ПОСТАНОВЛЕНИЕ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ от 31.10.2000 № 22
"О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГОДЫ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 ГОД"
Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень Самарской Губернской Думы", № 26,27 (50,51), 2001 г
Вступил в силу с 31 октября 2000 года (пункт 3 данного документа)
САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2000 г. № 22
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003
ГОДЫ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 ГОД
Рассмотрев представленный Губернатором Самарской области прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2001-2003 годы и основные направления экономической и социальной политики Администрации Самарской области на 2001 год, Самарская Губернская Дума постановляет:
1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2001-2003 годы (Приложение 1).
2. Принять к сведению информацию об основных направлениях экономической и социальной политики Администрации Самарской области на 2001 год (Приложение 2).
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Думы
Л.И.КОВАЛЬСКИЙ
Приложение № 1
к Постановлению
Самарской Губернской Думы
от 31 октября 2000 г. № 22
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГОДЫ
<*> Увеличение объема завоза для производства маргариновой продукции.
<**> С учетом вывоза в виде маргариновой продукции.
<***> Вывоз в основном в виде маргариновой продукции.
Приложение № 2
к Постановлению
Самарской Губернской Думы
от 31 октября 2000 г. № 22
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ НА 2001 ГОД
Введение
Основные направления экономической и социальной политики Администрации области на 2001 год конкретизируют Программу социально-экономического развития области на 1999-2001 годы, утвержденную решением Самарской Губернской Думы от 24.11.98 № 141, и разработаны с учетом предвыборной программы Губернатора области.
Данный документ учитывает задачи, поставленные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации "Какую Россию мы строим", и систему мер, определенную Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы.
Основные направления экономической и социальной политики Администрации области на 2001 год исходят из приоритетности задач достижения устойчивых темпов роста производства и инвестиций, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики области, увеличения налогооблагаемой базы и обеспечения на этой основе повышения уровня занятости и жизни населения области.
Приоритетными отраслями и сферами экономики области на 2001 год определены:
сельское хозяйство;
образование;
жилищное строительство.
Макроэкономические условия
функционирования экономики Самарской области
Условия функционирования экономики Самарской области на период до 2003 года определяются тенденциями развития экономики области в предшествующий период, потенциальными возможностями и ограничениями развития в прогнозируемом периоде.
Масштабными совокупными макроэкономическими процессами, способными оказать влияние на среднесрочные перспективы развития области, являются, с одной стороны, позитивные тенденции в экономике в 1999-2000 годы: рост объемов производства и спроса на рабочую силу в реальном секторе, предсказуемость инфляции и курса национальной валюты, улучшение финансового состояния предприятий и организаций, увеличение денежной составляющей в расчетах хозяйствующих субъектов, относительный рост спроса на отечественную продукцию, наличие потенциальных возможностей для расширения экспорта, снижение ставки ссудного процента и увеличение доступности кредитов, некоторое увеличение инвестиционной активности предприятий.
С другой стороны, продолжают действовать негативные факторы. Остаются на высоком уровне неплатежи в экономике, использование бартера и других неденежных форм расчетов.
Одним из ограничителей финансовых результатов 2001 года будет новая волна инфляции издержек, инициированная ростом цен на продукцию естественных монополий. Близок к исчерпанию такой фактор стабилизации экономики, как развитие процесса импортозамещения.
Темпы экономического развития области в прогнозируемом периоде будут сдерживаться также техническими возможностями реального сектора. Многолетнее снижение объемов капитальных вложений привело к моральному и физическому износу значительной части основных производственных фондов.
Инвестиционная активность остается недостаточной для качественных сдвигов в экономике области и обеспечения долговременного устойчивого роста. Инвестиционные ресурсы региональной экономики пока ограничены.
Принятые в 2000 году изменения в налоговой системе страны, направленные на снижение налоговой нагрузки на предприятия, будут способствовать направлению высвобождаемых средств на обновление основных фондов, внедрение новых высокотехнологичных процессов. В то же время усиливаются тенденции перераспределения региональных налогов в пользу федерального бюджета, что серьезно меняет всю конструкцию консолидированного бюджета области. Уменьшение налоговых поступлений в областной бюджет не позволит в полном объеме финансировать областные программы инвестиционной и социальной направленности.
В то же время благодаря усилиям органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Самарской области, а также сохранению относительно благоприятной внешнеэкономической ситуации за последний период в экономике складывается ряд новых факторов роста, которые скажутся на темпах ее развития в 2001-2003 годах:
увеличение доходов населения повысит спрос и придаст устойчивость положительной динамике валового регионального продукта (далее - ВРП);
улучшение финансового состояния предприятий создает ресурсную основу для роста инвестиций в производство. Оздоровление банковской системы и снижение кредитной ставки позволяет рассчитывать на получение дополнительных ресурсов для инвестирования реального сектора.
Впервые за десятилетний период экономических преобразований уровень прогнозируемых темпов роста инвестиций в экономику области превышает прогнозный уровень роста ВРП. Это говорит о смене тенденции снижения уровня валового накопления в структуре использования ВРП на его рост.
Предполагаемое сохранение выгодной для России внешнеэкономической конъюнктуры создаст предпосылки для стабилизации рубля и сдерживания инфляции.
Созданию условий стабильного развития будут способствовать также меры, направленные на:
создание мягкого инвестиционного климата;
создание равных условий конкуренции;
защиту прав собственности;
обеспечение приемлемых жизненных стандартов для всех категорий населения.
Достижение реальных результатов по этим направлениям позволит наиболее полно использовать благоприятные факторы роста и обеспечить примерно к 2003 году создание основы устойчивых темпов экономического развития области на долгосрочную перспективу.
В целях определения стратегических направлений и важнейших приоритетов, оптимизации пространственной организации производительных сил области в 2001 году будут разрабатываться концепция социально-экономического развития и концепция развития и размещения производительных сил Самарской области на 2001-2015 годы.
Промышленная политика
Основной задачей промышленной политики является создание условий устойчивого роста производства на основе осуществления комплекса мер по усилению конкурентных позиций местных производителей промышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Для регулирования отдельных направлений развития промышленного комплекса области и механизмов реализации промышленной политики в области будет продолжена работа по дальнейшему развитию законодательной базы. Как основополагающий документ в этой системе будет разработан рамочный закон об основах промышленной политики в Самарской области. Он закрепит реально используемые механизмы государственной поддержки, определит критерии приоритетности отдельных секторов промышленного производства, конкретные инструменты и методы государственного регулирования. Закон будет системным документом, комплексно отражающим основные принципы формирования отношений между органами исполнительной власти Самарской области и промышленными хозяйствующими субъектами.
Разрабатывается закон о научно-технической и инновационной деятельности в Самарской области, основными задачами которого являются развитие научно-технического потенциала области, повышение инновационной активности предприятий и организаций области, продвижение на рынок технологий и разработок, содействие международному сотрудничеству в инновационной сфере деятельности, обеспечение развития инфраструктуры научно-технического и инновационного бизнеса.
Одним из основных приоритетов в промышленной сфере является развитие межотраслевой и межрегиональной кооперации в базовых отраслях специализации Самарской области.
Стратегической задачей является формирование организационных и финансовых механизмов взаимодействия производителей и потребителей области между собой и с потенциальными и реальными партнерами за пределами области.
Администрация области будет продолжать работу по содействию в полной загрузке производственных мощностей самарских предприятий, продвижению их продукции на рынки, обеспечению предприятий необходимыми для стабильной работы ресурсами - топливно-энергетическими, сырьевыми.
По инициативе и при поддержке Администрации области будет продолжено заключение соответствующих соглашений, создание ассоциаций, холдингов, иных объединений производителей. Приоритетными отраслями в этих процессах являются автомобиле- и автобусостроение и производство соответствующих комплектующих, авиастроение, некоторые другие отрасли машиностроения, химия и нефтехимия. В частности, прорабатываются вопросы взаимодействия с открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Павловский автобус".
В качестве инструментов поддержки будут использоваться и иные меры, в том числе налоговое стимулирование производства и инвестирования.
Будет продолжена работа по заключению, реализации соглашений с вертикально интегрированными структурами: Российским акционерным обществом (далее - РАО) "Газпром", ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС", РАО энергетики и электрификации "ЕЭС России" и жесткому контролю за их исполнением.
В целях оздоровления финансово-экономического положения и рационализации использования производственных мощностей крупных государственных унитарных предприятий Администрацией области будет продолжена работа по инициированию реструктуризации и акционирования этих предприятий (завод им. Масленникова, "Рейд", "Металлист" (г. Чапаевск)).
Будет продолжена работа по территориальной реструктуризации промышленного комплекса города Самары. На 2001 год поставлены задачи:
разработать предложения по возможным вариантам объединения, слияния, присоединения открытых акционерных обществ "Солитон", "Средневолжский станкозавод", "Самарский завод клапанов", "Самарский сталелитейный завод" в различных организационно-правовых формах;
решить вопрос реструктуризации силикатных заводов с целью их возможного объединения, создания холдинга или иных организационно - правовых форм с учетом освоения новых строительных технологий и материалов;
определить перспективы использования частично высвобождаемых производственных площадок государственного унитарного предприятия "Завод им. Масленникова".
В целях создания достойного имиджа области как экономически выгодного, надежного и перспективного партнера в различных отраслях международной кооперации, поддержки местных товаропроизводителей в сфере рекламы и продвижения продукции на рынки Администрация области продолжит выставочную деятельность по разным направлениям:
содействие в организации региональных выставок в городе Самаре;
организация экспозиций промышленного комплекса области на всероссийских и международных выставках в России;
организация выставок и презентаций Самарской области за рубежом.
Промышленная политика в различных ее отраслях имеет свою специфику.
В автомобилестроении останется приоритетным направление развития кооперационных связей промышленных предприятий области с ОАО "АвтоВАЗ". В целях оптимизации работы автомобильной промышленности должны быть решены проблемы максимальной унификации комплектующих, их сертификации в соответствии с требованиями западных стандартов.
В авиационно-космическом комплексе будут продолжены работы над крупными инвестиционными проектами по разработке двигателя НК-93 и запуску в серийное производство самолета Ан-140. Органы государственной власти и управления области будут оказывать содействие в реализации мероприятий по государственной поддержке проектов модернизации ракетно-космической техники, наращиванию объемов выпуска спецтехники и вооружений.
Дальнейшее развитие химической и нефтехимической промышленности области связано с восстановлением, развитием традиционных и новых кооперационных и технологических связей предприятий как в области, так и в масштабах России. Этому будет способствовать созданная ОАО "Волгомежрегионхим" информационная база по сырью и товарным продуктам химических и нефтехимических предприятий Поволжья. Реализация приведенных в ней конкретных многозвенных технологических цепочек позволит интегрировать сырьевые, технологические и экономические связи, основанные на экономической выгоде субъектов хозяйствования.
В отношении предприятий социально значимых отраслей, удовлетворяющих первоочередные потребности населения - легкая, пищевая, производство лекарственных средств, - предполагается выработка отдельных мер государственной поддержки, усиление роли регионального заказа, использование различных методов развития и укрепления внутреннего спроса.
Политика Администрации области в сфере ценообразования основывается на принципе единства экономического пространства России, отсутствия ограничений на торговлю на межрегиональном уровне, ликвидации барьеров на пути движения капиталов, товаров, услуг. Политика направлена на сокращение административных ограничений, обеспечение равенства условий конкуренции. Как и в 2000 году, в прогнозируемом периоде региональная энергетическая комиссия не предполагает устанавливать льготные тарифы на энергоносители для хозяйствующих субъектов.
Особое внимание будет уделено ценам на моторное топливо. В связи с тем что цены на бензин находятся вне сферы государственного регулирования, продолжится практика заключения совместных соглашений между Администрацией области и основным поставщиком ОАО "НК "ЮКОС" об обеспечении необходимых объемов поставок топлива по совместно установленным ценам для областных нужд.
Аграрная политика
Стратегия развития агропромышленного комплекса (далее - АПК) в прогнозируемом периоде будет соединять меры государственной поддержки и государственного регулирования с одновременной активизацией реформ на селе и всемерным использованием внутренних ресурсов.
Реформирование АПК будет продолжено в направлении дальнейшего развития объединительных, интеграционных процессов, включающих в себя институциональные преобразования в сельском хозяйстве и сфере переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, санации хронически убыточных предприятий АПК и перехода их к эффективным собственникам.
Важными направлениями политики Администрации области будут являться:
сезонное финансирование и кредитование сельскохозяйственных предприятий для проведения посевных и уборочных работ, а также для других текущих производственных нужд, в том числе путем совершенствования системы закупок в региональный продовольственный фонд;
содействие в привлечении инвестиций и аккумулирование финансовых ресурсов для создания системы эффективного кредитования хозяйствующих субъектов регионального АПК. Активизируется деятельность по созданию кредитных кооперативов на селе, которые будут работать как кассы взаимного кредитования;
развитие рыночной инфраструктуры, активизация деятельности оптовых продовольственных рынков, закупочно-сбытовых кооперативов, возобновление деятельности товарно-сырьевых бирж. Это позволит обеспечить сельхозтоваропроизводителям гарантированный сбыт своей продукции, сократит объемы теневого оборота сельскохозяйственной продукции;
введение в действие механизма складских расписок, который позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям получать дополнительные инвестиции в виде кредитов в банках;
осуществление системы мер по укреплению и развитию кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий.
В целях стабилизации на зерновом рынке цен, обеспечивающих доходность сельхозтоваропроизводителей, предусматривается проведение товарных закупок и интервенций с использованием регионального продовольственного фонда, образованного за счет бюджетных средств и дебиторской задолженности товаропроизводителей перед областным бюджетом по ссудам, выданным ранее на формирование продовольственных фондов.
В 2001 году продолжится реализация Комплексной программы развития АПК области. Увеличение производства продукции растениеводства в 2001 году намечается обеспечить за счет внедрения эффективных систем земледелия, ресурсосберегающих и влагосберегающих технологий возделывания зерновых, кормовых и технических культур. Внедрение прогрессивных технологий в земледелии позволит при меньших посевных площадях обеспечить рост валовых сборов сельскохозяйственных культур.
С целью повышения устойчивости сельскохозяйственного производства и повышения эффективности использования орошаемых земель в 2001 году будут реализовываться программы по повышению плодородия почв, восстановлению и реконструкции оросительных систем, вовлечению в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель.
Развитие сельскохозяйственного производства и устранение последствий его спада за последние годы в значительной мере определяются технической базой и обеспечением села новыми современными машинами.
Одним из основных направлений по восстановлению и развитию материально-технической базы АПК является расширение сферы лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования. Будет продолжена работа по увеличению лизингового фонда за счет средств областного бюджета, совершенствованию деятельности лизинговых компаний. На эти цели в областном бюджете на 2001 год необходимо предусмотреть 100 млн. рублей, что позволит приобрести не менее 100 зерноуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники, снизить напряженность в период проведения полевых работ.
Возрастет выпуск высокопроизводительной сельскохозяйственной техники на машиностроительных предприятиях области. Разработана концепция сельскохозяйственного машиностроения в регионах Ассоциации "Большая Волга", цель которой на базе производственно-технического и экономического потенциалов регионов создать действенную систему регионального машиностроения, способную удовлетворить потребности сельских товаропроизводителей в современной высокоэффективной сельскохозяйственной технике.
Первоочередной задачей в животноводстве является стабилизация поголовья в сельскохозяйственных предприятиях и создание условий для увеличения численности скота и птицы в личных подсобных хозяйствах.
Приоритетным направлением в животноводстве области является развитие птицеводства и свиноводства, которые с наименьшими вложениями средств могут дать существенную прибавку продукции. Для этого предусматривается проведение мероприятий по финансовому оздоровлению птицефабрик и свиноводческих хозяйств (реструктуризация задолженности, предоставление налоговых льгот и бюджетных кредитов и другие), создание с использованием средств областного бюджета страховых запасов фуражного зерна, внедрение интенсивных технологий откорма и выращивания скота и птицы, реконструкция и техническое перевооружение крупных свиноводческих комплексов и птицефабрик, в том числе с привлечением отечественных и зарубежных инвесторов.
Важным направлением в развитии животноводства является улучшение качества и удешевление производства кормов на основе внедрения прогрессивных технологий возделывания, заготовки, хранения кормов и совершенствования структуры кормопроизводства за счет увеличения посевов кукурузы.
В перерабатывающей промышленности АПК приоритетным направлением будет осуществление технологического переоснащения предприятий и обеспечение на этой основе снижения издержек производства.
Земельная политика
Основные направления земельной политики в Самарской области связаны с реализацией принятых Законов Самарской области "О земле", "О залоге земель сельскохозяйственного назначения", "Об оценке земли", "О разграничении полномочий между Самарской областью и муниципальными образованиями по владению, пользованию, распоряжению земельными участками на территории Самарской области". В рамках программы "Развитие земельной реформы в Самарской области" на 2000-2002 годы разрабатывается план действий в сфере регулирования земельных отношений.
Основные направления земельной политики в Самарской области нацелены на создание условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земли, превращения ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста региона.
Решение земельных вопросов в Самарской области направлено на обеспечение интересов населения области, защиты прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли и ориентировано на упорядочение земельных платежей, информационное обеспечение управления земельными ресурсами на всех административно-территориальных уровнях Самарской области и функционирование цивилизованного рынка земли и связанной с ней недвижимости.
В целях ведения государственного земельного кадастра, государственного учета и оценки земель и объектов недвижимости, обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области создано федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Самарской области.
Будет проводиться составление кадастровых карт и инвентаризация земель городов области: планируется завершить работы в городах Похвистнево, Октябрьске, Кинеле, Отрадном, будут начаты работы в городах Чапаевске и Жигулевске, будет осуществлена инвентаризация земель 200 сельских населенных пунктов.
Продолжатся работы по инвентаризации земель между населенными пунктами Сызранского, Шигонского, Красноярского, Ставропольского районов, предполагается начать подобные работы в Хворостянском, Исаклинском, Волжском, Красноармейском, Безенчукском, Кинельском районах.
Будут выполняться работы по составлению землеустроительных проектов перераспределения земель, компактного размещения земельных участков, передаче несельскохозяйственных угодий и участков под зданиями, сооружениями в сельской местности в собственность граждан и юридических лиц.
Правовое обеспечение земельной политики Самарской области будет направлено на развитие законодательства, регулирующего отношения собственности на землю. Намечается разработать и принять следующие нормативные правовые акты: о порядке владения, пользования и распоряжения землями на территории Самарской области, о приватизации (продаже) земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
Будет продолжено международное сотрудничество, направленное на решение задач в области реформирования земельных отношений. В Самарской области реализуется инвестиционный проект по созданию автоматизированной системы регистрации земельных ресурсов Международного банка реконструкции и развития (проект ЛАРИС), российско-германский проект по созданию земельно-кадастровых информационных систем (проект ГЕРМЕС), проект Европейского союза ТАСИС "Россия: содействие созданию рынка земли".
Инвестиционная политика
Главная задача инвестиционной политики Администрации области - повышение уровня инвестиционной активности в регионе. Регулирование инвестиционной деятельности будет осуществляться в рамках общей социально-экономической стратегии Самарской области.
Предстоит не только значительно расширить масштабы инвестирования реального сектора экономики, но и изменить качество инвестиций за счет усиления инновационной направленности инвестиционной деятельности.
Инвестиционная политика Администрации области в прогнозируемом периоде будет опираться на уже созданные механизмы и инструменты. Привлечению инвестиций в экономику области будет способствовать реализация Законов Самарской области "Об инвестициях в Самарской области", "Об особых экономических зонах на территории Самарской области". Основными направлениями инвестиционной политики Администрации области в 2001 году будут:
улучшение предпринимательского и инвестиционного климата, способствующего привлечению отечественного и зарубежного капитала, посредством совершенствования существующей законодательной и нормативно-правовой базы, улучшения общих условий хозяйствования и формирования адекватных современным задачам институтов рыночной инфраструктуры поддержки бизнеса (защита прав и интересов инвесторов, улучшение информационного обеспечения бизнеса, реформирование бухгалтерского учета);
государственная поддержка развития инвестиционной сферы;
вовлечение средств населения в инвестиционный процесс посредством жилищной ипотеки;
улучшение имиджа Самарской области на мировых рынках капитала (в результате повышения рейтинга, проведения презентаций области за рубежом, участия в форумах, выставках, симпозиумах и международных конференциях и семинарах);
продолжение деятельности Совета по иностранным инвестициям;
развитие маркетинговой инфраструктуры путем совершенствования системы информационного и консультативного обеспечения.
В целях улучшения инвестиционного климата региона по-прежнему будет осуществляться сотрудничество с американскими фирмами, работающими в рамках программы "Региональная инициатива". Так, с конца 2000 года по 2001 год будет осуществляться новая фаза проекта "Государственное финансирование и инвестиции".
Продолжится работа по сотрудничеству Администрации области с Европейским банком реконструкции и развития по отобранным ранее инвестиционным проектам и программам.
В целях повышения инвестиционной привлекательности региона и развития международного бизнеса получит поддержку от органов исполнительной власти области реализация различных проектов и программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию многопрофильных деловых центров и гостиничных комплексов, что позволит в дальнейшем увеличить налогооблагаемую базу региона, в том числе за счет развития туризма.
Администрация области сохранит функции прямого инвестора некоммерческих проектов социальной сферы.
Продолжится реализация жилищных программ, строительство объектов газификации, здравоохранения, образования, культуры, спорта.
В основу формирования областной инвестиционной программы, финансируемой за счет бюджетных средств, заложены следующие принципы:
строительство объектов, имеющих общеобластное значение;
ориентация на максимальное использование объектов, не завершенных строительством, финансирование строительства которых осуществлялось за счет средств областного и местных бюджетов;
строительство и реконструкция объектов, предусмотренных областными и федеральными целевыми программами.
В рамках привлекаемого кредита Мирового банка реконструкции и развития в 2001-2003 годах планируется создание 70 образовательных центров на базе существующих школ и учреждений начального профессионального образования. Также предполагается в течение пяти лет осуществить строительство за счет средств бюджета области 30 образовательных центров и 19 малокомплектных школ.
В 2001 году в Самарской области предполагается ввод девяти объектов образования: четырех образовательных центров (в городах Сызрани, Отрадном, селах Сколково Кинельского района, Новосемейкино Красноярского района) и пяти малокомплектных сельских школ (в селах Старое Афонькино Шенталинского района, Благодатовка Большечерниговского района, Осиновка Ставропольского района, Красная Багана Челно-Вершинского района, поселке Луговском Шигонского района). Продолжится строительство девяти образовательных центров (в Куйбышевском районе г. Самары, райцентрах Клявлино, Камышла, Исаклы, Елховка, Нефтегорске, поселке Осинки Безенчукского района, селах Старое Похвистнево Похвистневского района, Екатериновка Приволжского района) и двух малокомплектных школ (в селах Высотино Хворостянского района, Старый Шунгут Исаклинского района). Намечается разработка проектной документации на строительство трех образовательных центров (в г. Кинеле, райцентрах Кошки и Пестравка).
В 2002 году запланирован ввод девяти объектов образования (7 образовательных центров и 2 малокомплектные школы). Это образовательные центры в городе Самаре, райцентрах Елховка, Клявлино, Исаклы, Нефтегорске, Безенчукском и Похвистневском районах, малокомплектные школы в Хворостянском и Исаклинском районах.
В 2003 году будут введены в эксплуатацию десять объектов образования (в городах Кинеле, Чапаевске, в Кинель-Черкасском, Красноярском, Кошкинском, Пестравском, Приволжском, Ставропольском, Волжском, Большеглушицком районах).
Продолжится строительство онкологического центра в городе Самаре и хирургических корпусов в городах Новокуйбышевске, Октябрьске, Жигулевске, акушерского корпуса в городе Похвистнево, пристроя к больнице в райцентре Камышла, поликлиники и центра медико-социальной реабилитации детей-инвалидов в городе Чапаевске.
Намечается ввод станции метрополитена "Московская". Будут продолжены работы на строительстве III пускового участка перегонного пути и станции "Российская".
Продолжится строительство логистического терминального центра. Администрация области будет принимать участие в долевом строительстве железнодорожного вокзала.
В целях обеспечения надежности и экономичности теплоснабжения объектов Самарской области разрабатывается программа развития и внедрения современных систем теплоснабжения на объектах образования Самарской области со сроком реализации в 2001-2004 годах. Будет продолжена работа по включению города Сызрани в проект Международного банка реконструкции и развития "Реконструкция систем городского теплоснабжения", что позволит городу Сызрани привлечь в течение 2001-2004 годов кредитные средства в размере 3,6 млн. долларов США для финансирования реконструкции объектов теплоснабжения. Для обеспечения населения области качественной питьевой водой разработана программа "Обеспечение населения Самарской области питьевой водой", которая рассчитана до 2010 года и предусматривает строительство и реконструкцию системы водоснабжения в населенных пунктах области. Продолжится реализация программы "Газификация Самарской области", в рамках которой до 2003 года планируется завершить газификацию на территории области.
Будет разработана и начнет реализовываться программа развития дорожного хозяйства Самарской области на период 2001-2010 годов с учетом применения новых технологий строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог, отвечающих мировым стандартам.
Продолжится реализация проекта строительства платной скоростной автомагистрали "Центральная" в рамках коридора "Центр - Поволжье - Урал", благодаря которой произойдет разгрузка уличного автомобильного движения внутри областного центра и увеличение грузо- и пассажирооборота.
В условиях изменения налогового законодательства резко сокращается объем доходов территориального дорожного фонда Самарской области. Потери в 2001 году составят 2304 млн. рублей, в 2002 году - 2813 млн. рублей (снижение в 2 раза).
Без учета субвенций и дотаций из федеральною бюджета объемы реконструкции строительства и ремонта дорог могут резко сократиться. Актуальной проблемой становится рост налогооблагаемой базы по налогам, являющимся источником формирования территориального дорожного фонда Самарской области (единый налог на вмененный доход).
Одним из факторов снижения затрат на содержание и ремонт дорожной сети будет являться внедрение новых технологий, отвечающих мировым требованиям.
С учетом возмещения выпадающих доходов территориального дорожного фонда Самарской области из федерального бюджета вследствие изменения налогового законодательства планируется на период 2001-2003 годов сохранить объемы нового строительства и реконструкции дорог на уровне последних лет - не менее 300 км в год. При этом содержание и ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования будет осуществляться в соответствии с нормативными требованиями.
Привлечение частного капитала к финансированию долгосрочных инвестиционных проектов в области производственной и социальной инфраструктуры - один из крупных резервов экономики. В этой связи особый интерес представляют концессионные проекты, которые основываются на механизме передачи государством концессии на осуществление инвестиционного проекта частному инвестору, принимающему на себя ответственность по финансированию, строительству, управлению и эксплуатации возводимого объекта. Применение концессионных отношений наиболее целесообразно в энергетике, водоснабжении, телекоммуникациях и при строительстве автомобильных дорог, мостов, в жилищно-коммунальной сфере. Использование данной формы привлечения инвестиций позволит осуществить реконструкцию и модернизацию объектов при одновременной экономии бюджетных средств.
Развитие малого предпринимательства
Ключевым условием развития экономики области в 2001-2003 годах является улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов, поэтому одним из приоритетных направлений является развитие мощного сектора малого предпринимательства.
Разработана комплексная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2001-2003 годы, в соответствии с которой приоритетными направлениями будут:
информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
нормативное правовое обеспечение малого предпринимательства;
развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
отработка новых эффективных механизмов финансовой поддержки малых предприятий;
создание обществ взаимного кредитования;
реализация совместных программ со службой занятости и другими органами исполнительной власти с целью создания дополнительных рабочих мест;
поддержка предпринимательства в сфере производства наукоемкой промышленной продукции;
научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для малого предпринимательства;
продвижение товаров и услуг на муниципальные, региональные и международные рынки.
Будут укрепляться взаимовыгодные партнерские отношения между малым и крупным бизнесом. Государственный фонд поддержки "Содействие" расширит практику привлечения малых предприятий к производству комплектующих для крупных предприятий, расширения доступа к незагруженным мощностям и неиспользуемым площадям крупных предприятий, в том числе путем развития лизинга основных средств.
Продолжится льготное кредитование малых предприятий с привлечением финансовых ресурсов Самарского банка акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации, закрытого акционерного общества "Коммерческий банк "Газбанк", ОАО "Национальный торговый банк".
Намечается реорганизация представительств Российского банка кредитования малого бизнеса в городах Самаре и Тольятти в филиалы, которые будут финансировать проекты малых предприятий.
Продолжится реализация программ повышения квалификации управленческого персонала и менеджеров малых предприятий.
Налоговая и бюджетная политика
В новых налоговых условиях при введении единой ставки подоходного налога, полной отмене налога на содержание жилищного фонда, снижении с 2 до 1% ставки налога на пользователей автомобильных дорог, перераспределении в пользу федерального бюджета налога на добавленную стоимость консолидированный бюджет области понесет значительные потери. Эти потери частично будут компенсироваться за счет пересмотра налоговых льгот, пересмотра всех отсроченных и рассроченных платежей, ростом собираемости налогов, увеличением поступлений налогов в бюджет в денежной форме и сокращением сумм недоимок. С введением в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации ожидается снижение налоговой нагрузки на предприятия и как результат - увеличение средств, направляемых на инвестиции, погашение задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, повышение заработной платы и ее своевременную выплату. Расширение производства и рост заработной платы приведут к расширению налогооблагаемой базы, а следовательно, и к росту налоговых поступлений в консолидированный бюджет и частичной компенсации его потерь.
В соответствии с законодательством с 1 января 2001 года должен быть введен муниципальный налог на доход предприятий (организаций) с максимальной ставкой 5%. Этот налог позволит лишь частично восполнить потери в доходах местных бюджетов от отмены налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Продолжится работа по переводу на единый налог на вмененный доход субъектов малого предпринимательства, занимающихся деятельностью по оказанию различных услуг населению. Намечается разработать и ввести в действие закон о едином налоге на вмененный доход для деятельности по оказанию платных услуг в бытовом обслуживании и торговле. Это позволит расширить налогооблагаемую базу путем привлечения к налогообложению большего количества предпринимателей и выведения из теневого оборота значительных сумм доходов, обеспечит более планомерное и предсказуемое поступление налогов в бюджет.
В новых условиях бюджетная политика области будет направлена на жесткую экономию бюджетных средств, сохранение принципа бездефицитности бюджета. Все это потребует усиления контроля над целевым использованием бюджетных средств, сокращения нерациональных затрат, проведения процедуры оценки эффективности областных целевых программ.
Будут проведены инвентаризация и оценка государственного имущества (в первую очередь это касается земли и недвижимости), четкое распределение собственности по уровням власти в целях рационализации расходов по его содержанию, получения от его использования максимального дохода.
Будут проводиться мероприятия по оздоровлению экономической среды путем реализации процедуры банкротства неэффективных и убыточных предприятий, которые не в состоянии осуществлять расчеты с бюджетом, поставщиками и иными кредиторами, стимулируя цепочку неплатежей и создавая финансовые трудности у конкурентоспособных предприятий. Одновременно необходимо исключить задержки платежей со стороны бюджетов всех уровней за поставку продукции для государственных нужд. Тем самым будет ликвидирован механизм неплатежей в экономике, вызывающий многократный рост взаимной задолженности.
Будет проведено упорядочение системы предоставляемых социальных льгот для отдельных категорий граждан и усиление адресной поддержки нуждающихся слоев населения. Сохранится социальная направленность бюджета.
Будет проведен анализ незавершенных объектов строительства. В условиях жесткой экономии бюджетных средств инвестиционные ресурсы из бюджета будут выделяться только на объекты и пусковые комплексы с высокой степенью строительной готовности при условии их ввода в 2001 году и объекты, имеющие областное значение. При этом доля расходов на капитальные вложения в структуре расходов консолидированного бюджета области останется на прежнем уровне.
В сфере государственных и муниципальных закупок в 2001 году намечается:
дальнейшее развитие конкурсной системы закупок продукции за счет средств областного и местных бюджетов;
обеспечение открытости и прозрачности процедур размещения областных государственных и муниципальных заказов в целях повышения конкуренции и информированности потенциальных поставщиков продукции для областных государственных и муниципальных нужд;
создание условий для повышения привлекательности государственных и муниципальных заказов, тем самым обеспечив ими местных товаропроизводителей;
выработка и реализация мероприятий по усилению контроля за расходованием бюджетных средств на закупки продукции.
Механизмом повышения эффективности расходования бюджетных средств может стать централизация закупок продукции по однородным видам товаров. В целях упорядочения расходования средств будут создаваться в соответствии с новым Бюджетным кодексом Российской Федерации реестры закупок областными государственными и муниципальными заказчиками.
Повышению эффективности проведения конкурсов будет способствовать установление четких критериев определения победителей, а также предоставление возможности участия в торгах широкому кругу потенциальных поставщиков продукции для областных государственных и муниципальных нужд.
Проводимая в области политика межбюджетных отношений, как и прежде, будет направлена на увеличение прав и ответственности органов местного самоуправления за использование находящихся в их распоряжении финансовых ресурсов. Все эти положения будут закреплены в новой редакции Закона Самарской области "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса", который будет принят в 2001 году.
Действующая система межбюджетных отношений не претерпит значительных изменений: останутся неизменными действующие два года нормативы налоговых отчислений, методика определения налогового потенциала муниципального образования, доходности его бюджета. Муниципальным образованиям с низким налоговым потенциалом будет оказана финансовая поддержка в виде целевых субвенций на инвестиционные цели.
Социальная политика
Социальная политика, проводимая Администрацией области в 2001 году, будет направлена на повышение благосостояния и качества жизни населения области, снижение социального неравенства. Основными задачами при этом являются:
создание для трудоспособного населения условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления;
адресная защита социально уязвимых категорий населения, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в поддержке;
снижение уровня бедности;
сохранение и развитие системы образования, здравоохранения и культуры, обеспечение доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;
повышение эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на социальные цели.
Реализация предлагаемой модели социальной политики требует осуществления в 2001 году следующих действий.
В целях решения проблем социальной защиты населения будет изменена система государственных социальных льгот и выплат, основной акцент будет сделан на ее упорядочении, усилении адресной поддержки нуждающихся групп населения.
В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен принцип адресного предоставления социальной помощи в соответствии с Законом Самарской области "О социальной помощи в Самарской области". В 2001 году приоритетными категориями получателей социальной помощи за счет средств областного бюджета будут одиноко проживающие пенсионеры, семьи с неработающими пенсионерами и инвалидами, семьи с детьми, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Реализация мероприятий Программы по социальной поддержке населения Самарской области позволит за счет средств областного бюджета оказать помощь в том или ином виде более 600 тысячам малообеспеченных граждан. Продолжится оказание медико-социальной помощи, реабилитация престарелых и инвалидов, обеспечение детей первых двух лет жизни детским питанием, отпускаемым детскими молочными кухнями. Будет оказываться адресная помощь на организацию малого подворья, выделение средств на организацию касс взаимопомощи. Предполагается продажа в кредит дорогостоящей бытовой техники через сеть магазинов при центрах социального обслуживания.
В целях обеспечения социальной защиты и улучшения качества жизни инвалидов, интеграции лиц с ограниченными возможностями в жизнь общества будут осуществляться мероприятия по реабилитации инвалидов в рамках комплексной целевой программы медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и создания им доступной среды жизнедеятельности. Будут приниматься меры по созданию условий для беспрепятственного доступа и пользования инвалидами объектами социальной и транспортной инфраструктуры, средствами связи, по обеспечению доступности обучения, труда, отдыха и быта лиц с ограниченными возможностями. Намечены меры по развитию и повышению эффективности деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы. Получит развитие реабилитационная индустрия. Для дальнейшего совершенствования и развития социального обслуживания в нестационарных учреждениях социальной защиты населения по оказанию медико-социальных услуг и материально-бытовому обеспечению инвалидов и престарелых граждан области в 2001 году будет открыт ряд разнопрофильных центров (отделений) медико-социальной реабилитации инвалидов.
Предусматривается дальнейшее расширение сети домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов труда, престарелых граждан и инвалидов.
Намечается проведение ежегодного регионального мониторинга социально-экономического и правового положения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, проживающих на территории области.
Главной задачей в области пенсионного обеспечения в 2001 году является реализация мер по обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и повышению размера пенсий путем их индексации, повышения размеров минимальной пенсии и компенсационных выплат всем пенсионерам. В 2001 году за счет средств областного бюджета будут сохранены доплаты к основным пенсиям пенсионерам области. Предполагается постепенный переход на основе индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц к формированию накопительной системы пенсионного обеспечения за счет ежегодно устанавливаемой законодательством доли отчислений страховых взносов на эти цели. В целях улучшения материального положения пенсионеров, а также привлечения средств населения в экономику региона получит развитие негосударственное пенсионное обеспечение населения области.
Продолжится работа по развитию социального партнерства в рамках областного трехстороннего Соглашения между Администрацией области, Союзом работодателей Самарской области и Федерацией профсоюзов Самарской области по регулированию социально-трудовых отношений. Главная задача состоит в развитии реальных механизмов коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на уровне предприятия (организации) для последовательного приближения минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного человека, полной ликвидации задолженности по выплате заработной платы и платежей во внебюджетные фонды (единому социальному налогу).
В 2001 году будут приняты меры по дальнейшему повышению тарифных ставок (окладов) работникам бюджетных учреждений, финансируемых из областного бюджета, в том числе за счет реформирования надтарифной части заработной платы (установление премий и надбавок за выслугу лет) с тем, чтобы существенно поднять ее стимулирующую роль. Ставится цель сократить разрыв между оплатой труда этой категории работников, уровнем средней заработной платы в промышленности и величиной бюджета прожиточного минимума трудоспособного человека.
Продолжится выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда в рамках разработанной целевой программы улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2001-2003 годы. Предполагается завершить формирование системы государственного управления охраной труда в области, совершенствовать процедуру государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда, осуществить переход к практике государственного обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В части развития кадрового потенциала предприятий планируется обеспечить реализацию Концепции государственного содействия предприятиям области в подготовке персонала, оказать организационно-методическое содействие в налаживании работы служб управления персоналом на предприятиях, центров отраслевой и внутрифирменной подготовки кадров. Предстоит осуществить переход к практике сертификации персонала на основе внедрения новых государственных профессиональных стандартов.
Основными направлениями развития системы образования на 2001 год будут:
оптимизация структуры общего образования: намечается создание в сельской местности крупных образовательных центров и обеспечение организованной доставки к ним детей, разделение школ городов по уровням образования как способ повышения его качества и социальной мобильности учащихся;
нормативное финансирование, формирование многоуровневого механизма финансирования образования, основывающегося на системе государственных минимальных стандартов и нормативов, с привлечением внебюджетных источников, средств юридических и физических лиц и иностранных инвесторов;
повышение качества образовательных услуг;
введение образовательных округов;
усиление роли региональной системы профессионального образования через создание единого профессионально-образовательного пространства региона, формирование регионального заказа на специалистов профессионального образования всех уровней, оптимизацию сети профессионально-образовательных учреждений, реализацию стратегии управления качеством профессионального образования;
перевод в областную собственность учреждений среднего профессионального образования, формирование вневедомственной системы среднего профессионального образования; создание крупных научно-учебных комплексов через объединение техникумов и вузов в единую образовательную структуру.
В целях формирования воспитательных программ и технологий нового поколения образовательных учреждений, создания условий для социального и профессионального самоопределения детей с проблемами в развитии будут реализовываться областные целевые программы развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии на 2001-2004 годы "Реабилитация" и "Воспитание в системе образования Самарской области в 2001-2003 годах".
В области здравоохранения первоочередными задачами в 2001 году являются:
сохранение на необходимом уровне объемов бесплатной медицинской помощи, повышение ее качества;
расширение номенклатуры медицинских услуг, предоставляемых жителям Самарской области в рамках Программы государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью;
удовлетворение потребностей населения и учреждений здравоохранения в лекарственных средствах;
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и контроля за безопасностью окружающей среды.
В соответствии с разрабатываемой концепцией развития здравоохранения и медицинской науки продолжится реструктуризация отрасли и развитие различных форм собственности медицинских учреждений.
Политика Администрации области будет направлена на профилактику заболеваний, необходимость санитарного просвещения населения. Продолжится работа по структурному преобразованию существующей сети медицинских учреждений с учетом демографических и экономических особенностей территорий. Приоритет будет отдаваться развитию амбулаторно-поликлинического звена и перераспределению объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторно-поликлинический уровень за счет увеличения числа и мощности сети дневных стационаров, развитию сети специализированных центров (подразделений) амбулаторной хирургии, хирургии одного дня, консультативно-диагностических центров, внедрению протоколов диагностики и лечения пациентов в медицинских учреждениях.
Финансовые ресурсы, направленные в здравоохранение, будут сконцентрированы на реализации областных целевых программ.
Важными направлениями развития здравоохранения, по которым предполагается поддержка Администрации области, намечены:
предупреждение распространения в Самарской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
развитие медицины высоких технологий для социально не защищенных слоев населения Самарской области;
оснащение лечебных учреждений необходимым диагностическим и лечебным оборудованием, освоение и внедрение новых методов диагностики и лечения заболеваний и повреждений;
охрана здоровья матери и ребенка;
профилактика туберкулеза и онкологических заболеваний;
профилактика заболеваний, связанных с дефицитом йода на территории Самарской области;
оказание кардиохирургической помощи новорожденным и детям в возрасте до 3-х лет с врожденными пороками сердца;
первоочередные мероприятия по снижению инфекционной заболеваемости;
оказание медицинской помощи больным сахарным диабетом;
региональное развитие трансплантации костного мозга больным с гематологическими, онкологическими и аутоиммунными заболеваниями, охват взрослого и детского населения области современными видами гематологической помощи.
К работе по охране здоровья населения и оказанию медико-социальной помощи предполагается привлекать непрофессиональные общественные организации и фармацевтические ассоциации, отдельных граждан, что позволит повысить эффективность профилактической работы, в том числе с социально не защищенными слоями населения, облегчить реабилитационную работу с группами пациентов, развить принцип взаимопомощи и навыки решения медико-социальных проблем самими пациентами.
В 2001 году семейная политика сохранит свою приоритетность среди направлений областной социальной политики. В рамках реализации областной целевой программы "Дети Самарской области" на 2001-2002 годы будет продолжена работа по профилактике социального сиротства и передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемные, опекаемые семьи, обеспечению данной категории детей жильем, оздоровлению детей в летний период. Планируется расширение сети социально-медицинских реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями.
Продолжится реализация мер, направленных на борьбу с наркоманией.
Развитие физической культуры и спорта будет происходить в соответствии с основными направлениями, определенными Концепцией физического воспитания населения Самарской области на 1996-2005 годы. Деятельность учреждений физкультуры и спорта будет направлена на оздоровление населения путем вовлечения детей и молодежи в регулярные физкультурно-спортивные занятия, создание условий для спортивного совершенствования, занятий физической культурой населения по месту жительства, качественную подготовку и переподготовку специалистов физической культуры, развитие материально-технической базы спортивных сооружений.
Основная цель политики в области культуры - сохранение и развитие культурного наследия народов, населяющих территорию области, сети и объемов услуг учреждений культуры и искусства. В 2001 году основное внимание будет уделено:
выполнению программных мероприятий по празднованию 150-летия Самарской губернии, целевых программ по работе филиалов театрально-концертных организаций;
обслуживанию социально не защищенных слоев населения: инвалидов, пенсионеров, детей, учащихся, для которых сохраняется минимальная стоимость входных билетов в музеи и театры;
организации абонемента для студентов.
В Самарской универсальной научной библиотеке планируется создание публичного центра правовой информации для населения.
Основными задачами Администрации области в сфере регулирования процессов функционирования потребительского рынка товаров и услуг являются:
обеспечение насыщенности потребительского рынка и его стратегической безопасности;
формирование оптимального межрегионального товарообмена и товародвижения;
развитие нормативно-правовой базы и оптимизация налогообложения;
контроль за сертификацией и лицензированием торговой деятельности и услуг;
совершенствование инфраструктуры товарных рынков;
стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания;
защита прав и соблюдение интересов потребителей;
реализация мероприятий по социальной поддержке малоимущих граждан в получении ими необходимого минимума социально значимых видов услуг.
Важным элементом развития инфраструктуры потребительского рынка будет восстановление и усиление роли оптового звена - оптовых ярмарок, выставок - ярмарок, оптовых продовольственных рынков. Совершенствование инфраструктуры потребительского рынка предполагает продолжение развития стационарной торговой сети, развитие сети магазинов по обслуживанию малоимущих граждан. Развитие инфраструктуры потребительского рынка в основном будет осуществляться за счет собственных средств предприятий и организаций.
Продолжится организация сельскохозяйственных и продуктовых ярмарок, открытие в городах фирменных магазинов хозяйств области. Прогнозируется дальнейшее развитие фирменной торговой сети хлебозаводов, обеспечивающих реализацию хлебобулочных изделий по минимальным розничным ценам.
Одним из направлений преобразований в сфере потребительского рынка области будет способствующее снижению уровня цен и повышению качества обслуживания населения развитие крупных торговых центров, предоставляющих торговые места непосредственно производителям товаров Самарской области и других регионов Российской Федерации.
В сфере общественного питания приоритетное развитие получат следующие направления: расширение общедоступной сети предприятий быстрого питания, восстановление сети социально ориентированных предприятий массового питания, развитие предприятий общественного питания, применяющих индустриальные методы приготовления пищевых продуктов, массовое развитие сети общественного питания в зонах комплексного торгового, гостиничного, пассажирского обслуживания.
В сфере бытовых услуг предполагается расширение сети предприятий за счет ввода в эксплуатацию новых объектов с полным технологическим циклом, открытие предприятий бытового обслуживания населения в крупных торговых, деловых и культурных центрах и трансформирование крупных предприятий бытового обслуживания в техноторговые центры, реализующие бытовую технику с гарантийным и постгарантийным обслуживанием на основе договоров поставки с заводами - изготовителями.
Стратегической целью политики занятости населения области является создание эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателя квалифицированной рабочей силой, а работника подходящей работой, достойной заработной платой и приемлемыми условиями труда. Концепция активного поведения работника на рынке труда будет основополагающей.
Основными направлениями в управлении рынком труда области в 2001 году будут:
развитие системы и инфраструктуры поддержки предпринимательства, улучшение системы подготовки и переподготовки кадров для малых и средних предприятий, в том числе через центры поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы и т.д.;
содействие созданию и сохранению экономически целесообразных рабочих мест, улучшение качества задействованных рабочих мест и условий труда работников, сокращение латентной безработицы;
совершенствование законодательных и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование сферы занятости области, развитие инфраструктуры рынка труда;
повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда путем улучшения качества подготовки в сфере образования, адаптационного переобучения, развитие опережающей системы профессионального обучения, согласование динамики спроса на рабочую силу и тенденций развития системы профессиональной подготовки кадров;
формирование более гармоничной структуры занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда путем стабилизации и совершенствования экономической базы, активизации работы действующих потенциально конкурентных предприятий, перепрофилирования и реструктуризации предприятий;
организация рабочих мест с использованием труда инвалидов и молодежи, повышение роли общественных работ;
совершенствование порядка и условий социальной поддержки безработных граждан.
Инструментом реализации политики занятости является программа содействия занятости населения Самарской области на 2001-2003 годы. В организации управления регистрируемым рынком труда области в 2001 году акцент будет перенесен на стимулирование безработных граждан в трудоспособном возрасте к активному самостоятельному поиску работы, сокращение длительной, застойной безработицы, преимущественное содействие безработным, имеющим наименьшие возможности для трудоустройства.
В связи с этим будут меняться формы и методы управления регистрируемым рынком труда. Станут внедряться современные методы профилирования безработных граждан на основе специальных обследований с целью ускорения их ориентации на определенный вид деятельности в соответствии с выявленными наклонностями (обучение, переобучение, трудоустройство, открытие собственного дела и т.д.).
В 2001 году будут реорганизованы механизмы управления сферой занятости. Будет ликвидирован Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и осуществлен переход на бюджетное финансирование политики занятости. При этом финансирование выплаты пособий по безработице будет полностью осуществляться из федерального бюджета, а активных программ занятости - из федерального и областного бюджетов.
Между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Администрацией Самарской области подписано Соглашение о намерениях участвовать в долевом финансировании мероприятий активной политики занятости на территории области. В связи с этим первоочередные действия будут направлены на обеспечение достаточности такого финансирования.
На федеральном уровне предусматривается внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Планируется пересмотреть размеры пособий по безработице, расширить понятие "подходящая работа", внедрить процедуры мониторинга эффективности программ занятости. При условии достаточного финансирования мероприятий политики занятости эти изменения позитивно повлияют на ситуацию на регистрируемом рынке труда области.
В рамках концепции развития и размещения производительных сил Самарской области будет разработана схема создания и сохранения рабочих мест Самарской области на период 2001-2015 годов. Цель - определение количественных параметров и перспективных направлений дополнительного ввода рабочих мест для удовлетворения потребности населения в продуктивной занятости с учетом потребности развития отраслей и роста эффективности экономики в целом.
С целью сохранения рабочих мест и обеспечения стабильности на рынке труда области будут проводиться регулирование и регламентация высвобождения рабочей силы, в том числе в рамках Соглашения о сотрудничестве между Администрацией области и ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС".
Будет разработан комплекс мероприятий по развитию общественных работ на 2001-2003 годы. В фонды общественных работ будет переводиться значительная часть длительно не заполняемых (более трех месяцев) рабочих мест, находящихся в распоряжении государственной службы занятости.
В целях расширения инфраструктуры рынка труда будет проводиться работа по лицензированию и контролю деятельности негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан.
Жилищная политика
Основными направлениями жилищной политики Администрации области будут:
содействие созданию рыночных механизмов и инфраструктуры рынка жилья, обеспечивающих доступность жилья и жилищных услуг гражданам в соответствии с их платежеспособным спросом;
обеспечение социальной защиты малоимущих граждан, гарантирующей им жилищные условия в соответствии с установленными социальными стандартами;
развитие ипотечного кредитования жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры;
создание условий для формирования эффективных рынков жилья, земельных участков под застройку жилищного строительства, стройматериалов, жилищно-коммунальных услуг;
совершенствование структуры управления в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения новых форм управления собственностью и перевод предприятий жилищно-коммунального комплекса на бездотационное функционирование;
передача на конкурсной основе объектов жилищно-коммунального хозяйства в доверительное управление. В 2000 году в доверительное управление (концессию) на конкурсной основе переданы объекты жилищно-коммунального хозяйства в городах Отрадном и Похвистнево, в результате чего повысилось качество предоставляемых услуг;
развитие конкуренции в сфере обслуживания жилищного фонда;
повышение надежности и эффективности функционирования коммунальной инфраструктуры в жилищном секторе.
Средства областного бюджета будут направляться на обеспечение жильем социально незащищенных категорий граждан (инвалиды, участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории граждан, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, дети, оставшиеся без попечения родителей).
В 2001 году и последующие годы на обеспечение жильем этих категорий населения из областного бюджета предусматривается выделять не менее 200 млн. рублей ежегодно. Это позволит увеличить ввод жилья в Самарской области за счет средств областного бюджета в 2001 году на 60,1%, в 2002 году - на 37,7%, в 2003 году - на 25%. В 2003 году по сравнению с 2000 годом ввод жилья за счет средств областного бюджета увеличится в 2,8 раза. В результате общее число семей граждан данных категорий населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за четыре года снизится вдвое.
Существенная роль в обеспечении прав граждан на жилище в ходе реализации жилищных программ будет принадлежать безвозмездным субсидиям на строительство и приобретение жилья. Существующая практика выделения субсидий за счет средств областного бюджета показала такие преимущества данного направления в решении жилищных вопросов граждан в сравнении с прямым финансированием строительства жилья, как:
предоставление гражданам свободного выбора места расположения жилья;
обеспечение эффективного использования бюджетных средств и избежание их замораживания в незавершенном строительстве;
привлечение недостающих средств на покрытие разницы между стоимостью жилья и размером субсидии собственных средств граждан.
Особое место в обеспечении финансирования жилищной сферы будет отводиться внедрению в Самарской области системы ипотечного жилищного кредитования.
В Самарской области практически сформирована нормативная и законодательная база для развития ипотечного кредитования и создания цивилизованного рынка жилья. Приняты Законы Самарской области "О жилище", "О залоге земель сельскохозяйственного назначения", начала создаваться инфраструктура по реализации программы ипотечного кредитования. Создан Самарский областной фонд жилья и ипотеки.
В целях привлечения инвестиций в виде кредитных ресурсов на развитие ипотечного кредитования будет проводиться активная работа по включению Самарской области в "Жилищный проект" Мирового банка. В настоящее время осуществлен предварительный отбор площадок на территории городов Самары и Тольятти, подготовлены обоснования технической, экономической и экологической целесообразности инженерной подготовки территорий. Реализация данного проекта в области позволит не только построить комфортабельное, отвечающее современным требованиям, недорогое индивидуальное жилье, но и повлечет развитие базы стройиндустрии с использованием местных строительных материалов, тем самым способствуя созданию новых рабочих мест.
Особое внимание будет уделяться стимулированию индивидуального жилищного строительства на селе. В области осуществляет деятельность Самарский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе, который предоставляет жилищные субсидии за счет средств областного бюджета.
Дополнительным резервом увеличения ввода жилья остаются не завершенные строительством объекты, которые имеются во всех городах и районах области. По расчетам экспертов, прирост жилой площади за счет "незавершенки" или реконструкции старого жилого фонда обходится в зависимости от местных условий в 1,5-1,8 раза дешевле, чем при новом строительстве. С целью наиболее рационального и эффективного использования бюджетных средств будет разработана областная программа использования объектов, не завершенных строительством.
Техническая политика жилищного строительства будет направлена на стимулирование применения высококачественных современных строительных технологий, использование прогрессивных строительных материалов и конструкций с ориентацией на применение энерго- и ресурсосберегающих экологически чистых материалов, выпуск товарной продукции в виде готовых комплектов индивидуальных жилых домов с целью снижения стоимости строительства.
Экологическая политика
Улучшение состояния окружающей среды, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов, осуществление мер по оздоровлению населения и создание условий, обеспечивающих повышение качества жизни, являются основными задачами Администрации области и важным критерием оценки ее деятельности. В 2001 году экологическая политика будет реализовываться по следующим основным направлениям:
экологически безопасное размещение производительных сил, обеспечение экологической безопасности вновь принимаемых хозяйственных решений;
экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта, коммунального и сельского хозяйства;
реабилитация экологически неблагополучных территорий, прежде всего городов Чапаевска и Новокуйбышевска, за счет реализации мероприятий целевой комплексной программы "Социально-экономическое развитие и экологическая реабилитация г. Чапаевска Самарской области" и мероприятий, предусмотренных проектом областной целевой комплексной программы "Экологическое оздоровление территории и населения г. Новокуйбышевска Самарской области";
развитие рынка работ и услуг в сфере охраны окружающей среды;
обеспечение населения области питьевой водой нормативного качества; будут реализовываться региональная целевая программа "Обеспечение населения Самарской области питьевой водой" и проект по переводу части водоснабжения городов на альтернативный источник водоснабжения за счет подземных вод;
восстановление воздушной среды городов, в частности, путем:
проведения инвентаризации производства, потребления, использования озоноразрушающих веществ на предприятиях Самарской области и разработки мероприятий по сокращению и запрещению их использования в рамках решений Венской конвенции и Монреальского протокола;
продолжения газификации объектов стройиндустрии (в том числе асфальто-бетонных заводов) и теплоэнергетики;
очистки дымовых газов ТЭЦ от окислов азота (двухступенчатое сжигание, внедрение схем рециркуляции);
оценки надежности нефтегазопроводов, прогнозирования возможных аварий путей их предупреждения;
утилизации попутных и факельных газов, легких фракций углеводородов на предприятиях нефтедобычи и нефтепереработки;
реализации мероприятий Комплексной региональной программы по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте на 1998-2002 годы и на период до 2015 года;
строительства обводных дорог и транспортных развязок;
очищение водной среды за счет:
повышения мощности очистных сооружений, оснащения необходимым набором установок для комплексной очистки;
установки на крупных производствах локальных станций физико-химической очистки сточных вод перед сбросом их в общегородской коллектор;
обустройства свалок и шламонакопителей, изоляции их от грунтовых вод;
рекультивации полигонов по размещению отходов, где установлено наличие проникновения загрязненных веществ в водоносные горизонты;
строительства сетей ливневой канализации с очистными сооружениями на площадках промышленных зон;
рационального водопользования;
разработки программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов на территории Самарской области на 2001-2005 годы;
технико-экономическое регулирование процессов обращения с отходами производства и потребления, очистка коммунально-бытовых сточных вод;
сохранение земельных ресурсов путем:
проведения инвентаризации техногенно-засоленных и осолонцованных земель в зоне производственной деятельности нефтедобывающих организаций;
дезактивации особо загрязненных почв на площадках, подвергшихся воздействию химических производств, в первую очередь города Чапаевска;
организации сбора и утилизации промышленных и твердых бытовых отходов, а также специфических медицинских, радиоактивных и других агрессивных отходов, обустройства свалок, полигонов, хвостохранилищ;
профилактики негативных инженерно-геологических процессов, "съедающих" и без того дефицитные земельные ресурсы: карстовых проявлений (в междуречье Сока и Самары, территория национального парка "Самарская Лука"), эрозии и оврагообразования, оползней (по высоким берегам Волги), подтоплений, переработки берегов водохранилищ;
сохранение уникальных природных объектов: заповедник им. И.И. Спрыгина, национальный парк "Самарская Лука", заказники и другие;
совершенствование природоохранительного законодательства: разработка и принятие законов об охране окружающей природной среды Самарской области, о недрах Самарской области, об экологическом страховании, об экологическом ущербе;
международное сотрудничество в природоохранной деятельности.
В целях оздоровления экологической обстановки в регионе, снижения ее неблагоприятного воздействия на здоровье населения продолжится финансирование приоритетных экологических мероприятий за счет средств областного бюджета.
Основные направления использования и воспроизводства
природно-ресурсного потенциала
Стратегическим направлением в использовании, воспроизводстве и охране природных ресурсов является обеспечение сбалансированного и рационального их использования, достижение оптимальных уровней воспроизводства и эффективная охрана всего комплекса природных ресурсов.
Для реализации намеченной цели планируется решение следующих приоритетных задач:
организационно-правовое обеспечение функций Администрации области по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами на территории региона;
развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и инвестиционного процессов в сфере использования природных ресурсов;
совершенствование управленческого, экономического и финансового механизма использования и воспроизводства природных ресурсов;
подготовка и реализация программ рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов;
обеспечение условий для комплексной оценки и прогноза состояния различных видов природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала региона.
В 2001 году будет продолжена проверка соответствия законодательству Российской Федерации ранее выданных лицензий на пользование недрами и анализ выполнения предусмотренных в них условий пользования недрами.
В целях развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами и гарантий равных возможностей всем юридическим лицам и гражданам в получении лицензий планируется проведение ряда конкурсов по приобретению права пользования недрами с целью геологического изучения и добычи месторождений углеводородного сырья. В рамках разрешенного объема лесосеки ежемесячно в Самарской области будут проводиться лесные аукционы.
С 2001 года начнется реализация целевой территориальной программы развития и использования минерально-сырьевой базы Самарской области на 2001-2005 годы, а также мероприятий программы по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов. На территории области намечается продолжение работ по защите лесного фонда и воспроизводству лесов в рамках федеральной программы "Лесовосстановление России".
Продолжится совершенствование экономического и финансового механизмов природопользования. Основное внимание органов государственной власти будет уделено экономическому стимулированию рационального использования природных ресурсов и формированию эффективных финансовых механизмов обеспечения воспроизводства и охраны природных ресурсов.
Важным направлением является создание и развитие информационных систем природопользования.
Региональная политика
Цель региональной политики Администрации области - создание благоприятных условий экономического и социального развития городов и районов, активизация и максимальное использование их внутреннего потенциала, выравнивание уровней социально-экономического развития с целью повышения качества жизни населения каждого муниципального образования.
Главной задачей региональной политики должно стать определение приоритетов и стратегии развития городов и районов на базе полного использования их конкретных возможностей и преимуществ в условиях модернизации и структурной перестройки экономики.
Администрацией области в 2001 году будет закончена разработка методики обоснования и реализации стратегии социально-экономического развития городов области. Это послужит основой для формирования стратегических планов развития городов Самарской области, в которых будут определены конечные целевые ориентиры и механизмы реализации социально-экономической стратегии городов. Администрация области окажет консультативную и методическую помощь органам местного самоуправления в разработке документов.
Задачей Администрации области в отношении промышленно развитых, активных городов является создание условий, способствующих модернизации экономики и переходу ее в стадию устойчивого развития. Приоритетными направлениями развития экономической базы городов являются производства, основанные на развитии кооперационных связей с ОАО "АвтоВАЗ", импортозамещении, производства, имеющие значительный мультипликативный эффект и экспортоориентированные производства.
Укрепление экономической базы городов позволит обеспечить достаточный объем финансовых ресурсов для решения вопросов социальной направленности.
Один из основных принципов региональной политики - переход к стратегии активного саморазвития муниципальных образований области путем введения новых инструментов хозяйствования в отдельных муниципальных образованиях. В 2001 году в активную фазу вступит реализация программ развития особой экономической зоны "Похвистнево" и особой экономической зоны "Чапаевск", предполагается создание особой экономической зоны на территории г. Октябрьска. Масштабы положительных результатов для каждой конкретной территории будут зависеть от активности и стратегических установок органов управления особыми экономическими зонами, а также психологической и квалификационной готовности хозяйствующих субъектов к работе в новых экономических условиях.
Приоритетным направлением региональной политики является укрепление экономической базы проблемных территорий, не располагающих достаточными резервами для выхода из кризисной ситуации. Администрация области сконцентрирует усилия с целью повышения эффективности реализации целевой комплексной программы "Социально-экономическое развитие и экологическая реабилитация г. Чапаевска Самарской области".
Будет оказано содействие сельским муниципальным образованиям, не имеющим собственного потенциала для выхода из кризиса (Камышлинский, Елховский районы), при разработке концепций их социально-экономического развития, где будут выявлены основные проблемы этих территорий, определены направления и точки роста экономики, даны рекомендации по перспективным направлениям хозяйственной специализации.
Актуальным вопросом является формирование экономико-правовых механизмов поддержки и стимулирования развития сельских территорий. В целях обоснования таких механизмов проводится экономическое исследование трех пилотных районов: Алексеевского, Кинельского, Челно-Вершинского. С учетом его результатов предусматривается подготовка методических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития сельских районов Самарской области.
Предполагаются и такие формы поддержки развития сельских территорий, как стимулирование развития несельскохозяйственной занятости в сельской местности, проведение с этой целью переобучения работников, консультирование по отдельным видам деятельности сельских жителей, упрощение процедур открытия предприятий малого бизнеса на селе.
Продолжится реализация мероприятий комплексной программы по благоустройству сельских населенных пунктов Самарской области, которая направлена на улучшение качества жизни сельского населения и рассчитана на период до 2005 года. В рамках программы будут разработаны генеральные планы, в том числе схемы благоустройства населенных пунктов, а также проектная документация на объекты благоустройства улично-дорожной сети поселений. Генеральный план будет не только учитывать особенности сельского образа жизни в целом, но и отвечать условиям преобразования и благоустройства среды каждого сельского населенного пункта в зависимости от его статуса и численности населения, роли в районной системе расселения.
Особое внимание Администрация области будет уделять активизации инвестиционной деятельности муниципальных образований, формированию в каждом городе и районе местной нормативной базы, регламентирующей инвестиционный процесс.
Приоритетным направлением в региональной политике остается совершенствование межбюджетных отношений области и муниципальных образований по повышению самостоятельности и заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного налогового потенциала, оптимизации и рационализации расходов бюджета.
С учетом того, что земельные ресурсы являются одним из основных реальных источников пополнения доходной части бюджетов муниципальных образований, продолжится отработка механизма рационального использования земель путем принятия соответствующей нормативной правовой базы, зонирования территорий, ведения государственного земельного кадастра, усиления контроля за использованием земельных ресурсов.
Проводимая Администрацией области региональная политика в сочетании с действующим в области стимулирующим законодательством дадут возможность динамичного развития как проблемных, так и относительно благоприятных в экономическом отношении территорий Самарской области.