Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 21.12.1998 № А55-95/1998-17
<ОРГАНЫ ВЛАСТИ НЕ ВПРАВЕ ПРИНИМАТЬ АКТЫ, КОТОРЫЕ ОГРАНИЧИВАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, СОЗДАЮТ ДИСКРИМИНИРУЮЩИЕ ИЛИ, НАПРОТИВ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ>
(вместе с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ФАС Поволжского округа от 16.12.1999)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Поволжского округа от 16.12.1999 № А55-95/1998-17 решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.1999 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 15.09.1999 по данному делу отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

от 21 декабря 1998 года № А55-95/1998-17

(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Самарского территориального управления ГАК России на определение арбитражного суда Самарской области от 16.10.1998 № А55-95/1998-17.
Истец просил признать недействительным постановление Мэра г. Тольятти от 02.09.1997 № 1194-1/09-1997 "О новой системе взаиморасчетов за газ и тепловую энергию в сфере жилищно - коммунального хозяйства и бюджетных организаций г. Тольятти".
Определением суда от 16.10.1998 производство по делу прекращено.
Суд указал, что оспариваемое постановление является нормативным актом, в связи с чем и в силу ст.22 АПК РФ иск о признании его недействительным арбитражному суду неподведомствен.
Не согласившись с решением суда, истец в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене определения суда.
В жалобе отмечается, что постановлением мэра г. Тольятти от 02.09.1997 № 1194-1/09-1997 "О новой системе взаиморасчетов за газ и тепловую энергию в сфере жилищно - коммунального хозяйства и бюджетных организаций г. Тольятти" утверждено Положение о новой системе взаиморасчетов за газ и тепловую энергию в сфере жилищно - коммунального хозяйства и бюджетных организаций г. Тольятти. Данное Положение адресовано определенному в нем кругу лиц: структурным подразделениям мэрии (Администрациям Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти), муниципальным предприятиям (МУП "ТГК", МПТС Центрального и Комсомольского районов), ООО "Межрегионгаз", АО "Тольяттигаз", котельным, принадлежащим АО "Поволжское", АО "ВАЗинтерсервис", опытному заводу "СМиК" и АО "СудоВолга".
В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.93 № 5, нормативные акты устанавливают правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Акты, носящие индивидуальный характер, устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц. Согласно п.5 этого же постановления судья не вправе принимать заявления о признании недействительными актов государственных и иных органов, адресованных конкретным лицам или группе лиц, по мотивам противоречия их закону и нарушения прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан - предпринимателей, поскольку рассмотрение таких заявлений в соответствии со ст.4 Федерального Конституционного Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ст.22 АПК РФ подведомственно арбитражному суду.
В соответствии с разъяснением Министерства юстиции РФ от 25.08.95 г. № 04-21-95 нормативные акты - это правовые акты, содержащие правила, рассчитанные на неоднократное применение неопределенно широким кругом лиц.
Из письма Высшего арбитражного суда РФ от 20.05.93 № С-13/СП-167 следует, что "арбитражному суду, как указано в ст.22 АПК РФ, подведомственны, в частности, споры о признании недействительными актов государственных и иных органов (адресованных конкретным лицам или группе лиц), не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы организаций и граждан - предпринимателей.
При решении вопроса о подведомственности указанного спора арбитражному суду необходимо исходить из характера оспариваемого акта (нормативного или индивидуального). При этом следует иметь в виду, что нормативные акты устанавливают правила поведения, рассчитанные на многократное применение и адресованные неопределенному кругу лиц. Рассмотрение исков о признании недействительными таких актов не входит в компетенцию арбитражных судов.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о неосновательности доводов апелляционной жалобы и отказе в ее удовлетворении.
При этом суд исходил из следующего.
Истец в исковом заявлении указал, что поводом для обращения в суд с иском послужило заявление муниципального предприятия тепловых сетей. При этом отмечается, что оспариваемое постановление мэра ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов и ущемляет их интересы.
Суд считает, что Положением установлена новая система взаиморасчетов между поставщиками газа, теплоэнергии, их потребителями и МУП "Тольяттинская городская компания", которое собирает денежные средства, поступающие от потребителей теплоэнергии, и распределяет их между поставщиками газа и теплоэнергии.
Оспариваемое положение предписывает соблюдение определенного порядка взаиморасчетов между поставщиками и потребителями, договорной дисциплины поставок и их оплаты. Адресовано оно не конкретным лицам, как указывается в исковом заявлении, а распространяет свое действие на определенную территорию и расположенные на ней котельные, принадлежащие различным предприятиям, на администрации и департамент, бюджетные организации.
Кроме того, это положение касается и тарифов, которыми пользуется и население.
Из этого суд делает вывод, что оспариваемое постановление относится к неопределенному кругу лиц, в силу чего оно является нормативным актом для неоднократного применения.
Поэтому доводы апелляционной жалобы суд не принимает.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Заявитель жалобы от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь ст. ст.153-158, 160 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение суда от 16.10.1998 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.





ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 декабря 1999 года Дело № А55-95/1998-17


(извлечение)

Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских/административных и иных правоотношений, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Самарского территориального Управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.99 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 15.09.99 по иску Самарского территориального Управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, г. Самара, к мэрии г. Тольятти и Открытому акционерному обществу "Тольяттинская энергетическая компания", г. Тольятти, о признании недействительным Постановления мэра г. Тольятти № 1194-1/09-1997 от 02.09.1997 "О новой системе взаиморасчетов за газ и тепловую энергию в сфере жилищно - коммунального хозяйства и бюджетных организаций города Тольятти",

УСТАНОВИЛА:

Решением от 24.06.99 суд первой инстанции Арбитражного суда Самарской области в иске Самарскому территориальному Управлению Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, г. Самара, отказал. При этом суд сослался на то, что спорное Постановление органа местного самоуправления не ущемляет интересы хозяйствующих субъектов или граждан в сфере энергоснабжения.
Постановлением от 15.09.99 апелляционная инстанция указанное решение оставила без изменения, признав выводы суда законными.
В кассационной жалобе Самарское территориальное Управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, г. Самара, просит отменить вынесенные по делу акты и принять новое решение. В обосновании жалобы ссылается на то, что спорное Постановление нарушает один из важнейших принципов гражданского законодательства - принцип свободы договора, установленный ст. ст.1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, ограничивая тем самым самостоятельность хозяйствующих объектов, что запрещено ст.7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
При проверке законности принятых по делу судебных актов в соответствии со ст.162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено следующее. Истец, Самарское территориальное Управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, обратился с исковым заявлением о признании недействительным Постановления мэра г. Тольятти № 1194-1/09-1997 от 02.09.1997 "О новой системе взаиморасчетов за газ и тепловую энергию в сфере жилищно - коммунального хозяйства и бюджетных организаций города Тольятти", полагая, что оспариваемое Постановление ограничивает самостоятельность хозяйствующих объектов, что противоречит ст.7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Самарское территориальное Управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства рассмотрело дело № 44 от 26.12.1997 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по заявлению Муниципального предприятия тепловых сетей, содержащего жалобу на действия мэра г. Тольятти, утвердившего Постановлением от 02.09.1997 № 1194-1/09-1997 Положение о новой системе взаиморасчетов за газ и тепловую энергию в сфере жилищно - коммунального хозяйства и бюджетных организаций города Тольятти, которое ограничивает самостоятельность хозяйствующих объектов, что является нарушением ст.7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Мэр г. Тольятти принял Постановление № 1194-1/09-1997 от 02.09.1997, утвердившее Положение о новой системе взаиморасчетов за газ и тепловую энергию в сфере жилищно - коммунального хозяйства и бюджетных организаций города Тольятти.
Согласно п.1 Положения оно действует на территории Центрального и Комсомольского районов и касается расчетов за тепловую энергию, производимую МПТС Центрального и Комсомольского районов, а также котельными, принадлежащими АО "Поволжское", АО "ВАЗинтерсервис", Опытному заводу СМиК и АО "Судо - Волга".
Положением установлена новая система взаиморасчетов между поставщиками газа, теплоэнергии, их потребителями, и Муниципальное предприятие "Тольяттинская городская компания" собирает денежные средства, поступающие от потребителей теплоэнергии и распределяет их между поставщиками газа, теплоэнергии. По положению, участники взаиморасчетов должны расторгнуть действующие договоры и заключить новые договора в соответствии со схемами, приложенными к Положению Приложения № № 3,4.
Согласно п.1 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, Законом или добровольно принятым обязательством.
Постановлением от 09.04.1998 № 550-1/04-1998 мэр г. Тольятти внес изменения в Постановление № 1194-1/09-1997 от 02.09.1997 "О новой системе взаиморасчетов за газ и тепловую энергию в сфере жилищно - коммунального хозяйства и бюджетных организаций города Тольятти", согласно которого Муниципальное предприятие "Тольяттинская городская компания" заменено на ОАО "Тольяттинская энергетическая компания".
Следовательно, спорное предприятие ограничивает деятельность предприятий, т. е. ограничивает самостоятельность хозяйствующих объектов, обязывая поставщиков газа и тепла изменить заключенные договора.
Кроме того, п.8 Положения предусматривает утверждение и регулирование органом самоуправления тарифов на теплоэнергию предприятий, не являющихся муниципальной собственностью, что противоречит ст.31 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. ст.2,6 Федерального закона "О регулировании тарифов на электрическую тепловую энергию в Российской Федерации". Согласно ст.7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам власти запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих объектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов...
Выводы суда о том, что новая система взаиморасчетов, установленная указанным положением, существенно улучшила качество теплоснабжения Центрального и Комсомольского районов, ничем не обоснованы. При таких обстоятельствах судебная коллегия выводы суда первой и апелляционной инстанции считает ошибочными. На основании изложенного и руководствуясь п.2 ст.175, ст.177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ПОСТАНОВИЛА:

решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.99 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 15.09.99 по делу № А55-95/1998-17 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Признать недействительным Постановление мэра г. Тольятти № 1194-1/09-1997 от 02.09.1997 "О новой системе взаиморасчетов за газ и тепловую энергию в сфере жилищно - коммунального хозяйства и бюджетных организаций города Тольятти".
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru