Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 05.05.2000 № А55-4364/2000-11
<ПО ИСКУ К ИНСПЕКЦИИ МНС РФ О ВОЗВРАТЕ ИЗ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО НАЛОГА НА РЕКЛАМУ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 мая 2000 года Дело № А55-4364/2000-11


(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дело по иску ООО "Европа плюс Самара", г. Самара, к Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Самары о взыскании 178 060 руб.00 коп.
Истцом неверно определена цена иска в связи с включением в нее расходов по госпошлине. В соответствии со ст.92 АПК РФ цену иска следует считать равной 173 000 руб.00 коп. Излишне уплаченная госпошлина в сумме 101 руб.00 коп. подлежит возврату истцу.
Истец с учетом уточнений просит обязать ответчика возвратить из местного бюджета излишне уплаченный налог на рекламу в сумме 173 000 руб.00 коп. со ссылкой на Постановление Конституционного суда РФ № 24-П от 12.10.98.
Ответчик иск не признал, ссылаясь на непоступление денежных средств бюджета.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей истца, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
29 октября 1998 года платежным поручением № 259 через обслуживающий его Самарский филиал КБ "Инкомбанк" истец произвел оплату налога на рекламу в местный бюджет в сумме 245 837 руб.70 коп. В тот же день указанные денежные средства были списаны с его расчетного счета, что подтверждается банковской выпиской.
Согласно ч.3 ст.11 ФЗ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога. В соответствии с абз.1 ч.1 резолютивной части Постановления Конституционного суда РФ от 12 октября 1998 года № 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" положения этой нормы о том, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, признаны соответствующим Конституции Российской Федерации, поскольку оно означает, с учетом конституционных норм, уплату налога налогоплательщиком - юридическим лицом со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет. В абзаце втором данного пункта признано неконституционным данное положение с учетом смысла, придаваемого ему сложившейся правоприменительной практикой, как предусматривающее прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица по уплате налога лишь с момента поступления соответствующих сумм в бюджет и тем самым допускающее возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов.
Статья 125 Конституции РФ устанавливает, что акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанные неконституционными, не подлежат исполнению, как указано в ст.73 ФЗ "О Конституционном суде Российской Федерации".
Таким образом, факт уплаты налогоплательщиком налога на рекламу за 1998 год в сумме 245 837 руб.70 коп. с 29 октября 1998 года следует считать доказанным.
По состоянию на 1 января 2000 года в результате данного платежа по лицевому счету истца образовалась переплата в сумме 172 721 руб.24 коп., что подтверждается двусторонним актом сверки.
Согласно ст.78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иному налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата.
9 февраля 2000 года истец обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы по налогу на рекламу в сумме 173 000 руб.00 коп.
Письмом № 06-11/1017 от 2.03.2000 года ответчик отказал в возврате из бюджета переплаты по налогу, ссылаясь на не поступление денежных средств в бюджет.
Поскольку, как отмечено ранее, факт наличия переплаты по налогу на рекламу в сумме 172 721 руб.24 коп. за счет платежа от 29 октября 1998 года полностью доказан материалами дела, отказ налогового органа в возврате излишне уплаченной суммы налога является незаконным. Доводы ответчика, основанные на факте непоступления денежных средств в бюджет, противоречат названному выше Постановлению Конституционного Суда РФ.
В связи с изложенным, исковые требования следует удовлетворить частично, обязав ответчика возвратить истцу из местного бюджета излишне уплаченную сумму налога на рекламу в сумме 172 721 руб.24 коп.
Расходы по госпошлине следует распределить между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных требований. При этом судебные расходы, отнесенные на ответчика, взысканию не подлежат в силу п. п.5 ч.3 ст.5 ФЗ "О государственной пошлине", расходы по госпошлине, уплаченные истцом при обращении в суд соответственно следует возместить за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 7, 53, 95, 127, 132, 198 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Иск удовлетворить частично. Обязать Инспекцию МНС РФ по Ленинскому району г. Самары в срок до 5 июня 2000 года возвратить ООО "Европа плюс Самара", г. Самара, из местного бюджета излишне уплаченный налог на рекламу в сумме 172 721 руб.24 коп. В остальной части в иске отказать.
При неисполнении выдать справку на возврат присужденной суммы из местного бюджета г. Самары.
2. Выдать ООО "Европа плюс Самара", г. Самара, справку на возврат госпошлины в сумме 5 152 руб.84 коп.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru