприятия, которая не дает эффекта ни для бюджета, ни для производства; сложность налоговой системы; отсутствие действенных механизмов для выхода из кризиса депрессивных отраслей и территорий; отсутствие реального бюджетно-налогового федерализма, дороговизна кредитных ресурсов и т.п.
Для области в настоящее время характерна исключительно высокая инвестиционная потребность, обострение проблемы сбыта из-за высокой стоимости продукции полной технологической готовности, значительное присутствие на территории области федеральных интересов, финансирование которых должно осуществляться из федерального бюджета, незначительная финансовая поддержка из центра.
В регионе, как и в России в целом, наблюдается прогрессирующее ухудшение финансового положения материального производства: норма валовой прибыли сократилась с 26,1% в 1995 году до 14,3% в 1997 году. Падение доходов материального производства имеет преимущественно воспроизводственные причины, в том числе перераспределение добавленной стоимости из производства в потребление.
В то же время в Самарской области присутствуют факторы, определяющие приток инвестиций:
высокая покупательная способность населения;
значительный объем поставок продукции на экспорт;
наличие в регионе привлекательных для инвесторов промышленных объектов, инвестиционных проектов и программ;
выгодное транспортно-географическое положение;
развитая инфраструктура и др.
Самарская область, таким образом, является идеальным полигоном для проведения экономического эксперимента по отработке отдельных инструментов государственного регулирования, обеспечивающих рост инвестиционного потенциала и реструктуризацию экономики области, ее отдельных территорий и отраслей и в конечном счете - достижение устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни населения.
Предлагаемый экономический эксперимент имеет целью ослабление действия сдерживающих факторов, создание условий для экономического роста, расширение прав, полномочий и ответственности субъектов Российской Федерации и на этой основе развитие производительных сил, повышение уровня жизни населения и вклада Самарской области в экономику Российской Федерации.
Возможность проведения такого эксперимента на территории Самарской области определяется накопленным потенциалом идей, инициатив, программ социально-экономического развития региона, создающим условия для экономического роста на принципиально новой основе, сформированной рыночными отношениями и адекватной им экономико-правовой средой, а также политической волей руководства области к достижению устойчивого развития экономики области, построению здоровой, цивилизованной рыночной среды и уверенному вхождению области в мировой рынок. Кроме того, вновь формирующаяся российская экономическая политика должна располагать инструментами, получившими опытно-экспериментальную апробацию на отдельных территориях и практическое подтверждение своей эффективности в условиях российской экономики.
Администрация Самарской области имеет определенный положительный опыт в апробации экспериментальных подходов в управлении развитием экономики и социальной сферы.
В 1993 году Администрация области вышла с инициативой в федеральные органы исполнительной власти о проведении эксперимента по урегулированию взаимоотношений между органами государственной власти Российской Федерации и Самарской области по вопросам денежно-кредитной политики, установления региональных экспортных квот, распределения валютной выручки от экспорта нефти и газа и др.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1361 от 08.08.1993 "О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Самарской области" и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 905 от 09.09.1993 "О мерах по решению неотложных проблем стабилизации экономики, развитию социальной сферы и охране окружающей среды Самарской области", были частично реализованы предложения Администрации области о проведении эксперимента:
при приватизации предприятий федеральной собственности, расположенных на территории Самарской области, пакеты акций 47 предприятий закреплены в федеральной собственности по представлению Администрации области;
в течение 1994 года выделялись региональные экспортные квоты в размере 10% от объема квот предприятий по продукции, отнесенной к товарам, экспорт которых осуществляется по лицензиям;
в 1994 году валютная выручка от экспорта нефти, газа и продуктов их переработки в размере региональной экспортной квоты полностью поступала в валютный фонд Самарской области;
в бюджет области поступали отчисления от акцизного сбора на нефть в размере 50% средств, перечисляемых в федеральный бюджет;
введено 280,5 км автодорог, одним из источников финансирования строительства которых были субвенции и дотации Федерального дорожного фонда Российской Федерации;
разработана региональная программа конверсии предприятий оборонных отраслей промышленности;
с 1 сентября 1995 года области было предоставлено право на открытие единого расчетного счета доходов и расходов федерального бюджета в Управлении федерального казначейства по Самарской области.
По инициативе Администрации области впервые в Российской Федерации был проведен эксперимент по изменению системы выплат государственных детских пособий. Централизация этой системы на базе органов социальной защиты населения позволила полностью ликвидировать задолженность по этому виду пособий в регионе. Полученный опыт был распространен на всей территории России.
Новый эксперимент предусматривает создание экономических условий для высвобождения внутренних ресурсов региональной экономики при сохранении вклада области в экономику Российской Федерации в краткосрочной перспективе и его значительном увеличении в долгосрочной перспективе.
Подход к формированию концепции эксперимента содержит в качестве исходных посылок:
- проведение эксперимента по нескольким направлениям;
- использование различных инструментов государственного воздействия на экономику;
- вовлечение в проведение эксперимента всех уровней власти и управления;
- время действия экспериментальных положений - не менее 5 лет.
Проведение эксперимента предполагается по следующим направлениям:
налоговая политика;
таможенная политика;
государственная поддержка депрессивных территорий;
управление имущественным комплексом области;
использование природно-ресурсного потенциала;
амортизационная политика;
совершенствование механизма предоставления государственных гарантий инвесторам для целей реструктуризации экономики области.
Результатами экономического эксперимента должны стать:
для Российской Федерации в целом и ее субъектов - тиражирование опыта государственного регулирования, обеспечивающего экономический рост; эффективное использование экономического потенциала; реабилитация депрессивных территорий; увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; повышение уровня жизни населения;
для предприятий - достижение экономической эффективности и финансовой устойчивости; обновление производственного потенциала.

1. Цель эксперимента

Цель эксперимента: реструктуризация экономики и рационализация размещения производительных сил, переход к устойчивому развитию Самарской области, новому качеству и уровню жизни населения.
Стратегической задачей органов управления региона определено обеспечение перехода к устойчивому развитию Самарской области путем соединения благоприятных возможностей ее развития (конкурентных преимуществ) с требованиями рыночной экономики и территориального разделения труда.
Предполагается реализовать сценарий опережающего перехода к инновационному типу развития области, ориентированному на реструктуризацию экономики области, рационализацию размещения производительных сил, в первую очередь промышленности.
Реальным путем достижения заявленной цели является использование условий экономического эксперимента, предусматриваемых им преимуществ и новых возможностей, особенностей социально-экономического развития области. Именно на решении задачи реструктуризации экономики должны быть сконцентрированы ресурсы, высвобождаемые в ходе отработки экспериментальных инструментов и механизмов.
Проведение реструктуризации - крайне сложный и длительный процесс, который требует решения проблем экономического, правового, организационного и социального характера.
Задача реструктуризации экономики является многоуровневой и будет осуществлена применительно к производственным комплексам, отраслям и отдельным предприятиям региона.
Проведение реструктуризации возможно с помощью различных подходов:
- разработки и реализации региональной целевой программы реструктуризации промышленного комплекса;
- разработки и реализации комплексного инвестиционного проекта эффективного использования производственных мощностей и реструктуризации промышленных предприятий городов области;
- проведение реструктуризации по индивидуальным проектам отдельных предприятий.
Наиболее значимым представляется проведение реструктуризации Безымянского промышленного узла в г. Самаре, где сконцентрированы крупнейшие предприятия военно-промышленного комплекса и машиностроения. Изначально сложилось, что именно в этом районе сосредоточены более совершенные производственные мощности и резервы инфраструктуры. Результатом кризиса в экономике стало появление большого объема незагруженных производственных мощностей при избытке возможностей инфраструктуры.
Пространственное расположение и отраслевая направленность промышленных предприятий г. Самары позволяют перевести на Безымянку предприятия, расположенные в центральных частях города. Это даст возможность:
поддержать перспективные отрасли и производства;
исключить дублирование отдельных производств;
сконцентрировать вспомогательные и обслуживающие производства;
обеспечить загрузку предприятий Безымянского промышленного узла;
сохранить современное оборудование;
сосредоточить большинство промышленных предприятий в единой зоне, расположенной на окраине города;
перераспределить высвобожденное оборудование в сельские районы и города с низким технологическим уровнем производства;
повысить эффективность использования метрополитена;
высвободить территории в центре города, что позволит использовать их под жилищное строительство, размещение предприятий сферы обслуживания, деловые и торговые центры и т.д.
Осуществление рационализации размещения производительных сил региона направлено на укрепление бюджетно-финансовой базы области, преобразование области в мощный центр высокотехнологичных наукоемких производств, оздоровление экологической обстановки.
При этом основными направлениями становятся дальнейшее развитие аэрокосмического комплекса и автомобилестроения на базе широкого использования новейших технологий, конструкционных материалов и объединения усилии АвтоВАЗа с проектно-конструкторскими службами аэрокомплекса, а также развитие топливной и нефтехимической промышленности. Оно должно осуществляться с учетом экологических требований путем существенного углубления нефтепереработки - внедрения вторичных процессов и расширения поставок углеводородного сырья действующим нефтехимическим предприятиям. Их мощности будут увязаны с масштабами использования внутренних и транзитных источников сырья.
Предполагается расширить кооперацию химической и нефтехимической промышленности с аэрокосмическим комплексом и АвтоВАЗом. Особенно актуальны задачи производства новых конструкционных материалов для изготовления ударопрочных пластмассовых кузовов и обивки для салонов (здесь возможна кооперация с предприятиями других регионов), лаков и красок и др.
Увеличение числа малых предприятий должно осуществляться главным образом в результате реструктуризации крупных предприятий и научно-исследовательских институтов. Увеличение объема продукции малых предприятий производственного профиля должно происходить за счет развития кооперационных связей малых предприятий с крупными предприятиями.
Существенное развитие должна получить рекреационная деятельность. Она может быть ориентирована на конкретные потребности различных групп населения с одновременным восстановлением и сохранением природной среды. Это предполагает развитие в области санаторно-курортного и туристского бизнеса, народных промыслов, ремесел и т.д.
В развитии сельского хозяйства приоритетным должно стать производство продукции по интенсивным технологиям.
При реализации данного сценария Самарская область может стать крупным инновационным регионом - центром производства наукоемкой продукции.
Главное условие, обеспечивающее устойчивость Самарского региона, - это механизм саморегулирования, опирающийся на объективные законы регионального развития.
Главным инструментом саморегулирования выступает экономическая самостоятельность области и хозяйствующих субъектов, расположенных на ее территории. Для эффективного использования этого инструмента органы субъектов Федерации и местного самоуправления должны быть вооружены экономическими рычагами налогово-бюджетной и кредитной политики и надежно защищены законодательством.
Устойчивое развитие области предполагает:
- саморегулирование хозяйственного комплекса области, постоянное совершенствование структуры хозяйства области, адаптацию его к требованиям рынка;
- поддержание экологического равновесия, нормальное воспроизводство природной среды;
- формирование гибкой территориальной организации хозяйства и системы расселения, согласование на этой основе интересов различных сфер экономики и локальных групп населения, переход от автономного развития к взаимодействию городов и поселков.
Исходя из сказанного, следует определить, что стратегической целью развития Самарской области является обеспечение ее устойчивого и эффективного развития в экономическом, социальном, экологическом и территориально-планировочном аспектах.
Достижение этой цели обеспечивается решением задач:
- приоритетного развития инфраструктурного комплекса области;
- эффективного участия в региональном, общегосударственном и международном разделении труда путем структурной перестройки экономической базы области и развития цивилизованных рыночных отношений;
- максимального использования преимуществ внутриобластной экономики путем развития кооперации и разделения труда в пределах области;
- совершенствования территориальной организации области, создания необходимых социальных и экологических условий для нормальной жизнедеятельности ее населения независимо от места жительства и мест приложения труда.
В качестве основных инструментов, обеспечивающих решение перечисленных задач, могут выступить в числе прочих:
передача государственных пакетов акций федеральной собственности в областную собственность;
передача пакетов акций предприятий в областную собственность в счет задолженностей в федеральный и областной бюджеты, государственные внебюджетные фонды;
соединение методов регионального социально-экономического прогнозирования с методами градостроительного проектирования.
Возможность межотраслевого взаимодействия на территории служит одной из благоприятных предпосылок технологических нововведений и инновационного процесса в целом, создания таких эффективных форм территориальной организации, как технополисы, технопарки, инкубаторы малого бизнеса и т.п.
Необходимость государственного регулирования территориального развития определяется тем, что государственное регулирование обеспечивает целенаправленность развития территории с учетом социальных и экологических интересов через стимулирование и целенаправленную поддержку движущей силы развития - экономических интересов.

2. Направления и содержание эксперимента

2.1. Налоговая политика

Эксперимент в этой области подразделяется на 4 самостоятельных направления, каждое из которых имеет свои цели и задачи.
I. направление эксперимента имеет целью усиление роли субъектов Российской Федерации в налоговом регулировании.
II. направление эксперимента имеет целью стимулирование экономического роста методами налоговой политики.
III. направление эксперимента имеет целью упрощение условий налогообложения путем введения единых налогов.
IV. направление эксперимента имеет целью стимулирование инвестиционной деятельности предприятий нематериальной сферы налоговыми методами.

2.1.1. Усиление роли субъектов Российской Федерации в налоговом регулировании

Изучение опыта налогового регулирования и межбюджетных отношений развитых стран мира показывает, что роль регионов в формировании и функционировании налоговых систем этих стран более значительна, чем роль субъектов Российской Федерации в налоговом регулировании российской экономики.
Во-первых, количество налогов, по которым условия налогообложения полностью определяются регионами, значительно больше.
Во-вторых, регионы имеют большие права в формировании условий налогообложения по совместным налогам (т.е. налогам, поступающим во все уровни бюджетов).
В-третьих, в отличие от Российской Федерации доля прямых и косвенных налогов в формировании бюджетов различных уровней в развитых странах мира примерно одинакова.
Необходимость усиления роли субъектов Российской Федерации в налоговом регулировании объясняется также и тем, что степень дифференциации регионов по экономическим условиям, уровню жизни населения, уровню потребления товаров и услуг, производственному потенциалу и многим другим факторам формирования налогооблагаемой базы исключительно высока.
В этих условиях формирование всех условий налогообложения федеральным центром не является рациональным.
Основной идеей этого направления эксперимента является расширение налоговых прав и полномочий субъектов Российской Федерации в пределах тех сумм поступлений от федеральных регулируемых налогов, которые остаются в распоряжении субъекта Российской Федерации.
Регион должен иметь возможность гибко реагировать на изменение экономической ситуации на своей территории методом реактивного управления (принятие решений как реагирование на уже свершившееся событие) и, более того, должен иметь возможность прогнозировать развитие экономической ситуации и влиять на изменение направления этого развития.
Именно такую возможность может предоставить субъекту Российской Федерации его право изменять условия налогообложения по основным налогам, таким как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) организаций, подоходный налог с физических лиц, изменяя налоговые ставки или вводя налоговые льготы категориям плательщиков, имеющим приоритетное значение для экономики региона на данный момент или в перспективе.
Необходимость осуществления субъектом Российской Федерации контроля за использованием его природно-ресурсного потенциала и за экологической ситуацией на его территории, а также финансовая емкость указанных мероприятий приводит к тому, что субъект должен обладать дополнительными полномочиями еще по одному блоку налогов, состоящему из налогов на пользование природными и сырьевыми ресурсами, а также экологического налога.
Таким образом, в рамках эксперимента предлагается:
Ввести понятие регулируемого налога, доходы от которого поступают в различные уровни бюджета, а также определить полномочия по формированию условий налогообложения по таким налогам органов государственной власти соответствующих уровней.
Регулируемыми могут быть федеральные и региональные налоги.
Федеральные регулируемые налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации, где определяются элементы налогообложения, правом на изменение которых обладают органы власти субъектов Российской Федерации. В частности, предлагается в рамках эксперимента предоставить органам власти Самарской области право изменения условий налогообложения доходов физических лиц (подоходного налога) в части:
изменения и дифференциации необлагаемого минимума;
введения льготных ставок налогообложения;
исключения из налогооблагаемой базы некоторых видов социально значимых расходов населения;
смещения шкалы налогообложения.
Региональные регулируемые налоги устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. По аналогии с федеральными регулируемыми налогами Налоговым кодексом Российской Федерации определяются элементы налогообложения, правом на изменение которых обладают органы местного самоуправления субъекта Российской Федерации.
В Налоговом кодексе Российской Федерации определить как федеральные регулируемые следующие налоги и сборы:
налог на добавленную стоимость;
акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
налог на прибыль (доход) организаций;
налог на доходы от капитала;
подоходный налог с физических лиц;
налог на пользование недрами;
налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
лесной налог;
водный налог;
экологический налог.
Региональными регулируемыми налогами и сборами определить следующие:
налог на имущество организаций;
налог на недвижимость;
дорожный налог;
транспортный налог;
налог с продаж;
налог на игорный бизнес.
Кроме того, в рамках эксперимента предлагается ввести в перечень региональных налогов налог на доход, полученный по государственным ценным бумагам, эмитируемым субъектами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на доход, полученный по государственным ценным бумагам, взимаемый на основании положений о налоге на прибыль (доход) организаций, является федеральным независимо от того, кто является эмитентом.
Однако региональные ценные бумаги - инструмент региональной инвестиционной и бюджетной политики. При этом инвестиционная привлекательность различных регионов России сильно варьируется, вследствие чего региону необходим инструмент, регулирующий конкурентоспособность региональных ценных бумаг на фондовом рынке. Таким инструментом, в дополнение к регулированию доходности ценных бумаг, должно стать регулирование правил налогообложения доходов от региональных ценных бумаг.
Предоставление региону права устанавливать условия налогообложения доходов, полученных от региональных ценных бумаг, позволит последним конкурировать с федеральными ценными бумагами, имеющими в настоящее время большую привлекательность.
Это также позволит проводить более гибкую региональную инвестиционную политику путем:
отмены или снижения ставки налогообложения;
дифференциации ставки для различных категорий плательщиков налога.
В силу того что доходность региональных ценных бумаг обеспечивается бюджетом субъекта Российской Федерации, налог на эти доходы и правила налогообложения должны устанавливаться субъектом Российской Федерации.

2.1.2. Стимулирование экономического роста методами налоговой политики

Основная цель этого направления эксперимента состоит в освобождении роста производства от последствий увеличения налоговых отчислений, что позволит увеличить базу собственных финансовых ресурсов предприятий и региона, образованных вследствие прироста объемов производства.
Высвободившиеся ресурсы не могут быть направлены на увеличение фонда потребления.
Предлагаемые по II направлению эксперимента меры по сути являются мерами поддержки сильных, финансово устойчивых предприятий и регионов, уверенных в продолжении экономического роста, имеющих продуманную маркетинговую политику и высококвалифицированных менеджеров. Универсальным критерием отбора таких предприятий для участия в эксперименте является факт отсутствия у предприятий задолженностей по платежам и сборам в бюджеты всех уровней и фонды или наличие у предприятий желания добиться этого путем реструктуризации задолженностей.
В рамках II направления эксперимента предлагается следующее:
Заключение налоговой инспекцией налоговых договоров с предприятиями, не имеющими задолженности по платежам в бюджеты всех уровней по всем налогам и сборам, а также предприятиями, реструктуризировавшими имеющуюся задолженность перед бюджетами и соблюдающими график погашения текущих платежей.
Первый вид налогового договора заключается по тем налогам, налогооблагаемой базой по которым является выручка от реализации продукции (работ, услуг), товарооборот. К таким налогам относятся НДС, акцизы, дорожный налог.
Увеличение выручки происходит за счет двух главных факторов:
роста физического объема производства и продаж;
роста цен на товары и услуги.
Из-под налогообложения выводится прирост выручки, полученный за счет действия первого фактора. Увеличение выручки вследствие действия второго фактора не выводится из-под налогообложения, т.к. фиксированная величина налогового обязательства предприятия устанавливается с учетом индекса - дефлятора (возможна его дифференциация).
Налоговый договор заключается на добровольной основе.
В налоговом договоре оговаривается следующее:
обязательства предприятия перечислять фиксированные суммы налоговых платежей, рассчитанные как объем налоговых поступлений предыдущего года с учетом индекса - дефлятора, с разбивкой по каждому виду налога;
обязательства государства не взимать налоги сверх установленной суммы;
предприятию на сумму полученных средств составить и согласовать с государственным органом целевую программу использования средств;
государству осуществлять контроль за соблюдением целевого характера использования предприятием полученных средств.
Изменение условий эксперимента по годам будет заключаться лишь в корректировке индекса - дефлятора по отношению к базовому году. За базовый принимается прошедший год.
Если предприятие не выполняет условий договора, непоступившие суммы засчитываются как недоимка по соответствующему налогу и уровню бюджета.
На вновь созданных предприятиях, в том числе в результате реорганизации, и не имеющих базу для расчета исходных условий эксперимента эксперимент в течение первого года не проводится.
В результате действия налогового договора предприятие заранее точно знает сумму налоговых отчислений по самым значительным налогам, которую оно должно перечислить в бюджеты всех уровней. Это усиливает финансовую стабильность предприятий и предсказуемость финансовых требований государства.
Для некоторых предприятий, имеющих незначительную задолженность по платежам и сборам, информация о заключении налоговых договоров может послужить стимулом для немедленного погашения задолженности.
Второй вид налогового договора предусматривает отмену налога на прибыль в части прироста налогооблагаемой прибыли по сравнению с базовым годом с направлением средств, остающихся в распоряжении предприятия, на цели, не связанные с потреблением.
В эксперименте участвуют предприятия, не имеющие задолженности в бюджет по налогу на прибыль.
Целью эксперимента является увеличение финансовых ресурсов предприятия, возможность использовать их на дальнейшее развитие производства без значительного снижения поступлений в бюджет по налогу на прибыль.
Расчет налогооблагаемой прибыли производится в общеустановленном порядке в соответствии с нормативными документами с учетом всех льгот и затрат, предусмотренных действующим законодательством.
Уплата налога в соответствующие бюджеты производится на уровне базового года в течение всего периода эксперимента.

2.1.3. Упрощение налогообложения путем введения единых налогов

Анализ поступлений в бюджет налоговых платежей и сборов, а также отчислений во внебюджетные фонды от сельских товаропроизводителей показывает, что они не оказывают существенного влияния на формирование бюджетов области и Российской Федерации в целом. Однако формирование налогооблагаемой базы и порядок исчисления этих платежей значительно затрудняют работу бухгалтерской и экономической служб сельхозтоваропроизводителей.
Эксперимент по введению единого земельного налога на сельхозтоваропроизводителей предполагает признание налогоплательщиками единого земельного налога предприятий, организаций и физических лиц, являющихся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями и производителями сельскохозяйственной продукции, у которых выручка от реализации продукции сельскохозяйственного производства составляет более 70% дохода.
Ставка единого земельного налога рассчитывается на единицу площади сельхозугодий в размере 1-2% от налогооблагаемой базы.
Налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость земли либо при ее отсутствии как нормативная цена земли.
Для предприятий малого бизнеса в целях упрощения налогообложения необходимо установить предельный размер товарооборота, выручки от реализации продукции (работ, услуг), так называемый вмененный доход. Вмененный доход будет зависеть и от видов деятельности, на которые должны быть выданы лицензия или патент. Предприятие малого бизнеса должно заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в приобретенном патенте или лицензии.
Предлагается для отдельных категорий налогоплательщиков из числа субъектов малого предпринимательства ввести систему налогообложения с вмененного дохода.

2.1.4. Налоговые методы стимулирования инвестиционной деятельности

Предприятия медицины, сферы услуг, гостиничного бизнеса, туризма, отличающиеся высокой социальной значимостью и имеющие большую инвестиционную потребность, существующим законодательством приравнены к торгово-закупочным предприятиям и не имеют таких льгот, как предприятия сферы материального производства. Поэтому в рамках эксперимента предлагается при исчислении налога на прибыль как предприятиями сферы материального производства, так и предприятиями нематериальной сферы (кроме предприятий, занимающихся оптовой и розничной торговлей), уменьшать облагаемую прибыль на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений по основному виду деятельности.

2.2. Усиление воспроизводственной функции амортизации и
введение налоговой защиты основного капитала

Настоятельная потребность активизации в инвестиционной сфере наталкивается на несовершенство учетной политики на предприятиях и, прежде всего, на нерешенность вопроса о создании условий для превращения амортизации в инвестиционные ресурсы в рыночной экономике. Принципиальное значение в формировании механизма превращения амортизации в инвестиционные ресурсы имеет то, что издержки, являясь структурообразующим фактором развития, а также их величина, должны формировать условия дальнейшего функционирования экономики предприятия.
Объектом данного эксперимента являются такие неденежные расходы в структуре издержек, как амортизация и калькуляционные проценты на вложенный капитал. Под калькуляционными процентами на вложенный капитал понимаются проценты (ставки отчислений), равные определенной доле ставки рефинансирования, начисляемые на капитал, используемый на пополнение и обновление основных средств предприятия.
Эксперимент предлагается провести на отдельных предприятиях Самарской области.
Содержанием эксперимента являются:
- реорганизация бухгалтерского учета амортизации по методу "кэшфлоу" (cash-flow) и как следствие обеспечение органической связи между учетом и контролем за начислением амортизации и за потоком денежной наличности на предприятии;
- исключение амортизации из суммы выручки при расчете НДС путем введения в бухгалтерский учет такого понятия, как чистая стоимость реализации, что обеспечит налоговую защиту основного капитала;
- установление единой нормы амортизации для примененного основного капитала и нематериальных активов и увеличение норматива амортизационных отчислений с 7 до 20-30%, доведя их таким образом до уровня технически развитых стран;
- исключение из-под налогообложения балансовой прибыли и введение в постбухгалтерию понятия экономической прибыли, понимаемой как сумма балансовой прибыли и амортизации, определит тем самым новую, расширенную базу для принятия управленческих решений при формировании инвестиционных ресурсов предприятия;
- введение налога на прирост фонда потребления, что позволит регулировать долю заработной платы в величине добавленной стоимости и, как следствие, поможет решить проблему инфляции;
- аккумулирование средств, выведенных из-под налогообложения, как часть выручки, равной начисленной амортизации, и сумм, полученных от начисления калькуляционных процентов на вложенный капитал, на отдельных субсчетах предприятия, что предотвратит нецелевое использование данных средств и облегчит контроль за их расходованием.
Для решения этих задач на макроуровне необходимо внесение значительных изменений в налоговое законодательство и изменение ряда положений бухгалтерского учета.
На уровне предприятий необходима реформа учетной политики предприятия, направленная на усиление роли амортизации как источника для обеспечения воспроизводства.

2.3. Совершенствование механизма предоставления
государственных гарантий инвесторам

Самарская область является одним из немногих регионов Российской Федерации, которому присвоен международный кредитный рейтинг ведущими рейтинговыми агентствами "Moody,s" и "Standard end Poor,s", соответствующий рейтингу России, что подтверждает высокую платежеспособность области и ее возможность выступать в качестве самостоятельного гаранта по инвестиционным заимствованиям своих предприятий.
Однако собственных ресурсов Самарской области недостаточно для выхода на те масштабы инвестиционной активности, которые обеспечили бы быстрый и устойчивый рост ее экономики. Одним из главных препятствий является ограниченность бюджетных возможностей области в предоставлении имущественных гарантий участникам инвестиционной деятельности.
Законом Самарской области от 14.04.1998 № 4-ГД "О внешнем долге Самарской области" установлено, что в пределах бюджетного года общий объем всех видов заимствований области не должен превышать 30% доходной части бюджета, а расходы на обслуживание всех видов долговых обязательств - 15% доходной части. В формируемом в настоящее время Бюджете развития Самарской области предусмотрен определенный объем гарантийных обязательств, находящийся в пределах вышеназванных ограничений. Однако при общей потребности области в инвестициях, оцениваемой на уровне 4 млрд. долларов в год, предельный объем внешнего долга явно недостаточен для решения задач реструктуризации и развития экономики региона. Расширение гарантийного фонда, доступного для предприятий области, может быть осуществлено в рамках ежегодно утверждаемого объема государственных гарантий федерального бюджета.
В рамках экономического эксперимента предлагается:
- по согласованию между Правительством Российской Федерации и Администрацией Самарской области закрепить за Самарской областью сумму государственных гарантий Правительства Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов на территории области из средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
- предоставить Администрации Самарской области право проводить конкурсный отбор инвестиционных проектов, реализуемых на территории области, для предоставления государственных гарантий Правительства Российской Федерации отечественным и иностранным инвесторам в пределах суммы государственных гарантий федерального бюджета, закрепленной за Самарской областью;
- разрешить Администрации области устанавливать предельный размер государственных гарантий Правительства Российской Федерации по отдельным категориям инвестиционных проектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1470 от 22.11.1997 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации", но не более 80% от стоимости проекта, в пределах суммы государственных гарантий федерального бюджета, закрепленной за Самарской областью.
Анализ ситуации, складывающейся с финансированием из федерального бюджета федеральных целевых программ, позволяет сделать вывод о невыполнении государством своих обязательств. Вместе с тем существует возможность привлечения на выгодных условиях необходимых источников финансирования таких программ за счет внешних заимствований в мировых финансовых институтах, таких как Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития и др. Привлечение Самарской областью ресурсов за счет указанных займов под гарантии Правительства Российской Федерации позволит осуществить мероприятия, предусмотренные федеральными целевыми программами в соответствии с запланированными сроками, в то время как выплаты по привлеченному кредиту будут распределены на длительное время, что даст возможность снизить нагрузку на федеральный бюджет. Таким образом, в рамках экономического эксперимента предлагается:
- осуществить привлечение займов международных финансовых институтов для реализации на территории Самарской области федеральных целевых программ под гарантию Правительства Российской Федерации с использованием в качестве источника исполнения финансовых обязательств по привлекаемым кредитным ресурсам
средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию в Самарской области федеральных целевых программ.
Рост инвестиционной активности отечественных и иностранных предприятий создаст условия для сохранения устойчивого экономического роста в регионе и обновления производственного потенциала предприятий Самарской области, увеличивая при этом не только налоговые поступления в бюджеты всех уровней, но и количество рабочих мест. Это будет способствовать успешной реструктуризации промышленности области, включая предприятия общероссийского значения. Важно отметить, что реализация предлагаемых мероприятий не только не приведет к потерям федерального бюджета, а, напротив, позволит пополнить его за счет увеличения налоговых поступлений от предприятий Самарской области и станет стимулом для дальнейшего взаимовыгодного совершенствования межбюджетных отношений.

2.4. Таможенная политика

В качестве важнейшего инструмента региональной государственной политики, обеспечивающего защиту и развитие областного производителя, диверсификацию и конверсию оборонных производств, привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест, Администрация области рассматривает таможенное регулирование. Отработка и апробирование региональной модели таможенного регулирования предполагает инициирование расширения использования возможностей, предоставляемых Таможенным кодексом Российской Федерации, как механизмов, не требующих для практической реализации дополнительного юридического (законодательного) и инструктивно-методического обеспечения, так и использования в экспериментальном порядке на территории Самарской области отдельных принципов и элементов, предусмотренных кодексом, но реально не работающих ввиду отсутствия соответствующего законодательства.
Основным содержанием первого направления работы является комплексное применение таможенных режимов, установленных кодексом, по отношению к различным товарам, используемым в одном и том же производственном процессе на различных его этапах.
В экспериментальном порядке признано целесообразным создание на различных участках территории области локальных особых таможенных зон производственного типа с использованием отдельных принципов и элементов режимов свободного склада и свободной таможенной зоны, а также упрощенного порядка таможенного оформления внешнеторговых грузов.
Особенностями таможенного регулирования в локальных особых таможенных зонах производственного типа предлагается установить:
- освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, взимаемых таможенными органами, ввозимого на их территорию иностранного оборудования, материалов и комплектующих для организации производства;
- осуществление выпуска для свободного обращения товаров, произведенных в локальных особых таможенных зонах производственного типа, по принципу определения страны происхождения товаров. Считать товар произведенным в локальной таможенной зоне при условии удовлетворения его критериям достаточной переработки в соответствии с положениями Закона "О таможенном тарифе". Установить, что товар имеет российское происхождение, если величина добавленной стоимости его переработки (обработки) составляет 15-30% и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации. Товар, произведенный в локальной таможенной зоне, при ввозе на остальную территорию Российской Федерации освобождается от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов);
- использование упрощенного порядка таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию локальных особых таможенных зон производственного типа.
Факторами, определяющими необходимость организации локальных особых таможенных зон, являются следующие:
освоение новых технологий;
организация и размещение новых производств, в т.ч. сборочных производств с использованием импортных комплектующих;
диверсификация предприятий ВПК на производство гражданской импортозамещающей продукции, использование их кадрового потенциала для выпуска наукоемкой и ресурсосберегающей продукции, потребительских товаров;
поддержка предприятий агропромышленного комплекса;
привлечение в больших объемах инвестиций, в т.ч. иностранных, в производство товаров;
решение социальных и экологических проблем развития отдельных территорий;
создание новых рабочих мест.
Самарская область располагает благоприятными предпосылками для организации локальных особых таможенных зон, с точки зрения наличия необходимых организационно-технических условий. Локальная особая таможенная зона производственного типа должна быть обустроена специальным образом, исключающим возможность ввоза товаров на территорию зоны, их вывоза с этой территории, помимо таможенного контроля. Таким требованиям удовлетворяют территории промышленных предприятий, в первую очередь оборонных, с их системами охраны и безопасности.
Производственными объектами, реально приемлемыми для создания локальных особых таможенных зон, являются организация сборочного производства автомобилей иностранных моделей на площадке ВАЗа, размещение производства сельскохозяйственной техники на ряде оборонных предприятий для реализации "зернового проекта", реализация других крупных инвестиционных проектов на территории области. Кроме того, считаем возможным и целесообразным использование этого механизма для стимулирования развития производства на депрессивных территориях области. Возможна также организация зон непроизводственного типа, например на площадке строящегося онкологического центра. Таким образом принципы данного таможенного режима будут распространены на ввозимое уникальное медицинское и технологическое оборудование.
В целях активизации внешнеэкономической деятельности, ускорения процедуры таможенного оформления, сокращения времени оборота средств считаем целесообразным ввести в зоне деятельности Самарской и Тольяттинской таможен по согласованию с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации упрощенный порядок таможенного оформления для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности - как перевозчиков, так и производителей - экспортеров и импортеров.
Правовое регулирование таможенного режима свободного склада в настоящее время осуществляется Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1998 № 413 "О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности". Данным документом определены особенности применения таможенного режима свободного склада при производстве средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов.
В целях активизации внешнеэкономической деятельности, развития производственной базы области предлагаем в экспериментальном порядке расширить сферу применения положений Постановления № 413 на территории Самарской области по следующим направлениям:
- распространить действие постановления на другие отрасли, например, производство сельскохозяйственной техники, ввоз высокотехнологичного оборудования для перепрофилирования предприятий ВПК, производство сложной бытовой техники;
- установить следующие критерии для крупных инвестиционных проектов областного значения, на которые распространяются особенности правового регулирования таможенного режима свободного склада:
суммарный объем инвестиций в течение первых 5 лет осуществления проекта составляет не менее 500 млн. рублей,
доля затрат, произведенных на территории Российской Федерации, относимых на себестоимость продукции, по истечении 5 лет составляет не менее 30%;
- предоставить Администрации Самарской области право вносить в Правительство Российской Федерации предложения об учреждении свободного склада для осуществления инвестиционных проектов областного значения, выступать одной из сторон соответствующего инвестиционного соглашения.

2.5. Управление имущественным комплексом Самарской области

Реализация стратегической задачи развития экономики области предполагает формирование оптимальной структуры собственности и производства, повышение эффективности работы и инвестиционной привлекательности предприятий.
В целях совершенствования управления и распоряжения имущественным комплексом области предлагается:
- предоставить Самарской области право проводить реформирование организаций оборонной промышленности посредством преобразования в казенные предприятия Чапаевского завода измерительных приборов. Самарского государственного научно-производственного объединения автоматических систем, государственного предприятия "Самарский завод "Коммунар", федерального Государственного научно-производственного ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс" и приватизации государственного производственного предприятия "Завод им. Масленникова", государственного предприятия "Металлист" (г. Чапаевск), государственного предприятия "Завод "Рейд":
- передать в управление Администрации Самарской области пакеты акций, закрепленные в федеральной собственности, в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Российской Федерации и Администрацией Самарской области;
- осуществлять все сделки с недвижимым имуществом (в том числе при приватизации) на основе его рыночной оценки;
- в целях обеспечения сохранности военного имущества, ускорения процесса его продажи и увеличения поступлений в бюджет передать Администрации Самарской области полномочия по реализации высвобождаемого имущества;
- передать области полномочия по приватизации имущества железной дороги и акционированию хозяйствующих субъектов, выделяемых в процессе ее реструктуризации;
- предоставить Администрации области право распоряжения федеральным имуществом, составлявшим мобилизационные мощности организаций и не включенным в мобилизационные планы в связи с сокращением мобилизационного задания;
- для созданных в процессе приватизации акционерных обществ (в том числе для организаций оборонной промышленности), имеющих закрепленные в федеральной собственности пакеты акций, уменьшить эти пакеты или заменить их на специальное право "Золотая акция".

2.6. Энергетическая политика

Промышленный потенциал Самарской области сформировался на базе дешевой электрической энергии Волжской ГЭС, обеспечившей стремительное развитие энергоемких предприятий химической и нефтехимической отрасли, огромного машиностроительного комплекса Волжского автозавода.
Вывод в 1993 году Волжской ГЭС из состава АО "Самараэнерго" сделал Самарскую область энергодефицитной. При этом электрическая энергия Волжской ГЭС поступает в другие регионы, хотя экологическая нагрузка от ее функционирования остается на Самарской области, которая, по сути, стала не только бюджетным, но и энергетическим донором России.
В процессе осуществления в Самарской области экономических реформ, направленных на развитие рыночных отношений, в ее экономике наметились определенные позитивные тенденции, которые можно существенно укрепить, создав необходимые условия для предприятий - товаропроизводителей.
Одним из таких условий является снижение тарифа на электрическую энергию, так как это позволит существенно уменьшить стоимость и повысить конкурентоспособность продукции предприятий нефтехимической и химической промышленности, металлургии и автомобилестроения.
Учитывая необходимость выполнения Указа Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации о структурной реформе в сфере естественных монополий, а также организационные механизмы решения ключевых задач на региональном и федеральном уровнях, обозначенные в проекте Программы действий по повышению эффективности работы и дальнейшим преобразованиям в электроэнергетике Российской Федерации, предлагается создать в Самарской области объединенную энергетическую компанию в составе РАО "ЕЭС России" на базе двух ее дочерних компаний АО "Самараэнерго" и АО "Волжская ГЭС" с передачей Самарской области права доверительного управления пакетом акций этой компании и оставлять для развития энергетических объектов Самарской области не менее 50% инвестиционной составляющей абонентной платы РАО "ЕЭС России".
В этом случае Администрация Самарской области готова взять на себя ответственность за эффективное использование мощностей объединенной энергетической компании на потребительском рынке электрической энергии (мощности) в регионе, выступить гарантом привлечения инвестиций на реконструкцию Волжской ГЭС и развитие других энергоисточников области.

2.7. Использование природно - ресурсного
потенциала региона

Расширение самостоятельности Самарской области как субъекта Российской Федерации в вопросах распоряжения природно-ресурсного потенциала предполагает отнесение участков недр в пределах территории Самарской области, в том числе содержащих месторождения полезных ископаемых, к участкам недр регионального значения.
В Законе Российской Федерации "О недрах" предусмотрена такая возможность, однако в настоящее время не разработан порядок отнесения участков недр к участкам федерального и регионального значения, но предусмотрена возможность решать не отрегулированные федеральным законодательством вопросы через заключение соглашений между исполнительными органами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Предполагается приложением к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Администрацией Самарской области о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения государственным фондом недр и водными ресурсами утвердить состав ресурсов недр и водных ресурсов федерального значения на территории Самарской области в числе:
уникальных месторождений нефти
с извлекаемыми запасами..................более 300 млн. тонн
крупных месторождений нефти
с извлекаемыми запасами......................30-300 млн. тонн
средних месторождений нефти
с извлекаемыми запасами.......................10-30 млн. тонн
водных ресурсов трансграничных водных артерий, проходящих по
территории Самарской области.

При этом участки недр, не вошедшие в этот перечень, будут отнесены к участкам недр регионального значения (в том числе все нефтяные месторождения Самарской области, кроме Мухановского месторождения нефти).
К наиболее существенным полномочиям в сфере недропользования, которые возникают у региона при отнесении участков недр к участкам регионального значения, относятся:
определение условий и порядка пользования всеми месторождениями полезных ископаемых Самарской области;
определение форм, условий и порядка взимания платы за пользование участками недр регионального значения, включая установление предельных уровней платы по всем группам полезных ископаемых;
определение перечня участков недр регионального значения, использование которых осуществляется на условиях соглашений о разделе продукции;
составление и подписание договоров на условиях раздела продукции с субъектами хозяйственной деятельности при пользовании участками недр регионального значения.
Это позволит органам исполнительной власти Самарской области получить в виде указанных дополнительных полномочий эффективные механизмы установления взаимовыгодных, компромиссных взаимоотношений с вертикально интегрированной структурой, занимающей монопольное положение в сфере нефтедобычи Самарского региона (АО "Нефтяная компания "ЮКОС"). Одновременно с этим при создании необходимых организационных и экономических условий Администрация Самарской области получит реальную возможность использовать право прекращения в применении к недобросовестному недропользователю права пользования участками недр регионального значения с последующим его предоставлением иному недропользователю, в том числе и на условиях раздела продукции.
В результате предлагаемого расширения прав и полномочий Самарской области в вопросах распоряжения и пользования недрами возрастают возможности органов государственной власти Самарской области в формировании рациональных условий освоения природных ресурсов и разработке условий лицензирования на участках недр регионального значения по всем видам полезных ископаемых, в создании собственной финансовой основы для геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы области путем аккумулирования в областном бюджете в полном объеме отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Для достижения целей эксперимента в области использования природно-ресурсного потенциала необходимо осуществить:
отнесение участков недр Самарской области к участкам регионального значения;
создание механизма прекращения права пользования участками недр регионального значения при невыполнении условий лицензионных соглашений с последующим предоставлением права пользования иному недропользователю, в том числе и на условиях раздела продукции;
аккумулирование 100% отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в областном бюджете для реализации территориальных программ воспроизводства минеральных ресурсов.

2.8. Государственная поддержка депрессивных территорий

Наличие в Самарской области территорий, имеющих неодинаковые стартовые условия и потенциал социально-экономического развития, что влечет за собой различие в степени их адаптации к рынку, требует неоднозначного, индивидуального подхода к решению возникающих проблем.
В сложной социально-экономической ситуации находятся города Самарской области с монофункциональным характером экономики. Особенностью этих городов является многочисленность и сложность существующих здесь проблем, связанных в первую очередь с их узкой хозяйственной специализацией: транспортные узлы межрегионального значения с ограниченными промышленными функциями, монопрофильные промышленные центры с истощенными ресурсами, бывшие центры ВПК России; наличие неконкурентоспособных предприятий с неразвитыми производственными связями, высоким уровнем безработицы. Определяющим фактором их развития является сохранение тенденции падения объемов промышленного производства, оказывающее негативное воздействие на важнейшие социально-экономические процессы: ухудшение ситуации на рынке труда, падение доходов и уровня жизни преобладающей части населения, увеличение дефицитности доходной части бюджета, кризис социальной сферы. Все это выразилось в тяжелом кризисе экономической и социальной базы городов.
В таких городах сложился целый комплекс неблагоприятных условий и проблем, требующих для их решения затрат, существенно превышающих усредненные показатели по области (экологическая ситуация, высокий уровень заболеваемости населения, необходимость проведения крупных мероприятий по реструктуризации и техническому перевооружению основных градообразующих объектов, реформе жилищно-коммунальной сферы и др.).
Современная ситуация в этих городах такова, что можно говорить о наличии признаков депрессии и, как следствие, невозможности самостоятельно преодолеть затянувшийся кризис без необратимых деформаций и реализовать свои потенциальные преимущества.
Традиционная в прошлые годы стратегия в отношении проблемных территорий должна кардинально измениться от пассивной прямой государственной поддержки к стратегии активного саморазвития путем разработки и внедрения индивидуальных моделей экономического развития этих территорий.
Необходима отработка механизма поддержки таких территорий на федеральном уровне в виде апробации индивидуальных моделей развития депрессивных территорий (особых экономических зон, специальных программ развития и др.).
В качестве примера и полигона для отработки экспериментальных мер можно избрать г. Чапаевск.
Системный и многоплановый характер кризисных процессов в г. Чапаевске, одном из центров ВПК России с уникальной военнопромышленной специализацией, отличает его не только от всех городов области, но и большинства городов России.
Высокий уровень падения промышленного производства за 1990 - 1997 годы (более 80%) оказал негативное воздействие на важнейшие социально-экономические процессы жизни города.
В городе сложилась кризисная экологическая ситуация, которая является результатом сверхконцентрации на небольшой территории предприятий, технологии которых основаны на химических отходоемких, загрязняющих процессах, а производственные мощности и, соответственно, нагрузка на окружающую среду значительно превышают способность природной территории к самоочищению.
Экологическая ситуация в городе усугублена неблагоприятной территориально-планировочной организацией территории: жилые массивы были построены в непосредственной близости от заводов в пределах их санитарно-защитных зон, город оказался изрезанным магистральными и подъездными железнодорожными путями. В пределах города находится и наиболее неблагоприятный участок акватории р. Чапаевки между средней и защитной дамбами.
В результате активной позиции Администрации области по преодолению кризисных экологических процессов был принят ряд важных документов как на федеральном (Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.1996 № 720 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экологическая реабилитация территории и охраны здоровья населения г. Чапаевска Самарской области"), так и на региональном уровне (в рамках ежегодных региональных экологических программ), направленных на улучшение экологической обстановки в городе. Однако тенденция недостаточного и несвоевременного финансирования федеральных целевых программ негативно сказывается на реализации капиталоемких проектов региона.
Эколого-социальное и экономическое положение города оценивается Администрацией области как особо кризисное и не имеющее собственных потенций к стабилизации и улучшению.
С целью выработки механизма совместной федеральной и региональной поддержки и реабилитации депрессивных территорий, характеризующихся высокой концентрацией ВПК, предлагается создать на территории г. Чапаевска Самарской области в качестве эксперимента особую экономическую зону. В случае достижения поставленных целей опыт использования такого механизма может быть тиражирован для других территорий России со сходными проблемами.
Индивидуальная модель функционирования города должна предусматривать необходимые условия для:
- реформирования и реструктуризации, диверсификации и перепрофилирования промышленных предприятий города;
- расширения экономической базы города за счет непромышленных функций;
- приоритетного развития и поддержки малого предпринимательства;
- развития социальной инфраструктуры;
- улучшения качества жизни населения города.
Для выполнения программы развития особой экономической зоны на территории г. Чапаевска необходима соответствующая нормативная база как на федеральном, так и региональном уровне, определяющая возможные виды преференций и льгот, вводимых на территории города.
На федеральном уровне предлагается введение следующих видов льгот и преференций:
- предоставление правительственных гарантий под проекты конверсионных мероприятий промышленных предприятий города;
- освобождение от налогов на период функционирования особой экономической зоны всех предприятий оборонно-промышленного комплекса, осуществляющих конверсионные мероприятия, в объемах таких мероприятий;
- создание на производственных площадях предприятий города локальных особых таможенных зон производственного типа;
- льготы по федеральным налогам предприятиям малого бизнеса;
- реструктуризация долгов в федеральный бюджет промышленных предприятий города;
- прямое финансирование через Территориальное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Самарской области за счет налоговых сборов и иных платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет:
федеральной целевой программы "Социально-экологическая реабилитация территории и охраны здоровья населения г. Чапаевска Самарской области" (постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.1996 № 720);
мероприятий по сохранению и поддержанию мобилизационных мощностей предприятий города;
оборонных заказов, полученных предприятиями города.
В результате проведения эксперимента ожидается:
- рост объемов производства, диверсификация функционального профиля территории города;
- развитие предприятий малого бизнеса; повышение их вклада в экономику города;
- укрепление финансовой базы города;
- повышение инвестиционной активности;
- повышение качества жизни населения;
- сокращение уровня безработицы, сохранение старых конкурентоспособных и создание новых рабочих мест.

2.9. Создание инфраструктуры рынка ипотечных
ценных бумаг

В настоящее время внебюджетные инвестиции в строительство жилья осуществляются по принципу долевого строительства. Однако такой способ финансирования строительства жилья не может существенно увеличить объемы инвестиций в строительную отрасль.
Назрела необходимость инвестировать не непосредственно в капитальное строительство, а в расширение платежеспособного спроса и, как следствие, в формирование развитого рынка ипотечного кредитования.
В основе ипотечного кредитования лежит принципиальное разделение инвестора (кредитора) и потребителя инвестиций (покупателя жилья).
На базе проведенного детального анализа возможностей организации ипотечного кредитования предлагается модель ипотеки, которая может быть реализована в Самарской области усилиями Администрации области и региональных законодательных органов.
В рамках эксперимента предлагается создание следующей модели рынка ипотечных обязательств:
1. Заемщик получает средства на приобретение недвижимости в объеме и на условиях, определяемых закладной по договору кредитования с банком-кредитором. Банк-кредитор несет ответственность за достаточность обеспечения по закладной (ценовой риск реализации заложенной недвижимости).
2. Банк-кредитор либо финансирует заемщика за счет своих средств, либо обменивает обязательства заемщика (закладные) на обязательства специализированной эмиссионной компании. Эмиссионная компания, действуя от своего имени, но за счет Администрации области в качестве ее агента, выпускает абстрактные долговые ценные бумаги. Объем эмитируемых компанией долговых обязательств соответствует объему передаваемых закладных банками-кредиторами.
3. Обязательства эмиссионной компании поступают на вторичный рынок ипотечных обязательств (на торговую площадку, организуемую по поручению Администрации области на базе кредитного учреждения) для размещения в первую очередь среди физических лиц.
4. Ликвидность и объемы вторичного рынка обеспечиваются специальными маркет-мейкерами, действующими как агенты Администрации области от своего имени и за ее счет.
5. Средства от первичного распространения обязательств компании-эмитента направляются на рефинансирование банков-кредиторов по первичным закладным.
6. Создаются специализированные сберегательно-накопительные организации, позволяющие населению накопить определенные средства на дальнейшее приобретение недвижимости за счет накопленных средств и заемных средств. Средства, переданные населением такой организации, могут размещаться ею только на рынке вторичных ипотечных обязательств (инвестируются в надежные, обеспеченные залогом активы), что стимулирует на начальном этапе вторичный свободный рынок ипотечных ценных бумаг и, создавая дополнительных инвесторов, одновременно формирует рынок потенциальных первичных заемщиков.
В данной модели предполагается существенная роль государства, сводящаяся к следующему:
принятие нормативных актов, определяющих статус и правила обращения ипотечных ценных бумаг;
предоставление налоговых освобождений вложений и доходов инвесторов на ипотечном рынке;
принятие нормативных актов по защите прав залогодержателя по ипотечным кредитам;
введение для банков Самарской области норм размещения части средств обязательного резервирования в Центральном банке Российской Федерации на рынке долговых ипотечных обязательств;
Администрация области через свои уполномоченные организации регулирует параметры вторичного рынка ипотечных ценных бумаг, создавая баланс спроса и предложения заемщиков и инвесторов.
Настоящая модель свободного вторичного рынка ипотечных ценных бумаг ориентирована в первую очередь на население в качестве инвестора. Привлекательность ипотечных ценных бумаг для населения обеспечивается не только гарантиями субъекта Федерации, но и реальным залоговым обеспечением. Такие бумаги вполне способны конкурировать по привлекательности со вкладами в Сбербанк России и государственными ценными бумагами Российской Федерации.
Предлагаемая модель не требует прямого бюджетного финансирования и в случае реализации предполагает достижение следующих результатов:
обеспечение жильем большего числа жителей региона;
стимулирование привлечения средств в развитие строительной отрасли в регионе;
дальнейшее развитие рыночных реформ путем создания современных рыночных инструментов в сфере недвижимости;
повышение благосостояния среднего класса населения России;
увеличение жилищного фонда;
снижение уровня безработицы в регионе.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru