Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 10.01.2000 № 4
"О СОЗДАНИИ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ Г. ЧАПАЕВСКА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Самарской области от 21.03.2003 № 77.



ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 января 2000 г. № 4

О СОЗДАНИИ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
НА ТЕРРИТОРИИ Г. ЧАПАЕВСКА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Законом Самарской области "Об особых экономических зонах на территории Самарской области" и в целях создания условий для повышения эффективности использования социально - экономического потенциала, стимулирования инвестиционных и инновационных процессов и укрепления экономической базы г. Чапаевска Самарской области постановляю:
1. Одобрить создание особой экономической зоны на территории г. Чапаевска Самарской области.
2. Принять Положение об особой экономической зоне на территории г. Чапаевска Самарской области, Комплексную программу развития особой экономической зоны на территории г. Чапаевска Самарской области и направить их на утверждение Самарской Губернской Думы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на департамент по экономике Администрации области (Хасаева).

И.о. Губернатора Самарской области
Ю.М.ЛОГОЙДО





Приложение 1
к Постановлению
Губернатора Самарской области
от 10 января 2000 г. № 4

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ
НА ТЕРРИТОРИИ Г. ЧАПАЕВСКА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
(далее - Положение)

Настоящее Положение определяет правовые и экономические основы создания и функционирования особой экономической зоны на территории г. Чапаевска Самарской области (далее - ОЭЗ "Чапаевск") и направлено на создание благоприятных условий для социально - экономического развития г. Чапаевска.

1. Общие положения

1.1. ОЭЗ "Чапаевск" представляет собой часть территории Самарской области, на которой вводится льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности (далее - хозяйственная деятельность).
1.2. ОЭЗ "Чапаевск" создается в соответствии с Законом Самарской области "Об особых экономических зонах на территории Самарской области" по инициативе администрации г. Чапаевска.
1.3. ОЭЗ "Чапаевск" располагается в пределах административных границ г. Чапаевска.
1.4. Срок функционирования ОЭЗ "Чапаевск" - пять лет с даты официального опубликования данного Положения.
1.5. Правовое регулирование хозяйственной деятельности в ОЭЗ "Чапаевск" осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Самарской области, г. Чапаевска и настоящим Положением.

2. Цели и задачи создания и функционирования
ОЭЗ "Чапаевск"

2.1. Целью создания и функционирования ОЭЗ "Чапаевск" является создание условий для:
повышения эффективности использования экономического потенциала г. Чапаевска;
укрепления экономической базы, диверсификации и рационализации структуры экономики;
стимулирования инвестиционных и инновационных процессов;
накопления достаточных финансовых ресурсов для обеспечения удовлетворительного уровня жизни населения г. Чапаевска.
2.2. Основными задачами создания и функционирования ОЭЗ "Чапаевск" являются:
прекращение экономического спада и перевод экономики в режим стабилизации;
максимально эффективное использование местных возможностей для экономического развития;
развитие деятельности в сфере маркетинга и продаж;
насыщение местного рынка товаров и услуг;
обеспечение привлекательности г. Чапаевска для открытия филиалов организаций рыночной инфраструктуры, действующих в других городах;
повышение инновационной активности малого бизнеса, его развитие в сфере науки и научного обслуживания.

3. Специализация ОЭЗ "Чапаевск"

3.1. ОЭЗ "Чапаевск" предусматривает многопрофильную специализацию.
3.2. Направления специализация ОЭЗ "Чапаевск":
производство строительных материалов;
производство медицинского оборудования и препаратов;
производство химической продукции для сельского хозяйства;
производство и переработка сельхозпродукции;
производство потребительских товаров и продукции производственно - технического назначения;
утилизация боеприпасов и военной техники;
транспортные перевозки, услуги почты и связи;
модернизация основного производства предприятий военно - промышленного комплекса;
развитие научной, проектной, конструкторской и технологической деятельности;
развитие межрегиональной торговли на базе имеющейся транспортно - коммуникационной инфраструктуры;
развитие рыночной инфраструктуры - создание предприятий или их филиалов, представительств, дочерних и зависимых компаний по оказанию банковских, страховых, информационно - маркетинговых, управленческих и других услуг.

4. Структура, полномочия и ответственность органов
управления ОЭЗ "Чапаевск"

4.1. Органами управления ОЭЗ "Чапаевск" являются органы местного самоуправления г. Чапаевска - Чапаевская городская Дума и администрация г. Чапаевска.
4.2. Чапаевская городская Дума:
утверждает ежегодные планы развития ОЭЗ "Чапаевск" и контролирует их исполнение;
утверждает бюджет ОЭЗ "Чапаевск";
предоставляет льготы по налогам и сборам в пределах своей компетенции.
4.3. Администрация г. Чапаевска:
разрабатывает календарные планы выполнения комплексной программы развития ОЭЗ "Чапаевск";
ежегодно формирует и исполняет ОЭЗ "Чапаевск";
рассматривает заявки организаций и предпринимателей на получение статуса резидента ОЭЗ "Чапаевск";
заключает и расторгает договоры на ведение хозяйственной деятельности с резидентами ОЭЗ "Чапаевск", контролирует их исполнение;
подготавливает и представляет в Администрацию области ежеквартальные отчеты о ходе выполнения комплексной программы развития ОЭЗ "Чапаевск";
ежегодно представляет Губернатору области отчеты о деятельности ОЭЗ "Чапаевск";
организует и проводит конкурсы инвестиционных проектов, включая разработку положения о конкурсе инвестиционных проектов и другой необходимой нормативной и методической документации;
организует предоставление резидентам на конкурсной основе кредитов из бюджета развития ОЭЗ "Чапаевск", льгот в соответствии с настоящим Положением, комплексной программой развития ОЭЗ "Чапаевск", положением о конкурсе инвестиционных проектов и другими нормативными правовыми актами;
осуществляет другие оперативно - распорядительные функции в рамках действующего законодательства.
4.4. Администрация г. Чапаевска несет ответственность за выполнение комплексной программы развития ОЭЗ "Чапаевск", целевое использование средств, полученных в результате предоставления в соответствии с настоящим Положением льгот резидентам ОЭЗ "Чапаевск", кредитов из бюджета развития ОЭЗ "Чапаевск", и своевременное представление отчетов о ходе выполнения мероприятий комплексной программы развития ОЭЗ "Чапаевск". По итогам года администрация г. Чапаевска представляет Губернатору области отчет о деятельности ОЭЗ "Чапаевск".

5. Условия ведения хозяйственной деятельности
резидентами ОЭЗ "Чапаевск"

5.1. Резидентами ОЭЗ "Чапаевск" являются российские и иностранные юридические и физические лица, зарегистрированные и осуществляющие хозяйственную деятельность исключительно на территории ОЭЗ "Чапаевск", заключившие с соответствующим органом управления ОЭЗ "Чапаевск" договор на ведение хозяйственной деятельности по реализации мероприятий комплексной программы развития ОЭЗ "Чапаевск".
5.2. Получение статуса резидента ОЭЗ "Чапаевск" определяется следующими условиями:
регистрация и ведение хозяйственной деятельности исключительно на территории ОЭЗ "Чапаевск";
заключение договора с администрацией г. Чапаевска.
Предоставление государственной поддержки инвестиционной деятельности резидентов ОЭЗ "Чапаевск" осуществляется в соответствии с пунктом 6.2 настоящего Положения.
5.3. Получение статуса резидента ОЭЗ "Чапаевск" закрепляется договором с органом управления ОЭЗ "Чапаевск" в порядке и на условиях, определяемых статьей 10 Закона Самарской области "Об особых экономических зонах на территории Самарской области"и настоящим Положением.
Договор на ведение хозяйственной деятельности по реализации мероприятий комплексной программы развития ОЭЗ "Чапаевск" (далее - договор) заключается с органом управления ОЭЗ "Чапаевск" сроком на один календарный год.
В случае невыполнения резидентом ОЭЗ "Чапаевск" условий договора орган управления ОЭЗ "Чапаевск" расторгает договор в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
5.4. Для резидентов ОЭЗ "Чапаевск" устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности, определенный Главой 3 Закона Самарской области "Об особых экономических зонах на территории Самарской области" и разделом 6 настоящего Положения.

6. Особенности и порядок предоставления
льготного режима хозяйственной деятельности
резидентам ОЭЗ "Чапаевск"

6.1. Льготный режим хозяйственной деятельности в ОЭЗ "Чапаевск" регулируется действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Самарской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Чапаевска и настоящим Положением.
Законодательные и нормативные акты Самарской области и г. Чапаевска, принятые до и после вступления в силу настоящего Положения, действуют в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона Самарской области "Об особых экономических зонах на территории Самарской области".
6.2. Льготный режим хозяйственной деятельности резидентов ОЭЗ "Чапаевск" предполагает наличие государственной поддержки в форме предоставления налоговых льгот, организационно - правовой поддержки, предоставление областных государственных гарантий и долевое финансирование инвестиционных проектов за счет средств бюджетов всех уровней.
Городу Чапаевску на весь период действия ОЭЗ устанавливаются нормативы отчислений в городской бюджет в размере 100 процентов по налогу на прибыль и налогу на имущество.
Резидентам ОЭЗ "Чапаевск" предоставляются следующие льготы по уплате налогов и платежей в части, зачисляемой в городской бюджет, на основе решения Чапаевской городской Думы согласно порядку, предусмотренному Законом Самарской области "Об особых экономических зонах на территории Самарской области" и другими нормативными актами:
налог на прибыль с предприятий - в размере 100 процентов;
налог на имущество предприятий - в размере 50 процентов;
налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы - в размере 50 процентов;
другие местные налоги - в размере 100 процентов.
Отчисления в федеральный бюджет по федеральным налогам производятся в обычном порядке в рамках действующего законодательства.
Перечисленные выше льготы предоставляются резидентами ОЭЗ "Чапаевск" при условии:
освоения новых производств и видов услуг - на объем нового производства;
расширения действующих производств и объемов услуг - на прирост объемов производства продукции (работ, услуг);
создание рабочих мест в отраслях, соответствующих направлениям специализации ОЭЗ "Чапаевск";
стабилизации производства или финансовой стабилизации резидента ОЭЗ "Чапаевск".
При формировании контрольных показателей доходов бюджета г. Чапаевска на предстоящий год не учитывается рост налогооблагаемой базы предприятий и организаций по налогу на прибыль и налогу на имущество, связанный с освоением новых и расширением действующих производств. Данные о росте налогооблагаемой базы документально подтверждаются резидентами ОЭЗ "Чапаевск".
Льготное налогообложение резидентов ОЭЗ "Чапаевск" осуществляется при условии обязательного ведения ими раздельного бухгалтерского учета прибыли, имущества и использования средств, полученных или затраченных в рамках реализации инвестиционного проекта.
Администрация г. Чапаевска осуществляет контроль за целевым использованием средств, полученных резидентами ОЭЗ "Чапаевск" от введения льготного налогового режима. В случае невыполнения резидентом обязательств по договору о ведении хозяйственной деятельности, заключенному с администрацией г. Чапаевска. Администрация г. Чапаевска расторгает договор в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и направляет соответствующее представление о расторжении договора в налоговые органы.
Договорами о ведении хозяйственной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации должно быть предусмотрено в указанном случае возмещение резидентом ОЭЗ "Чапаевск" выпадающих доходов областного и местного бюджетов, возникших вследствие применения налоговых льгот по договору.
Размеры льгот рассчитываются резидентами ОЭЗ "Чапаевск" самостоятельно на каждый календарный год прилагаются к договорам с органом управления ОЭЗ "Чапаевск". Орган управления ОЭЗ "Чапаевск" по расчетам резидентов ОЭЗ "Чапаевск" ведет учет предоставляемых льгот. Высвобожденные от предоставления льгот средства резидентов ОЭЗ "Чапаевск" используются ими самостоятельно на мероприятия, определенные договором с органом управления ОЭЗ "Чапаевск".
В целях активизации деятельности резидентов и инвесторов предусматривается дополнительная правовая и организационная поддержка:
создание инфраструктуры инвестиционной деятельности на территории ОЭЗ "Чапаевск";
содействие администрации г. Чапаевска инвесторам при обращении в исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления всех уровней, регулирующие ценообразование на услуги естественных монополий, организации, предоставляющие услуги по энерго-, водо- и газоснабжению, финансово-кредитные учреждения и другие организации по вопросам, связанным с деятельностью резидентов ОЭЗ "Чапаевск".
Механизм формирования и использования бюджета развития ОЭЗ "Чапаевск" определен комплексной программой развития ОЭЗ "Чапаевск".
Проекты, требующие финансирования из городского бюджета, финансируются в виде:
прямого кредитования;
прямых и портфельных инвестиций в предприятие - резидент ОЭЗ "Чапаевск";
предоставления налоговых освобождений на соответствующую сумму дополнительно к льготам, определенным настоящим пунктом;
предоставления в пользование резиденту ОЭЗ "Чапаевск" земли и объектов муниципальной собственности.
6.3. Для получения налоговых льгот резидент ОЭЗ "Чапаевск" представляет в налоговый орган по месту регистрации нотариально заверенную копию договора на ведение хозяйственной деятельности по реализации мероприятий комплексной программы ОЭЗ "Чапаевск".
6.4. Размеры льгот рассчитываются с резидентами ОЭЗ "Чапаевск" самостоятельно при заключении договора с органом управления ОЭЗ "Чапаевск" по фактически сложившимся результатам хозяйственной (коммерческой) деятельности согласно формам отчетности, представляемой в Государственную налоговую инспекцию по г. Чапаевску.
Предварительные расчеты по льготам и отчеты о фактически сложившихся льготах ОЭЗ "Чапаевск" представляет в орган управления ОЭЗ "Чапаевск".

7. Контроль за функционированием ОЭЗ "Чапаевск"

Контроль за функционированием ОЭЗ "Чапаевск" осуществляет Администрация области в соответствии с Законом Самарской области "Об особых экономических зонах на территории Самарской области".

8. Условия и порядок ликвидации ОЭЗ "Чапаевск"

8.1. Решение о ликвидации ОЭЗ "Чапаевск" принимает Самарская Губернская Дума по представлению Губернатора области в случаях:
невыполнения целей и задач, определенных настоящим Положением и комплексной программой развития ОЭЗ "Чапаевск";
несоответствия результатов функционирования и развития ОЭЗ "Чапаевск" интересам Самарской области и Российской Федерации в целом.
8.2. Органы местного самоуправления г. Чапаевска ходатайствуют перед Губернатором области о ликвидации ОЭЗ "Чапаевск" не ранее чем через год с момента начала ее функционирования в случае:
досрочного достижения результатов, определенных комплексной программой развития ОЭЗ "Чапаевск";
изменений в действующем законодательстве Российской Федерации, делающих невозможным функционирование ОЭЗ "Чапаевск".
8.3. В случае ликвидации ОЭЗ "Чапаевск" для резидентов ОЭЗ "Чапаевск" сохраняется установленный льготный режим хозяйственной деятельности до истечения срока действия договора, но не более срока действия комплексной программы развития ОЭЗ "Чапаевск".





Приложение № 2
к постановлению
Губернатора Самарской области
от 10 января 2000 г. № 4

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
НА ТЕРРИТОРИИ Г. ЧАПАЕВСКА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
(Далее - Программа)

Паспорт программы

Наименование - комплексная программа развития особой
программы экономической зоны на территории г.
Чапаевска (далее - ОЭЗ "Чапаевск")

Дата принятия - постановление Губернатора области от
решения о 29 декабря 1997 г. "Об образовании на
разработке территории Самарской области особых
программы экономических зон"

Государственный - Администрация области
заказчик программы

Основные - Администрация г. Чапаевска, Самарская
разработчики школа бизнеса
программы

Цели и задачи - запуск процессов устойчивого развития
программы экономики города путем повышения
эффективности использования ресурсов и
потенциала территории, стимулирования
инвестиционных и инновационных
процессов, диверсификации и
рационализации структуры экономики

Сроки и этапы - 5 лет с момента принятия решения о
реализации создании ОЭЗ "Чапаевск";
программы программа реализуется в 2 этапа:
1 этап - первые 3 года;
2 этап - последующие 2 года

Перечень - программа "Стимулирование
подпрограмм экономического развития территории и
создание рыночной инфраструктуры";
программа "Кадровое и информационное
обеспечение развития ОЭЗ "Чапаевск"

Исполнители - администрация г. Чапаевска, предприятия
программы и организации независимо от форм
собственности

Объемы и - общий объем финансирования в ценах 1998
источники года - 3,9 млн. рублей, в том числе
финансирования средства городского бюджета - 3,9 млн.
рублей

Ожидаемые - создание условий для перевода экономики
конечные города в режим устойчивого развития:
результаты стабилизация финансового состояния
реализации предприятий;
программы развитие экономической базы города путем
привлечения инвестиций и реализации
экономически эффективных инвестиционных
проектов, в том числе инновационных;
обеспечение условий для накопления в
городском бюджете средств, необходимых
для осуществления самостоятельной
инвестиционной деятельности (бюджета
развития) и решения неотложных социальных
задач;
создание кадрового потенциала для
реализации задач социально - экономического
развития города

Система - контроль за выполнением мероприятий
контроля за программы осуществляют департамент по
исполнением экономике и департамент финансов
программы Администрации области в рамках своих
полномочий

Введение

Настоящая Программа разработана на основании Закона Самарской области "Об особых экономических зонах на территории Самарской области" и целевой комплексной программы "Социально - экономическое развитие и экологическая реабилитация г. Чапаевска Самарской области" (далее - целевая программа), утвержденной решением Самарской Губернской Думы от 27 октября 1998 г. № 137. Целевая программа определяет стратегию развития г. Чапаевска на 1999 - 2010 годы, мероприятиями по ее реализации предусмотрено на 1-м этапе создание на территории г. Чапаевска особой экономической зоны.
Целевая программа содержит исчерпывающий перечень мероприятий по социально - экономическому развитию и экологической реабилитации г. Чапаевска и предусматривает выделение необходимых для этого средств из бюджетов всех уровней. Настоящая Программа раскрывает механизм реализации целевой программы в части развития экономической базы города путем создания условий для мобилизации внутренних материальных и финансовых ресурсов предприятий и привлечения внебюджетных инвестиций. Эти условия создаются путем реализации ряда организационных и стимулирующих мероприятий, в том числе введения режима льготного налогообложения.
В соответствии с изложенным финансирование настоящей Программы включает только средства, необходимые для создания такого механизма.
Программа основана на результатах комплексного анализа социально - экономической ситуации в г. Чапаевске. Для проведения анализа и разработки Программы использованы данные государственной статистики, материалы, предоставленные департаментом по экономике Администрации области, администрацией г. Чапаевска, а также результаты проведенного Самарской школой бизнеса обследования предприятий г. Чапаевска.

1. Характеристика социально - экономической
ситуации в г. Чапаевске

Город Чапаевск занимает выгодное географическое положение, находясь почти в центре Самарской области на пересечении важнейших железнодорожной и автомобильной магистралей, в регионе интенсивного развития современных телекоммуникационных сетей. По железнодорожной дороге и автомобильным трассам город имеет прямые транспортные связи практически со всеми регионами России и государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
Преимущества географического положения практически не используются для развития экономики города, созданного для развития оборонной промышленности.
На территории города имеются свободные земли, что создает благоприятные условия для строительства объектов, необходимых для изменения его хозяйственной специализации.
Значимые запасы природных ресурсов на территории г. Чапаевска отсутствуют.
Динамика численности населения по г. Чапаевску значительно хуже среднеобластных показателей. Естественная убыль в расчете на 1000 человек населения составила в 1998 году 10,6 человека.
Уровень заработной платы в г. Чапаевске отстает от средних данных по области почти в полтора раза, хотя за последние 3 года заработная плата, исчисленная в сопоставимых ценах, возрастала.
Численность граждан, имеющих статус безработного, в 1998 году составила 5,0% и несколько превышала среднеобластной уровень, при этом в 1998 году число безработных в городе снизилось и одновременно увеличилось предложение рабочих мест работодателями.
Обеспеченность жилищным фондом населения г. Чапаевска выше, чем в среднем по области, и достигает 22,2 кв. метров общей площади на одного человека, однако по показателям ввода жилья на 1000 жителей город занимает последнее место в области.
Хозяйственный потенциал г. Чапаевска характеризуется следующими особенностями:
1. Крупнейшие оборонные предприятия г. Чапаевска успешно решили задачу применения ряда существующих "оборонных" технологий для производства "мирной" продукции, однако они не во всех случаях смогли вывести эту продукцию на рынок вследствие отсутствия или несовершенства технологий маркетинга. Комплекс маркетинга отсутствует почти на всех предприятиях.
2. Многие предприятия города работают на одних и тех же рынках и на одних и тех же сегментах рынка. Так, большинство предприятий города производят товары для строительства: железобетонные конструкции, кирпич, сантехнику, лакокрасочную продукцию и др. Однако их усилия по овладению рынком разрознены и малоэффективны.
3. Несмотря на значительный потенциал, предприятия не создают своих рынков - не развивают у потенциальных покупателей новых потребностей, для удовлетворения которых возможно использовать продукцию или услуги, производимые с помощью технологий, имеющихся только на предприятиях г. Чапаевска, а пытаются вписаться в существующие рынки, неизбежно сталкиваясь с проблемой конкурентоспособности.
Так, инвестиционные предложения, выдвигаемые предприятиями, как правило, направлены на организацию выпуска продукции, рынок которой уже сформирован, но, по предложению, не насыщен, и тем самым предполагают использование остаточного спроса. Такой подход обречен на зависимость от рыночного подведения уже существующих конкурентов, стратегия которых никогда не может быть точно известной, которые уже владеют основной долей рынка и имеют на нем определенных покупателей и определенный имидж.
4. В структуре экономики г. Чапаевска в настоящее время отсутствуют субъекты, выполняющие роль генераторов инноваций. Эту роль могли бы выполнить предприятия малого бизнеса, работающие в области науки и научного обслуживания, управленческого консультирования, информационно - маркетингового обслуживания и т.п. Учитывая нехватку в городе специалистов, способных выполнять указанные функции, необходимо обеспечить привлекательность г. Чапаевска для открытия филиалов соответствующих организаций, действующих в Самаре, Москве и других городах, а возможно, и представительств зарубежных фирм.
Для малого бизнеса, специализирующегося в других областях деятельности, перспективным является обслуживание межрайонной, межрегиональной и международной торговли (создание торговой инфраструктуры) и оказание платных услуг населению.
5. На предприятиях города практически отсутствуют специалисты, способные наладить внешние (рыночные) связи предприятий. Сложились традиции в деятельности руководства предприятий, опирающиеся на полную зависимость от системы государственного распределения продукции. Это одновременно обуславливает отсутствие умения работать в рыночных условиях и иждивенчество по отношению к органам власти и управления. Поэтому возникло противоречие между объективно существующими условиями деятельности руководителей предприятий и теми умениями, навыками и традициями, которые определяют средства и методы этой деятельности. Успешная реализация процессов развития будет зависеть от кадрового обеспечения процессов организации, управления и собственно производства.
Бюджетная обеспеченность г. Чапаевска поддерживается на стабильном уровне, однако это достигается за счет возрастающих поступлений из областного бюджета. При существующей структуре доходов и расходов городского бюджета изыскать в нем средства для наращивания экономического потенциала города путем поддержки инвестиционных проектов предприятий не представляется возможным.
Имеет место значительное превышение исходящих за пределы города потоков финансовых ресурсов над входящими. Для достижения положительного сальдо входящих и исходящих финансовых потоков объем товаров, работ, услуг, продаваемых за пределами города или за счет средств, ввезенных с других территорий, должен составлять более половины от объема производимых на территории г. Чапаевска или приобретаемых на любых территориях за счет средств предприятий и жителей города.
Настоящая Программа определяет механизм функционирования и развития особой экономической зоны, обеспечивающий в дальнейшем рост финансового потенциала территории, переход как хозяйственной, так и социальной сфер города в режим устойчивого развития и достижения удовлетворительного качества населения.

2. Концепция Программы

2.1. Цели и задачи Программы
Целью настоящей Программы является запуск процессов устойчивого развития города, повышение эффективности использования ресурсов и потенциала территории, стимулирование инвестиционных и инновационных процессов, диверсификация и рационализация структуры экономики.
В соответствии с указанными целями и на основании результатов анализа социально - экономической ситуации в г. Чапаевске формулируются задачи развития ОЭЗ "Чапаевск".
Первоочередные задачи:
прекращение экономического спада и перевод экономики в режим стабилизации и роста путем реструктуризации существующих и создания новых субъектов рыночных отношений, объем продаж продукции которых не зависит от платежеспособности предприятий и населения города; стратегия маркетинга таких предприятий должна быть ориентирована на привлечение покупателей за пределами территории г. Чапаевска;
максимально эффективное использование местных возможностей, обеспечиваемых выгодным географическим положением города, прежде всего для создания и коммерческого использования инфраструктуры межрегиональной торговли;
развитие деятельности в сфере маркетинга и продаж;
вытеснение с местного рынка товаров и услуг предприятий, зарегистрированных за пределами г. Чапаевска, местными предприятиями, осуществляющими продажу товаров (услуг) населению города и юридическим лицам независимо от места производства этих товаров, в том числе создание дилерской сети различных предприятий - производителей;
обеспечение привлекательности г. Чапаевска для открытия филиалов организаций, работающих в области науки и научного обслуживания, управленческого консультирования, информационно - маркетингового обслуживания, лизинга оборудования, кредитно - финансового и страхового обслуживания, действующих в Самаре, Москве и других городах, а также представительств зарубежных фирм;
повышение инновационной активности малого бизнеса, вовлечение в него молодежи, развития малого бизнеса в сфере науки и научного обслуживания;
применение современных образовательных технологий для профессионального роста и достижения необходимых личностных изменений руководителей и специалистов предприятий.
Задачей тактического характера со среднесрочным эффектом от реализации является приобретение и внедрение современных технологий и технологических комплексов, обеспечивающих выпуск продукции, удовлетворяющей потребности покупателей и в течение ближайших 3 - 10 лет конкурентоспособной на внутреннем рынке.
Стратегии задачи:
разработка инновационных бизнес - идей и формирование современной организационной культуры, позволяющих достигнуть стратегической конкурентоспособности предприятий;
разработка и внедрение инновационных технологий, обеспечивающих производство товаров с принципиально новыми потребительскими качествами, не имеющими аналогов за рубежом и, следовательно, позволяющими завоевать существенные доли рынков за пределами России;
на внутреннем рынке - отказ от использования остаточного спроса и переход к созданию своих рынков, т.е. развитию у потенциальных покупателей новых потребностей, для удовлетворения которых возможно использовать продукцию или услуги, производимые только с помощью технологий, имеющихся только на предприятиях г. Чапаевска.

2.2. Сроки и этапы реализации Программы
ОЭЗ "Чапаевск" создается на 5 лет, на данный временной интервал распространяется действие настоящей Программы.
Реализация Программы осуществляется в два этапа. Основная цель на первом этапе (первые три года) - финансовая стабилизация предприятий, на втором (последующие два года) - использование накопленного финансового и кадрового потенциала для реализации процессов развития и воспроизводства ресурсов, т.е. запуска процесса устойчивого развития территории.

2.3. Стратегические ориентиры Программы и приоритетные направления экономического развития территории в рамках ОЭЗ "Чапаевск"
Основными стратегическими ориентирами настоящей Программы являются:
обеспечение рентабельности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий территории, деятельность которых основана в первую очередь на использовании диверсификации сложившегося технологического потенциала и транспортно - коммуникационной инфраструктуры;
повышение среднего уровня денежных доходов на душу населения;
обеспечение наполнения бюджета города в пределах, достаточных для реализации необходимых социальных программ;
накопление финансового и кадрового потенциала для перевода территории в режим устойчивого развития.
Перечень приоритетных направлений развития хозяйственной деятельности вытекает из перечисленных выше задач и стратегических ориентировок и включает:
развитие деятельности по содействию реализации выпускаемой в настоящее время предприятиями города продукции, качественные показатели которой соответствуют требованиям потребителей, включая создание специализированных торгово - маркетинговых структур;
создание и развитие производств, основанных на высоких технологиях с использованием принципа технологической преемственности по отношению к существующим производствам и обеспечивающих объем продаж за пределы г. Чапаевска не менее 70 - 90% от объема производства;
создание производств, основанных на принципиально новых технологиях и обеспечивающих выпуск товаров с принципиально новыми потребительскими качествами, не имеющих аналогов за рубежом и, следовательно, позволяющих осуществить эффективное продвижение товаров на мировой рынок;
развитие научной, проектной, конструктивной и технологической деятельности, направленной на создание и обеспечение указанных производств;
развитие межрегиональной торговли на основе использования имеющейся транспортно - коммуникационной инфраструктуры;
развитие деятельности, обеспечивающей конкурентное вытеснение с местного рынка иногородних фирм, замещение существующего импорта продукции и услуг из-за пределов г. Чапаевска;
создание и развитие рыночной инфраструктуры, в том числе открытие филиалов и представительств иногородних фирм;
реализация финансово устойчивых проектов развития малого бизнеса, предусматривающих создание рабочих мест по профилям, соответствующим предложению на местном рынке труда.

2.4. Структура комплекса мероприятий Программы
Мероприятия Программы сгруппированы в 2 подпрограммы.
Подпрограмма "Стимулирование экономического развития территории и создание рыночной инфраструктуры" содержит мероприятия по развитию экономики города, основанные на применении льготного режима хозяйственной деятельности в рамках особой экономической зоны.
Мероприятия данной подпрограммы делятся на стимулирующие и организационные.
Стимулирующие мероприятия включают:
создание льготного режима хозяйственной деятельности для резидентов ОЭЗ "Чапаевск" в соответствии с Положением об особой экономической зоне на территории г. Чапаевска Самарской области (далее - Положение);
финансовую поддержку реализации проектов и программ резидентов ОЭЗ "Чапаевск".
Льготный режим хозяйственной деятельности заключается в предоставлении налоговых льгот при выполнении как минимум одного из следующих условий:
освоение новых производств и видов услуг;
расширение действующих производств и объемов услуг;
создание рабочих мест в отраслях, соответствующих направлениям специализации ОЭЗ "Чапаевск";
стабилизация производства или финансовая стабилизация хозяйствующего субъекта - резидента ОЭЗ "Чапаевск", а именно ликвидация кредиторской задолженности перед бюджетом, внебюджетными фондами социального назначения и работниками (по заработной плате) и в дальнейшем обеспечение финансовой устойчивости предприятия, стабилизация физических объемов и снижение себестоимости товаров, наиболее важных для жизнеобеспечения населения (прежде всего продуктов питания первой необходимости).
Указанные условия закрепляются в договоре на ведение хозяйственной деятельности в ОЭЗ "Чапаевск", заключаемом хозяйствующим субъектом с администрацией г. Чапаевска, и в дальнейшем контролируются администрацией в течение срока действия договора. При невыполнении перечисленных условий договор расторгается в порядке, предусмотренном Положением.
Помимо льгот, устанавливаемых согласно Положению, резидентам ОЭЗ "Чапаевск" могут быть предоставлены льготы в соответствии с Законом Самарской области "Об инвестициях в Самарской области" и другими законодательными актами Самарской области.
Финансовая поддержка реализации проектов и программ резидентов ОЭЗ "Чапаевск" осуществляется на возвратной основе за счет средств бюджета развития ОЭЗ "Чапаевск", которые ежегодно предусматриваются в расходной части бюджета г. Чапаевска.
Средства бюджета развития ОЭЗ "Чапаевск" размещаются на конкурсной основе. В этих целях разрабатывается местная нормативная база для проведения конкурсов инвестиционных проектов.
Особенностью настоящей подпрограммы является то, что она не фиксирует жестко список проектов для кредитования. Соответственно, Программа рассчитана не только на проекты, выбранные из числа представленных предприятиями на момент ее составления, но и на проекты, которые будут разработаны в процессе ее реализации. Такой подход обеспечивает гибкость, необходимую в условиях быстро изменяющейся экономической ситуации, и позволяет стимулировать хозяйствующих субъектов к разработке новых проектов. Исходя из этого в списке мероприятий данной подпрограммы указаны только те проекты, которые отобраны в качестве "стартовых" для запуска в первый год функционирования ОЭЗ "Чапаевск" (таблица 2.1.). Отбор осуществлен по следующим критериям:
стадия готовности проектов должна быть такой, чтобы необходимые доработки и переработки могли быть выполнены в течение года;
пакет отобранных проектов должен представлять разные отрасли и разные предприятия - реципиенты, что позволит, во-первых, дать импульс развитию одновременно нескольким предприятиям города, во-вторых, снизить риск невозврата кредита из-за внезапного изменения конъюнктуры рынка для товаров какой-либо отрасли или из-за ухудшения финансового состояния предприятия, если ему выданы кредиты на несколько проектов одновременно.
Для снижения риска инвестирования при отборе проектов учитывались также данные обследования предприятий, проведенного в ходе разработки настоящей Программы.
Всего для запуска в первый год функционирования ОЭЗ "Чапаевск" отобрано 5 проектов. Их перечень приведен в разделе 3 настоящей Программы. Финансирование этих проектов в первый год будет осуществляться за счет собственных средств предприятий и сторонних инвесторов. Предприятия и организации, предприниматели имеют право представить и другие проекты, которые будут рассматриваться наравне с отобранными.
Таким образом, основной принцип построения данной подпрограммы применительно к инвестиционной деятельности заключается в том, что на начальном этапе определяются только "стартовые" проекты для запуска инвестиционного процесса и одновременно создается инфраструктура, обеспечивающая разработку и представление на ежегодные конкурсы наиболее актуальных проектов.
Организационные мероприятия включают:
создание инфраструктуры инвестиционной деятельности на территории ОЭЗ "Чапаевск" для обеспечения поиска перспективных объектов инвестирования, разработки наиболее эффективных бизнес-идей и тщательной проработки инвестиционных проектов. Центральным звеном создаваемой инфраструктуры явится специализированная организация, создаваемая при содействии администрации г. Чапаевска. Одновременно для образования конкурентной среды создаются условия для открытия филиалов или представительств фирм, действующих в данных направлениях в других городах и регионах России. Создаваемые организации должны выполнять основной объем работ непосредственно по заказам предприятий и за счет их средств, однако для стимулирования деятельности в стратегических направлениях экономического развития территории планируется работа по договорам с администрацией г. Чапаевска, для чего предусматривается выделение бюджетных средств;
развитие инфраструктуры товарно - транспортных потоков - создание логистического центра. Указанный центр будет способствовать решению задачи развития межрегиональной торговли путем оптимизации и обслуживания товарно - транспортных потоков.
Программа "Кадровое и информационное обеспечение развития ОЭЗ "Чапаевск" содержит перечень образовательных мероприятий, предназначенных качественно изменить кадровый потенциал города. Основу подпрограммы составляют мероприятия по повышению квалификации руководителей и специалистов администрации г. Чапаевска и предприятий города. Предусмотрено применение современных педагогических технологий.

Таблица 2.1

Перечень инвестиционных проектов, отобранных для
реализации в первый год функционирования
ОЭЗ "Чапаевск", тыс. рублей
(в ценах 1998 г.)

   ----------------------T-----------------T------------------------------¬

¦Наименование ¦Держатель ¦Стоимость проекта ¦
¦проекта ¦проекта +---------T-----------T--------+
¦ ¦ ¦Всего ¦Собственные¦Кредит ¦
¦ ¦ ¦ ¦средства ¦ ¦
+---------------------+-----------------+---------+-----------+--------+
¦Организация произ- ¦Государственное ¦20500 ¦ 10000 ¦ 10500 ¦
¦водства кумулятивных ¦предприятие "Ме- ¦ ¦ ¦ ¦
¦перфорирующих моду- ¦таллист" (далее -¦ ¦ ¦ ¦
¦лей и малонавесочных ¦ГП "Металлист") ¦ ¦ ¦ ¦
¦детонирующих шнуров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----------------+---------+-----------+--------+
¦Производство акрило- ¦Закрытое акцио- ¦ 1290 ¦ 720 ¦ 570 ¦
¦вой краски и универ- ¦нерное общество ¦ ¦ ¦ ¦
¦сального клея ¦"Краплак" (далее ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- ЗАО "Краплак") ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----------------+---------+-----------+--------+
¦Производство лекарс- ¦Общество с огра- ¦ 2940 ¦ ¦ 2940 ¦
¦твенных средств ¦ниченной ответ- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ственностью "Фар-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мапол - Волга" ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(далее - ООО ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Фармапол - ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Волга") ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----------------+---------+-----------+--------+
¦Создание полной ли- ¦Закрытое акцио- ¦ 10000 ¦ ¦10000 ¦
¦нии шприцевого на- ¦нерное общество ¦ ¦ ¦ ¦
¦полнения ампул ¦"Фармапол" (далее¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- ЗАО "Фармапол")¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----------------+---------+-----------+--------+
¦Производство меди- ¦Чапаевский ¦ 598 ¦ 29 ¦ 569 ¦
¦цинского диагности- ¦опытный завод ¦ ¦ ¦ ¦
¦ческого оборудования ¦измерительных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приборов (далее -¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ЧОЗИП) ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----------------+---------+-----------+--------+
¦ Всего ¦ ¦ 35328 ¦ 10749 ¦ 24579 ¦
L---------------------+-----------------+---------+-----------+---------


3. Комплекс мероприятий Программы

Подпрограмма "Стимулирование экономического развития
территории и создание рыночной инфраструктуры"

   -------------------------------T----------------T--------------¬

¦Наименование мероприятия ¦Срок исполнения,¦Ответственный ¦
¦ ¦по годам реали- ¦за исполнением¦
¦ ¦зации ¦ ¦
+------------------------------+----------------+--------------+
¦ Мероприятия по стимулированию экономического развития ¦
+------------------------------T----------------T--------------+
¦Заключение договоров с хозяй- ¦Постоянно ¦Администрация ¦
¦ствующими субъектами об уста- ¦ ¦г. Чапаевска ¦
¦новлении для них льготного ре-¦ ¦ ¦
¦жима хозяйственной деятель- ¦ ¦ ¦
¦ности в соответствии с требо- ¦ ¦ ¦
¦ваниями Положения ¦ ¦ ¦
+------------------------------+----------------+--------------+
¦Реализация хозяйствующими ¦ Постоянно ¦Хозяйствующие ¦
¦субъектами проектов освоения ¦ ¦субъекты про- ¦
¦новых расширения действующих ¦ ¦изводств и ви-¦
¦производств и объемов услуг, ¦ ¦дов услуг г. ¦
¦создание рабочих мест, стаби- ¦ ¦Чапаевска ¦
¦лизации производства и финан- ¦ ¦ ¦
¦совой стабилизации за счет ¦ ¦ ¦
¦средств, высвободившихся ¦ ¦ ¦
¦вследствие предоставления на- ¦ ¦ ¦
¦логовых льгот ¦ ¦ ¦
+------------------------------+----------------+--------------+
¦Проведение конкурсов инвести- ¦Ежегодно по ¦Администрация ¦
¦ционных проектов по размещению¦мере накопления ¦г. Чапаевска ¦
¦инвестиционных ресурсов бюдже-¦средств бюджета ¦ ¦
¦та развития особой экономичес-¦развития ¦ ¦
¦кой зоны: ¦ ¦ ¦
¦проведение подготовительных ¦ 1-й год ¦Администрация ¦
¦работ: разработка нормативной ¦ ¦г. Чапаевска ¦
¦базы проведения конкурсов ¦ ¦ ¦
¦инвестиционных проектов, обра-¦ ¦ ¦
¦зование конкурсной комиссии, ¦ ¦ ¦
¦конкурсный отбор независимой ¦ ¦ ¦
¦экспертной организации и зак- ¦ ¦ ¦
¦лючение с ней договора о про- ¦ ¦ ¦
¦ведении работ по экспертизе ¦ ¦ ¦
¦инвестиционных проектов; ¦ ¦ ¦
¦публикация объявлений о кон- ¦Ежегодно ¦Администрация ¦
¦курсе инвестиционных проектов,¦ ¦г. Чапаевска ¦
¦сбор заявок на участие в кон- ¦ ¦ ¦
¦курсе, проведение экспертизы ¦ ¦ ¦
¦инвестиционных проектов; ¦ ¦ ¦
¦определение победителей кон- ¦Ежегодно ¦Администрация ¦
¦курса инвестиционных проектов;¦ ¦г. Чапаевска ¦
¦выдача кредитов победителям ¦Ежегодно ¦Администрация ¦
¦конкурса инвестиционных проек-¦ ¦г. Чапаевска ¦
¦тов; ¦ ¦ ¦
¦контроль за целевым использо- ¦Постоянно ¦Администрация ¦
¦ванием кредитов, своевремен- ¦ ¦г. Чапаевска ¦
¦ностью возврата кредитов и уп-¦ ¦ ¦
¦латы процентов, применение ¦ ¦ ¦
¦при необходимости санкций, ¦ ¦ ¦
¦предусмотренных действующим ¦ ¦ ¦
¦законодательством ¦ ¦ ¦
+------------------------------+----------------+--------------+
¦ Организационные мероприятия по созданию ¦
¦ рыночной инфраструктуры ¦
+------------------------------T----------------T--------------+
¦Создание инфраструктуры ¦ ¦ ¦
¦инвестиционной деятельности: ¦ ¦ ¦
¦создание негосударственного ¦1-й год ¦Администрация ¦
¦учреждения "Чапаевский город- ¦ ¦г. Чапаевска ¦
¦ской координационный центр ¦ ¦ ¦
¦экономического развития" в ¦ ¦ ¦
¦качестве специализированной ¦ ¦ ¦
¦организации для поиска пер- ¦ ¦ ¦
¦спективных объектов инвестиро-¦ ¦ ¦
¦вания, разработки бизнес - ¦ ¦ ¦
¦идей и инвестиционных проек- ¦ ¦ ¦
¦тов; ¦ ¦ ¦
¦открытие филиалов и представи-¦Постоянно ¦Администрация ¦
¦тельств иногородних организа- ¦ ¦г. Чапаевска ¦
¦ций, работающих в сфере инвес-¦ ¦ ¦
¦тиционного проектирования, уп-¦ ¦ ¦
¦равленческого консультирова- ¦ ¦ ¦
¦ния, информационно - маркетин-¦ ¦ ¦
¦гового обслуживания, лизинга ¦ ¦ ¦
¦оборудования, кредитно - фи- ¦ ¦ ¦
¦нансового и страхового обслу- ¦ ¦ ¦
¦живания; ¦ ¦ ¦
¦заключение договоров с органи-¦Ежегодно ¦Администрация ¦
¦зациями рыночной инфраструкту-¦ ¦г. Чапаевска ¦
¦ры, обеспечивающими инвестици-¦ ¦ ¦
¦онную деятельность в г. Чапа- ¦ ¦ ¦
¦евске, о проведении работ по ¦ ¦ ¦
¦поиску перспективных объектов ¦ ¦ ¦
¦инвестирования, разработке ¦ ¦ ¦
¦бизнес - идей и инвестиционных¦ ¦ ¦
¦проектов в стратегических ¦ ¦ ¦
¦направлениях экономического ¦ ¦ ¦
¦развития территории с участием¦ ¦ ¦
¦средств городского бюджета ¦ ¦ ¦
+------------------------------+----------------+--------------+
¦Формирование в составе бюджета¦Начиная со 2-го ¦Администрация ¦
¦г. Чапаевска бюджета ОЭЗ "Ча- ¦года ¦г. Чапаевска ¦
¦паевск" для финансовой под- ¦ ¦ ¦
¦держки перспективных инвести- ¦ ¦ ¦
¦ционных проектов ¦ ¦ ¦
+------------------------------+----------------+--------------+
¦Создание торгово - маркетинго-¦1-й год ¦Хозяйствующие ¦
¦вых организаций на базе хозяй-¦ ¦субъекты ¦
¦ствующих субъектов г. Чапаев- ¦ ¦г. Чапаевска ¦
¦ска для расширения сбыта про- ¦ ¦ ¦
¦изводимой продукции ¦ ¦ ¦
+------------------------------+----------------+--------------+
¦Создание и развитие дилерской ¦Постоянно ¦Хозяйствующие ¦
¦сети хозяйствующих субъектов ¦ ¦субъекты ¦
¦г. Чапаевска в целях вытесне- ¦ ¦г. Чапаевска ¦
¦ния с местного рынка товаров и¦ ¦ ¦
¦услуг предприятий, зарегистри-¦ ¦ ¦
¦рованных за пределами г. Чапа-¦ ¦ ¦
¦евска ¦ ¦ ¦
+------------------------------+----------------+--------------+
¦Создание логистического центра¦1-й год ¦Администрация ¦
¦в г. Чапаевске в целях разви- ¦ ¦г. Чапаевска ¦
¦тия инфраструктуры товарно - ¦ ¦ ¦
¦транспортных потоков ¦ ¦ ¦
L------------------------------+----------------+---------------


Подпрограмма "Кадровое и информационное
обеспечение развития ОЭЗ "Чапаевск"

   -----------------------T-----------T------------T------------------¬

¦Наименование ¦Срок реали-¦Источники ¦Затраты (в ценах ¦
¦мероприятия ¦зации по ¦финанси- ¦1998 г.), тыс. ¦
¦ ¦годам ¦рования ¦рублей ¦
¦ ¦функциони- ¦ +-------T----------+
¦ ¦рования ОЭЗ¦ ¦Всего ¦на 1-й год¦
+----------------------+-----------+------------+-------+----------+
¦Инновационные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦семинары по темам: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦проблемы развития ¦1-й год ¦Городской ¦ 10,0 ¦ 10,0 ¦
¦промышленности в ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦
¦г. Чапаевске; ¦ ¦Средства ¦ 65,0 ¦ 65,0 ¦
¦ ¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦проблемы развития ма- ¦1-й год ¦Городской ¦10,0 ¦ 10,0 ¦
¦лого бизнеса в г. Ча- ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦
¦паевске ¦ ¦Средства ¦65,0 ¦ 65,0 ¦
¦ ¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦проблемы реализации ¦Ежегодно ¦Городской ¦43,5 ¦ ¦
¦комплексной программы ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦
¦развития особой ¦ ¦Средства ¦120,0 ¦ ¦
¦экономической зоны ¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦
+----------------------+-----------+------------+-------+----------+
¦Семинары по темам: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦разработка и эксперти-¦ Ежегодно ¦Городской ¦12,0 ¦ ¦
¦за инвестиционных про-¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦
¦ектов и бизнес - пла- ¦ ¦Средства ¦24,0 ¦ 8,0 ¦
¦нов; ¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦современное предприя- ¦Ежегодно ¦Городской ¦7,5 ¦ ¦
¦тие в региональной ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦
¦экономике ¦ ¦Средства ¦8,0 ¦ 8,0 ¦
¦ ¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦
+----------------------+-----------+------------+-------+----------+
¦Повышение квалификации¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦руководителей и специ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦алистов по 30 - 40 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦часовым программам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦практический маркетинг¦Ежегодно ¦Средства ¦ 16,0 ¦ 8,0 ¦
¦ ¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦практический менедж- ¦Ежегодно ¦Средства ¦ 23,0 ¦ 7,8 ¦
¦мент ¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стратегический менедж-¦Ежегодно ¦Средства ¦ 22,5 ¦ 7,5 ¦
¦мент ¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦формирование бизнес - ¦Ежегодно ¦Средства ¦15,5 ¦ 7,7 ¦
¦идей и управление ин- ¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦
¦новациями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦анализ финансово - хо-¦Ежегодно ¦Средства ¦16,0 ¦ 8,0 ¦
¦зяйственной деятель- ¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦
¦ности и основы финан- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сового менеджмента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+-----------+------------+-------+----------+
¦Консультации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦консультирование ра- ¦По мере ¦Городской ¦ 10,0 ¦ 2,0 ¦
¦ботников администрации¦необходи- ¦бюджет ¦ ¦ ¦
¦города по вопросам ¦мости ¦ ¦ ¦ ¦
¦реализации Программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦консультирование ра- ¦Ежегодно ¦Средства ¦45,0 ¦9,0 ¦
¦ботников предприятий ¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦
¦по вопросам реализации¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+-----------+------------+-------+----------+
¦Информационное ¦Постоянно ¦Городской ¦400,0 ¦40,0 ¦
¦обеспечение Программы ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦
¦путем освещения хода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦реализации Программы в¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средствах массовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦информации области и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦г. Чапаевска ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+-----------+------------+-------+----------+
¦Итого ¦ ¦Всего ¦936,0 ¦ 256,0 ¦
¦ ¦ ¦В том числе:¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦городской ¦515,0 ¦ 62,0 ¦
¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦средства ¦421,0 ¦ 194,0 ¦
¦ ¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦
L----------------------+-----------+------------+-------+-----------


4. Управление ОЭЗ "Чапаевск"

Управление ОЭЗ "Чапаевск" осуществляется органами местного самоуправления г. Чапаевска. Департамент по экономике и департамент финансов Администрации области контролируют эффективность выполнения Программы, принимают совместно с администрацией г. Чапаевска участие в проведении анализа эффективности развития ОЭЗ "Чапаевск".
Администрация г. Чапаевска выполняет функции управления ОЭЗ "Чапаевск" в рамках существующей структуры и за счет средств, выделяемых в составе местного бюджета на обеспечение текущей деятельности администрации. В связи с организацией ОЭЗ "Чапаевск" в перечень функций администрации г. Чапаевска входят специальные функции, содержание которых приведено в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Специальные функции управления ОЭЗ "Чапаевск"

   ------------------T----------------------------------------------¬

¦Наименование ¦Задачи ¦
¦функции ¦ ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Организация работ¦Выполнение совокупности организационных ¦
¦по выполнению ¦мероприятий в соответствии с подпрограммой ¦
¦Программы ¦"Стимулирование экономического развития ¦
¦ ¦территории и создание рыночной инфраструктуры"¦
¦ ¦Разработка положения о проведении конкурсов ¦
¦ ¦инвестиционных проектов, представляемых ¦
¦ ¦предприятиями и предпринимателями, схемы ¦
¦ ¦документооборота для проведения конкурсов и ¦
¦ ¦выделения кредитов победителям конкурсов из ¦
¦ ¦средств бюджета развития ОЭЗ "Чапаевск", а ¦
¦ ¦также контроля за использованием выделенных ¦
¦ ¦кредитов. ¦
¦ ¦Заключение договоров о присвоении статуса ¦
¦ ¦резидента ОЭЗ "Чапаевск" с хозяйствующими ¦
¦ ¦субъектами. ¦
¦ ¦Организация мероприятий по кадровому ¦
¦ ¦обеспечению ОЭЗ "Чапаевск" в соответствии с ¦
¦ ¦Программой (применительно к мероприятиям, ¦
¦ ¦полностью или частично финансируемым из ¦
¦ ¦местного бюджета). Оказание организационной ¦
¦ ¦помощи предприятиям в проведении ¦
¦ ¦образовательных и консультационных ¦
¦ ¦мероприятий, выполняемых за счет средств ¦
¦ ¦предприятий ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Контроль за ¦Контроль за исполнением планов мероприятий по ¦
¦исполнением ¦всем подпрограммам Программы ¦
¦Программы ¦Контроль за целевым использованием средств, ¦
¦ ¦остающихся в распоряжении резидентов ОЭЗ ¦
¦ ¦"Чапаевск" в результате предоставления им ¦
¦ ¦налоговых льгот ¦
¦ ¦Контроль за реализацией инвестиционных ¦
¦ ¦проектов предприятиями, получившими кредиты ¦
¦ ¦за счет бюджета развития ОЭЗ "Чапаевск", ¦
¦ ¦анализ эффективности использования кредитов, ¦
¦ ¦применение штрафных санкций к заемщикам, ¦
¦ ¦нарушающим сроки возврата кредитов и выплат ¦
¦ ¦процентов ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Оперативное ¦Разработка годовых календарных планов ¦
¦регулирование ¦исполнения мероприятий Программы ¦
¦исполнения ¦Мониторинг деятельности предприятий г. ¦
¦Программы ¦Чапаевска, анализ эффективности выполнения ¦
¦ ¦Программы, планирование и реализация ¦
¦ ¦мероприятий по ее повышению ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Отчетность о ¦Представление в установленные сроки отчетов о ¦
¦деятельности ¦деятельности ОЭЗ "Чапаевск" и ходе выполнения ¦
¦ОЭЗ "Чапаевск" ¦Программы Губернатору области и в ¦
¦ ¦Администрацию области ¦
L-----------------+-----------------------------------------------


5. Финансовое обеспечение и оценка
эффективности Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета развития ОЭЗ "Чапаевск", собственных средств резидентов ОЭЗ "Чапаевск", а также привлеченных средств (предусматривается также возможность привлечения кредитных ресурсов Международного банка реконструкции и развития).
Прогноз дополнительных налоговых поступлений, появляющихся вследствие реализации инвестированных проектов, отобранных для запуска в первый год функционирования ОЭЗ "Чапаевск", приведен в таблице 5.1.
Налоговые поступления от проектов, кроме отобранных для запуска в первый год функционирования ОЭЗ "Чапаевск", рассчитываются исходя из средних значений поступлений, связанных с реализацией отобранных проектов, перечисленных в разделе 3 Программы. При этом анализ отобранных проектов показал, что размер платежей по обслуживанию долга (процентов) и налоговых поступлений по годам реализации проекта в среднем соответствует значениям, приведенным в таблице 5.2.
Прогноз дополнительных налоговых поступлений в областной бюджет, а также динамики формирования и использования инвестиционных ресурсов, предназначаемых для резидентов ОЭЗ "Чапаевск", представлен в таблицах 5.3. и 5.4. Экономическая эффективность Программы определяется по планируемым результатам реализации подпрограмм "Стимулирование экономического развития территории и создание рыночной инфраструктуры" и "Кадровое и информационное обеспечение развития ОЭЗ "Чапаевск", получение которых непосредственно связано с введением режима особой экономической зоны.

Таблица 5.1

Прогноз дополнительных налоговых поступлений в
областной и городской бюджеты, связанных с
реализацией инвестиционных проектов по годам
функционирования ОЭЗ "Чапаевск"

тыс. рублей
   ----------------------T---------------T------------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----¬

¦Наименование ¦Держатель ¦Налоговые ¦1-й ¦2-й ¦3-й ¦4-й ¦5-й ¦Всего¦
¦проекта ¦проекта ¦поступления ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦ ¦
+---------------------+---------------+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Организация произ- ¦ГП "Металлист" ¦Всего ¦ 397 ¦3552 ¦5237 ¦5271 ¦5268 ¦19725¦
¦водства кумулятивных ¦ ¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦перфорирующих моду- ¦ ¦в областной бюджет¦ 298 ¦2664 ¦3928 ¦3953 ¦3951 ¦14794¦
¦лей и малонавесочных ¦ ¦в городской бюджет¦ 99 ¦ 888 ¦1309 ¦1318 ¦1317 ¦4931 ¦
¦детонирующих шнуров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------------+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Производство акрило- ¦ ЗАО "Краплак" ¦Всего ¦ 169 ¦ 353 ¦ 384 ¦ 409 ¦ 409 ¦1725 ¦
¦вой краски и универ- ¦ ¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сального клея ¦ ¦в областной бюджет¦ 127 ¦ 265 ¦ 288 ¦ 307 ¦ 307 ¦1294 ¦
¦ ¦ ¦в городской бюджет¦ 42 ¦ 88 ¦ 96 ¦ 102 ¦ 102 ¦ 431 ¦
+---------------------+---------------+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Производство лекарс- ¦ООО "Фармапол- ¦Всего ¦ 400 ¦ 800 ¦ 800 ¦ 800 ¦ 800 ¦3600 ¦
¦твенных средств ¦Волга" ¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в областной бюджет¦300 ¦ 600 ¦ 600 ¦ 600 ¦ 600 ¦2700 ¦
¦ ¦ ¦в городской бюджет¦100 ¦ 200 ¦ 200 ¦ 200 ¦ 200 ¦ 900 ¦
+---------------------+---------------+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Создание полной линии¦ЗАО "Фармапол" ¦Всего ¦512 ¦ 619 ¦ 619 ¦ 619 ¦ 619 ¦2984 ¦
¦шприцевого наполнения¦ ¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ампул ¦ ¦в областной бюджет¦384 ¦ 464 ¦ 464 ¦ 464 ¦ 464 ¦2238 ¦
¦ ¦ ¦в городской бюджет¦128 ¦ 155 ¦ 155 ¦ 155 ¦ 155 ¦ 746 ¦
+---------------------+---------------+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Производство медицин-¦ ЧОЗИП ¦Всего ¦ 0 ¦ 0 ¦ 120 ¦ 120 ¦ 120 ¦ 360 ¦
¦ского диагностическо-¦ ¦ В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦го оборудования ¦ ¦в областной бюджет¦ 0 ¦ 0 ¦ 90 ¦ 90 ¦ 90 ¦ 270 ¦
¦ ¦ ¦в городской бюджет¦ 0 ¦ 0 ¦ 30 ¦ 30 ¦ 30 ¦ 90 ¦
+---------------------+---------------+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ИТОГО ¦ ¦Всего ¦1478 ¦ 5324¦7160 ¦7219 ¦7216 ¦28394¦
¦ ¦ ¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в областной бюджет¦1109 ¦ 3993¦5370 ¦5414 ¦5412 ¦21296¦
¦ ¦ ¦в городской бюджет¦ 369 ¦ 1331¦1790 ¦1805 ¦1804 ¦ 7098¦
L---------------------+---------------+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------


Таблица 5.2

Среднее значение показателей платежей по
обслуживанию долга и налоговых поступлений от
реализации инвестиционных проектов

   -----------------------T--------------------------------¬

¦Наименование ¦Значения показателей по годам ¦
¦показателя ¦реализации проекта ¦
¦ +------T-------T-----T-----T-----+
¦ ¦1-й ¦2-й ¦3-й ¦4-й ¦5-й ¦
¦ ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦
+----------------------+------+-------+-----+-----+-----+
¦Коэффициенты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обслуживания долга ¦0,050 ¦0,125 ¦0,125¦ ¦ ¦
¦(к сумме кредитов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+-------+-----+-----+-----+
¦Коэффициенты налоговых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поступлений (к сумме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кредитов): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в областной бюджет ¦0,045 ¦0,162 ¦0,218¦0,220¦0,220¦
¦в местный бюджет ¦0,015 ¦0,054 ¦0,073¦0,073¦0,073¦
¦(бюджет развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ОЭЗ "Чапаевск") ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------+------+-------+-----+-----+------


Таблица 5.3

Прогноз дополнительных налоговых поступлений в областной
бюджет по годам функционирования ОЭЗ "Чапаевск"

тыс. рублей (в ценах 1998 г.)
   -------------------------T------T-------T-----T-----T----T-----¬

¦Наименование ¦1-й ¦2-й ¦3-й ¦4-й ¦5-й ¦Всего¦
¦ ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦ ¦
+------------------------+------+-------+-----+-----+----+-----+
¦Налоговые поступления ¦1109 ¦ 4008 ¦ 5480¦ 5774¦6156¦22527¦
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по проектам, запускаемым¦1109 ¦ 3993 ¦ 5370¦ 5413¦5412¦21296¦
¦в первый год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по проектам, кредитуемым¦0 ¦ 15 ¦ 111¦ 361¦744 ¦1231 ¦
¦из бюджета развития ОЭЗ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦"Чапаевск" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+------+-------+-----+-----+----+------


Таблица 5.4

Прогноз динамики формирования и использования средств
бюджета г. Чапаевска, направляемых на разработку и
реализацию инвестиционных проектов, по годам
функционирования ОЭЗ "Чапаевск"

тыс. рублей (в ценах 1998 г.)
   -------------------------T------T-------T-----T-----T----T-----¬

¦Наименование ¦1-й ¦2-й ¦3-й ¦4-й ¦5-й ¦Всего¦
¦ ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦ ¦
+------------------------+------+-------+-----+-----+----+-----+
¦Расходы ¦ 0 ¦ 369 ¦ 984 ¦ 947¦1122¦ 3422¦
¦Кредитование предприятий¦ 0 ¦ 332 ¦ 886 ¦ 852¦1010¦ 3080¦
¦для реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инвестиционных проектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Финансирование работ по ¦ 0 ¦ 37 ¦ 98 ¦ 95¦ 112¦ 342¦
¦поиску направлений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инвестирования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦разработке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инвестированных проектов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Доходы ¦ 369 ¦ 1353 ¦1931 ¦ 2069¦2774¦ 8496¦
¦Возврат кредитов ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 333¦1254¦ 1587¦
¦Уплата процентов ¦ 0 ¦ 17 ¦ 104 ¦ 292¦ 494¦ 907¦
¦Налоговые поступления от¦ 369 ¦ 1336 ¦1827 ¦ 1444¦1026¦ 6002¦
¦инвестиций в проекты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по проектам, запускаемым¦ 369 ¦ 1331 ¦1790 ¦ 1354¦ 902¦ 5746¦
¦в первый год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по проектам, кредитуемым¦ 0 ¦ 5 ¦ 37 ¦ 90¦ 124¦ 256¦
¦из бюджета развития ОЭЗ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦"Чапаевск" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сальдо ¦ 369 ¦ 984 ¦ 947 ¦ 1122¦1652¦ 5074¦
L------------------------+------+-------+-----+-----+----+------


Как видно из таблиц 5.3 и 5.4, за счет дополнительных налоговых поступлений в областной бюджет за период функционирования ОЭЗ "Чапаевск" формируется чистый доход областного бюджета в размере 22,5 млн. рублей.
За период действия ОЭЗ "Чапаевск" общая сумма кредитов, получаемых резидентами зоны из бюджета развития ОЭЗ "Чапаевск", составляет 3,1 млн. рублей, при этом на финансирование деятельности рыночной инфраструктуры в стратегически важных направлениях расходуется 0,3 млн. рублей.
Таким образом, благодаря принятой схеме финансирования инвестиционных проектов не только достигается самоокупаемость создания рыночной инфраструктуры и поддержки проектов предприятий и предпринимателей, но и формируется остаток средств бюджета развития ОЭЗ "Чапаевск", что обеспечивает в финансовом отношении дальнейший переход экономики города в режим устойчивого развития.
Социальный эффект Программы обусловлен:
созданием новых экономически и технологически обоснованных рабочих мест в процессе реализации инвестиционных проектов;
повышением среднего уровня заработной платы и, соответственно, среднего уровня денежных доходов населения города;
реализацией действующих целевых программ социального и экологического назначения;
приданием нового качества кадровому потенциалу, способному в дальнейшем осуществлять процесс устойчивого развития территории.
Так как в результате реализации Программы процесс устойчивого развития экономики г. Чапаевска будет обеспечен как в финансовом, так и в кадровом отношении, цель Программы будет достигнута.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru