ПИСЬМО ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 28.12.1999 № 2835
"КОММЕНТАРИИ К ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 28 декабря 1999 г. № 2835
КОММЕНТАРИИ К ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Главное управление направляет для сведения комментарий к основным положениям Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", разработанный Главным управлением труда.
Новый закон повышает уровень охраны труда
наемных работников
В последние годы государство уделяет самое пристальное внимание совершенствованию и развитию законодательства об охране труда. В июле 1999 г. сделан весьма крупный шаг в этом направлении - принят Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (от 17.07.1999 № 181-ФЗ).
Необходимость принятия закона вызвана главным образом тем, что принятые в 1993 году Основы законодательства Российской Федерации об охране труда носили по многим направлениям незаконченный характер, что не позволяло на местах создать эффективную систему управления охраной труда для обеспечения безопасности труда работников.
Кроме этого, опыт работы в рыночных условиях выявил слабые стороны защищенности работников в процессе труда, что вызвало необходимость повышения уровня их защиты. Да и сам переход к рыночной экономике и иным производственным отношениям требовал смены подходов к управлению охраной труда.
Закон вводит ряд новых норм и положений, а по ряду основополагающих положений имеет расширительное действие. Он создает добротную законодательную базу в области охраны труда, поднимает ее на уровень современных требований, включая международные нормы и практику.
Рассматривая закон крупным планом, можно выделить в нем три основных аспекта.
Во-первых, закон принципиально определяет все основные направления охраны труда, формулирует государственную политику в области охраны труда, определяет роль и задачи органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в реализации основных ее направлений.
Во-вторых, закон предоставляет большие права работникам по обеспечению собственной безопасности в процессе трудовой деятельности, созданию условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и определяет конкретный механизм их реализации.
В-третьих, все права работников на благоприятные условия и охрану труда могут быть реализованы только в результате выполнения работодателями своих обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда, поэтому обязанности работодателей расширены и сформулированы более четко. Закон также устанавливает ответственность должностных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, и другие меры по обеспечению охраны труда.
Целью данной статьи является ознакомление читателей, являющихся участниками трудовых отношений, с основными принципиальными положениями, которые вводит новый закон в нашу повседневную трудовую деятельность.
В первую очередь хочется обратить внимание работников на основные их права на труд в условиях, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда. Это вооружит их необходимыми знаниями для выгодного ведения переговоров с работодателями при заключении трудовых договоров (контрактов), коллективных договоров и соглашений.
Свои права, прежде всего, необходимо знать тем работникам, которые работают в коммерческих структурах и которые не имеют опыта работы в крупных организациях, где уже давно сложилась система работы по охране труда и имеются соответствующие службы. Среди них бытует мнение, что на частных фирмах, принадлежащих одному лицу, хозяин волен устанавливать произвольные условия труда для нанимаемых работников. Но такое мнение, мягко говоря, ошибочно, т.к. закон распространяет свое действие на всех без исключения работодателей независимо от того, являются они юридическими лицами или физическими. В соответствии с российским законодательством о труде допускается изменять условия труда работника, установленные законодательством, только в сторону улучшения.
Новый закон весьма существенно расширяет права работников на охрану труда. Эти права достаточно велики и соответствуют международным требованиям. Одним из главных является право работника на рабочее место с безопасными и здоровыми условиями труда, а если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, то ему должны быть установлены соответствующие компенсации (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, молоко или другие продукты, доплата к тарифной ставке). На рабочем месте могут быть приостановлены работы органами государственного надзора и контроля вследствие нарушения требований охраны труда, и, вероятно, мало кто из работников знает, что если это происходит не по вине работника, то за ним сохраняется место работы (должность) и средний заработок.
Работник имеет также право отказаться без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности. Это очень важно уяснить многим, так как на практике нередко возникают ситуации, когда работодатель дает задания на выполнение тех или иных работ в опасных для жизни и здоровья работника условиях. Международные нормы предусматривают право работника на отказ выполнять такие задания.
Реализация многих прав работника закладывается уже при оформлении трудовых отношений с работодателем. Поэтому важно уже в трудовом договоре отразить достоверные характеристики условий труда, а также полагающиеся работникам льготы и компенсации. Следует обратить внимание многих читателей на то, что каждый работник имеет право в соответствии с новым законом обращаться по вопросам охраны труда к работодателю, в профсоюз, а также в органы государственной власти всех уровней и, что немаловажно, в орган местного самоуправления. Такое право представляет определенный интерес жителям тех районов, которые находятся на значительном удалении от областного центра, так как позволит им многие спорные вопросы разрешать на месте.
Несмотря на гарантии прав работников на охрану труда со стороны государства, закон предусматривает также защиту прав работников совместными усилиями самих работников, объединяясь для этого в профсоюз или создавая для этих целей другой представительный орган. Наличие действенной профсоюзной организации позволяет работникам заключать с работодателем коллективный договор или соглашение по охране труда, в которых отражаются все вопросы улучшения условий и охраны труда, требующие своего решения на рабочих местах.
Следует также отметить, что новый закон наделяет профсоюзы или другие представительные органы работников очень широкими правами для проведения общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. Их вполне можно сравнивать с правами государственных органов надзора и контроля с разницей, пожалуй, лишь только в том, что они не имеют права налагать штрафы на должностных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, а должны обращаться для этого в соответствующие органы.
Наряду с правами работников на проведение общественного контроля закон предусматривает такую форму обеспечения охраны труда, как сотрудничество работодателей и работников. Для этих целей он устанавливает обязательную норму создания комитета (комиссии) по охране труда в каждой организации с численностью работников более 10. В их состав на паритетной основе входят представители как работодателей, так и работников. Комитеты организуют совместные действия работодателей и работников по улучшению условий и охраны труда в организации.
Естественно, главной фигурой всех трудовых отношений является работодатель. От него зависит состояние условий и охраны труда в организации, поэтому на работодателя закон полностью возлагает обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В принятом законе они существенно расширены и определены более четко и конкретно.
Работодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов, применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты, обеспечить организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, режим труда и отдыха работников, установленный законодательством (о чем нелишне знать владельцам торговых палаток, где работники вообще не имеют понятия о каком-то режиме труда и отдыха), выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работника (то есть медицинский контроль), обучение, инструктаж и проверку знаний работников норм, правил и инструкций по охране труда, информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах и другие.
Каждый поступающий на работу сталкивается с таким вопросом, как прохождение медицинского осмотра и оплатой за него. Этот вопрос нашел свое четкое решение в виде обязанности работодателя обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) по их просьбам и при наличии медицинских рекомендаций. При этом за ними сохраняются места работы (должности) и средний заработок на время прохождения этих осмотров.
Закон даже запрещает работодателю допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.
Отличительной особенностью закона является и то, что он вводит совершенно новую обязанность работодателя проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Проведение этой процедуры позволяет в комплексе провести оценку условий труда на рабочих местах, провести мероприятия по приведению их в соответствие с государственными требованиями охраны труда и аттестовать. Следующим этапом работодатель обязан провести сертификацию работ по охране труда, то есть получить документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда. На это следует обратить самое серьезное внимание уже сейчас, т. к. ближайшее введение в действие государственной системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний создаст для таких организаций ощутимые экономические выгоды в виде снижения размеров страховых взносов. Одним из существенных отличий нового закона от действовавших до недавнего времени Основ законодательства Российской Федерации об охране труда является то, что закон вводит обязательную норму создания службы охраны труда в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников или введения должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. В связи с тем, что в последние годы во многих организациях наблюдается снижение затрат на охрану труда, введена новая обязательная норма о финансировании мероприятий по охране труда в организациях независимо от их организационно - правовых форм в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.
Следует обратить внимание работодателей и на то, что в соответствии с законом запрещается строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий, если их проекты не имеют положительных заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии требованиям охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Закон запрещает ввод в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов без положительных заключений соответствующих органов государственного контроля за соблюдением требований охраны труда.
Многие организации осуществляют такие виды деятельности, на которые требуется получение лицензии. Для таких организаций необходимым условием является прохождение государственной экспертизы условий труда.
В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляется с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями государственных инспекторов труда до устранения указанных нарушений, а по требованию руководителя органа исполнительной власти по труду или руководителя государственной инспекции труда судом может быть принято решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения.
Наряду с такой крайней мерой закон предусматривает также административную, а в ряде случаев и уголовную ответственность за нарушения требований охраны труда.
Охрана труда имеет весьма широкое понятие. Она представляет собой целую систему мероприятий правового характера, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, реабилитационных и иных, которые реализуются с целью сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Для того чтобы управлять всеми процессами, связанными с охраной труда, законом закладывается организационная структура создания государственной системы управления охраной труда, в которой, и это является очень значительным нововведением данного закона, предусматривается весьма активное участие органов местного самоуправления. Это естественно и логично вытекает из всей сложившейся действительности, ведь органы местного самоуправления ближе всего находятся к организациям и лучше других знают о проблемах охраны труда работников на них. Для их решения органы местного самоуправления получили неплохую правовую базу и могут теперь совместно с органами государственной власти области, работодателями и профсоюзами брать под свой контроль всю работу по сохранению жизни и здоровья людей в процессе их труда на своей территории. И главным здесь должно стать изменение психологии в обществе, достижение понимания того, что жизнь и здоровье человека являются высшей социальной ценностью. Только объединение усилий, ежедневная поддержка и помощь друг другу могут привести к успеху.