Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЯ МНС РФ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 01.03.2000 № 02-27/105
<О ПОРЯДКЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 1 марта 2000 г. № 02-27/105

В связи с многочисленными запросами, поступающими от инспекций МНС РФ по Самарской области и налогоплательщиков Управление МНС РФ по Самарской области доводит до сведения и практического применения разъяснение МНС РФ доведенные письмами от 30.12.99 № 02-01-16 и № 02-1-16 от 02.08.99.
Вопрос: В соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период применительно к налогу на прибыль - 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев, календарный год.
Следовательно, если выездной налоговой проверкой охвачен календарный год (как правило - 3 года), то в акте документальной проверки должны быть выделены 4 налоговых периода. Соответственно, штрафные санкции следует применять к сумме налога, дополнительно выявленного за 1 квартал, а также 1 полугодие, 9 месяцев и год в том случае, если ошибка относилась только к первому кварталу. Пеня должна исчисляться, начиная со срока, следующего за сроком, установленным для уплаты налога за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев, год.
Таким образом, штрафные санкции будут предъявляться за одну и ту же ошибку в течение четырех налоговых периодов внутри одного календарного года.
Правильно ли мы понимаем порядок предъявления штрафных санкций в разрезе налоговых периодов, или налоговым периодом, если предприятие уже отчиталось за год, следует считать календарный год, без разбивки на промежуточные отчетные периоды.
За счет какого источника - финансового результата или прибыли после налогообложения - предприятие должно относить сумму дополнительных платежей, исчисленных исходя из учетной ставки ЦБ РФ:
- представленных предприятием самостоятельно одновременно с уточнением налоговой декларации;
- предъявленных предприятию по результатам документальной проверки.
Ответ: Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое данным Кодексом установлена ответственность. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с пунктом 2 статьи 108 Кодекса никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Законом Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) предусмотрен ежеквартальный (ежемесячный) порядок расчета налоговой базы при исчислении налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года (по окончании каждого месяца). Поэтому неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), например, в первом квартале проверяемого периода, повлечет одно и то же искажение в отчетности за последующие кварталы и в целом за год.
Если налогоплательщик совершил налоговое правонарушение, предусмотренное, например, пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в первом квартале проверяемого периода и этот факт будет выявлен при выездной проверке за год, то налоговый орган за совершение данного правонарушения должен взыскать с него штраф в размере 20 процентов от неуплаченной в первом квартале суммы налога, а также пени.
Согласно статье 75 Кодекса пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае причитающихся сумм налога или сбора и в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 3 указанной статьи определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Для целей начисления пени необходимо точно установить период (месяц, квартал), за который налог на прибыль не уплачен (уплачен не полностью) либо уплачен в более поздние по сравнению с установленными Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" сроки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 данного Закона уплата налога на прибыль производится по месячным расчетам не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, по квартальным расчетам - в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год.
Учитывая изложенное, в случае установления фактов неуплаты (неполной уплаты) налога на прибыль за I, II, III кварталы пеня начисляется по истечении пятидневного срока со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, в котором допущена неуплата (неполная уплата) сумм налога. В случае, если факт неуплаты (неполной уплаты) налога на прибыль установлен по результатам работы организации за IV квартал - пеня начисляется по истечении десятидневного срока со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год.
В соответствии с пунктом 5.2. Инструкции от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" дополнительные платежи в бюджет относятся на финансовые результаты.
В случае перерасчета дополнительных платежей исправление отчетных данных как текущего, так и прошлого года (после их утверждения) производится в бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.
Независимо от того, представляет ли налогоплательщик расчет дополнительных платежей самостоятельно или суммы дополнительных платежей доначисляются по результатам выездной проверки, указанные суммы отражаются в учете в составе внереализационных расходов.
В соответствии со статьей 54 части первой Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде, перерасчет налоговых обязательств производится налогоплательщиком в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения). Периодом совершения ошибки считается период, в котором было допущено искажение в исчислении налогооблагаемой базы.
При этом перерасчет налоговых обязательств налогоплательщиком может быть произведен как в сторону их увеличения, так и в сторону их уменьшения.
Согласно статье 75 части первой Налогового кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налоге на прибыль дня уплаты налога на прибыль, пеня уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации не отражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик в соответствии со статьей 81 части первой Налогового кодекса Российской Федерации обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. Налогоплательщик, сделавший заявление о дополнении и изменении налоговой декларации, в соответствии с порядком и в сроки, предусмотренные частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, а также уплатил налог и пени, освобождается от ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации.
Производится уточненный расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) в связи с изменением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в результате исправления допущенных ошибок за прошедшие отчетные периоды.
Исправление отчетных данных как текущего, так и прошлого года (после их утверждения) производится в бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.
Для избежания двойного налогообложения одних и тех же сумм, налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы прибыли прошлых лет, выявленной и отраженной в бухгалтерском учете в текущем отчетном периоде, по которой произведен перерасчет налога на прибыль за прошлый отчетный период. На сумму выявленного убытка по операциям прошлых лет валовая прибыль увеличивается.
В связи с этим следует, в форме 11 по свободной строке 4.24. отразить убытки прошлых лет (как увеличение налогооблагаемой прибыли), а по свободной строке 5.7. (как уменьшение налогооблагаемой прибыли) отразить прибыль прошлых лет, выявленную и отражаемую в бухгалтерскому учете в текущем периоде. Аналогичный порядок применяется по предприятиям, имевшим убыток за прошлый год, в котором были выявлены ошибки, и в результате уточнения налогового расчета за этот период объект налогообложения не возникает, поскольку статьей 54 Кодекса каких-либо исключений для таких предприятий не предусмотрено.

Зам. руководителя Управления,
МНС РФ по Самарской области
гос. советник налоговой службы
III ранга
А.А.ЗУБКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru