Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЯ МНС РФ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 30.06.2000 № 03-39
"ОБ ИСЧИСЛЕНИИ НДС В ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 30 июня 2000 г. № 03-39

ОБ ИСЧИСЛЕНИИ НДС В ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА

В связи с многочисленными вопросами, касающимися исчисления налога на добавленную стоимость в предприятиях жилищно-коммунального комплекса, Управление МНС РФ по Самарской области разъясняет следующее:
Вопросы, связанные с исчислением и уплатой НДС по работам и услугам, оказываемым подразделениями ЖКХ, были изложены в письме Госналогслужбы РФ от 15.08.96 № ВЗ-4-03/55Н "О порядке исчисления налога на добавленную стоимость организациями жилищно-коммунального хозяйства". В нем даны разъяснения по исчислению НДС в зависимости от выполняемых услуг и источников поступления денежных средств.
Предприятия ЖКХ, имея на своем балансе жилой фонд, выполняют функции:
- по содержанию (обслуживанию) жилого фонда;
- покупки коммунальных услуг и расчета по ним с поставщиками и населением;
- при наличии собственных производственных мощностей, выработки - производства коммунальных услуг (отопление, освещение) и реализация их предприятиям (юридическим лицам) и населению;
- по оказанию услуг, носящих эпизодический характер (разовый), по желанию физических лиц: замена санитарно - технических изделий, пришедших в негодность по вине жильцов, побелка, покраска, оклейка обоями и т. п. непосредственно в квартирах по заказу жильцов и т. д.
При этом предприятие ЖКХ обязано в соответствии с п.2 статьи 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" вести раздельный учет затрат по производству и реализации товаров, работ, услуг.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 5 Закона РФ от 6.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" квартирная плата освобождена от НДС.
В квартирную плату включаются расходы, отраженные в "Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Государственного Комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23.02.99 № 9. Согласно указанной Методике в квартирную плату (плату за жилое помещение) включаются затраты на выполнение всего комплекса работ по содержанию и ремонту мест общего пользования в жилых домах.
Общие правила начисления и взимания квартплаты были установлены постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14.05.28 и Инструкцией НКВД и НКЮ РСФСР от 23.06.28 № 220 и продолжают действовать, в их развитие разрабатывались только инструкции и методические указания. НДС с исчисленных сумм платы за жилье не взимается.
Предприятия ЖКХ при обслуживании жилого фонда могут производить услуги собственными силами или по части работ заключать договоры с другими предприятиями, при этом в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" платежи соответствующим поставщикам товаров, работ, услуг осуществляются в общеустановленном порядке с учетом на добавленную стоимость, "входной" налог по товарам, работам, услугам, приобретенным для осуществления собственных услуг по эксплуатации жилого фонда, возмещению из бюджета не подлежит, а относится на издержки производства и обращения.
Постановлением Главы города Самары от 15 марта 1994 года № 391(с последующими изменениями) "О разграничении компетенции и полномочий по уровням управления городским хозяйством: город - район в решении вопросов жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики" определено, что собственники жилищного фонда и объектов коммунального назначения (органы местного самоуправления) непосредственно или через службу заказчика выступают заказчиками по договорам на обслуживание объектов социально-коммунального хозяйства, а также на предоставление услуг. Постановлением Главы города Самары от 04.11.97 № 1234 утверждено Положение о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения района в городе Самаре, в котором Комитету ЖКХ передается право оперативного управления муниципальным жилищным и нежилым фондом с функциями заказчика. Комитет ЖКХ обладает правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и др. счета в банке, гербовую печать со своими наименованиями и штампами.
Как заказчик Комитет ЖКХ заключает договоры на обслуживание объектов жилищно-коммунального хозяйства на конкурсной основе с привлечением организаций подрядчиков различных организационно-правовых форм (постановление Главы города Самары от 09.10.97 № 1198).
Существует ошибочное мнение, что поступление денежных средств из бюджета организации - подрядчику за обслуживание жилого фонда носит характер государственного финансирования и не облагается налогом на добавленную стоимость. При рассмотрении конкретно указанного вопроса выясняется, что изначально в соответствии с ГК РФ заключаются хозяйственные договоры, в которых от лица Заказчика выступает Комитет ЖКХ администрации района (отдельное юридическое лицо), а от лица исполнителя - любое иное юридическое лицо (в т. ч. определенное на конкурсной основе), берущее на себя обязанности по обслуживанию жилого фонда Заказчика, имеющее для этого соответствующую лицензию. Организация - подрядчик в соответствии со статьями 2,3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" является плательщиком налога и обязано исчислять НДС с оборотов по оказанным услугам с выпиской счета - фактуры, где отдельной строкой выделена сумма налога на добавленную стоимость.
Поступление денежных средств из бюджета непосредственно подрядной организации в счет погашения задолженности Комитета ЖКХ по хозяйственному договору за обслуживание жилого фонда не является для Подрядчика бюджетным финансированием и, соответственно, льготированию не подлежит.
В этом случае не подлежат обложению НДС бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной основе из бюджетов разных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий, только поступающие на счет Комитета ЖКХ.
Под коммунальными услугами понимается деятельность эксплуатационной организации по обеспечению населения электроэнергией, теплом, газом, водой, а также выполнение работ по канализованию жилого фонда.
Льгот по налогу на добавленную стоимость при реализации коммунальных услуг действующим налоговым законодательством не предусмотрено.
Если организации ЖКХ по оказываемым поставщиками (производителями работ, услуг) коммунальным услугам ведут расчеты как покупатели с отражением на своем балансе операций по приобретению и оплате коммунальных услуг, то эти обороты отражаются в расчетах (декларациях) по НДС в общеустановленном порядке. В этом случае оборотом, облагаемым налогом на добавленную стоимость, у организаций ЖКХ является стоимость коммунальных услуг, реализуемых населению, исчисленная исходя из применяемых цен без включения в них НДС.
Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет по этим оборотам, исчисляется в виде разницы между суммами налога, полученными от населения в составе оплаты коммунальных услуг, и суммами налога, уплаченными организациям - поставщикам (производителям работ, услуг).
Превышение дебетовых оборотов над кредитовыми оборотами (отрицательное сальдо) по счету 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", возникающие у организаций жилищно - коммунального хозяйства по указанным операциям в силу применения регулируемых цен на коммунальные услуги, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном пунктом 27 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", зарегистрированной Минюстом России 03.11.95 г. № 972.
Если организации жилищно-коммунального хозяйства не осуществляют операций по купле - продаже коммунальных услуг, а участвуют только в расчетах по ним, т.е. выполняют функцию сбора и перечисления денежных средств (транзитные платежи), то операции по реализации этих услуг отражаются на балансе организаций - поставщиков (производителей работ, услуг), которые и осуществляют расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.
Имея на своем балансе производственные объекты по выработке коммунальных услуг (котельную, электростанцию и т.п.), организация ЖКХ может самостоятельно реализовать эти услуги как населению, так и предприятиям (организациям) района (города). В этом случае предприятие ЖКХ обязано в соответствии с п.2 статьи 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" вести раздельный учет затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), в том числе по расчетам с населением отдельно по оплате жилья, отдельно по коммунальным услугам, а также по расчетам с предприятиями, организациями района.
При этом следует иметь в виду, что на основании Федерального Закона от 14.04.95 № 41-ФЗ с 20.04.97 на территории Самарской области введено государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую и реализуемую энергоснабжающими организациями независимо от организационно-правовой формы, решением региональной энергетической комиссии от 10.04.97 № 4 посредством установления тарифов на тепловую энергию руководителями указанных предприятий исходя из экономически обоснованных затрат на производство и предельного уровня рентабельности до 15 процентов. Налог на добавленную стоимость исчисляется сверх установленных тарифов и указывается в счетах - фактурах отдельной строкой. Причем, в данном случае отрицательная сумма налога возникать у предприятия не должна.
Аналогично подлежат государственному регулированию тарифы на электрическую энергию при реализации выработанной собственной электростанцией энергии на сторону (другим предприятиям и организациям).
При реализации предприятием коммунальных услуг населению следует учитывать следующее:
Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации. По этому перечню к услугам, цены на которые регулируются государством, отнесены и услуги по оплате населением жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.97 № 425 "О реформе жилищно - коммунального хозяйства РФ" принято решение в период перехода к рыночной экономике при совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг устанавливать уровни платежей граждан к затратам на содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги. Из чего следует, что в соответствии с п.27 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты НДС" отрицательные суммы налога на добавленную стоимость, возникающие у предприятий ЖКХ по "входному" налогу по коммунальным услугам подлежат возмещению из бюджета за счет общих платежей налогов пропорционально установленным нормативам отчислений в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
В Самарской области постановлением Губернатора от 22.12.97 № 379 "О программе по реформированию жилищно - коммунального хозяйства в Самарской области на 1998 - 2010 годы" установлен предельный уровень платежей граждан к затратам на содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги по годам в следующих размерах:
1998 год - 65%,
1999 год - 65%,
2000 год - 70%,
2001 год - 80% и т. д.
Иными словами, возмещение НДС по материальным ресурсам, работам и услугам, использованным для оказания предприятием ЖКХ собственных коммунальных услуг населению, может производиться только в размерах, определенных с суммы затрат, дотируемых на основании вышеназванного постановления, т. е. в 1998 - с 35%, в 1999 - с 35%, в 2000 - с 30%, в 2001 - с 20% от общих стоимостных показателей. Постановлением Правительства РФ от 02.08.99 № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья... " разрешено органам местного самоуправления утверждать размеры максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и размер платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги, однако в п.8 указанного постановления оговорено, что установление предельных размеров платы населения за жилье и коммунальные услуги ниже федерального стандарта не может служить основанием для перерасчета средств, т. е. администрация района устанавливает дополнительные суммы дотаций по коммунальным услугам из собственного бюджета и в данном случае в соответствии с п.27 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 г. № 39 возникающая отрицательная сумма НДС подлежит возмещению за счет соответствующего бюджета. В связи с этим, предприятием ЖКХ в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость указываются суммы НДС отдельной строкой, начисленные на дотируемые услуги и подлежащие возмещению из соответствующих бюджетов.
К платежам за дополнительные услуги относятся средства, поступающие за выполнение работ (оказание услуг), которые носят, как правило, непостоянный характер и оказываются по желанию граждан сверх обязательных работ по эксплуатации жилого фонда (дополнительный ремонт квартир, установка новых санитарно - технических изделий или замена пришедших в негодность по вине жильцов и др.).
Организациями, эксплуатирующими жилой фонд, должен вестись раздельный учет средств, поступающих от этих видов деятельности и соответствующих им расходов.
Обороты по реализации населению таких дополнительных платных работ (услуг), а также обороты по реализации товаров (работ, услуг), связанные с прочей хозрасчетной деятельностью, облагаются налогом на добавленную стоимость в полном объеме. Эти обороты и суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие уплате в бюджет, отражаются в налоговом расчете (декларации) в установленном порядке отдельной строкой.
Ведение учета в предприятиях жилищно-коммунального хозяйства товаров (работ, услуг) осуществляется в соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 29 октября 1993 № 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве" (в редакции письма Минфина РФ от 03.04.96 № 37).
Таким образом, предприятия ЖКХ при оказании услуг по содержанию жилого фонда и коммунальных услуг должны вести раздельный учет затрат, сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам, сумм полученной выручки по следующим направлениям:
- операции по содержанию жилого фонда по хозяйственным договорам с собственниками домовладения или уполномоченной им организацией (НДС исчисляется в общеустановленном порядке);
- операции по содержанию жилого фонда при расчетах с населением, когда жилой фонд находится на балансе предприятия (НДС относится на издержки производства и обращения);
- операции по реализации коммунальных услуг предприятиям, организациям (НДС исчисляется в общеустановленном порядке);
- операции по реализации коммунальных услуг населению с получением дотационных выплат ("входной" НДС подлежит возмещению в размерах, установленных Программой по реформированию ЖКХ, НДС по дополнительным льготным тарифам, установленным органами местного самоуправления, относится за счет соответствующего бюджета);
- операции по реализации услуг, носящих эпизодический (разовый) характер;
- учет транзитных платежей по коммунальным услугам.
Соответственно, в декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость предприятием отражаются отдельной строкой суммы облагаемых оборотов и суммы налога, подлежащих к начислению (строка 3) и возмещению (строка 1а) по каждому из вышеперечисленных направлений. Кроме того, отдельной строкой указывается сумма НДС, подлежащая возмещению из соответствующего бюджета при реализации дотируемых коммунальных услуг.
Порядок налогообложения жилищно-коммунальных услуг распространяется также на подразделения жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на балансе организаций (предприятий).
Однако возмещение убытков и отрицательного сальдо по счету 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" в случае, если такие результаты образуются, производится этими организациями (предприятиями) за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, или собственных источников.
В настоящее время в Правительстве России рассматривается вопрос исчисления налога на добавленную стоимость по предприятиям жилищно - коммунального хозяйства с привлечением заинтересованных Министерств и ведомств. По получении постановления Правительства России, вопросы обложения НДС предприятий ЖКХ в новых требованиях будут освещены в средствах массовой информации.

Заместитель руководителя
Управления МНС России
по Самарской области
гос. советник налоговой
службы III ранга
А.А.ЗУБКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru