Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 28.12.1998 (ПРОТОКОЛ № 17)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

КОЛЛЕГИЯ

РЕШЕНИЕ
от 28 декабря 1998 г. Протокол № 17

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Заслушав и обсудив предложения заместителя начальника Главного управления Вяловой Т.И. по Концепции развития сестринского дела в Самарской области и по плану ее реализации, коллегия решила:
1. Утвердить:
1.1. Концепцию развития сестринского дела в Самарской области (приложение № 1).
1.2. План реализации Концепции развития сестринского дела в Самарской области (приложение № 2).
1.3. Положение о проблемной комиссии по сестринскому делу в целях социальной поддержки наиболее одаренных студентов медицинских колледжей и училищ области (приложение № 3).
2. Установить стипендию Главного управления здравоохранения Администрации области за отличную учебу, успехи в учебно-исследовательской работе, имеющей прикладное значение, в соответствии с положением (приложение № 4).
3. Руководителям органов и учреждений здравоохранения, директорам образовательных медицинских учреждений:
3.1. Наметить план действия по реализации Концепции развития сестринского дела в городах и районах области.
3.2. Представить информацию о проделанной работе в Главное управление здравоохранения к 1 марта 1999 года.
4. Просить ректора Самарского государственного медицинского университета Котельникова Г.П. организовать участие соответствующих кафедр в осуществлении реализации Концепции развития сестринского дела в Самарской области.
5. Рекомендовать Самарской региональной общественной организации медицинских сестер (Косарева Н.Н.) руководствоваться Концепцией развития сестринского дела в Самарской области.
6. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителя начальника Главного управления Вялову Т.И.

Председатель коллегии
Главного управления
Р.А.ГАЛКИН





Приложение № 1
к решению коллегии
Главного управления здравоохранения
Администрации Самарской области
от 28 декабря 1998 г. Протокол № 17

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Пояснительная записка

Состояние проблемы и обоснование
необходимости ее решения

Концепция развития сестринского дела в Самарской области разработана в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31 декабря 1997 года № 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации", резолюцией Первого Всероссийского съезда средних медицинских работников.
В настоящее время происходит ухудшение демографических показателей, состояния здоровья населения в результате неблагоприятного влияния социально-экономических, политических и экологических факторов.
Повышение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не могут обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью.
В сложившейся ситуации сестринский персонал, составляющий самую многочисленную категорию работников здравоохранения, и предоставляемые им услуги рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной, приемлемой и экономически эффективной медицинской помощи.
Проводимая реформа сестринского образования дала конкретные результаты. Создана многоуровневая система подготовки сестринских кадров, повышено качество профессионального образования. Три медицинских колледжа и шесть медицинских училищ осуществляют ежегодный выпуск более 1000 специалистов сестринского дела. Введены государственные образовательные стандарты. Более 200 специалистов получили высшее сестринское образование в Самарском государственном медицинском университете по дневной, вечерней, очно-заочной формам обучения. 85% из них трудятся в лечебно-профилактических и образовательных учреждениях.
Сформирована система последипломной подготовки сестринского персонала, позволяющая обеспечить прохождение усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.
Функционирует училище повышения квалификации, в 7 из 9 медицинских колледжах и училищах области открыто отделение повышения квалификации. Это позволяет ежегодно осуществлять последипломную подготовку более 7 тыс. человек. До 42 возрос процент аттестованных на квалификационную категорию. 20% специалистов имеют сертификат.
В то же время практическое здравоохранение не в полной мере использует имеющийся потенциал специалистов сестринского дела. Обеспеченность сестринским персоналом на 10 тыс. населения за последние 7 лет уменьшилась с 108,3 до 102,1. Сохраняется значительный кадровый дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом, продолжается отток квалифицированных сестринских кадров из учреждений здравоохранения.
Кадровая ситуация сопровождается двумя взаимосвязанными негативными процессами: во-первых, происходит увеличение во врачебной деятельности медицинских услуг, которые могут и должны осуществляться сестринским персоналом; во-вторых, принижается роль сестринского персонала. Соотношение врач/медсестра изменилось с 1:3 в 1975 году до 1:2,3 в 1997 году. Это говорит о негативных тенденциях в использовании квалифицированных кадров.
Основные понятия, используемые в Концепции:
Сестринское дело - это составная часть системы здравоохранения, направленная на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения в меняющихся условиях окружающей среды. Сестринское дело включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психо-социальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и (или) психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп.
Сестринский персонал - это работники, имеющие медицинское образование по специальностям "сестринское", "акушерское", "лечебное дело" (квалификация "фельдшер") и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке.

Организация внедрения и контроль за ходом реализации
Концепции

Организация внедрения и контроль за реализацией Концепции осуществляет Главное управление здравоохранения Администрации Самарской области совместно с Самарской региональной общественной организацией медсестер.

Содержание Концепции

Введение

Постановлением Правительства РФ от 05.11.1997 № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" предусмотрено осуществление в отрасли реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений.
Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское и высшее сестринское образование и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.
Основными задачами Концепции являются:
- создание оптимальных условий для развития сестринского дела;
- повышение эффективности использования кадровых ресурсов;
- развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи;
- совершенствование системы подготовки и использования сестринских кадров;
- обеспечение качества сестринской помощи населению;
- совершенствование системы управления сестринскими службами;
- повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии;
- обеспечение социальной защищенности сестринского персонала;
- содействие развитию Самарской региональной общественной организации медсестер.
Реализация Концепции основана на следующих принципах:
- профилактическая направленность, укрепление здоровья и повышение качества жизни;
- эффективное использование трудовых, материальных и экономических ресурсов;
- обеспечение качества сестринской помощи населению;
- активное участие населения в решении вопросов здравоохранения.

I. Основные направления деятельности
сестринского персонала

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения Самарской области (далее - Концепцией) основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи, ориентированными на переход к менее затратным технологиям, являются развитие первичной медико-санитарной помощи и перераспределение части объемов помощи из дорогостоящего стационарного сектора в амбулаторный.
Первичная медико-санитарная помощь становится основным звеном при оказании населению медицинской помощи. Особая роль при этом отводится развитию общей практики/семейной медицины.
Реорганизация стационарного сектора, ориентированная на сокращение длительности госпитального этапа, предусматривает распределение коечной мощности в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса и уровня сестринского ухода.
Деятельность сестринского персонала характеризуется большим разнообразием и включает как проведение высокотехнологичных клинических вмешательств, так и оказание широкого спектра услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи. Значительны также и колебания в степени самостоятельности медсестер при оказании медицинской помощи, принятии решений и выборе тактики действий.
В соответствии с установленными Концепцией приоритетами необходимо обеспечить развитие и совершенствование деятельности сестринского персонала в следующих направлениях:
- первичная медико-санитарная помощь с акцентом на профилактическую работу;
- лечебно-диагностическая помощь, в том числе обеспечение интенсивного стационарного лечения и ухода;
- реабилитационная помощь и медико-социальная помощь хронически больным, старикам и инвалидам;
- медико-социальная помощь инкурабельным больным и умирающим (обеспечение паллиативной и хосписной помощи).
Особая роль сестринского персонала в условиях первичной медико-санитарной помощи заключается в использовании современных технологий профилактики, в том числе по формированию медицинской активности населения.
Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении населения, по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений и несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и безопасное материнство.
На сестринский персонал возлагается обязанность обеспечить обучение населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными и нетрудоспособными лицами, что позволит облегчить решение ряда медико-социальных проблем силами населения и самих пациентов, а также повысить эффективность деятельности специальных служб в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Требуется расширить участие сестринского персонала в новых организационных формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, консультативно-диагностических службах и службах ухода на дому.
Обеспечение доступности медицинской помощи сельскому населению требует сохранения сети ФАПов. Необходимо принятие мер по улучшению материально-технического обеспечения ФАПов и здравпунктов, развитию передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи с широким привлечением сестринского персонала.
Возрастает потребность в кадрах, умеющих работать на современной медицинской аппаратуре, обеспечивающих мониторинг состояния пациента, владеющих сестринским процессом, основами психологии, обеспечивающих всесторонний комплексный уход и реабилитацию пациента.
Сокращение длительности госпитального этапа предусматривает интенсификацию сестринского процесса в стационаре.
Следует распространить практику ведения планов сестринского ухода и документирования деятельности сестринского персонала.
Подлежит перепрофилированию часть дорогостоящих стационарных коек в сестринские (отделения и дома сестринского ухода) для оказания долговременной помощи хронически больным, старикам и инвалидам. Эти меры позволят сократить затраты при сохранении объемов и качества предоставляемой населению медико-социальной помощи.
Требует дальнейшего развития и совершенствования служба патронажной помощи, разнообразных видов помощи на дому.
Необходимо принятие действенных мер по развитию паллиативной и хосписной помощи.
Определяющая роль в организации всех направлений деятельности сестринского персонала принадлежит руководителям сестринских служб различных уровней, начиная со старших сестер отделений лечебно - профилактических учреждений и кончая главными специалистами по сестринскому делу органов управления здравоохранением.
Развитие и совершенствование основных направлений деятельности сестринского персонала должно сопровождаться научным обеспечением. Кроме того, для успешной реализации намеченных направлений должна быть четко продумана и обеспечена система взаимодействия и сотрудничества сестринского персонала с врачами, другими специалистами и службами.

II. Совершенствование организации работы
сестринского персонала

В условиях децентрализации системы здравоохранения, развития рыночных отношений и бюджетно-страховой медицины качество и безопасность медицинской помощи, эффективность предоставляемых населению медицинских услуг в значительной степени зависят от организации и системы управления медицинской помощью. Требует совершенствования система управления сестринскими службами на всех уровнях с рациональным распределением задач и полномочий сестер - руководителей, начиная с главного специалиста по сестринскому делу Главного управления здравоохранения области и кончая старшей сестрой отделения учреждения здравоохранения.
Повышению качества сестринской помощи будет способствовать осуществление комплекса мероприятий по стандартизации, лицензированию, аккредитации и сертификации.
Разработка и внедрение стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала должны обеспечить четкую организацию работы сестринских служб.
С целью рациональной организации работы и оценки качества оказываемой сестринским персоналом помощи потребуется компьютеризация учреждений здравоохранения и создание соответствующих информационно-аналитических систем.
Культура сестринского дела, этические нормы поведения, уважение прав пациента должны стать основой профессиональной деятельности сестринского персонала во всех ее организационных формах.

III. Совершенствование кадровой политики

Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходимо совершенствовать системы планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки и занятости, сертификации и аттестации сестринского персонала.
Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом требует существенной корректировки кадровой политики.
В этой связи необходима реорганизация системы планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение врач/сестринский персонал в сторону увеличения последнего, с передачей сестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами.
Важнейшими направлениями кадровой политики должны стать формирование научно обоснованных подходов к расчету потребности, планированию, подготовке и использованию сестринского персонала, обеспечения рационального соотношения и взаимодействия с другими работниками здравоохранения и обеспечения системы социально-экономического стимулирования кадров.
Особое внимание следует уделить совершенствованию системы сертификации и аттестации, позволяющей обеспечить соответствующий уровень профессиональной готовности и квалификации специалистов, гарантирующие качество предоставляемых населению медицинских услуг. Следует сформировать банк унифицированных тестовых заданий для совершенствования сертификации и аттестации в соответствии с номенклатурой специальностей.
Совершенствованию кадровой политики будет также способствовать:
- повышение гарантий социальной защиты;
- обеспечение перспектив профессионального роста;
- регулирование системы оплаты труда специалистов с учетом уровня образования, сложности, объемов и качества оказываемой помощи;
- обеспечение безопасных и благоприятных условий труда.
Система оплаты труда сестринского персонала должна предусматривать распределение коллективного заработка между работниками с учетом количества, качества и конечных результатов труда в соответствии с коэффициентом трудового участия. Обеспечение в оплате труда коллективной и личной заинтересованности в достижении высоких конечных результатов работы. В области обеспечения охраны труда сестринского персонала необходимо:
- комплекс мероприятий по безопасности труда в учреждениях здравоохранения. При проведении аттестации рабочих мест сестринского персонала обратить особое внимание на воздействие вредных производственных факторов;
- проводить обучение по вопросам охраны труда руководителей и сестринского персонала учреждений здравоохранения, студентов медицинских колледжей и училищ области.

IV. Совершенствование профессионального образования и
развитие научных исследований в сестринском деле

В основе формирования качественно нового уровня сестринской помощи населению лежит совершенствование профессиональной подготовки, развитие научных исследований в области сестринского дела и использование их результатов в практическом здравоохранении.
Требования к квалификации, аттестации и сертификации сестринского персонала являются основой для создания профессионально-образовательных программ подготовки и последипломного образования кадров в соответствии с классификатором специальностей в системе здравоохранения.
Система профессионального образования должна обеспечить дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей населения и рынка услуг и гарантировать соответствующую квалификацию и компетентность в решении профессиональных задач.
Создание и развитие государственной системы многоуровневой подготовки сестринских кадров является важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи населению. Система включает четыре профессионально - образовательных уровня, каждому из которых соответствует обязательный минимум содержания и продолжительности подготовки по специальности (Государственный образовательный стандарт):
- базовый (основной) уровень в колледжах и училищах;
- повышенный (углубленный) уровень в колледжах;
- высшее сестринское образование в вузах;
- послевузовское образование (интернатура, ординатура и аспирантура).
Необходимо обеспечить преемственность и интеграцию между всеми уровнями подготовки кадров.
Базовый уровень образования соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям.
Повышенный уровень образования должен обеспечить подготовку квалифицированных специалистов сестринского дела, имеющих углубленную клиническую подготовку, знания в области экономики, законодательства, психологии, управления и организации здравоохранения.
Специалисты, имеющие повышенный уровень образования, должны обеспечить замещение должностей старших медицинских сестер.
Необходимо осуществлять подготовку научных, педагогических и управленческих кадров на факультете высшего сестринского образования Самарского государственного медицинского университета, максимально приблизив ее к потребностям практического здравоохранения. Зачисление на факультет проводить специалистов сестринского дела со стажем работы не менее 3 лет по заявкам лечебно-профилактических и образовательных учреждений. Специалисты, имеющие высшее сестринское образование, должны замещать преимущественно должности заместителей главных врачей по организации работы сестринского персонала, главных медицинских сестер, преподавателей образовательных медицинских учреждений.
Послевузовское образование в интернатуре, ординатуре и аспирантуре необходимо проводить с обязательной ориентацией на клиническую практику.
Совершенствование профессионального образования предусматривает развитие педагогических технологий и учебно-методического обеспечения специалистов по всем уровням и формам обучения. Необходимо обеспечить условия для повышения квалификации и получения более высокого уровня образования работающим без отрыва специалистам.
Содержание профессионально-образовательных программ всех уровней должно гибко реагировать на потребности населения и рынка медицинских услуг.
Следует распространить практику формирования целевых заказов на подготовку специалистов с заключением соответствующих договоров с учебными заведениями и абитуриентами.
Обеспечение качества подготовки специалистов в значительной степени состоит в решении проблем материально-технического и учебно-методического обеспечения, укомплектованности образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами и создании современных учебных баз практики, соответствующих основным направлениям развития амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.
В связи с этим требуется принятие действенных мер по поддержке государственной системы профессионального сестринского образования, подготовке и повышению квалификации педагогических и административно-управленческих кадров, созданию и распространению учебной литературы, развитию информационных систем и обеспечению доступа к базам данных, а также повышению ответственности базовых учреждений здравоохранения за практическую подготовку сестринского персонала.
Необходимо совершенствовать систему итоговой государственной аттестации выпускников медицинских образовательных учреждений в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. В международных отношениях в сфере подготовки сестринских кадров следует:
- развивать работу по заключению международных соглашений о сотрудничестве образовательных учреждений, стажировке и подготовке специалистов за рубежом по принципу обмена.
Основными задачами научных исследований в сестринском деле являются:
- разработка научных подходов к развитию и совершенствованию сестринского дела;
- разработка обоснованных норм, критериев и стандартов сестринской практики;
- разработка новых форм организации и методов работы сестринского персонала;
- апробация эффективности экспериментальных моделей сестринской практики.
Развитие научных исследований в области сестринского дела должно осуществляться на основе следующих принципов:
- интеграция с исследованиями в других областях медицинской науки;
- формирование прочных связей между наукой, практикой и образованием;
- содействие развитию самостоятельности сестринской практики;
- создание постоянно действующего мониторинга научных исследований, проведение экспертизы научных программ и обеспечение этического контроля за исследованиями.
Функции по определению и координации важнейших направлений развития научных исследований в области сестринского дела должна осуществлять проблемная комиссия по сестринскому делу Главного управления здравоохранения Администрации области.

V. Развитие Самарской региональной общественной
организации медсестер

Важная роль в развитии сестринского дела принадлежит Самарской региональной общественной организации медсестер (далее - общественная организация). Необходимо обеспечить ее эффективную поддержку на всех уровнях. Пропагандировать деятельность в средствах массовой информации, профессиональных газетах и журналах.
Следует активнее привлекать представителей общественных организаций к обсуждению актуальных проблем здравоохранения и сестринского дела, разработке нормативно-распорядительной документации, регламентирующей деятельность сестринского персонала, работе лицензионных, сертификационных и аттестационных комиссий.
Большое значение для развития Общественной организации имеет сотрудничество с Межрегиональной ассоциацией медицинских сестер и международными сестринскими организациями, с профессиональными медицинскими организациями, а также общественными непрофессиональными организациями, выступающими за обеспечение здоровья населения, защиту профессиональных прав и интересов работников здравоохранения.

Начальник Главного управления
Р.А.ГАЛКИН





Приложение № 2
к решению
коллегии Главного управления
здравоохранения Администрации Самарской области
от 28 декабря 1998 г. Протокол № 17

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

   -----------------------------------T-------------------------T-------------T-------------------¬

¦ Наименование раздела ¦ Исполнитель ¦ Срок ¦ Ответственные ¦
¦ ¦ ¦ реализации ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦I. Основные направления деятельности сестринского персонала ¦
+----------------------------------T-------------------------T-------------T-------------------+
¦1. Осуществить комплекс мероприя-¦Руководители ЛПУ, Проб-¦1999-2001 гг.¦Главное управление ¦
¦тий по внедрению профессиональных¦лемная Комиссия, Самарс-¦ ¦здравоохранения ¦
¦стандартов деятельности медицинс-¦кая региональная обществ.¦ ¦(ГУЗО) ¦
¦ких сестер ¦организация медсестер (в¦ ¦ ¦
¦ ¦дальнейшем - общественная¦ ¦ ¦
¦ ¦организация медсестер),¦ ¦ ¦
¦ ¦руководители мед. образо-¦ ¦ ¦
¦ ¦вательных учреждений ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦2. Разработать и использовать в¦МИАЦ, общественная орга-¦ 2000 год ¦МИАЦ, руководите- ¦
¦практическом здравоохранении и¦низация медсестер, меди-¦ ¦ли медицинских ¦
¦учебном процессе компьютерную¦цинские колледжи, руково-¦ ¦образовательных ¦
¦программу по ведению унифицирован-¦дители ЛПУ ¦ ¦учреждений, руко- ¦
¦ной документации специалистов¦ ¦ ¦водители ЛПУ, ¦
¦сестринского дела ¦ ¦ ¦главные специали- ¦
¦ ¦ ¦ ¦сты ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦3. Провести аттестацию и рациона-¦Руководители ЛПУ, главные¦1999-2000 гг.¦Руководители орга- ¦
¦лизацию рабочих мест специалистов¦внештатные специалисты по¦ ¦нов управления ¦
¦сестринского дела в соответствии с¦сестринскому делу ¦ ¦здравоохранения, ¦
¦требованиями стандартов профессио-¦ ¦ ¦руководители ЛПУ, ¦
¦нальной деятельности. Оснастить¦ ¦ ¦общественная орга- ¦
¦рабочие места компьютерами, средс-¦ ¦ ¦низация медсестер ¦
¦твами малой механизации и прочим¦ ¦ ¦ ¦
¦технологическим оборудованием ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦4. Систематически повышать инфор-¦Главные внештатные и¦1 раз в квар-¦Руководители ЛПУ, ¦
¦мированность медсестер в научных,¦штатные специалисты орга-¦тал ¦главный специалист ¦
¦диагностических, лечебных, техно-¦нов и учреждений здраво-¦ ¦по сестринскому ¦
¦логических аспектах здравоохране-¦охранения. Методисты ме-¦ ¦делу ГУЗО, общест- ¦
¦ния, используя традиционные и но-¦дицинских образовательных¦ ¦венная организация ¦
¦вые формы: дни специалиста, элект-¦учреждений ¦ ¦медсестер ¦
¦ронные справочники, методические¦ ¦ ¦ ¦
¦бюро, профессиональные обзоры и¦ ¦ ¦ ¦
¦т.д. Накапливать фундаментальную¦ ¦ ¦ ¦
¦отечественную и периодическую ли-¦ ¦ ¦ ¦
¦тературу по вопросам сестринского¦ ¦ ¦ ¦
¦дела для использования их в прак-¦ ¦ ¦ ¦
¦тике ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦5. С целью дифференцированного¦Руководители ЛПУ, главные¦1999-2000 гг.¦Главный внештат- ¦
¦подхода к уровню и виду сестринс-¦специалисты по сестринс-¦ ¦ный специалист по ¦
¦кой услуги сформировать структур-¦кому делу ¦ ¦сестринскому делу ¦
¦ные подразделения ЛПУ: ¦ ¦ ¦ГУЗО, руководители ¦
¦- отделения сестринского ухода ¦ ¦ ¦органов здравоохра-¦
¦- палаты интенсивного ухода ¦ ¦ ¦нения ¦
¦- отделения патронажа и реабилита-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ции ¦ ¦ ¦ ¦
¦- хосписы ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦6. Провести мониторинг прогнозиро-¦Общественная организация¦По мере не- ¦Главный внештат- ¦
¦вания, планирования видов меди-¦медсестер ¦обходимости ¦ный специалист по ¦
¦цинских услуг для населения ¦ ¦ ¦сестринскому делу ¦
¦ ¦ ¦ ¦ГУЗО. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦7. Внедрить экспериментальную мо- ¦Проблемная Комиссия, ди- ¦ 1999 год ¦Главный внештат- ¦
¦дель оценки качества сестринской¦ректора Самарского, Сыз-¦ ¦ный специалист по ¦
¦услуги населению ¦ранского колледжей, Ново-¦ ¦сестринскому делу ¦
¦ ¦куйбышевского медицинско-¦ ¦ГУЗО; руководители ¦
¦ ¦го училища, главные спе-¦ ¦мед. образователь- ¦
¦ ¦циалисты по сестринскому¦ ¦ных учреждений, ¦
¦ ¦делу ¦ ¦обществ. организа- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ция медсестер ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦8. Внести предложения по нормиро-¦Проблемная Комиссия, об-¦1999-2000 гг.¦Руководители ЛПУ, ¦
¦ванию нагрузки на специалистов¦щественная организация¦ ¦главные специали- ¦
¦сестринского дела в зависимости от¦медсестер, главные специ-¦ ¦сты сестринского ¦
¦специальности и вида медицинской¦алисты по сестринскому¦ ¦дела ¦
¦услуги ¦делу ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦9. Планировать и проводить работу¦Руководители органов и¦ Постоянно ¦Главный внештат- ¦
¦по психологической реабилитации¦учреждений здравоохране-¦ ¦ный специалист по ¦
¦специалистов сестринского дела,¦ния ¦ ¦сестринскому делу ¦
¦ввести в штаты лечебно-профилак-¦ ¦ ¦ГУЗО ¦
¦тических учреждений ставки меди-¦ ¦ ¦ ¦
¦цинских психологов ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦II. Совершенствование организации работы сестринского персонала ¦
+----------------------------------T-------------------------T-------------T-------------------+
¦1. Сформировать единую систему уп-¦ ¦ ¦ ¦
¦равления сестринскими службами: ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦а) ввести должности главных специ-¦Руководители органов и¦ 1999 г. ¦Главный внештат- ¦
¦алистов (штатных или внештатных) в¦учреждений здравоохране-¦ ¦ный специалист по ¦
¦городах и районах области ¦ния ¦ ¦сестринскому делу ¦
¦ ¦ ¦ ¦ГУЗО ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦б) в крупных многопрофильных ЛПУ¦Руководители ЛПУ, началь-¦ 1999 г. ¦Руководители орга- ¦
¦ввести должность зам. главного¦ники отделов кадров орга-¦ ¦нов управления ¦
¦врача по сестринскому делу (спец.¦нов управления здравоох-¦ ¦здравоохранения ¦
¦с высшим сестринским образовани-¦ранения ¦ ¦ ¦
¦ем) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦в) провести анализ структуры кад-¦Начальники ОК органов и¦До 01.06.1999¦Руководители ЛПУ, ¦
¦ров старших медсестер, главных¦учреждений здравоохране-¦ ¦главный внештат- ¦
¦медсестер с целью выявления уровня¦ния, главные внештатные¦ ¦ный специалист ¦
¦образования ¦специалисты по сестринс-¦ ¦ГУЗО ¦
¦ ¦кому делу ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦г) направить на повышенный уровень¦Руководители ЛПУ, руково-¦ 1999 г.- ¦Руководители орга- ¦
¦подготовки старших медсестер и на¦дители медицинских обра-¦ 2000 г. ¦нов и учреждений ¦
¦ВСО главных медсестер учреждений ¦зовательных учреждений,¦ ¦здравоохранения ¦
¦ ¦зав. кафедрами ВСО СГМУ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦2. Распространить опыт работы ме-¦Заместитель главного вра-¦ 1999 г. ¦Самарская регио- ¦
¦тодического кабинета областного¦ча по работе с сестринс-¦ ¦нальная обществен- ¦
¦кардиологического диспансера в ле-¦ким персоналом Областного¦ ¦ная организация ¦
¦чебно-профилактических учреждениях¦кардиологического диспан-¦ ¦медсестер ¦
¦области. ¦сера ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦3. Организовать постоянно действу-¦Проблемная комиссия по¦ 1999 г. ¦Главный внештат- ¦
¦ющие семинары для руководителей¦сестринскому делу ¦ ¦ный специалист ¦
¦сестринских служб по вопросам уп-¦ ¦ ¦ГУЗО; кафедра пе- ¦
¦равления, внедрения сестринского¦ ¦ ¦дагогики и психоло-¦
¦процесса ¦ ¦ ¦гии СГМУ; общест- ¦
¦ ¦ ¦ ¦венная организация ¦
¦ ¦ ¦ ¦медсестер ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦III. Совершенствование кадровой политики ¦
+----------------------------------T-------------------------T-------------T-------------------+
¦1. Разработать методику расчета¦Лечебно-профилактические ¦ Сентябрь ¦Главное управление ¦
¦потребности в специалистах сест-¦учреждения ¦ 1999 г. ¦здравоохранения ¦
¦ринского дела для амбулаторно-по-¦ ¦ ¦ ¦
¦ликлинической и стационарной служ-¦ ¦ ¦ ¦
¦бы, с учетом необходимости переда-¦ ¦ ¦ ¦
¦чи сестринскому персоналу части¦ ¦ ¦ ¦
¦функций, выполняемых в настоящее¦ ¦ ¦ ¦
¦время врачами ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦2. Провести изучение реальной пот-¦Руководители медицинских¦ Февраль ¦Главное управление ¦
¦ребности практического здравоохра-¦образовательных и лечеб-¦ 1999 г. ¦здравоохранения ¦
¦нения в специалистах сестринского¦но-профилактических учре-¦ ¦ ¦
¦дела с учетом необходимости изме-¦ждений ¦ ¦ ¦
¦нения соотношения врач/сестринс-¦ ¦ ¦ ¦
¦кий персонал в сторону увеличения¦ ¦ ¦ ¦
¦последнего ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦3. Внести предложения по формиро- ¦Руководители медицинских¦ Февраль ¦Главное управление ¦
¦ванию плана приема в образователь-¦образовательных учрежде- ¦ 1999 г. ¦здравоохранения ¦
¦ные медицинские учреждения ¦ний ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦4. Проводить подготовку специалис-¦Руководители ЛПУ, началь-¦Июнь 1999 г. ¦Руководители ЛПУ, ¦
¦тов сестринского дела по реально¦ники ОК ЛПУ ¦ ¦руководители меди- ¦
¦сформированному заказу, обратив¦ ¦ ¦цинских образова- ¦
¦внимание на необходимость обучения¦ ¦ ¦тельных учрежде- ¦
¦медсестер для общей врачебной¦ ¦ ¦ний ¦
¦практики, социальных медсестер,¦ ¦ ¦ ¦
¦развития валеологического направ-¦ ¦ ¦ ¦
¦ления ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦5. Подготовить и провести распре-¦Руководители медицинских¦ Март-май ¦Главное управление ¦
¦деление выпускников медицинских¦образовательных и лечеб-¦ 1999 г. ¦здравоохранения ¦
¦образовательных учреждений. Внед-¦но-профилактических учре-¦ ¦ ¦
¦рить контрактную форму подготовки¦ждений ¦ ¦ ¦
¦специалистов сестринского дела ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦6. Организовать проведение серти-¦Руководители медицинских¦ 1999 г. ¦Главное управление ¦
¦фикации специалистов сестринского¦образовательных учрежде-¦ ¦здравоохранения ¦
¦дела ¦ний ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦7. Определить график проведения¦Руководители сестринских¦ Февраль ¦Главное управление ¦
¦сертификации специалистов сест-¦служб ¦ 1999 г. ¦здравоохранения ¦
¦ринского дела в лечебно-профилак-¦ ¦ ¦ ¦
¦тических учреждениях с учетом не-¦ ¦ ¦ ¦
¦обходимости сертификации всех спе-¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦8. Активизировать работу по аттес-¦Руководители сестринских¦ Постоянно ¦Руководители орга- ¦
¦тации специалистов сестринского¦служб ¦ ¦низаций и учрежде- ¦
¦дела, обратив внимание на аттеста-¦ ¦ ¦ний здравоохране- ¦
¦цию специалистов с небольшим ста-¦ ¦ ¦ния области ¦
¦жем на вторую квалификационную ка-¦ ¦ ¦ ¦
¦тегорию ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦9. Сформировать банк унифицирован-¦Отделение повышения ква-¦ 1999 г. ¦УПК ¦
¦ных тестов заданий для проведения¦лификации УПК ¦ ¦ ¦
¦сертификации и аттестации специа-¦ ¦ ¦ ¦
¦листов сестринского дела ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦10. Обеспечить последипломную под-¦Руководители сестринских¦ Постоянно ¦Руководители орга- ¦
¦готовку специалистов сестринского¦служб, отделения повыше-¦ ¦нов и учреждений ¦
¦дела не реже 1 раза в пять лет ¦ния квалификации меди-¦ ¦здравоохранения ¦
¦ ¦цинских образовательных¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений, УПК ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦11. Завершить аттестацию рабочих¦Руководители сестринских¦ 1999 г. ¦Руководители орга- ¦
¦мест специалистов сестринского де-¦служб ¦ ¦нов и учреждений ¦
¦ла. Разработать план мероприятий¦ ¦ ¦здравоохранения ¦
¦по улучшению условий труда, обес-¦ ¦ ¦ ¦
¦печенности средствами индивидуаль-¦ ¦ ¦ ¦
¦ной защиты и санитарно-бытовыми ¦ ¦ ¦ ¦
¦помещениями ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦12. Обеспечить вакцинацию против¦Руководители сестринских¦ Постоянно ¦Руководители орга- ¦
¦гепатита В специалистов сестринс-¦служб ¦ ¦нов и учреждений ¦
¦кого дела, имеющих непосредствен-¦ ¦ ¦здравоохранения ¦
¦ный контакт с кровью. Провести¦ ¦ ¦ ¦
¦обучение специалистов сестринского¦ ¦ ¦ ¦
¦дела по безопасным приемам работ.¦ ¦ ¦ ¦
¦Обратить внимание на качество пов-¦ ¦ ¦ ¦
¦торного инструктажа по охране тру-¦ ¦ ¦ ¦
¦да ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦IV. Совершенствование профессионального образования и развитие ¦
¦ научных исследований в сестринском деле ¦
+----------------------------------T-------------------------T-------------T-------------------+
¦1. Допрофессиональная подготовка с¦Руководители образовате-¦ Март ¦Руководители обра-¦
¦целью унификации методического¦льных медицинских учреж-¦ 1999 г. ¦зовательных меди-¦
¦обеспечения ¦дений, декан факультета ¦ ¦цинских учреждений ¦
¦- школа - колледж (училище) ¦довузовской подготовки¦ ¦ ¦
¦- колледж (училище) - вуз ¦СГМУ ¦ ¦ ¦
¦- долгосрочная профориентация ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦2. Профессиональная подготовка ¦ ¦ ¦ ¦
¦а) базовый уровень ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Адаптировать учебные планы и¦Заместители директоров по¦ Май ¦Руководители обра-¦
¦программы к стандартам профессио-¦учебной работе образова-¦ 1999 г. ¦зовательных меди-¦
¦нальной деятельности специалистов¦тельных медицинских учре-¦ ¦цинских учреждений ¦
¦сестринского дела, стандартам пос-¦ждений ¦ ¦ ¦
¦ледипломного образования ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦- Пересмотреть учебные планы под-¦ ¦ ¦ ¦
¦готовки средних медицинских работ-¦ ¦ ¦ ¦
¦ников в зависимости от интенсив-¦ ¦ ¦ ¦
¦ности лечебно - диагностического ¦ ¦ ¦ ¦
¦процесса и уровня сестринского ¦ ¦ ¦ ¦
¦ухода (реабилитационная деятель- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ность, медико-социальное направле-¦ ¦ ¦ ¦
¦ние, профилактика) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦- Разработать и апробировать экс-¦Эспертные советы ¦ 1999 г. ¦Руководители обра-¦
¦периментальную модель экспертной¦ ¦ ¦зовательных мед.¦
¦оценки качества профессиональных¦ ¦ ¦учреждений ¦
¦манипуляций в соответствии с тре-¦ ¦ ¦ ¦
¦бованиями стандартов медицинской¦ ¦ ¦ ¦
¦услуги ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦- Разработать комплексную методи-¦Заместители директоров по¦ 1999 г. ¦Директора Самарско-¦
¦ческую документацию по УПП для ап-¦практике Самарского меди-¦ ¦го медицинского¦
¦робации и оценки эффективности¦цинского колледжа им. Н. ¦ ¦колледжа им. Н. Ля-¦
¦многоуровневой системы оказания¦Ляпиной и Сызранского ме-¦ ¦пиной и Сызранского¦
¦медицинской услуги (в плане экспе-¦дицинского колледжа ¦ ¦медицинского кол-¦
¦римента) ¦ ¦ ¦леджа ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦б) повышенный уровень подготовки: ¦Заместители директоров ¦ 1999 г. ¦Директора медицинс-¦
¦- Обеспечить подготовку специалис-¦колледжей по учебной ра- ¦ ¦ких колледжей ¦
¦тов повышенного уровня по образо-¦боте ¦ ¦ ¦
¦вательным стандартам ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦- Адаптировать учебные планы,¦Экспертный совет ¦ 1999 г. ¦Директора медицинс-¦
¦программы и квалификационные тре-¦ ¦ ¦ких колледжей ¦
¦бования к системе здравоохранения¦ ¦ ¦ ¦
¦Самарской области ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦- Разработать комплексное методи-¦Методисты медицинских об-¦ 1999 г. ¦Директора образова-¦
¦ческое обеспечение специальностей¦разовательных учреждений,¦ ¦тельных медицинских¦
¦повышенного уровня ¦кафедры СГМУ ¦ ¦учреждений ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦- Провести исследование использо-¦Главные внештатные специ-¦ 1999 г. ¦Начальники ОК орга-¦
¦вания специалистов повышенного¦алисты по сестринскому ¦ ¦нов и учрежд. здра-¦
¦уровня в практическом здравоохра-¦делу органов и учреждений¦ ¦воохранения облас-¦
¦нении (анкетирование, анализ ка-¦здравоохранения ¦ ¦ти, общественная¦
¦чества работы медицинских сес-¦ ¦ ¦организация медсес-¦
¦тер-организаторов по результатам¦ ¦ ¦тер ¦
¦аттестации на квалификационную ка-¦ ¦ ¦ ¦
¦тегорию и т.д.) с обсуждением ре-¦ ¦ ¦ ¦
¦зультатов на совместных науч-¦ ¦ ¦ ¦
¦но-практических конференциях, се-¦ ¦ ¦ ¦
¦минарах, совещаниях и внедрением¦ ¦ ¦ ¦
¦положительного опыта ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦3. Высшее сестринское образование.¦Руководители ЛПУ, декан ¦ До мая ¦ ¦
¦а) осуществлять отбор абитуриентов¦факультета ВСО СГМУ ¦ 1999 г. ¦Ректорат СГМУ,¦
¦на факультет ВСО по заказам прак-¦ ¦ ¦Главное управление¦
¦тического здравоохранения из числа¦ ¦ ¦здравоохранения ¦
¦специалистов сестринского дела со¦ ¦ ¦ ¦
¦стажем не менее 3-х лет ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦б) разработать интегрированный¦Заведующий кафедрой ВСО¦ 1999 г. ¦СГМУ, директора Са-¦
¦учебный план подготовки специалис-¦СГМУ, директора Самарско-¦ ¦марского и Сызранс-¦
¦тов, используя модульные или кре-¦го и Сызранского меди-¦ ¦кого мед. коллед-¦
¦дитные системы подготовки ¦цинских колледжей, УМО¦ ¦жей ¦
¦ ¦СГМУ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦в) осуществлять методическое обес-¦Кафедра ВСО СГМУ, мето-¦ 1999 г. ¦Зав. кафедрой ВСО¦
¦печение всех уровней образования¦дисты образовательных¦ ¦СГМУ, УМО СГМУ, ру-¦
¦(методическое руководство, рецен-¦медицинских учреждений¦ ¦ководители образо-¦
¦зирование, создание совместных¦ ¦ ¦ват. мед. учрежд. ¦
¦учебных пособий, тиражирование) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦г) проводить научные исследования¦Кафедра ВСО СГМУ, мето-¦ Постоянно ¦Заведующий кафедрой¦
¦по различным актуальным вопросам¦дисты образовательных¦ ¦ВСО СГМУ ¦
¦сестринского дела, педагогического¦медицинских учреждений¦ ¦ ¦
¦процесса, кадрового обеспечения по¦ ¦ ¦ ¦
¦заказам учреждений здравоохранения¦ ¦ ¦ ¦
¦и учебных заведений области ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦4. Постдипломное образование ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦а) совершенствовать систему про-¦ ¦ ¦ ¦
¦фессиональной переподготовки и по-¦ ¦ ¦ ¦
¦вышения квалификации специалистов¦ ¦ ¦ ¦
¦сестринского дела ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦- Внедрять государственный образо-¦Заместители директора по¦ 1999 г. ¦Руководители обра-¦
¦вательный стандарт постдипломного¦учебной работе и постдип-¦ ¦зовательных меди-¦
¦образования в соответствии с но-¦ломному образованию обра-¦ ¦цинских учреждений ¦
¦менклатурой специальностей ¦зовательных медицинских¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦б) организовать постдипломную под-¦Заведующий кафедрой ВСО¦1999-2000 гг.¦Главное управление¦
¦готовку специалистов с ВСО ¦СГМУ, директора Самарско-¦ ¦здравоохранения ¦
¦ ¦го и Сызранского меди-¦ ¦ ¦
¦ ¦цинских колледжей, УМО¦ ¦ ¦
¦ ¦СГМУ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦в) организовать систематическую¦Руководители образова-¦1999-2000 гг.¦Главное управление¦
¦учебу педагогических работников¦тельных медицинских уч-¦ ¦здравоохранения ¦
¦колледжей и училищ ¦реждений, кафедра ВСО и¦ ¦ ¦
¦ ¦кафедра постдипломного¦ ¦ ¦
¦ ¦образования СГМУ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦г) продолжить организацию отделе-¦Руководители образова-¦ 1999 г. ¦Главное управление¦
¦ний профессиональной переподготов-¦тельных медицинских уч-¦ ¦здравоохранения ¦
¦ки и повышения квалификации при¦реждений ¦ ¦ ¦
¦медицинских училищах ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦д) обеспечить комплекс мероприятий¦Руководители образова-¦ Постоянно ¦Руководители ЛПУ,¦
¦по сертификации специалистов сест-¦тельных медицинских уч-¦ ¦руководители обра-¦
¦ринского дела ¦реждений ¦ ¦зовательных мед.¦
¦ ¦ ¦ ¦учреждений ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦е) ежегодно проводить анализ кад-¦Начальники ОК органов и¦ 1 раз в год ¦Руководители ЛПУ,¦
¦рового состава средних медицинских¦учреждений здравоохране-¦ ¦общественная орга-¦
¦работников по уровню образования и¦ния, руководители образо-¦ ¦низация медсестер ¦
¦квалификации. Совершенствовать¦вательных медицинских уч-¦ ¦ ¦
¦систему аттестации ¦реждений ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦ж) внедрять разнообразные формы¦Кафедры СГМУ, руководите-¦ Постоянно ¦Главное управление¦
¦последипломной подготовки, обратив¦ли образовательных меди-¦ ¦здравоохранения ¦
¦особое внимание на проведение вы-¦цинских учреждений ¦ ¦ ¦
¦ездных, очно-заочных циклов по на-¦ ¦ ¦ ¦
¦иболее актуальным разделам практи-¦ ¦ ¦ ¦
¦ческого здравоохранения ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦з) разработать единый комплект ме-¦Методисты, заместители¦ 1999 г. ¦Главное управление¦
¦тодического обеспечения по специ-¦директоров по постдиплом-¦ ¦здравоохранения ¦
¦альностям постдипломного образова-¦ному образованию, руково-¦ ¦ ¦
¦ния ¦дители образовательных¦ ¦ ¦
¦ ¦медицинских учреждений ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦и) провести обобщение передового¦Методисты, заместители¦ 1999 г. ¦Руководители обра-¦
¦педагогического опыта и новых форм¦директоров по постдиплом-¦ ¦зовательных меди-¦
¦организации сестринского дела в¦ной подготовке образова-¦ ¦цинских учреждений,¦
¦практическом здравоохранении, соз-¦тельных учреждений, экс-¦ ¦общественная орга-¦
¦дать "обучающие практики" (школы¦пертный совет ¦ ¦низация медсестер ¦
¦передового опыта) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦5. Совершенствование компьютериза-¦ ¦ ¦ ¦
¦ции учебного процесса ¦ ¦ ¦ ¦
¦Модернизирование программы "Конт-¦МИАЦ, Новокуйбышевское¦ Январь ¦Директора МИАЦ и¦
¦роль знаний" с учетом технических¦медицинское училище ¦ 1999 г. ¦Новокуйбышевского ¦
¦образовательных учреждений. Про-¦ ¦ ¦мед. училища ¦
¦вести рабочее совещание на базе¦ ¦ ¦ ¦
¦Новокуйбышевского мед. училища ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦Создание компьютерной программы¦МИАЦ, Безенчукское меди-¦ 1999 г. ¦Директора МИАЦ и¦
¦"Учебная часть". Провести рабочее¦цинское училище ¦ ¦Безенчукского мед.¦
¦совещание на базе МИАЦ ¦ ¦ ¦училища ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦6. Продолжить организацию учебно-¦Заместители директоров по¦ 1999 г. ¦Руководители обра-¦
¦производственных комплексов на ба-¦практическому обучению.¦ ¦зовательных и ле-¦
¦зе лечебно-профилактических учреж-¦Руководители сестринских ¦ ¦чебно-профилакти- ¦
¦дений ¦служб учреждений здраво-¦ ¦ческих учреждений ¦
¦ ¦охранения ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦V. Развитие Самарской региональной общественной организации медсестер ¦
+----------------------------------T-------------------------T-------------T-------------------+
¦1. Активизировать работу по прив-¦Руководители сестринских¦ Постоянно ¦Самарская регио-¦
¦лечению в общественную организацию¦служб ¦ ¦нальная обществен-¦
¦специалистов сестринского дела ¦ ¦ ¦ная организация¦
¦ ¦ ¦ ¦медсестер ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦2. Организовать цикл передач на¦Руководители сестринских¦ Постоянно ¦Самарская регио-¦
¦радио, ТВ, выступления в печати о¦служб, Центр медицинской¦ ¦нальная обществен-¦
¦профессиональной деятельности¦профилактики ¦ ¦ная организация¦
¦сестринских кадров ¦ ¦ ¦медсестер ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦3. Организовать школу организато- ¦Кафедра сестринского дела¦ Ежемесячно ¦Самарская регио-¦
¦ров сестринского дела ¦СГМУ, правление общест-¦ ¦нальная обществен-¦
¦ ¦венной организации мед-¦ ¦ная организация¦
¦ ¦сестер ¦ ¦медсестер ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦4. Проводить научно-практические¦Правление общественной¦1 раз в квар-¦Самарская регио-¦ ¦
¦конференции сестринского дела ¦организации медсестер ¦тал ¦нальная обществен-¦
¦ ¦ ¦ ¦ная организация¦
¦ ¦ ¦ ¦медсестер ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦5. Принимать участие в обсуждении ¦Руководители сестринских¦ 1999 год ¦Самарская регио-¦
¦и апробации стандартов практичес- ¦служб ¦ ¦нальная обществен-¦ ¦
¦кой деятельности медсестер ¦ ¦ ¦ная организация¦
¦ ¦ ¦ ¦медсестер ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦6. Участие в работе аттестационных¦Правление Самарской об-¦ Постоянно ¦Самарская регио-¦
¦и экзаменационных квалификационных¦щественной организации¦ ¦нальная обществен-¦
¦комиссий по сертификации специа-¦медсестер ¦ ¦ная организация¦
¦листов, лицензионной комиссии ¦ ¦ ¦медсестер ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦7. Оказание юридических консульта-¦Юридическая служба, об-¦ Постоянно ¦Самарская регио-¦
¦ций членам общественной организа-¦щественная организация¦ ¦нальная обществен-¦
¦ции ¦медсестер ¦ ¦ная организация¦
¦ ¦ ¦ ¦медсестер ¦
+----------------------------------+-------------------------+-------------+-------------------+
¦8. Расширение деловых контактов с¦Правление общественной¦ Постоянно ¦Самарская регио-¦ Постоянно
¦межрегиональными ассоциациями мед-¦организации медсестер ¦ ¦нальная обществен-¦
¦сестер, международными сестрински-¦ ¦ ¦ная организация¦
¦ми организациями ¦ ¦ ¦медсестер ¦
L----------------------------------+-------------------------+-------------+--------------------


Начальник Главного управления
здравоохранения
Р.А.ГАЛКИН





Приложение № 3
к решению
коллегии Главного управления
здравоохранения Администрации
Самарской области
от 28 декабря 1998 г. Протокол № 17

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОБЛЕМНОЙ КОМИССИИ ПО СЕСТРИНСКОМУ ДЕЛУ
ПРИ ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

Проблемная комиссия по сестринскому делу (далее - Проблемная комиссия) создается при Главном управлении здравоохранения Администрации Самарской области. Целью деятельности Проблемной комиссии является развитие основных направлений сестринского дела на территории Самарской области, оказание содействия учреждениям здравоохранения, образования и науки по созданию оптимальных условий для реализации концепции развития сестринского дела в Самарской области.
Базовой предпосылкой создания Проблемной комиссии является:
- недостаточная информированность специалистов сестринского дела об этапах реформирования сестринских служб;
- необходимость перехода к менее затратным технологиям сестринского ухода, основанным на профессиональных стандартах;
- необходимость совершенствования организационной деятельности службы;
- совершенствование правового регулирования использования сестринских кадров в здравоохранении.
Проблемная комиссия по сестринскому делу руководствуется в своей деятельности Законами об образовании, охране здоровья граждан РФ, приказами Министерств здравоохранения, общего и профессионального образования РФ, Главного Управления здравоохранения Администрации Самарской области, настоящим Положением и другими нормативными документами.
Состав Проблемной комиссии по сестринскому делу утверждается приказом начальника Главного управления здравоохранения Администрации Самарской области сроком на 3 года. Комиссия формируется из числа опытных специалистов сестринского дела практического здравоохранения и образования, руководителей лечебно-профилактических учреждений, общественных сестринских организаций.
Проблемная комиссия по сестринскому делу готовит материалы по вопросам сестринского дела для Главного управления здравоохранения Администрации Самарской области, разрабатывает документы к совещаниям, научно-практическим конференциям и семинарам.

2. Основные задачи Проблемной комиссии
по сестринскому делу

Определение основных направлений развития сестринского дела в Самарской области.
Определение стратегии развития и этапов реформирования:
- сестринских служб;
- непрерывного сестринского образования;
- направлений научных исследований в области сестринского дела.
Определение приоритетных проблем для разработки региональных программ по сестринскому делу.
Совместно с экспертными советами оценка документов по вопросам сестринского дела и участия в их разработке.
Адаптация совместно с экспертными советами:
- образовательных стандартов;
- стандартов профессиональной деятельности;
- учебных планов и программ;
- материалов для аттестации выпускников учебных заведений и практикующих специалистов сестринского дела.
Определение приоритетов издания учебно-методической литературы, методических пособий и рекомендаций к практической деятельности специалистов сестринского дела. Анализ результатов научных исследований, экспериментальных программ, инновационных технологий в области сестринского дела. Пропаганда прогрессивных технологий и инноваций в области сестринского образования и практической деятельности.

3. Права Проблемной комиссии

Проблемная комиссия имеет право:
- разрабатывать стратегические вопросы по проблемам сестринского дела в регионе, участвовать в подготовке и реализации региональных сестринских программ,
- давать оценку проектам документов по вопросам сестринского дела,
- рекомендовать разработку и внедрение в образование и практическое здравоохранение экспериментов, инновационных методов передовых технологий, освещать в средствах массовой информации их результаты,
- приостанавливать проведение экспериментальных программ, внедрение учебных планов и программ, признанных комиссией не соответствующими основным направлениям сестринского дела и государственным образовательным и профессиональным стандартам,
- выступать в средствах массовой информации, на конференциях и симпозиумах по проблемам сестринского дела,
- выходить с предложениями по вопросам улучшения сестринского дела, сестринского образования, структуры и организации сестринских служб, статуса медицинских сестер,
- проводить экспертную оценку качества сестринской медицинской услуги согласно стандартам,
- утверждать план издания учебно-методической литературы.
Член Проблемной комиссии имеет право:
- рецензировать учебные планы, стандарты, программы,
- давать заключение о соответствии документов или методического материала основным направлениям сестринского дела,
- выступать с предложениями по проблемам сестринского дела,
- пропагандировать прогрессивные достижения в области сестринского дела.

4. Организация работы

Проблемная комиссия работает по утвержденному плану. Заседание комиссии проводится не реже одного раза в квартал.
Проблемная комиссия состоит из следующих секций:
- сестринское образование;
- аттестация и последипломное сестринское образование;
- совершенствование организации сестринского дела и структуры сестринских служб практического здравоохранения.
Работу Проблемной комиссии возглавляют председатель комиссии и его заместитель, утверждаемые приказом начальника Главного управления здравоохранения Администрации Самарской области.
Секции готовят к рассмотрению на заседаниях комиссии вопросы, относящиеся к их компетенции. По мере необходимости для выполнения своих задач комиссия может привлекать квалифицированных специалистов системы здравоохранения.
Комиссия принимает решения большинством голосов. Заседания оформляются протоколом. Члены комиссии, несогласные с решением большинства, имеют право занести в протокол особое мнение.
Члены комиссии, без уважительных причин пропустившие 3 заседания подряд, выводятся из состава комиссии, а на их места утверждаются новые члены.
Техническую работу по оформлению протоколов и информацию о работе членов комиссии ведет ее секретарь.
Рассмотрение и экспертная оценка документов, поступающих в проблемную комиссию, не должны превышать одного месяца с момента подачи, если иное не оговорено особо при приеме документов.
К рассмотрению комиссия принимает документы, содержащие не менее двух рецензий, одна из которых должна даваться членом проблемной комиссии и иметь заключение о соответствии задачам сестринского дела.

Начальник Главного управления
Р.А.ГАЛКИН





Приложение № 4
к решению
коллегии Главного управления
здравоохранения Администрации
Самарской области
от 28 декабря 1998 г. Протокол № 17

ПОЛОЖЕНИЕ
О СТИПЕНДИИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

1. Стипендия Главного управления здравоохранения Администрации Самарской области (далее именуется стипендия) назначается студентам очной формы обучения средних медицинских учебных заведений области за отличные показатели в учебе, ведение учебно-исследовательской работы, имеющей прикладное значение, активное участие в научно-практических конференциях, особые достижения как в целом по курсу обучения, так и по отдельным дисциплинам.
2. Кандидаты на получение стипендий выдвигаются педагогическими советами средних медицинских учебных заведений области из числа студентов, начиная со 2 курса обучения.
3. Назначение стипендии производится Главным управлением здравоохранения Администрации Самарской области ежегодно с 1 сентября на один учебный год по результатам экзаменационной сессии.
4. Главное управление здравоохранения Администрации Самарской области устанавливает размер данной стипендии в сумме, равной трем минимальным оплатам труда по Российской Федерации.
5. Списки кандидатов, получивших рекомендации педагогических советов средних медицинских учебных заведений, администрации этих учебных заведений направляют в Главное управление здравоохранения Администрации Самарской области в срок до 1 августа ежегодно.
6. По представлению педагогических советов средних
медицинских учебных заведений области Главное управление здравоохранения Администрации Самарской области может досрочно лишить студентов стипендии.

Начальник Главного
управления здравоохранения
Р.А.ГАЛКИН





Приложение № 5
к решению
коллегии Главного управления
здравоохранения Администрации
Самарской области
от 28 декабря 1998 г. Протокол № 17

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОБЛЕМНОЙ КОМИССИИ ПО СЕСТРИНСКОМУ ДЕЛУ ПРИ
ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

Проблемная комиссия по сестринскому делу (далее - Проблемная комиссия) создается при Главном управлении здравоохранения Администрации Самарской области. Целью деятельности Проблемной комиссии является развитие основных направлений сестринского дела на территории Самарской области, оказание содействия учреждениям здравоохранения, образования и науки по созданию оптимальных условий для реализации концепции развития сестринского дела в Самарской области.
Базовой предпосылкой создания Проблемной комиссии является:
- недостаточная информированность специалистов сестринского дела об этапах реформирования сестринских служб;
- необходимость перехода к менее затратным технологиям сестринского ухода, основанным на профессиональных стандартах;
- необходимость совершенствования организационной деятельности службы;
- совершенствование правового регулирования использования сестринских кадров в здравоохранении.
Проблемная комиссия по сестринскому делу руководствуется в своей деятельности Законами об образовании, охране здоровья граждан РФ, приказами Министерств здравоохранения, общего и профессионального образования РФ, Главного Управления здравоохранения Администрации Самарской области, настоящим Положением и другими нормативными документами.
Состав Проблемной комиссии по сестринскому делу утверждается приказом начальника Главного управления здравоохранения Администрации Самарской области сроком на 3 года. Комиссия формируется из числа опытных специалистов сестринского дела практического здравоохранения и образования, руководителей лечебно-профилактических учреждений, общественных сестринских организаций.
Проблемная комиссия по сестринскому делу готовит материалы по вопросам сестринского дела для Главного управления здравоохранения Администрации Самарской области, разрабатывает документы к совещаниям, научно-практическим конференциям и семинарам.

2. Основные задачи Проблемной комиссии
по сестринскому делу

Определение основных направлений развития сестринского дела в Самарской области. Определение стратегии развития и этапов реформирования:
- сестринских служб;
- непрерывного сестринского образования;
- направлений научных исследований в области сестринского дела. Определение приоритетных проблем для разработки региональных программ по сестринскому делу.
Совместно с экспертными советами оценка документов по вопросам сестринского дела и участия в их разработке.
Адаптация совместно с экспертными советами:
- образовательных стандартов;
- стандартов профессиональной деятельности;
- учебных планов и программ;
- материалов для аттестации выпускников учебных заведений и практикующих специалистов сестринского дела.
Определение приоритетов издания учебно - методической литературы, методических пособий и рекомендаций к практической деятельности специалистов сестринского дела. Анализ результатов научных исследований, экспериментальных программ, инновационных технологий в области сестринского дела. Пропаганда прогрессивных технологий и инноваций в области сестринского образования и практической деятельности.

3. Права Проблемной комиссии

Проблемная комиссия имеет право:
- Разрабатывать стратегические вопросы по проблемам сестринского дела в регионе, участвовать в подготовке и реализации региональных сестринских программ.
- Давать оценку проектам документов по вопросам сестринского дела.
- Рекомендовать разработку и внедрение в образование и практическое здравоохранение экспериментов, инновационных методов передовых технологий, освещать в средствах массовой информации их результаты.
- Приостанавливать проведение экспериментальных программ, внедрение учебных планов и программ, признанных комиссией несоответствующими основным направлениям сестринского дела и государственным образовательным и профессиональным стандартам.
- Выступать в средствах массовой информации, на конференциях и симпозиумах по проблемам сестринского дела.
- Выходить с предложениями по вопросам улучшения сестринского дела, сестринского образования, структуры и организации сестринских служб, статуса медицинских сестер.
- Проводить экспертную оценку качества сестринской медицинской услуги согласно стандартам.
- Утверждать план издания учебно - методической литературы.

Член Проблемной комиссии имеет право:

- Рецензировать учебные планы, стандарты, программы.
- Давать заключение о соответствии документов или методического материала основным направлениям сестринского дела.
- Выступать с предложениями по проблемам сестринского дела.
- Пропагандировать прогрессивные достижения в области сестринского дела.

4. Организация работы

Проблемная комиссия работает по утвержденному плану. Заседание комиссии проводится не реже одного раза в квартал.
Проблемная комиссия состоит из следующих секций:
- сестринское образование;
- аттестация и последипломное сестринское образование;
- совершенствование организации сестринского дела и структуры сестринских служб практического здравоохранения.
Работу Проблемной комиссии возглавляют председатель комиссии и его заместитель, утверждаемые приказом начальника Главного управления здравоохранения Администрации Самарской области.
Секции готовят к рассмотрению на заседаниях комиссии вопросы, относящиеся к их компетенции. По мере необходимости для выполнения своих задач комиссия может привлекать квалифицированных специалистов системы здравоохранения.
Комиссия принимает решения большинством голосов. Заседания оформляются протоколом. Члены комиссии, несогласные с решением большинства, имеют право занести в протокол особое мнение.
Члены комиссии, без уважительных причин пропустившие 3 заседания подряд, выводятся из состава комиссии, а на их места утверждаются новые члены. Техническую работу по оформлению протоколов и информацию о работе членов комиссии ведет ее секретарь.
Рассмотрение и экспертная оценка документов, поступающих в проблемную комиссию, не должны превышать одного месяца с момента подачи, если иное не оговорено особо при приеме документов.
К рассмотрению комиссия принимает документы, содержащие не менее двух рецензий, одна из которых должна даваться членом проблемной комиссии и иметь заключение о соответствии задачам сестринского дела.

Начальник Главного управления
Р.А.ГАЛКИН





Приложение № 6
к решению
коллегии Главного управления
здравоохранения Администрации
Самарской области
от 28 декабря 1998 г. Протокол № 17

ПОЛОЖЕНИЕ
О СТИПЕНДИИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

1. Стипендия Главного управления здравоохранения Администрации Самарской области (далее именуется стипендия) назначается студентам очной формы обучения средних медицинских учебных заведений области за отличные показатели в учебе, ведение учебно-исследовательской работы, имеющей прикладное значение, активное участие в научно-практических конференциях, особые достижения как в целом по курсу обучения, так и по отдельным дисциплинам.
2. Кандидаты на получение стипендий выдвигаются педагогическими советами средних медицинских учебных заведений области из числа студентов, начиная со 2 курса обучения.
3. Назначение стипендии производится Главным управлением здравоохранения Администрации Самарской области ежегодно с 1 сентября на один учебный год по результатам экзаменационной сессии.
4. Главное управление здравоохранения Администрации Самарской области устанавливает размер данной стипендии в сумме, равной трем минимальным оплатам труда по Российской Федерации.
5. Списки кандидатов, получивших рекомендации педагогических советов средних медицинских учебных заведений, администрации этих учебных заведений направляют в Главное управление здравоохранения Администрации Самарской области в срок до 1 августа ежегодно.
6. По представлению педагогических советов средних медицинских учебных заведений области Главное управление здравоохранения Администрации Самарской области может досрочно лишить студентов стипендии.

Начальник Главного
управления здравоохранения
Р.А.ГАЛКИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru