Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ САМАРСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ от 27.05.1999 № 217
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГОРОДЕ САМАРЕ НА 1999-2005 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Самарская газета", № 80, 10.06.1999.






САМАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 27 мая 1999 г. № 217

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГОРОДЕ
САМАРЕ НА 1999-2005 ГОДЫ"

Принимая во внимание большое значение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы для широкой пропаганды здорового образа жизни, улучшения физического состояния людей, профилактики распространения наркомании среди детей и подростков и отмечая в то же время недостаточную обеспеченность населения города Самары спортсооружениями, существующую неравномерность размещения спортивных объектов, в соответствии с п.7.14.1. Устава города, Самарская городская Дума решила:
1. Утвердить "Концепцию развития физической культуры и спорта в городе Самаре на 1999-2005 годы".
2. Предложить администрации города разработать проекты программ, предусмотренных Концепцией, в срок до 1.12.99 г. и представить на рассмотрение в городскую Думу.
3. Контроль за исполнением данного Решения возложить на комитет по социальным вопросам городской Думы.

Заместитель председателя
городской Думы
М.А.АНИСИМОВ





Утверждено
Решением
Самарской городской Думы
от 27 мая 1999 г. № 217

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА В ГОРОДЕ САМАРЕ
НА 1999 - 2005 ГОДЫ

Введение

На пороге 21 века в социальной сфере в России наблюдаются тревожные тенденции, связанные с усложнением и нестабильностью экономических и политических процессов. Решение актуальных проблем постоянно требует от человека больших нервных и физических затрат.
Если жесткая экономическая политика и структурная перестройка хозяйственной жизни страны способны в сравнительно короткие сроки оздоровить экономику, то процесс оздоровления нации является более длительным и сложным.
В этом смысле роль физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы исключительна и уникальна. Физкультурные общества и спортивные организации являются одним из важнейших социальных институтов, через которые транслируются идеалы здорового образа жизни, формируется высокая социальная адаптивность, нравственно-волевые, патриотические качества личности.
Здоровый образ жизни является важнейшим условием сохранения и улучшения генофонда населения, а это, в свою очередь, способствует поступательному развитию страны.
Физическая культура и спорт выступают интегративной составляющей культуры и цивилизации вообще. Это обусловливает построение концептуальных моделей развития физической культуры и спорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Город Самара является крупным мегаполисом с присущими ему демографическими, экологическими, социально-психологическими, информационными проблемами. Взаимодействие личности с социально-культурной средой происходит в едином городском пространстве.
На формирование личности и стиля жизни самарцев оказывают влияние различные социальные институты государства и общества институты права, экономики, политики, искусства, образования и, конечно же, физкультуры и спорта.
Город Самара имеет уникальные культурно-географические возможности, развитую промышленную и социальную инфраструктуру для успешного развития физкультуры и спорта и оздоровления граждан.
Одной из важнейших задач является формирование потребности в здоровом образе жизни, а также социальная и физическая адаптация к урбанизированному ритму и стилю жизни города.

1. Состояние и проблема развития физической
культуры и спорта города Самары

Город Самара имеет прочные традиции в развитии физкультурно - оздоровительной и спортивно-массовой работы.
По состоянию на 1.01.99 г. в городе Самаре проживает 1 180,1 тыс. жителей, из которых регулярно занимаются спортом 86 402 человека. Регулярно посещают учебные занятия по физической культуре 189 826 учащихся учебных заведений. Число занимающихся в секциях и группах по различным видам спорта, в физкультурно-оздоровительных группах и платно-абонементных группах составляет 100 902 человека (Приложение 1).
В Самаре достаточно развито молодежное спортивное движение. В городе функционируют 17 муниципальных спортшкол,15 спортшкол ведомств и профсоюзов и 2 детско-юношеских клуба физподготовки, в которых занимаются 26 028 учащихся (Приложение 2).
Кадровый потенциал специалистов по физической культуре и спорту достаточно высок. Например, тренерский состав спортшкол муниципального образования, ведомств и профсоюзов, клубов физподготовки насчитывает 518 человек.
Исходя из возможностей города как крупного промышленного и культурного центра, следует отметить недостаточную обеспеченность населения спортсооружениями, низким качеством и содержанием, не отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям и нормам, неравномерностью размещения спортивных объектов. Согласно нормативу, Самара удовлетворяет потребности по спортзалам на 24%, плоскостным сооружениям на 29%, плавательным бассейнам на 7% (Приложения 3,4,5).
Характеристика городской среды и проблемный анализ ситуации показывает, что актуальными для развития физической культуры и спорта в Самаре являются следующие группы проблем:

1.1. Профессионально-деятельные

1.1.1. Недооценка социальной значимости информации о воспитательном и оздоровительном значении физкультуры и спортивной работы.
1.1.2. Дефицит специалистов по организации и проведению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, отсутствие системы переподготовки специалистов для работы по этому профилю.
1.1.3. Недостаточное материальное и моральное стимулирование специалистов и общественных кадров в системе физкультурной, оздоровительной и спортивно-массовой работы.
1.1.4. Отсутствие комплексных целевых программ развития физической культуры и спорта:
- в системе образования;
- по месту жительства;
- реабилитации социально-незащищенных групп населения (инвалиды, пенсионеры и ветераны, группы риска).

1.2. Управленческие и нормативно-правовые

1.2.1. Оптимизация управления физической культурой и спортом.
1.2.2. Развитие системы общественного и частного спорта, а также включение ее в систему физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
1.2.3. Интеграция муниципального спорта в международное спортивное движение.
1.2.4. Координация деятельности всех структурных подразделений администрации города Самары по вопросам физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
1.2.5. Отсутствие четкой нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта по месту жительства населения.
1.2.6. Отсутствие нормативно-правовых положений, запрещающих руководителям предприятий и учреждений использовать физкультурно-оздоровительные и спортсооружения не по их прямому назначению.

1.3. Финансово-экономические

1.3.1. Низкие темпы развития материально-технической базы существующих спортсооружений.
1.3.2. Недостаточное финансирование реконструкции, строительства и содержания физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
1.3.3. Неэффективное использование ведомственных спортсооружений вследствие отсутствия механизма финансовой поддержки.
1.3.4. Отсутствие системы стимулирования и налоговых льгот для привлечения дополнительных средств на развитие физической культуры и спорта.

2. Цель и задачи развития системы
физической культуры и спорта

Основной целью является формирование и развитие единой городской среды физической культуры и спорта, наиболее полно обеспечивающей права горожан на поддержание здорового образа жизни.
Современное состояние социальной сферы, становление единого городского сообщества предполагает решение ряда задач в области развития физической культуры и спорта.

2.1. Организационно-управленческие задачи

2.1.1. Обеспечение стабильности развития муниципальной системы физической культуры и спорта.
2.1.2. Сохранение вертикальной структуры управления (Комитеты по физической культуре и спорту администрации города и районов) и ее сочетание с общественным самоуправлением в области физической культуры и спорта.
2.1.3. Координация деятельности муниципальных, государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом.
2.1.4. Программно-целевой подход к управлению оздоровительной и спортивно-массовой работой на муниципальном уровне.
2.1.5. Организация контроля за использованием физкультурно-оздоровительных сооружений по их прямому назначению.
2.1.6. Совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
2.1.7. Повышение роли местных органов самоуправления по развитию физкультурно-спортивного движения в городских микрорайонах.
2.1.8. Развитие и поддержка муниципальными органами власти сети физкультурно-оздоровительных и спортивных объединений, центров, клубов.
2.1.9. Регулярное изучение физкультурно-спортивных запросов жителей города Самары и учет запросов при организации работы в образовательных учреждениях, на предприятиях, по месту жительства.

2.2. Информационно-пропагандистские задачи

2.2.1. Широкое использование средств массовой информации для формирования потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом граждан города.
2.2.2. Пропаганда здорового образа жизни населения.
2.2.3. Формирование общественного мнения, повышающего престиж специалистов в области физической культуры и спорта.
2.2.4. Освещение опыта работы лучших специалистов в области физкультуры и спорта г. Самары.
2.2.5. Информационное обеспечение идеи приоритетности развития массового спорта.

2.3. Финансово-экономические задачи

2.3.1. Совершенствование материально-технической базы развития физической культуры и спорта.
2.3.2. Максимальное использование всех источников финансирования с привлечением внебюджетных средств для развития физкультурно-оздоровительной работы.
2.3.3. Эффективное использование имеющихся спортсооружений.
2.3.4. Создание сети физкультурно-спортивных клубов для инвалидов.
2.3.5. Рациональное использование выделенных бюджетных средств для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Решение указанных задач делает приоритетными следующие направления деятельности в сфере физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

3. Приоритетные направления развития
физической культуры и спорта в Самаре

3.1. Совершенствование управления
физкультурно-спортивным движением

Дальнейшее развитие и совершенствование физкультуры и спорта как важнейших составляющих социальной сферы жизни городского социума предполагает переход к новым принципам управления.
3.1.1. Эффективность управления сегодня требует:
- консолидации усилий муниципальных, общественных и иных организаций;
- концентрации средств и инвестиций;
- координации деятельности управленческих структур администрации города и районов по решению актуальных задач физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;
- развития форм общественного самоуправления физической культурой и спортом.
3.1.2. Совершенствование управления физкультурно-спортивным движением включает активную, целенаправленную работу со средствами массовой информации по пропаганде развития физкультуры, спорта и здорового образа жизни.
3.1.3. Важнейшим условием современного подхода к управлению физической культурой и спортом является реализация единой кадровой политики, целью которой является обеспечение физкультурно-спортивного движения профессиональными и общественными кадрами, создание муниципальной системы подготовки и переподготовки кадров.
3.1.4. Одной из главных управленческих задач является сохранение и развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов, обеспечение их использования по назначению.
3.1.5. В современных условиях часть ведомственных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений не финансируются и используются не по прямому назначению. Передача этих объектов в муниципальную собственность и в управление Комитета по физической культуре и спорту администрации города позволит укрепить материальную базу муниципального спорта, сохранить спортивные сооружения для граждан и контролировать их использование.
3.1.6. Дальнейшее развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений требует принятия единой городской программы "Строительство и реконструкция спортивных сооружений Самары", рассчитанной до 2005 года.
3.1.7. Одной из задач муниципального управления является создание целевых программ "Спорт и здоровье горожан", "Инвалиды и спорт".

3.2. Развитие системы физического воспитания и
спорта в муниципальном образовании

Сохранение здоровья обучающихся, воспитание у них осознанной необходимости в физическом совершенствовании, традиционно является элементом образовательной системы на всех уровнях.
Укрепление здоровья детей и молодежи, формирование у них потребности в физкультурных занятиях является одной из главных целей образовательных учреждений и физкультурных организаций. Реализация заявленных целей требует особой заботы городских властей (Приложения 6,7,8).
3.2.1. Для развития физического воспитания в учреждениях дошкольного образования рекомендуется рассмотреть возможность решения следующих вопросов:
- совершенствование материально-технической базы для занятий физической культурой в дошкольных учреждениях (создание спортивных городков, площадок, дорожек и т. п.);
- выполнение Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ" (ст.14, п.2), в соответствии с которым физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в процессе включенных в программу физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях бесплатных учебных занятий по физической культуре продолжительностью, как правило, восемь часов в неделю;
- введение в штатное расписание дошкольных учреждений специалистов физической культуры - инструкторов и детских тренеров;
- включение в программу физического воспитания дошкольников календаря спортивных мероприятий детей и родителей, который предполагает проведение соревнований "Папа, мама и я - спортивная семья", "Веселые старты", "День здоровья", "Малая Олимпиада", день открытых дверей для родителей.
3.2.2. Для совершенствования развития физической культуры и спорта в системе общего и профессионального образования необходимо:
- выделять целенаправленные бюджетные средства на реконструкцию и строительство спортивной базы общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования (училища, техникумы, ВУЗы);
- предусматривать при планировании строительства и реконструкции образовательных учреждений физкультурно-спортивную базу, включая плавательные бассейны;
- разработать городскую программу "Школьный стадион";
- компенсировать недостаточное количество уроков по физкультуре за счет расширения спортивных факультативов;
- поддержать введение образовательными учреждениями экзамена по физической культуре по выбору в выпускных классах.
3.2.3. Развитие сети загородных оздоровительных лагерей спортивной направленности.
3.2.4. Занятия физкультурой и спортом активно проводятся и через систему дополнительного образования.
Государственные и муниципальные учреждения дополнительного образования спортивной направленности: детско-юношеский клуб физической подготовки, детско-юношеская спортивная школа, специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва, школа высшего спортивного мастерства вместе с образовательными учреждениями других типов и видов составляют целостную образовательную систему, строящуюся с учетом интересов детей и запросов семьи, а также возможностей и перспектив экономического, демографического, культурного развития города.
Привлечение к систематическим занятиям спортом максимального числа детей делает необходимыми следующие меры по развитию спортивных школ всех уровней:
- создание собственной материальной базы спортивных школ (многие спортшколы не имеют собственной материально-технической базы);
- оказание финансовой поддержки спортивным школам и детским городским командам на муниципальном уровне;
- создание системы стимулирования молодых тренеров и специалистов для обновления кадров и привлечения их к работе с детьми.

3.3. Организация физической культуры по месту
жительства населения

Исходя из приоритета территориального принципа развития физической культуры и массового спорта, значительного расширения прав местных органов самоуправления необходимо:
3.3.1. Создание широкой сети физкультурно-оздоровительных и спортивных объединений, центров, клубов, спортивных площадок по месту жительства населения.
3.3.2. Подготовка перспективных планов строительства новых и реконструкции имеющихся физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов.
3.3.3. Соблюдение требований по нормативной минимальной обеспеченности жилых районов физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями в зависимости от плотности населения.
3.3.4. Выделение в бюджете города финансовых средств на содержания физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов по месту жительства.
3.3.5. Привлечение общественных кадров для работы на физкультурно - оздоровительных и спортивных объектах по месту жительства.
3.3.6. Развитие различных видов семейного спорта в системе организации спортивной работы по месту жительства.
3.3.7. Оборудование на основных спортплощадках по месту жительства и спортсооружениях города места для занятий спортом инвалидов с учетом соответствующих требований.
3.3.8. Создание механизмов стимулирования для привлечения инструкторов - методистов по работе с инвалидами.

3.4. Организация массовых
физкультурно-спортивных мероприятий

Важнейшим способом приобщения населения к физкультурно-спортивным занятиям, формирования у людей потребности в физическом совершенствовании, выработке патриотических и нравственно-волевых качеств, сохранения традиций массовых праздников является проведение физкультурно-спортивных мероприятий.
Для совершенствования системы физкультурно-спортивных мероприятий следует:
3.4.1. Разработать единую программу и календарь физкультурно - массовых мероприятий в городе.
3.4.2. Обеспечить через средства массовой информации пропаганду спортивных мероприятий и здорового образа жизни.
3.4.3. Учитывать принципы зрелищности, массовости и низких затрат при проведении физкультурно-спортивных мероприятий.
3.4.4. Развивать через спортивно-массовые мероприятия национальные виды спорта как условие укрепления межнациональных отношений граждан города Самары.

4. Программные меры и действия

Реализация концепции развития физической культуры и спорта в городе предполагает ряд первоочередных мер и действий:
4.1. Создание при Главе администрации города постоянно действующего координационного совета по развитию физической культуры и спорта, в состав которого войдут представители органов управления физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, правоохранительных органов, общественного самоуправления и спортивной общественности.
4.2. Создание межведомственных советов в рамках администрации города с целью реализации комплексных программ в области развития физической культуры и спорта.
4.3. В соответствии с Федеральным законом "О физической культуре и спорте в РФ" (ст.33) пересмотреть и принять генеральную схему строительства на территории города сети объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения.
4.4. Довести объем финансирования на развитие физической культуры и спорта к 2005 году до 2% от расходной части бюджета.
4.5. В комиссии по рассмотрению проектов застройки, вводу в эксплуатацию жилых массивов включать председателей городских и районных комитетов по физической культуре и спорту.
4.6. Предусмотреть в бюджете города средства на физкультурно-спортивные ежегодные мероприятия и праздники.
4.7. Предусмотреть в муниципальном бюджете средства на строительство городского спортивного клуба для инвалидов.
4.8. Введение дополнительных и факультативных физкультурно-спортивных занятий за счет средств муниципального бюджета по отрасли образования.
4.9. Способствовать введению альтернативных, экспериментальных, авторских программ по видам спорта, туризму в муниципальных образовательных учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования.
4.10. Открытие в каждом районе города Самары детско-юношеских клубов физической подготовки - центров работы с детьми и подростками по месту жительства.
4.11. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в области физической культуры и спорта на базе института физической культуры и спорта СамГПУ.
4.12. Развитие традиций наставничества, поддержка школ спортивного мастерства известных тренеров.
4.13. Создание системы стимулирования творческой работы специалистов в области физкультуры и спорта через организацию профессиональных конкурсов "Учитель физкультуры года". "Лучший тренер года".
4.14. Создание системы стимулирования занятий физкультурой и спортом, здорового образа жизни работников предприятий и организаций, финансируемых из городского бюджета.

5. Ожидаемый результат

В ходе реализации концепции предполагается:
- сохранить существующую и создать широкую муниципальную материально - техническую базу физической культуры и спорта;
- создать систему организации физической культуры и спорта по месту жительства, что позволит сохранить традиции массового российского спорта;
- сформировать ценности здорового образа жизни в молодежной среде;
- укрепить социальную сферу: уменьшить влияние групп риска на население, улучшить здоровье и работоспособность горожан, закрепить традиции массовых народных праздников, объединяющих самарцев в единое городское общество;
- обеспечить высокий моральный и физический потенциал граждан города, выступающий гарантом дальнейшего процветания Самары.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru