Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 07.09.1998 № 02-26/425
<О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 7 сентября 1998 г. № 02-26/425

Государственная налоговая инспекция по Самарской области направляет для руководства в работе разъяснения, связанные с применением пункта 6 статьи 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.1991 № 2116-1:
Пунктом 6 статьи 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что при налогообложении прибыли не учитывается стоимость объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий, передаваемых в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объектов жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей и подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти (или по их решению специализированным предприятиям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) и органам местного самоуправления, а также передаваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям и организациям органами государственной власти и местного самоуправления союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, в состав которых входят предприятия, основных средств, нематериальных активов, концернами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, в состав которых входят предприятия, основных средств, нематериальных активов, другого имущества и денежных средств на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы.
В связи с применением указанных льгот следует разъяснить понятия: органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
1. Полный перечень федеральных органов государственной власти приведен в п. 1 ст. 11 Конституции РФ:
1) Президент РФ;
2) Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
3) Правительство РФ;
4) Суды РФ.
В соответствии со ст. 110 Конституции РФ Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, а не является совокупностью министерств и ведомств. Следовательно, федеральные органы исполнительной власти РФ (министерства и ведомства) к органам государственной власти не относятся.
Согласно п. 2 статьи 11 государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Статьей 15 Устава Самарской области предусмотрено, что законодательную власть в Самарской области осуществляет Самарская Губернская Дума, а исполнительную власть - Губернатор (Глава Администрации) Самарской области.
Таким образом, органами государственной власти для Самарской области являются:
1) Президент РФ;
2) Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
3) Правительство РФ;
4) Суды РФ.
5) Самарская Губернская Дума;
6) Губернатор (Глава Администрации) Самарской области.
2. В соответствии с п. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов исполнительной власти областей устанавливается субъектами РФ самостоятельно.
Согласно ст. 15 Устава Самарской области исполнительную власть в Самарской области осуществляется Губернатор (Глава Администрации) Самарской области, возглавляющей Администрацию области. Администрация Самарской области осуществляет полномочия органов государственной власти, не отнесенные к полномочиям Самарской Губернской Думы.
Устав Самарской области не предусматривает иных органов исполнительной власти Самарской области, кроме вышеуказанных.
В связи с этим для осуществления полномочий, перечисленных в ст. 102 Устава Самарской области, Администрация Самарской области вправе определять свою структуру, создавать структурные подразделения, передавать им соответствующие полномочия и др.
Однако созданные Главой Администрации Самарской области структурные подразделения не являются самостоятельными органами исполнительной власти, поскольку они представляют собой части единого исполнительного органа, предусмотренного Уставом Самарской области - Администрации Самарской области.
Следовательно, осуществление функций по приему и передаче имущества, фактически выполняемых соответствующими структурными подразделениями Администрации Самарской области, должно оформляться постановлением Губернатора (Главы Администрации) или его заместителей.
В соответствии с п. 2 ст. 77 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Однако территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, функционирующие на территории субъекта Федерации, не входят в систему органов исполнительной власти субъекта РФ.
Таким образом, система органов исполнительной власти Самарской области состоит из:
- Губернатора (Главы Администрации) Самарской области;
- Администрации Самарской области.
3. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, часть поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборочные органы местного самоуправления.
Статьей 14 названного Закона предусмотрено, что к органам местного самоуправления относятся выборочные органы, образуемые в соответствии с данным Законом, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, а также другие органы, предусмотренные уставами муниципальных образований.
Согласно ст. 17 указанного Закона уставами муниципальных образований определяются наименование органов местного самоуправления и их должностных лиц, порядок формирования органов местного самоуправления, компенсация, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и др.
Таким образом, вопросы принадлежности органа, принимающего или предоставляющего имущество, к органам местного самоуправления необходимо решать в каждом конкретном случае на основании устава муниципального образования.
Так, в соответствии со ст. 6.1. Устава г. Самары система органов городского самоуправления включает в себя:
- Самарскую городскую Думу - выборочный представительный орган городского самоуправления;
- Главу города Самары - выборочное должное лицо, которое возглавляет систему органов городского самоуправления;
- Администрацию г. Самары (включающую администрации городских районов) - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления.
Согласно ст. 9.1. Устава в состав Администрации г. Самары входят:
- аппарат Администрации города;
- структурные подразделения (департаменты, управления, отделы, комитеты);
- администрации районов города.
Администрации городских районов действуют от имени городского сообщества в качестве территориальных подразделений городской администрации, являющихся юридическими лицами (ст. 6.1. и 9.5. Устава).
Однако необходимо отметить, что в соответствии с п. 6 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" льготы по налогообложению представляются только органам местного самоуправления. Структурные подразделения Администрации города (департаменты, управления, отделы, комитеты), а также администрации районов города органами местного самоуправления не являются, права на льготы на них не распространяются.
В целях соответствия условиям предоставления вышеуказанных льгот получение и передача имущества должны осуществляться на основании решения, постановления или распоряжения
- Самарской городской Думы;
- Главы г. Самары;
- Глава администрации г. Самары.
Аналогичный подход к определению органов местного самоуправления следует распространить и на города Самарской области.
В районах Самарской области к органам местного самоуправления относятся администрации районов и главы администрации районов.
В связи с вышеизложенным рассмотрим несколько конкретных примеров.
1. Акционерное общество передает объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения в счет задолженности перед местным бюджетом на баланс одной из служб муниципалитета.
При решении вопроса о предоставлении льготы по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" следует руководствоваться письмом госналогслужбы Российской Федерации от 30.08.1996 № ВГ-6-13/616(вопрос - ответ 17).
Согласно указанному письму порядок реализации имущества должника в счет погашения недоимки по налогам установлен пунктом 10 Положения о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках (утверждено Госналогслужбой России 25 мая 1994 г. № ВГ-4-08/57Н, Департаментом налоговой полиции России 26 мая 1994 г. № СА-584, Минфином России 25 мая 1994 г. № 58, зарегистрировано в Минюсте России 24 июня 1994 г. № 609).
Реализация имущества должника в счет погашения недоимки по налогам отражается в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке по счету 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", где по дебету отражаются также расходы, связанные с выбытием имущества, а по кредиту - сумма погашаемой недоимки.
Отрицательный результат (после зачета недоимки) по указанным счетам для целей налогообложения не учитывается, а полученные доходы облагаются в установленном порядке.
Описанная ситуация не отвечает требованиям предоставления льготы согласно п. 6 ст. 2 Закона о налоге на прибыль, поэтому акционерное общество не может воспользоваться льготой на прибыль при передаче объектов соцкульбыта или жилищно-коммунального назначения в счет погашения недоимки на баланс одной из служб муниципалитета.
2. Безвозмездная передача объектов соцкульбыта и жилищно-коммунального назначения, вошедших в уставный капитал ОАО, ООО на баланс одной из служб муниципалитета.
Пунктом 6 статьи 2 Закона о налоге на прибыль предусмотрена безвозмездная передача объектов жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей и подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти (или по их решению специализированным предприятиям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) и органам местного самоуправления.
Для предоставления льготы кроме соглашения между предприятием и органом местного самоуправления (или его специализированной службы) о безвозмездной передаче объекта должно быть решение учредителей (участников) о такой передаче. Льгота по налогу на прибыль предоставляется только при наличии указанных документов.
3. Приобретение муниципалитетом объектов соцкульбыта и жилищно-коммунального назначения у ОАО, ООО и передача их на баланс одной из специализированных служб своего ведомства.
Например, районная (городская) администрация приняла решение о выделении денежных средств на приобретение оборудования для школы у акционерного общества. На основании этого решения райфинотдел перечислил в АО денежные средства с указанием в платежном поручении, что денежные средства перечисляются за школу по решению районной администрации. В описанной ситуации льгота на имущество будет предоставлена школе (если она является самостоятельным плательщиком по налогу на прибыль). В описанной ситуации льгота на имущество будет предоставлена школе (если она является самостоятельным плательщиком по налогу на прибыль).
У акционерного общества должна быть отражена реализация оборудования, налогообложение - в общеустановленном порядке.
4. Передача объектов соцкульбыта и жилищно-коммунального назначения на баланс муниципальным службам в счет задолженности перед этими службами.
В данном случае льгота по налогу на прибыль не предоставляется ни предприятию, ни муниципальным службам, поскольку описанная ситуация есть, ни что иное, как бартерная операция, а не безвозмездная передача.
5. Передача имущества между муниципальными предприятиями (учреждениями).
Поскольку муниципальные предприятия являются только балансодержателями имущества, принадлежащего администрации, то безвозмездная передача имущества между ними должна производится только по решению районной администрации. Если передача производится по балансовой стоимости, то объекта обложения ни у одной из сторон не возникает.
6. Передача имущества муниципалитетами муниципальным предприятиям (учреждениям).
Согласно п. 6 ст. 2 Закона о налоге на прибыль при налогообложении прибыли не учитываются безвозмездно передаваемые органами местного самоуправления предприятиям, учреждениям и организациям основные средства, нематериальные активы, другое имущество и денежные средства на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы.
Таким образом, единственным условием предоставления льготы по налогу на прибыль является то, что передаваемое безвозмездно имущество от районной администрации муниципальному предприятию должно быть направлено на развитие их собственной производственной и непроизводственной базы в виде капитальных вложений.

Первые заместитель
начальника инспекции
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А.ЗУБКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru