Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЯ МНС РФ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 13.10.1999 № 05-34/110
"О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 13 октября 1999 № 05-34/110

О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРИМЕНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ

Законом Российской Федерации от 18.06.1993 года № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" предусмотрено обязательное применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. В этих целях сформирована нормативно-правовая основа, материально-техническая база и необходимые организационные структуры. По состоянию на 1 октября 1999 года 29853 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей области применяют 48748 ККМ, в том числе 39065 - с фискальной памятью (80,1%).
Результаты проведенных проверок свидетельствуют о том, что фактическое положение дел с соблюдением предприятиями и предпринимателями законодательства о применении ККМ остается неудовлетворительным. Нарушения законодательства устанавливаются каждой второй проверкой.
Основную долю нарушений и предъявленных за них штрафов составляют штрафы за ведение денежных расчетов без применения ККМ (67,2%), использование неисправной ККМ (16,8%), за отсутствие ценников (8,6%).
Подобное положение в определенной мере является следствием упущений в работе по подбору кадров, незнанием Типовых правил эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением (Письмо Минфина № 104 от 30 августа 1993 г.).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.06.1993 г. № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" контрольно-кассовые машины должны находиться на техническом обслуживании в центрах технического обслуживания и подлежат регистрации в налоговых органах по месту регистрации предприятия.
На учет в центре технического обслуживания кассовые аппараты ставятся при заключении договора на техническое обслуживание и ремонт. Выбор центра технического обслуживания (ЦТО) предоставлен предприятию - владельцу кассового аппарата и зависит от того, имеет ли данный ЦТО право выполнять работы по обслуживанию ККМ данной модели. В настоящее время на территории Самарской области работает в качестве центра технического обслуживания 51 предприятие.
В целях оказания помощи предприятиям и индивидуальным предпринимателям, заинтересованным в приобретении ККМ, на стендах информации для налогоплательщиков в городских и районных налоговых инспекциях имеются перечни моделей ККМ, разрешенных к применению или внесенных в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, списки с адресами и телефонами ЦТО, с указанием марок контрольно-кассовых машин, которые они обслуживают, образцы необходимых документов для постановки и снятия с учета и другой справочный материал.
Порядок регистрации ККМ в налоговых инспекциях утвержден Госналогслужбой России приказом от 22.06.95 г. № ВГ-З-14/36 "Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах".
Регистрация ККМ производится в налоговой инспекции по месту нахождения предприятия - владельца кассового аппарата, независимо от адреса места установки ККМ. Местом нахождения предприятия считается место его государственной регистрации (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Законом о регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации от 7 декабря 1991 г. № 2000-1, предусмотрено, что государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей администрацией по месту постоянного жительства этого лица.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели подают заявление по форме, утвержденной приказом Госналогслужбы России. К заявлению прилагается паспорт на подлежащую регистрации контрольно-кассовую машину, заполненную карточку регистрации ККМ, свидетельство о регистрации предприятия или индивидуального предпринимателя (для уточнения реквизитов, сроков регистрации предприятия и других вопросов), книгу кассира-операциониста по форме № КМ-4 или КМ-5, прошнурованную, пронумерованную и скрепленную подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью предприятия (для индивидуального предпринимателя - только подпись) и договор на техническое обслуживание и ремонт Центром технического обслуживания.
Налоговый орган после проверки достоверности данных, указанных в заявлении, но не позднее 5 дней с момента получения правильно оформленного пакета документов осуществляет регистрацию ККМ. Регистрация и ввод в эксплуатацию контрольно-кассовой машины осуществляется непосредственно в налоговой инспекции (при наличии в инспекции оборудованных специальных мест), либо с выездом инспектора на место установки аппарата.
Налоговой инспекцией регистрируются контрольно-кассовые машины в зависимости от специфики предъявляемых к ним требований в соответствии с Классификатором ККМ, используемых на территории Российской Федерации. Для той или иной сферы применения регистрируется только та контрольно-кассовая машина, которая решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам разрешена к использованию именно в этой сфере, а именно: для торговли, для сферы услуг, для торговли нефтепродуктами, для отелей и ресторанов.
В случае расторжения договора с одним ЦТО и заключения с другим необходимо обратиться в налоговую инспекцию с просьбой внести изменения в книгу регистрации и регистрационную карточку. Следует иметь в виду, что если предприятие не выполняет условия договора с ЦТО (задерживает оплату и другие), ЦТО расторгает договор, о чем уведомляется налоговая инспекция. С момента расторжения договора оттиск клейма на кассовом аппарате считается недействительным. Отсутствие пломбы, либо ее повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти, в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 г. № 10 и Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (часть 4, пункт 7), утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. № 745 (с последующими изменениями и дополнениями) влечет ответственность за осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой машины, поскольку наличие контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо знать, что:
1. в торговой точке должна стоять ККМ, зарегистрированная за тем предприятием (предпринимателем), по названию которого оформлено разрешение на право торговли;
2. недопустимо, если в карточке регистрации указан один адрес места установки ККМ, а установлена ККМ по другому адресу. При изменении адреса места установки аппарата необходимо через налоговую инспекцию внести соответствующие изменения в карточку и журнал регистрации ККМ;
3. недопустимо использование ККМ, незарегистрированных в налоговой инспекции, снятых с учета или исключенных из Госреестра и запрещенных к использованию на территории Российской Федерации.
Снятие с учета контрольно-кассовой машины осуществляется либо по заявлению пользователя ККМ, либо налоговым органом в одностороннем порядке, в этом случае пользователю ККМ высылается уведомление по юридическому адресу. Практика показывает, что многие предприятия, зарегистрированные по юридическому адресу, указанному в регистрационном свидетельстве данного предприятия, находятся по другому адресу и при извещении налоговым органом о снятии их кассовых машин с учета данное сообщение не получают, продолжая на них работать, но уже как на незарегистрированных. В результате, при проверках и последующем снятии с учета в налоговой инспекции подвергаются штрафным санкциям как за ведение денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Во исполнение Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.97 г. № 835 "О первичных учетных документах" Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.98 г. № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" с 1 января 1999 года введены унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин.
№ КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины"
№ КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию"
№ КМ-З "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам"
№ КМ-4 "Журнал кассира - операциониста"
№ КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста"
№ КМ-6 "Справка - отчет кассира-операциониста"
№ КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации"
№ КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ"
№ КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы"
Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации утвержден постановлением Госкомстата России № 20 от 24.03.1999 года.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 г. № 745 предоставлено право определенным категориям предприятий (в том числе физическим лицам) использовать при расчетах с населением для учета наличных денежных средств определенные формы документов строгой отчетности, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
В соответствии с этим Постановлением право разработки и утверждения форм документов строгой отчетности, по представлению заинтересованных министерств и ведомств, предприятий и организаций, предоставлено Министерству финансов Российской Федерации. Все бланки не установленного образца не являются документом строгой отчетности и не дают права на прием наличных денег.
Нормативными документами установлен порядок приобретения, хранения, использования, реализации, контроль за движением, а также аналитический учет бланков строгой отчетности.
Нормативными документами Правительства Российской Федерации определено, что право изготовления бланков строгой отчетности дано полиграфическим предприятиям, имеющим для этого специальное разрешение.
Пунктом 3 Положения "О порядке открытия полиграфических предприятий", утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 960 определено, что на изготовление печатной продукции строгого учета: талонов, билетов, абонементов и др. - предназначенной для расчетов населения за услуги, полиграфпредприятия обязаны получить специальное разрешение в Госкомпечати России.
В соответствии с "Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете" № 105 от 29.07.83 г., утвержденного Минфином СССР, бланки форм первичных документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы типографским способом или нумератором (пункт 2.16).
Приказом Государственного комитета РФ по печати от 03.12.96 г. № 145 определен "Перечень полиграфических предприятий России, которым разрешено изготавливать бланки строгого учета".
Порядок ведения бухгалтерского учета документов строгой отчетности ведется в соответствии с едиными методическими основами, изложенными в Законе Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями от 23.07.1998 г.) "О бухгалтерском учете", других федеральных законах, Указах Президента и Постановлениях Правительства Российской Федерации.
Бланки строгой отчетности для осуществления денежных расчетов с населением без применения ККМ, изготовленные в установленном порядке типографиями по заказам организаций, приобретаются непосредственно у поставщика, через почтовую или посредническую организацию.
К каждой партии бланков должна прилагаться копия накладной или другая сопроводительная документация с указанием наименования бланков, их серии, номеров и стоимости приобретения.
Учет бланков строгой отчетности осуществляется в порядке, установленном Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и инструкций по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 01.11.91 г. № 56.
Бланки строгой отчетности утверждены отдельными письмами Минфина России дня следующих министерств, ведомств и организаций:
- обществу "Знание" России;
- Министерству связи РФ (2 формы);
- Управлению почтовой связи при Министерстве связи РФ (7 форм);
- комитету РФ по торговле (общепит) (3 формы);
- Центросоюзу РФ (8 форм);
- министерству топлива и энергетики;
- федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью (4 формы);
- комитету РФ по муниципальному хозяйству (13 форм);
- центральному Совету автомобилистов;
- Российской ассоциации социального туризма (8 форм);
- Государственному комитету РФ по физ. культуре и туризму;
- санаторно-курортному объединению Федерации независимых профсоюзов России "Профкурорт";
- Центробанку РФ;
- Центральному правлению "Росохотрыболовсоюзу" (2 формы);
- Российскому союзу предприятий и организаций бытового обслуживания населения (35 форм);
- федеральной службе лесного хозяйства (3 формы);
- министерству сельского хозяйства и продовольствия (2 формы);
- Сбербанку РФ (2 формы);
- министерству транспорта РФ (28 форм);
- комитету РФ по кинематографии;
- министерству путей сообщения (17 форм);
- министерству культуры РФ;
- министерству юстиции РФ;
- министерству здравоохранения и медицинской промышленности РФ;
- государственному комитету РФ по статистике;
- департаменту жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России;
- предприятиям Минсельхозпрома.

Ответственность за нарушения закона и положения
по применению ККМ

Статья 7 Закона Российской Федерации "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" предусматривает следующие штрафные санкции:
- предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ, подвергается штрафу в 50-100 кратном, установленном законом, размере минимальной месячной оплаты труда;
- предприятие, использующее неисправную ККМ, подвергается штрафу в размере от 28,6 до 57,1 минимальной месячной оплаты труда;
- предприятие, осуществляющее торговые операции (оказывающее услуги) после приостановления его деятельности в порядке, установленном статьей 6 Закона, подвергается штрафу в 700-кратном, установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
- предприятие, не вывесившее ценник на продаваемый товар (прейскурант на оказываемую услугу), подвергается штрафу в размере от 14,3 до 28,6 минимальных месячных оплат труда;
- невыдача чека лицом, обязанным выдать его покупателю (клиенту) или выдача чека с указанием суммы менее уплаченной, наказывается штрафом в 10-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, но не менее 20 процентов от стоимости покупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Пункт 19 данных Правил гласит: продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В статье 2 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 5215-1 "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" определено - все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары.
В соответствии с Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением..., утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации № 745 от 30.07.1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями)... организация обязана обеспечить наличие единообразных и четко оформленных в установленном порядке ценников на реализуемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги).
Положением о прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги), сообщенным Центробанком Российской Федерации от 15.08.97 г. № 503 установлено, что все расчеты между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами за реализуемые последним на территории Российской Федерации товары осуществляются исключительно в рублях.
Расчеты в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации запрещаются.

Заместитель руководителя Управления,
государственный советник
налоговой службы III ранга
И.И.ШМИДТ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru