РЕШЕНИЕ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ от 25.01.2000 № 314
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000-2003 ГОДЫ"
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО ЗАЩИТЕ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2000-2003 ГОДЫ
Рассмотрев представленную Губернатором Самарской области областную целевую программу по защите прав потребителей в Самарской области на 2000-2003 годы, Самарская Губернская Дума решила:
Утвердить областную целевую программу по защите прав потребителей в Самарской области на 2000-2003 годы.
Заместитель
председателя Думы
Л.И.ДУРОВА
Утверждена
решением
Самарской Губернской Думы
25 января 2000 г. № 314
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000-2003 ГОДЫ
(далее - Программа)
Паспорт Программы
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа по защите
ПРОГРАММЫ прав потребителей в Самарской области на
2000-2003 годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ - постановление Губернатора области от
РЕШЕНИЯ О 11.06.99 № 151 "О плане первоочередных мер
РАЗРАБОТКЕ по развитию экономики Самарской области в
ПРОГРАММЫ 1999 году"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация области
ЗАКАЗЧИК
ГОЛОВНОЙ - Самарское территориальное управление
ИСПОЛНИТЕЛЬ Министерства Российской Федерации по
ПРОГРАММЫ антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства
ОСНОВНОЙ - Самарское территориальное управление
РАЗРАБОТЧИК Министерства Российской Федерации по
ПРОГРАММЫ антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ - повышение уровня защищенности
потребителей от действий недобросовестных
продавцов, изготовителей, исполнителей и
снижение в результате этого социальной
напряженности в обществе;
сокращение потерь потребителей от
приобретения товаров (работ, услуг)
с недостатками и опасных товаров
(работ, услуг)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ - начало: 1 января 2000 года;
ПРОГРАММЫ окончание: 31 декабря 2003 года
ПЕРЕЧЕНЬ - пропаганда положений законодательства о
ОСНОВНЫХ защите прав потребителей и повышение
МЕРОПРИЯТИЙ информированности потребителей;
ПРОГРАММЫ обучение основам законодательства о
защите прав потребителей;
развитие нормативной базы;
обеспечение безопасности товаров, работ и
услуг;
осуществление контроля за соблюдением
законодательства о защите прав
потребителей;
защита прав и законных интересов
потребителей и оказание потребителям
правовой помощи;
приобретение оборудования, материалов и
другого материального обеспечения
Программы
ИСПОЛНИТЕЛИ - Самарское территориальное управление
МЕРОПРИЯТИЙ Министерства Российской Федерации по
ПРОГРАММЫ антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства;
органы местного самоуправления;
межведомственный совет по делам
потребителей при Самарском
территориальном управлении Министерства
Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства;
Самарский центр стандартизации и
метрологии;
Центр Госсанэпиднадзора в Самарской
области;
Государственное территориальное
управление инспекции по торговле,
качеству товаров и защите прав
потребителей по Самарской области;
Главное управление образования
Администрации области;
общественные объединения потребителей
ОБЪЕМЫ И - финансовые затраты на реализацию
ИСТОЧНИКИ Программы за 4 года составят 26376,14
ФИНАНСИРОВАНИЯ тыс. рублей, в том числе:
областной бюджет - 12686,42 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 5609,92 тыс. рублей;
бюджеты муниципальных образований
8079,8 тыс. рублей <*>
ОЖИДАЕМЫЕ - повышение эффективности областной
КОНЕЧНЫЕ системы защиты прав потребителей;
РЕЗУЛЬТАТЫ формирование у населения навыков
РЕАЛИЗАЦИИ рационального потребительского поведения;
ПРОГРАММЫ повышение уровня социальной защищенности
населения на потребительском рынке;
сохранение в личных бюджетах потребителей
денежных средств;
сокращение поступления на рынок опасных и
недоброкачественных товаров, услуг
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ - текущий контроль за исполнением
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ Программы осуществляют Самарское
ПРОГРАММЫ территориальное управление Министерства
Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства,
межведомственный совет по делам
потребителей при Самарском
территориальном управлении Министерства
Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства.
Ежегодно в Администрацию области
представляется обобщенная информация о
выполнении Программы. Общий контроль за
исполнением Программы осуществляет
департамент по экономике Администрации
области, а контроль за целевым
использованием средств областного
бюджета - департамент финансов
Администрации области
-----------------------------
<*> Под затратами бюджетов муниципальных образований понимается часть расходов администраций городов и районов области на содержание имеющихся в их структурах отделов по защите прав потребителей в пределах утвержденных смет.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными
методами
Анализ организации работы по защите прав потребителей в Самарской области свидетельствует о переходе ее на новый качественный уровень.
На начальном этапе деятельности по защите прав потребителей во всех администрациях городов и районов области созданы органы по защите прав потребителей, выработаны формы взаимодействия с территориальными органами федеральных ведомств, общественными объединениями потребителей, то есть сформирована система органов, защищающих права потребителей. Образован межведомственный совет по делам потребителей при Самарском территориальном управлении Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - Межведомственный совет), Самарским территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - ТУ МАП) организован сбор и обобщение информации на бумажных носителях о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, проводятся ежемесячные учебные семинары с работниками органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей (далее - общества).
Кроме реализации организационных мер, ТУ МАП, органами местного самоуправления, обществами проводилась работа по пресечению нарушений прав потребителей и защите их интересов, в том числе и в судебном порядке. Так, например, за 1998 год только ТУ МАП рассмотрено 804 обращения и заявления по сравнению с 543 обращениями в 1997 году. Органами местного самоуправления в 1998 году рассмотрено 14120 обращений, что на 66% больше, чем в 1997 году. В результате только непосредственного вмешательства в конфликтные ситуации в 1998 году ТУ МАП и органов местного самоуправления потребителям было возмещено убытков и возвращено в их семейные бюджеты средств на сумму более 8 миллионов деноминированных рублей.
Вместе с тем для обеспечения действенности государственной потребительской политики требуется поддержание старых и разработка новых организационных подходов, объединение усилий и финансовых ресурсов Администрации области, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, обществ и других заинтересованных структур. Реализация Программы позволит решить эти задачи и будет способствовать в определенной степени стабилизации экономической ситуации в области.
Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, изготовителей, исполнителей и снижение в результате этого социальной напряженности в обществе, а также сокращение потерь потребителей от приобретения товаров (работ, услуг) с недостатками и опасных товаров (работ, услуг).
Для достижения этих целей необходимо решение комплекса взаимоувязанных между собой задач. Это обеспечение скоординированных действий организаций, занимающихся защитой прав потребителей на территории области, повышение уровня квалификации профессиональных и общественных защитников потребителей, организация пропаганды положений законодательства и приемов рационального потребительского поведения среди населения и развитие потребительского образования среди учащейся молодежи, осуществление мер по совершенствованию системы контроля за безопасностью товаров, работ, услуг и информирование потребителей об опасных товарах, развитие систем оказания правовой помощи потребителям, принятие мер по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам защиты прав потребителей.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на реализацию в течение четырех лет. Начало выполнения Программы - 1 января 2000 года, окончание - 31 декабря 2003 года.
Система программных мероприятий
Программные мероприятия систематизированы по следующим направлениям:
общие вопросы, которые предусматривают реализацию концепции взаимодействия органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, методическое руководство органами местного самоуправления и обеспечение их нормативными материалами, организацию работы Самарского областного фонда защиты прав потребителей, проведение совещаний, семинаров, конференций, конкурсов, социологических исследований, организацию стажировок работников органов местного самоуправления в ТУ МАП, повышение квалификации работников ТУ МАП, членов Межведомственного совета, работников органов местного самоуправления в учебных центрах, на региональных, межрегиональных, республиканских, международных семинарах, симпозиумах, совещаниях и т. п.;
мероприятия, направленные на повышение информированности потребителей и пропаганду положений законодательства о защите прав потребителей, включающие подготовку материалов к телепередачам, публикации в областных и местных газетах, выпуск памяток для потребителей, организацию оперативного информирования потребителей об опасных товарах, разработку рекомендаций, буклетов и плакатов для населения по различным ситуациям на потребительском рынке и их распространение, проведение социологических исследований по проблемам защиты прав потребителей;
обучение основам законодательства о защите прав потребителей предусматривает совершенствование его организации в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования, вузах, техникумах и других учебных заведениях, обеспечение учебного процесса учебниками и методическими материалами, организацию подготовки преподавателей, разработку учебных программ, проведение семинаров по обобщению опыта работы преподавателей, организацию создания видеофильмов, компьютерных программ и других учебных материалов, проведение ежегодных олимпиад и конкурсов учащихся на знание основ законодательства о защите прав потребителей;
мероприятия по развитию нормативной базы включают сбор и обобщение предложений органов местного самоуправления, обществ по совершенствованию и изменению законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, разработку предложений о внесении изменений и дополнений в законодательство и нормативные документы, согласование и выдачу предложений по проектам постановлений (распоряжений) Губернатора области и органов местного самоуправления;
мероприятия по обеспечению безопасности товаров, работ и услуг предусматривают повышение квалификации персонала предприятий - изготовителей по вопросам сертификации, подготовку к изданию методических материалов стандартизации, метрологии и сертификации продукции (услуг), издание типовых методик контроля и испытаний по безопасности отдельных видов продукции и услуг, продолжение создания и аккредитации органов по сертификации, испытательных центров, проведение анализа нарушений норм безопасности в товарах, работах, услугах и фактов поступления на рынок небезопасных товаров, организацию проверок соблюдения правил сертификации, реализацию мер по предотвращению ввоза на территорию области опасных товаров;
осуществление контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей включает организацию проверок выполнения требований о предоставлении потребителям необходимой информации о продавцах, изготовителях, исполнителях, товарах, работах, услугах, проведение анализа договоров, заключаемых с потребителями, на предмет выявления фактов ущемления их прав, обеспечение контроля за соблюдением утвержденных правил торговли, общепита и других видов услуг, закона о рекламе, соблюдения санитарных норм и правил, создание автоматизированной информационной системы защиты прав потребителей (далее - АИС - ЗПП) с созданием баз данных о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, об опасных товарах и правозащитной практике;
защита прав и законных интересов потребителей, оказание потребителям правовой помощи предусматривает рассмотрение их заявлений, консультирование потребителей, разъяснение продавцам, изготовителям, исполнителям положений законодательства о защите прав потребителей, выдачу предписаний нарушителям и применение штрафных санкций к уклоняющимся от исполнения предписаний, предъявление исков в суды в интересах потребителей, обобщение судебной практики, осуществление государственной поддержки потребителей с целью реального возмещения причиненного им вреда;
мероприятия по обеспечению выполнения Программы оборудованием и материалами включают в себя приобретение компьютерной техники и материалов для создания АИС-ЗПП, лабораторного оборудования для исследования товаров в Самарском центре стандартизации и метрологии (далее - ЦСМ) и Центре Госсанэпиднадзора в Самарской области (далее - ЦГСЭН).
Финансовое обеспечение Программы
Программа финансируется из средств областного, федерального (средства территориальных подразделений федеральных органов), местных бюджетов. Затраты по источникам финансирования приведены в таблице.
Расчет произведен в ценах I квартала 1999 года, и при реализации Программы сумма средств, необходимая для выполнения мероприятий, должна пересчитываться.
Механизм реализации, организация управления
и контроль за ходом исполнения Программы
Программой определен круг исполнителей. Исполнители обеспечивают своевременное исполнение программных мероприятий, приобретают в порядке, определенном Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд" и постановлением Губернатора области от 15.04.98 № 90 "Об организации закупок и поставок продукции для областных государственных нужд", оборудование и другие средства материального обеспечения, отвечают за рациональное и целевое использование выделяемых на реализацию Программы бюджетных средств.
Управление реализацией мероприятий Программы осуществляется руководителями организаций, органов местного самоуправления и обществ, включенных в состав исполнителей. Координацию действий исполнителей и контроль за исполнением Программы осуществляют ТУ МАП и Межведомственный совет.
Контроль за исполнением Программы осуществляет департамент по экономике Администрации области, а за целевым использованием средств областного бюджета - департамент финансов Администрации области.
Ежегодно в Губернскую Думу, Администрацию области ТУ МАП представляет обобщенную информацию о выполнении Программы.
Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит повысить уровень социальной защищенности населения при приобретении и использовании ими товаров, работ, услуг, сократить материальные потери населения из-за нарушения их прав потребителей. В ходе реализации Программы и по ее завершении проводится мониторинг состояния потребительских проблем в Самарской области.
Приложение № 1
к комплексу мероприятий
по реализации областной
целевой программы по
защите прав потребителей
в Самарской области на
2000-2003 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ БАЗЫ
САМАРСКОГО ЦЕНТРА СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ
И СЕРТИФИКАЦИИ
-----T-----------------------------------------------------T---------------¬
¦ № ¦ Наименование приборов и оборудования <*> ¦Цена в ¦
¦ п/п¦ ¦тыс. рублей<**>¦
+----+-----------------------------------------------------+---------------+
¦1. ¦ Жидкостный хроматограф фирмы "Хьюллетт-Паккард" ¦ 350,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦ Хроматограф газовый фирмы "Хьюллетт-Паккард" для ¦ 100,0 ¦
¦ ¦ анализа и идентификации ликероводочной продукции ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦ Хромато-масс-спектрометр фирмы "Хьюллетт-Паккард" ¦ 400,0 ¦
¦ ¦ для идентификации пищевой продукции ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦ Система вольтамперометрического анализа "Волан" для ¦ 100,0 ¦
¦ ¦ анализа продукции по тяжелым металлам (2 единицы) ¦ ¦
¦ ¦ (г.Томск) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦ Атомно-абсорбационный спектрофотометр фирмы "Вариан"¦ 400,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦ Флюидный экстрактор фирмы "Хьюллетт-Паккард" для ¦ 350,0 ¦
¦ ¦ автоматизации и ускорения пробоподготовки на ¦ ¦
¦ ¦ пестициды и токсины ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦ Парофазный пробоотборник фирмы "Хьюллетт-Паккард" ¦ 200,0 ¦
¦ ¦ для автоматизации пробоподготовки на нитрозамины ¦ ¦
¦ ¦ и гормоны ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦8. ¦ Аналитический модуль автоклавной пробоподготовки ¦ 60,0 ¦
¦ ¦ для анализа на токсичные металлы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦9. ¦ Табакокурительная машина для определения ¦ 1000,0 ¦
¦ ¦ содержания смолы и никотина в табачных изделиях ¦ ¦
¦ ¦ (Германия) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦10. ¦ Микроволновая муфельная печь пробоподготовки на ¦ 250,0 ¦
¦ ¦ токсичные металлы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦11. ¦ Приборы ИДК-1 или ИДК-1М и устройство МОК-1 для ¦ 100,0 ¦
¦ ¦ определения качества и отмывания клейковины в ¦ ¦
¦ ¦ муке ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦12. ¦ Пенетрометр или прибор Вика ОШ-1 для анализа ¦ 30,0 ¦
¦ ¦ вязких продуктов при определении глубины ¦ ¦
¦ ¦ проникания иглы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦13. ¦ Компьютеры с принтерами современной модификации ¦ 60,0 ¦
¦ ¦ (4 единицы) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ВСЕГО ¦ 3400,0 ¦
L----+-----------------------------------------------------+----------------
------------------------------
<*> При невозможности приобретения названных приборов допускается покупка приборов других марок, моделей, наименований и изготовителей, но имеющих то же назначение.
<**> При изменении (повышении) цен приборов в период выполнения Программы допускается перераспределение средств в пределах выделенной на приобретение приборов и оборудования суммы.
Приложение № 2
к комплексу мероприятий
по реализации областной
целевой программы по
защите прав потребителей
в Самарской области
на 2000-2003 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ ЦЕНТРА ГОССАНЭПИДНАДЗОРА В
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
-----T-------------------------------------------------T--------------¬
¦ № ¦ Наименование приборов и оборудования <*> ¦ Цена в ¦
¦ п/п¦ ¦тыс.рублей<**>¦
+----+-------------------------------------------------+--------------+
¦1. ¦Жидкостный хроматограф фирмы "Хьюллетт-Паккард"¦ 2160 ¦
¦ ¦для определения консервантов, покислителей,¦ ¦
¦ ¦красителей, витаминов в продуктах питания и¦ ¦
¦ ¦детских смесях, жирных кислот в маслах и¦ ¦
¦ ¦определения фальсификации жиров, масел, продуктов¦ ¦
¦ ¦порчи в рыбе, микотоксинов, афлотоксинов в соках,¦ ¦
¦ ¦пиве, напитках и т.д. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Бидистиллятор фирмы "Симакс" - получение¦ 405 ¦
¦ ¦бидистиллированной воды для качественного¦ ¦
¦ ¦производства исследований ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Анализатор белка в продуктах питания ¦ 20,25 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦Электронные весы ¦ 20,25 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦Сифон для перекачивания агрессивных сред ¦ 5,94 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Прибор для измерения электромагнитных полей (по¦ 1620 ¦
¦ ¦частотам) от радиопередающих устройств при¦ ¦
¦ ¦воздействии на население и пользователей ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦Набор ламп для исследований на тяжелые металлы ¦ 40,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦8. ¦Муфельная печь для пробоподготовки на тяжелые¦ 8,2 ¦
¦ ¦металлы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦9. ¦Компрессор с блоком воздухоочистителя ¦ 9,99 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ВСЕГО ¦ 4290,1 ¦
L----+-------------------------------------------------+---------------
-----------------------------
<*> При невозможности приобретения названных приборов допускается покупка приборов других марок, моделей, наименований и изготовителей, но имеющих то же назначение.
<**> При изменении (повышении) цен приборов в период выполнения Программы допускается перераспределение средств в пределах выделенной на приобретение приборов и оборудования суммы.