ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЯ МНС РФ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 02.08.2000 № 02-26/406
"ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
"Налоговые известия Самарской области", № 8, август 2000 г.
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 2 августа 2000 г. № 02-26/406
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
Управление МНС РФ по Самарской области направляет для руководства в работе практические рекомендации по налогообложению организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
С изданием настоящего Письма не применяется разъяснительное Письмо ГосНИ по Самарской области от 10 ноября 1998 года № 02-26/533 "Практические вопросы применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями - субъектами малого предпринимательства".
1. Общие положения
При переходе на упрощенную систему организациям следует учитывать следующие моменты:
В том случае, если организация, в которой установлена учетная политика "по оплате", осуществила отгрузку продукции до перехода на упрощенную систему налогообложения, то она, соответственно, предъявляла покупателям счета-фактуры и расчетные документы на их оплату с налогом на добавленную стоимость, который покупателем был принят к зачету после его оплаты. Следовательно, при получении оплаты за отгруженную продукцию после перехода на упрощенную систему налогообложения суммы налога на добавленную стоимость должны быть внесены в бюджет в общеустановленном порядке. Организация должна подать налоговую декларацию и уплатить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость. Такой же порядок распространяется на исчисление и уплату налога на пользователей автодорог, так как переход предприятия на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности не освобождает его от уплаты налогов по объектам налогообложения, возникшим до перехода на указанную систему (основание: Письмо МНС РФ от 25.11.1999 № 02-2-07/1).
Как сообщено Письмом Межрегиональной инспекции по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг от 19.05.2000 № 26-4-14/488, Федеральным законом № 222-ФЗ не предусмотрено налогообложение доходов в виде превышения оценочной (начальной) стоимости приобретенного имущества над его покупной ценой ранее приватизированных предприятий, переведенных на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
В связи с этим, сумма такого превышения, учитываемая предприятиями по счету 83 "Доходы будущих периодов", при их переходе на упрощенную систему должна быть включена в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль по расчету за отчетный период, предшествующий периоду, с которого осуществляется переход.
Пунктом 7 статьи 5 Федерального закона № 222-ФЗ предусмотрено, что при превышении предельной численности работающих налогоплательщики переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности, начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет. Это означает, что если превышение численности произошло во втором квартале 2000 г. и отчет представляется по сроку до 20 июля 2000, то перевод организации на общеустановленную систему налогообложения должен быть произведен начиная с 4 квартала 2000, то есть с 1 октября 2000 г.
Письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 27.10.1999 № 02-2-07/1 рекомендовано при этом провести инвентаризацию имущества в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, для выявления фактического наличия имущества, сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверки полноты отражения в учете обязательств. В дальнейшем полученные сведения могут быть основой для записи вступительного баланса.
На основании первичных документов и результатов инвентаризации следует составить бухгалтерскую отчетность за квартал, следующий за кварталом, в котором произошло превышение предельной численности работающих.
Если в результате инвентаризации данные актива и пассива баланса будут неравнозначны, необходимо проанализировать причины этой разницы. Разница, возникшая между активом и пассивом баланса при переходе на стандартную систему ведения бухгалтерского учета, может быть отнесена на счет 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" только при условии соблюдения принципов полноты и достоверности информации, установленных законодательством о бухгалтерском учете.
2. Определение объекта обложения единым налогом
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 222-ФЗ объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Закону Самарской области от 16.07.1998 № 14-ГД "О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" объектом обложения единым налогом для малых предприятий является валовая выручка, полученная за отчетный период, если доля совокупного дохода в валовой выручке до 40% включительно, или совокупный доход, если доля этого дохода в валовой выручке более 40%.
3. Формирование валовой выручки
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Согласно п. 3 Приказа № 27 валовая выручка формируется исходя из фактических поступлений, полученных хозяйствующим субъектом от реализации за отчетный период товаров, работ, услуг, продажной цены реализованного имущества и полученных внереализационных доходов.
Введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации позволило точнее определить некоторые понятия, отсутствовавшие ранее в нормативных документах. В частности, реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, а также оказание услуг одним лицом другому лицу (ст. 39 НК РФ).
Товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).
Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей предприятий или физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ), а услугой является деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, но реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).
Выручкой от реализации товаров, работ, услуг является получение за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги денежных средств в кассу или на расчетный счет организации, проведение зачета взаимных требований, а также получение товаров или другого имущества в порядке товарообменных операций. При этом авансовые платежи, предварительная оплата, частичная оплата, произведенные покупателями, заказчиками и потребителями, включаются в состав выручки только в том случае, если в счет их осуществлена отгрузка товаров (продукции) и есть товаросопроводительные документы, накладные, выполнены работы, оказаны услуги (оформленные актами приемки работ, услуг).
При получении поставщиком в качестве оплаты за товары (работы, услуги) векселя, выписанного покупателем (заказчиком) этих товаров (работ, услуг), выручка определяется по мере погашения векселя или передачи его по индоссаменту.
Если же покупатель товаров (работ, услуг) расплачивается векселем третьего лица (в том числе и банка), то у поставщика этих товаров (работ, услуг) выручка определяется в момент его получения.
При осуществлении организацией посреднических операций (по договорам комиссии, поручения, агентским соглашениям) следует учитывать следующее. Согласно части первой статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Таким образом, при определении объекта обложения единым налогом у организаций - комиссионеров сумма комиссионного вознаграждения, полученного ими от комитентов, должна учитываться как выручка от реализации услуг по исполнению договоров комиссии независимо от того, участвуют или нет организации - комиссионеры в расчетах по исполнению названных договоров (совместное Письмо МНС РФ и Минфина РФ от 5 июля 1999 года № ВГ-6-02/531). Указанный порядок определения выручки от реализации услуг можно применять и при исчислении объекта обложения при осуществлении деятельности организаций по договорам поручения или агентским соглашениям. Кроме того, следует иметь в виду, что во избежание двойного налогообложения в валовую выручку комитента, также применяющего упрощенную систему, сумма комиссионного вознаграждения не включается (Письмо МНС РФ от 27.10.1999 № 02-2-07/1).
При осуществлении строительной деятельности, учитывая ее особенности, где для выполнения специфических работ привлекаются субподрядные организации, в валовую выручку включаются только работы, выполненные собственными силами. Для целей налогообложения у строительных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, выручка, отражаемая в графе 4 Книги учета доходов и расходов, уменьшается на объемы работ, выполненных субподрядными организациями, отражаемые в графе 5 Книги учета доходов и расходов (Письмо ГНС РФ от 10.12.1998 № 02-1-16).
В случае осуществления товарообменных операций организация реализует товар или услугу с оформлением соответствующих первичных документов и указанием стоимости обмениваемых товаров. В результате приобретения товара или услуги независимо от формы приобретения товар или услуга становится собственностью того, кто ее приобрел. Следовательно, в дальнейшем, при их реализации для записи в Книге учета доходов и расходов не имеет значения форма приобретения этого товара или услуги. При этом датой возникновения выручки от реализации будет дата оформления товаросопроводительных документов (актов выполненных работ) обеими сторонами (Письмо Госналогслужбы РФ от 09.03.1999 № 02-1-16).
Погашение дебиторской задолженности путем перечисления покупателями денежных средств третьим лицам по просьбе организации следует приравнивать к получению валовой выручки и учитывать при исчислении единого налога. Предприятие, имеющее должников, может заключать договоры уступки прав требования (цессии). Валовая выручка отражается в момент уведомления кредитора.
Второй составляющей валовой выручки является продажная цена реализуемого имущества, которая представляет собой выручку от реализации основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, иностранной валюты. Следует иметь в виду, что при исчислении единого налога выручка от реализации имущества не уменьшается на балансовую (первоначальную, остаточную) стоимость имущества, а также на сумму расходов по реализации имущества.
Существуют особенности налогообложения ломбардов, а именно: при невозврате кредита, выданного ломбардом гражданину, по истечении месячного срока, со дня, установленного для его возврата, к ломбарду переходит право собственности на предмет залога. Такой порядок вытекает из положений статьи 358 пункт 5 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как в случае невозвращения в установленный срок суммы кредита, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард вправе на основании исполнительной надписи нотариуса продать это имущество.
В связи с этим, выручка от реализации предмета залога рассматривается для целей налогообложения как выручка от реализации имущества ломбарда и включается в объект обложения единым налогом.
Независимо от того, является ли объектом обложения единым налогом валовая выручка или совокупный доход, при его исчислении принимается продажная стоимость реализованного имущества (Письмо МНС РФ от 20.04.2000 № 26-0-16/352).
Внереализационные доходы в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности - это полученные предприятием доходы, непосредственно не связанные с процессом реализации продукции (работ, услуг). К ним, в частности, относятся доходы от сдачи имущества в аренду; штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров и доходы от возмещения причиненных убытков; суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности; кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности; иные доходы.
В состав доходов включаются денежные средства и иное имущество, полученное безвозмездно и в виде финансовой помощи (Приказ Минфина РФ № 18) - на основании первичных учетных документов и актов приема - передачи имущества. Так называемая "возвратная" финансовая помощь не включается в валовую выручку, так как по сути своей является заемными средствами и подлежит возврату.
В доходах организации должны учитываться также плата по лизингу (выкупные платежи), получаемые за имущество, переданное арендатору в долгосрочную аренду с правом выкупа, и обнаруженные и оприходованные излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при инвентаризациях.
Доходы в иностранной валюте, пересчитанные в рубли по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату поступления средств на расчетный счет или в кассу предприятия, подлежат налогообложению по совокупности с валовой выручкой, полученной в рублях. Что касается сумм курсовых разниц по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, образовавшихся в связи с изменением курса иностранной валюты по отношению к рублю, то указанные суммы по предприятиям, применяющим упрощенную систему налогообложения, не возникают (Письмо Госналогслужбы РФ от 28 марта 1997 № 02-01-16).
Однако неоднозначным в этом случае остается решение вопроса о курсовой разнице, возникающей при хранении иностранной валюты в кассе предприятия, либо безналичной - на валютном счете в банке. При изменении курса иностранных валют по отношению к рублю будет изменяться сумма денежных средств в рублевом эквиваленте либо в сторону увеличения (при росте курса), либо в сторону уменьшения (при падении курса). Поэтому, по нашему мнению, в состав внереализационных доходов должны включаться положительные курсовые разницы, возникающие при изменении курса иностранной валюты по отношению к рублю, в случае наличия иностранной валюты в банке либо в кассе предприятия. При этом следует учитывать, что действие Федерального закона от 03.03.1999 № 45-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в части влияния курсовых разниц на налогооблагаемую базу по налогу на прибыль не распространяется на субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (Письмо МНС РФ от 20.07.1999 № 02-1-16).
Курсовая разница включается во внереализационные доходы по мере возникновения, то есть по мере изменения курса иностранных валют по отношению к рублю.
В соответствии со статьей 39 Налогового кодекса РФ с 1 января 1999 операции, связанные с обращением российской и иностранной валюты (за исключением целей нумизматики), не признаются реализацией товаров (в т.ч. движимого имущества), работ, услуг.
Указанные операции для целей налогообложения рассматриваются как внереализационные операции. Следовательно, внереализационные доходы, полученные при покупке или продаже иностранной валюты, включаются в валовую выручку организации и учитываются при исчислении единого налога.
При участии организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в договоре простого товарищества (совместная деятельность) результаты от такой деятельности учитываются в составе внереализационных доходов и подлежат включению в валовую выручку организации.
4. Формирование совокупного дохода
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации плюс 3 процента), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Приказом № 27 установлено, что Федеральным законом определен конкретный перечень расходов, принимаемых при расчете базы налогообложения, когда в качестве объекта обложения используется показатель совокупного дохода. Этот перечень расходов является исчерпывающим и изменению не подлежит. Это означает, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не пользуются Положением о составе затрат при формировании расходной части, а органы государственной власти субъекта Российской Федерации при выборе в качестве объекта обложения единым налогом совокупного дохода не могут в своих законодательных актах вводить дополнительные расходы, кроме указанных в Федеральном законе.
В перечень не включены такие расходы, как затраты на капитальные вложения и приобретение нематериальных активов (включая их износ), а также расходы по оплате труда работников в любой форме.
Перечисленные в Федеральном законе расходы принимаются при расчете базы налогообложения, если они непосредственно относятся к осуществлению процесса производства (предпринимательской деятельности). Кроме того, необходимо учитывать, что в основу исчисления совокупного дохода положен "кассовый" метод, то есть расходы принимаются только при их фактическом осуществлении и их фактической оплате. Это означает, что основным видом документов, на основании которых производятся записи в Книге учета доходов и расходов, являются первичные платежные документы (платежные поручения, кассовые приходные и расходные ордера и т.п.).
Таким образом, расходы учитываются в момент их оплаты при условии, что имеются основания (обязательства) по уплате этих сумм (кроме предварительной оплаты и аванса), за исключением использованных в процессе производства товарно-материальных ценностей, которые учитываются при исчислении единого налога в момент использования их в производстве. В торговых предприятиях под использованием товаров в производстве следует понимать их отгрузку покупателям. Такой порядок учета расходов подтвержден и Письмом Госналогслужбы России от 12.04.1999 № 02-1-16.
В состав расходов включаются:
- стоимость использованных в процессе производства товаров, работ, услуг сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива.
Стоимость их формируется исходя из цен их приобретения (без учета НДС), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями. Если товарно-материальные ценности были приобретены за наличный расчет с взиманием налога с продаж (в размере до 5%), то уплаченный налог также включается в стоимость ТМЦ.
К сырью и материалам относятся сырье и основные материалы (в том числе строительные - у строительных организаций), входящие в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющиеся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательные материалы, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных или управленческих нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственная продукция, заготовленная для переработки.
К вспомогательным материалам можно отнести бумагу для печати или используемую для ксерокса, принтера, факса; расходные материалы для компьютера и другой оргтехники; канцелярские принадлежности и бланки документов, используемые в производственной и коммерческой деятельности и другое.
Как уже указывалось выше, товарно-материальные ценности, учитываемые по указанной статье расходов, принимаются при исчислении единого налога только по мере их использования в процессе производства или коммерческой деятельности. Так, списание на расходы сырья и материалов производится на основании актов выполненных работ (материальных отчетов и др.). В торговых организациях по указанной статье расходов принимается стоимость оплаченных товаров, которые отгружены покупателям, независимо от суммы полученной выручки от их реализации. Эта операция при подтверждении ее соответствующими документами (товарно-транспортными накладными, накладными на отпуск, чеками ККМ и др.) будет означать, что организация отгружает приобретенные товары с целью их дальнейшей перепродажи, то есть использует их в производственной деятельности. Существуют различные консультации по порядку отражения в Книге учета доходов и расходов стоимости приобретенных товаров, учитываемых при исчислении налога. При отсутствии нормативно установленных методик определения стоимости приобретенных товаров организация вправе использовать любой из рекомендуемых способов. В организациях оптовой торговли, как правило, возможно организовать учет на основании данных инвентаризации нереализованных товаров по окончании очередного налогового периода, либо по каждой накладной на получение и отпуск товаров, а также документов на оплату.
В розничной торговле организация такого учета или проведение инвентаризации ежеквартально практически невозможна при большом ассортименте товаров, поэтому можно рекомендовать ведение учета с использованием счета 42 "Торговая наценка". В таком случае доход должен отражаться в Книге учета доходов и расходов в виде товарооборота, а не реализованного торгового наложения. Расходы, учитываемые при определении совокупного дохода, будут определяться расчетным путем.
В графу 6 "Расходы" Книги учета доходов и расходов стоимость приобретенных товаров включается в момент их оплаты на основании платежных документов (платежные поручения, расходные кассовые ордера, кассовые чеки и т.п.) и одновременно отражается в графе 7 "в т.ч. не принимаемые для расчета налога". В момент использования указанных товаров в процессе производства (в торговых предприятиях - отпуск покупателям) в графе 7 делается запись со знаком "минус" на стоимость реализованных товаров по покупным ценам, тем самым увеличивается сумма расходов, принимаемых для определения совокупного дохода. Покупная стоимость товаров определяется расчетным путем. Для этого торговое предприятие в аналитическом учете внесистемно должно учитывать наценку на приобретенные товары. Из полученной выручки за отчетный период вычитается наценка, приходящаяся на проданные товары, - это и будет покупная стоимость реализованных товаров. Для исчисления торговой наценки, приходящейся на проданный товар в розничной торговле, применяется общий порядок:
1) суммировать остаток торговой наценки на начало месяца (наценка, приходящаяся на непроданный товар) и наценку на поступивший за месяц товар;
2) суммировать выручку от продажи товаров за месяц и остаток товаров по продажным ценам на конец месяца;
3) отношением суммы по строке "1" к сумме по строке "2" и умножением на 100% определить процент наценки;
4) умножением процента наценки на выручку определить наценку на проданный товар;
5) вычитанием этой наценки из выручки определить покупную стоимость реализованных товаров, которая отражается со знаком "минус" по графе 7 Книги учета доходов и расходов;
- эксплуатационные расходы представляют собой расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности. К таким расходам относятся расходы по тепло-, энерго-, водоснабжению предприятия, расходы по уборке зданий и помещений и другие. При этом принимаются расходы как по собственным, так и по арендованным зданиям и помещениям при условии заключения договоров в соответствии с действующим законодательством. Нормативные документы, регламентирующие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не раскрывают понятия "расходы на содержание и эксплуатацию", поэтому под расходами на эксплуатацию оборудования и рабочих мест, по нашему мнению, следует понимать затраты, возникающие в процессе непосредственной эксплуатации средств труда, без которых их функционирование становится невозможным. К ним можно отнести расходы на приобретение хозтоваров: мыло, порошок, и учитывать их при определении совокупного дохода. Швабры, ведра и прочий хозяйственный инвентарь представляют собой средства труда (МБП), использованные в производственной деятельности предприятия, расходы на приобретение которых возмещаются предприятию через суммы начисленной амортизации. Однако в составе расходов организации при исчислении единого налога не принимаются амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным активам и МБП (п.3 Порядка). Поэтому затраты на приобретение этих предметов не участвуют в расчете единого налога;
- стоимость текущего ремонта
По указанной статье отражаются затраты на текущий ремонт оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности. Следует отметить, что предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не вправе включать в расходы затраты по капитальному и среднему ремонту оборудования, зданий и сооружений. При этом под капитальным ремонтом следует понимать ремонт с периодичностью, как правило, свыше одного года, при котором производится замена изношенных улов, агрегатов, конструкций, деталей на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов. В состав расходов включаются затраты на ремонт, осуществляемый как подрядным, так и хозяйственным способом, при условии правильного оформления всей документации, подтверждающей расходы (наличие сметы или описи работ с расценкой, фактическое подтверждение расходования товарно-материальных ценностей, использования машин и механизмов и рабочей силы, акты приемки выполненных объемов работ или ввод в эксплуатацию отремонтированных объектов);
- затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, включают в себя затраты по арендной плате и другие расходы в соответствии с заключенными договорами аренды. Данные расходы могут уменьшать валовую выручку в случае, если относятся непосредственно к тому отчетному периоду, за который исчисляется совокупный доход. Так, если организация вносит арендную плату в январе авансом за год, то за первый квартал в расходы может быть включена сумма, относящаяся к этому отчетному кварталу. Для постепенного отнесения расходов к соответствующим отчетным периодам в Книге учета доходов и расходов следует произвести следующие записи: по факту оплаты стоимости аренды отразить в графе 6 "Расходы" и одновременно в графе 7 "в т.ч. не принимаемые для расчета налога"; каждый месяц по графе 7 следует отражать арендную плату за месяц со знаком "минус", тем самым, увеличивая расходы, принимаемые для исчисления единого налога. Следует также учитывать, что арендоваться помещения могут как у юридических, так и у физических лиц, учитывая, что согласно действующему гражданскому и жилищному законодательству жилые помещения не могут использоваться для производственной или коммерческой деятельности без перевода их в нежилой фонд. Кроме того, в соответствии со статьями 4 и 26 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежит право аренды недвижимого имущества. В связи с этим затраты на аренду помещений правомерно учитывать при исчислении единого налога только при наличии такой регистрации;
- затраты на аренду транспортных средств
К транспортным средствам, в частности, относятся автомобили, суда, аппараты летательно-воздушные и прочие транспортные средства, используемые для производственной и коммерческой деятельности. Аренда транспортных средств может осуществляться как у юридических, так и у физических лиц. По указанной статье следует отражать только плату за аренду транспортных средств. Расходы по эксплуатации арендованных автомобилей (приобретение ГСМ) следует относить по статье "Стоимость сырья, материалов, товаров, топлива", а расходы по содержанию арендованного транспорта (текущий ремонт) в случае, если договором предусмотрено его осуществление за счет арендатора, включаются в статью "Текущий ремонт". Таким образом, принимаются расходы только по транспортным средствам, непосредственно участвующим в процессе производства (предпринимательской деятельности). В том случае, если транспорт используется в служебных, представительских, управленческих целях, включение в затраты расходов по аренде будет неправомерно;
- расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента). По указанной статье включаются уплаченные проценты банкам по кредитам на приобретение товарно-материальных ценностей, оплату производственных услуг, а также согласно Приказу № 27 проценты, связанные с капитальными затратами и просроченными кредитами. При отнесении расходов по уплате процентов по кредитам банков следует обращать внимание на целевое использование кредитов, полученных на производственные цели. Так, если кредит получен на приобретение товарно-материальных ценностей, а использован на приобретение ценных бумаг либо на выдачу ссуд своим работникам. Естественно, что расходы по уплате процентов за кредиты банков, использованных нецелевым образом не должны учитываться при определении налогооблагаемой базы;
- стоимость оказанных услуг
Расходы по оплате услуг, оказываемых предприятию, принимаются при расчете базы налогообложения только в том случае, если они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства (предпринимательской деятельности). В указанную статью может включаться оплата услуг связи, банков (за расчетно-кассовое обслуживание, перевод средств электронным и телеграфным платежом), вычислительных центров, юридических, информационных, аудиторских, охранных (сторожевых), в области пожарной безопасности, по инкассации (осуществляемыми отделениями вневедомственной охраны или специализированными охранными организациями, имеющими соответствующую лицензию), сервисных центров по обслуживанию контрольно-кассовых машин (в том числе и по оснащению ККМ средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание"). При включении в затраты расходов на рекламу корректировка этих расходов для целей налогообложения не предусмотрена. Командировочные расходы и расходы на представительские цели не исключаются из валовой выручки при определении совокупного дохода;
- сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная поставщикам, принимается при расчете объекта обложения только по тем товарно-материальным ценностям и услугам, которые учитываются при определении совокупного дохода;
- отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды
При применении упрощенной системы применяется общий порядок расчетов с Пенсионным фондом, Фондом занятости населения, Фондом социального страхования и фондами обязательного медицинского страхования. Отчисления во внебюджетные фонды включаются в расходы в момент их фактического перечисления, при условии, что начисления и сроки их уплаты приходятся на текущий месяц. Предварительная оплата взносов авансом (переплата) не учитывается в качестве фактических расходов до тех пор, пока не наступит соответствующий отчетный период, к которому относятся перечисленные взносы. Что касается вопроса включения в расходы отчислений в Фонд социального страхования, то здесь нередко возникает ситуация, когда за счет этих средств предприятие оплачивает пособия по временной нетрудоспособности, а в Фонд перечисляет взносы за вычетом оплаченных больничных. В указанном случае, по нашему мнению, в расходы должны включаться взносы в Фонд социального страхования в момент перечисления с учетом выплаченных пособий по временной нетрудоспособности;
- сумма налога на приобретение автотранспортных средств включается в расходы только по тем приобретенным автомобилям, которые используются непосредственно в процессе производства (предпринимательской деятельности). Так, например, при приобретении автомобиля для представительских целей уплата организацией налога на добавленную стоимость, налога на приобретение автомобиля, государственная пошлина и иные, связанные с этой операцией налоги, исключению из выручки при определении базы налогообложения не подлежат;
- уплаченные таможенные платежи, государственные пошлины и лицензионные сборы
В общем случае контроль за правильностью исчисления таможенных платежей осуществляют таможенные органы, лицензионных сборов - органы местного самоуправления в лице своих подразделений, на которые возложены функции лицензирования определенных видов деятельности. Размер государственных пошлин устанавливается законодательством в фиксированной сумме и обычно вносится через отделения Сбербанка по квитанциям установленного образца. На основании квитанций сумма государственных пошлин включается в расходы. При включении лицензионных сборов в состав расходов, учитываемых при исчислении единого налога, следует руководствоваться следующим: уплаченные лицензионные сборы за весь срок действия лицензии (более одного года) не входят в перечень затрат, принимаемых при налогообложении субъектов малого предпринимательства, установленных статьей 3 Федерального закона № 222-ФЗ. В том случае, если организации уплачивают лицензионные сборы, установленные органами власти субъектов Российской Федерации, то они включаются в состав расходов, принимаемых для налогообложения.
В перечень расходов, принимаемых при исчислении единого налога, не включены расходы на оплату труда, износ (амортизационные отчисления) по амортизируемому имуществу - основным средствам, нематериальным активам, МБП, представительские расходы, командировочные расходы, компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях, приобретение объектов основных средств, МБП, нематериальных активов, стоимость специальной одежды, инвентаря, инструмента и специальных приспособлений, расходы по подписке периодических изданий, платежи за загрязнение окружающей природной среды, арендная плата за землю.
5. Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого
предпринимательства, применяющих упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности
Бухгалтерский учет такими организациями ведется по упрощенной форме без применения способа двойной записи, Плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим Положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Эти организации не формируют учетную политику.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона № 222-ФЗ учет ведется в Книге учета доходов и расходов. Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения Книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством Финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.
Форма Книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций разработана и утверждена Приказом Министерства финансов РФ от 22.02.1996 № 18. В Книге учета доходов и расходов в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражаются хозяйственные операции, осуществленные в отчетном периоде.
Исходя из положений Федерального закона № 222-ФЗ и Приказа Минфина № 18 Книга учета доходов и расходов не может вестись с использованием компьютера, так как Книга представляет собой учетный регистр, скрепленный печатью налогового органа.
В Книгу учета доходов и расходов записываются все операции без исключения, так как она является одновременно и журналом регистрации хозяйственных операций предприятия. Операции, не влияющие на величину совокупного дохода (например, получение кредита банка или выплата заработной платы), могут отражаться одновременно в двух графах. Например, в графе 4 "Доходы, всего" и в графе 5 "В том числе не принимаемые для расчета налога" или в графе 6 "Расходы, всего" и в графе 7 "В том числе не принимаемые для налогообложения". Кроме того, для корректировки ранее отраженных операций допускаются записи методом "красное сторно" (или со знаком "минус").
При наличии дополнительного аналитического учета допускается использование сводных ведомостей и накопительных регистров для записи в Книге учета доходов и расходов одной строкой (например, выручки торговой точки, полученной с применением ККМ, списания проданных товаров, использованных в процессе производства материалов и т.п.). При этом в Книге должна быть ссылка на используемые дополнительные регистры учета.
В целях более полного и достоверного отражения операций и контроля за движением и остатками средств, принадлежащих организации, рекомендуется дополнительно вести учет в общепринятом порядке с применением двойной записи на счетах. При этом ведение дополнительных регистров учета (например, оборотно-сальдовых ведомостей) не является обязательным, а служит лишь для целей внутреннего контроля и не может рассматриваться налоговыми органами в качестве исходных данных при проведении проверок. Единственным регистром, на основании которого должна формироваться отчетность по единому налогу субъекта малого предпринимательства, является Книга учета доходов и расходов.
Для организаций, применяющих упрощенную систему, сохраняется порядок ведения кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций, утвержденных Решением Совета Директоров Центрального Банка Российской Федерации от 22.09.1993 № 40, и представления необходимой статистической отчетности. В соответствии с Постановлением Российского статистического агентства от 16.08.1999 № 71 субъекты малого предпринимательства обязаны представлять в территориальные органы статистики форму федерального государственного статистического наблюдения № ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".
Отчетность организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, подаваемая в налоговый орган, представляет собой выписку из Книги учета доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период, и расчет подлежащего уплате единого налога. Выписка из Книги учета доходов и расходов представляет собой раздел II "Расчет совокупного дохода" указанной Книги. При заполнении этого раздела по строке "Валовая выручка" отражается сумма по графе "Доходы" (графа 4 минус графа 5) раздела I Книги учета доходов и расходов, сформированная в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 222-ФЗ, а по строке "Расходы" - сумма вычетов в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона (графа 6 минус графа 7). Следовательно, по строке "Совокупный доход" отражается разница строк "Валовая выручка" и "Расходы". В изложенном порядке выписка из Книги доходов и расходов должна заполняться всеми организациями независимо от установленного для них объекта обложения единым налогом. Срок представления отчетности установлен пунктом 7 статьи 5 Федерального закона, а именно до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом). Одновременно с представлением выписки из Книги учета доходов и расходов и расчета единого налога организация представляет саму Книгу учета доходов и расходов (для проверки), патент и копии платежных поручений об уплате стоимости патента и сумм единого налога.
Несмотря на введение в действие с 1 июля 2000 г. Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" плата за патент до конца 2000 года должна рассчитываться исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам.
6. Порядок исчисления и уплаты в бюджет
единого налога
Единый налог исчисляется налогоплательщиком самостоятельно нарастающим итогом с начала года по следующей формуле:
ЕН=ОхС (%), где
ЕН - сумма единого налога, О - объект обложения (валовая
выручка или совокупный доход), С (%) - ставка единого налога в %.
Выбор объекта налогообложения согласно статье 3 Федерального закона № 222-ФЗ осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности, а также пропорции распределения зачисляемых налоговых платежей между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного выше Самарской Губернской Думой был принят Закон Самарской области от 12.05.1996 № 8-ГД "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
В соответствии со статьей 2 Закона объектом обложения единым налогом организаций считалась валовая выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Для организаций бытового обслуживания населения и розничной торговли, за исключением реализующих подакцизную продукцию, по их заявлению, объектом обложения единым налогом может устанавливаться совокупный доход.
Ставки единого налога устанавливались статьей 3 указанного Закона:
- 10% от суммы валовой выручки;
- 30% от суммы совокупного дохода.
Указанные ставки налога и объекты обложения единым налогом действовали в таком виде до 1 июля 1998 года, то есть до принятия Закона Самарской области от 16.07.1998 № 14-ГД "О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Законом № 14-ГД внесены изменения в установленные на территории Самарской области объекты обложения. Согласно Закону от 16.07.1998 объектом обложения единым налогом для малых предприятий является валовая выручка, полученная за отчетный период, если доля совокупного дохода в валовой выручке составляет до 40% включительно, или совокупный доход, если доля этого дохода в валовой выручке более 40%. Это общее правило при выборе объекта обложения.
Статьей 2 указанного Закона, устанавливающей ставки единого налога, предусмотрены два исключения из общего правила для отдельных видов деятельности. А именно, для малых предприятий, осуществляющих приоритетные виды деятельности, независимо от вида доли совокупного дохода в валовой выручке, установлен объект налогообложения - валовая выручка и ставка единого налога - 7%.
Для отнесения предприятия к приоритетному необходимо, чтобы доля выручки от приоритетного вида деятельности была не менее 70% общей суммы валовой выручки.
К приоритетным видам деятельности отнесены:
- наука и научное обслуживание;
- информационно-вычислительное обслуживание;
- образование;
- здравоохранение;
- производство лекарственных и других медицинских изделий и техники;
- производство продовольственных товаров и товаров народного потребления;
- оказание бытовых услуг населению;
- производство, реализация и организация потребления продукции общественного питания собственного производства;
- природоохранная деятельность;
- строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов жилого фонда и культурно-бытового назначения;
- благоустройство городов и населенных пунктов;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции.
Законом Самарской области от 17.03.1999 № 11-ГД "О внесении дополнений в Закон Самарской области "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" уточнено, что конкретное определение вида деятельности организации производится согласно Общероссийскому классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН), утвержденным в соответствии с действующим законодательством.
Другим исключением из общего правила установления объекта обложения являются предприятия розничной торговли, для которых независимо от доли совокупного дохода в валовой выручке установлен объект обложения - совокупный доход и ставка единого налога - 30%.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Так, например, если предприятие осуществляет розничную и оптовую торговлю, то для отнесения его к предприятию розничной торговли необходимо, чтобы его розничный товарооборот составлял более 50% общего товарооборота за год.
Ставки единого налога для остальных субъектов упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, установленные Законом Самарской области от 16.07.1998 № 14-ГД:
- для предприятий, не осуществляющих приоритетные виды деятельности и розничную торговлю, с долей совокупного дохода в валовой выручке до 40% включительно - 10% от суммы валовой выручки;
- для предприятий с долей совокупного дохода в валовой выручке свыше 40 до 45% - 24% от совокупного дохода;
- свыше 45 до 50% - 25% от совокупного дохода;
- более 50% - 30% от совокупного дохода.
Определение доли совокупного дохода в валовой выручке может производиться в выписке из Книги учета доходов и расходов за отчетный период (квартал).
Учитывая, что расчет единого налога составляется нарастающим итогом с начала года, считаем целесообразным и долю совокупного дохода в валовой выручке определять нарастающим итогом.
Соответственно, после исчисления этой доли организация определяет объект обложения единым налогом, который и будет отражаться в расчете единого налога за отчетный период.
Статьей 1 Закона Самарской области от 17.03.1999 № 11-ГД предусмотрено, что если применение указанных ставок единого налога создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими для субъектов малого предпринимательства, которые получили патент до вступления в силу Закона Самарской области от 16.07.1998 № 14-ГД, объектом обложения единым налогом указанных субъектов на период 1998-1999 годов считать валовую выручку.
Однако, несмотря на ограничение во времени действия данной нормы Закона Самарской области, начиная с 2000 года при решении вопроса об установлении объекта обложения единым налогом для вышеназванных субъектов малого предпринимательства следует руководствоваться положениями статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", согласно которым первоначальный порядок налогообложения может действовать в течение четырех лет с момента государственной регистрации организации.
Единый налог уплачивается налогоплательщиками самостоятельно в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Согласно пункту 6 Приложения № 2 к Инструкции Госналогслужбы России от 15.04.1994 № 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей" по платежам, которые уплачиваются до 20 числа месяца, последним сроком уплаты считается 19 число.
Для правильного распределения платежей по единому налогу между бюджетами различных уровней в платежном поручении на уплату единого налога в графе "Назначение платежа" следует указывать "Уплата единого налога за _____ квартал ______ года по ставке %" с указанием конкретной ставки единого налога за отчетный период.
7. Ответственность субъектов упрощенной
системы налогообложения, учета и отчетности
за совершение налоговых правонарушений
Статьей 6 Федерального закона № 222-ФЗ предусматривается, что ответственность субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, наступает в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации.
С введением в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации ответственность за совершение налоговых правонарушений устанавливается на общих основаниях Налоговым кодексом РФ (глава 16).
Так, непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ).
За грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, с организации взыскивается штраф в размере пяти тысяч рублей. Если указанные деяния совершены в течение более одного налогового периода, то сумма штрафа возрастает до пятнадцати тысяч рублей. Если же нарушения повлекли занижение налоговой базы, то взыскивается штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей (статья 120 НК РФ). При этом ответственность, предусмотренная статьей 120, наступает как при проведении выездной налоговой проверки, так и камеральной проверки расчета единого налога.
В соответствии со ст. 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:
- отсутствие первичных документов;
- отсутствие счетов-фактур;
- отсутствие регистров бухгалтерского учета;
- систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Для того, чтобы считать грубое нарушение совершенным, достаточно установления факта наличия хотя бы одного из вышеперечисленных видов, например, отсутствие первичных документов.
Употребление в ст. 120 НК РФ первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета во множественном числе свидетельствует о том, что грубым нарушением считается отсутствие не менее двух указанных документов.
Неуплата или неполная уплата сумм единого налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога (ст. 122 НК РФ).
Кроме того, налоговым органам согласно Закону РФ "О налоговых органах" предоставлено право налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, виновных в сокрытии (занижении) дохода или сокрытии (неучтении) других объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, - в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Статьей 5 Федерального закона № 222-ФЗ предусмотрено, что при утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом с наложением на организацию штрафа, размер которого устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В статье 9 Закона Самарской области от 12.05.1996 № 8-ГД для организаций установлен штраф за утерю патента, равный десятикратному минимальному размеру оплаты труда на момент наложения штрафа.
На Книгу учета доходов и расходов, первичные документы распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что организации обязаны хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность не менее 5 лет.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено в качестве обязанностей налогоплательщиков обеспечение в течение четырех лет сохранности данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доход (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
Таким образом, организациями должна быть обеспечена сохранность учетных документов (первичных документов и Книги учета доходов и расходов) в течение не менее пяти лет.
За несоблюдение условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдение порядка ведения кассовых операций к предприятию, применяющему упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, будут применяться меры финансовой ответственности, предусмотренные пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей":
- за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями, организациями сверх установленных предельных сумм - штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа <*>;
- за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;
- за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном, установленном законодательством Российской Федерации, размере минимальной месячной оплаты труда.
-----------------------------
<*> Предельный размер установлен:
с 17.11.1994 - 2 млн. руб.;
с 29.09.1997 - 3 млн. руб.;
с 01.01.1998 - 3 тыс. руб.;
с 14.10.1998 - 10 тыс. руб.
И. о. руководителя Управления
МНС РФ по Самарской области,
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А.ЗУБКОВА