РЕШЕНИЕ ТОЛЬЯТТИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 10.01.2001 № 118
"О ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ ТОЛЬЯТТИ" НА 2001 ГОД"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ТОЛЬЯТТИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 10 января 2001 г. № 118
О ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ ТОЛЬЯТТИ" НА 2001 ГОД
Рассмотрев проект программы "Молодежь Тольятти" на 2001 год, доработанный ко второму чтению, городская Дума решила:
1. Утвердить:
1.1. Программу "Молодежь Тольятти" на 2001 год (приложение № 1).
1.2. План мероприятий Программы "Молодежь Тольятти" на 2001 год, уточненный с учетом финансирования, утвержденного в бюджете города на 2001 год (приложение № 2).
3. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на комиссию по социальной политике (Н.В. Карманников).
Мэр города
Н.Д.УТКИН
Председатель Думы
А.Н.ДРОБОТОВ
Приложение № 1
к Решению
городской Думы
от 10 января 2001 г. № 118
ПРОГРАММА
"МОЛОДЕЖЬ ТОЛЬЯТТИ" НА 2001 ГОД
Паспорт
Программы "Молодежь Тольятти" на 2001 год
Наименование "Молодежь Тольятти" на 2001 год
Программы:
Заказчик: Мэрия г. Тольятти
Разработчики Комитет по делам молодежи мэрии г. Тольятти,
Программы: Отдел по делам молодежи администрации
Автозаводского р-на, Отдел по делам молодежи
администрации Центрального р-на, Отдел по делам
молодежи администрации Комсомольского р-на,
Молодежные общественные организации
Головной Комитет по делам молодежи мэрии г. Тольятти
исполнитель:
Основания для Федеральная целевая программа "Молодежь России"
разработки (1998 - 2000 годы); Федеральный закон "Об основах
Программы: системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999;
Федеральный закон "О государственной поддержке
детских и молодежных общественных объединений"
от 28.06.1995 № 98-ФЗ; Закон Самарской области "О
государственной поддержке детских и молодежных
общественных объединений в Самарской области
(Решение Самарской Губернской Думы от 17.03.1998
№ 26); Решение Тольяттинской городской Думы
от 22.02.1995 № 79 "О Концепции молодежной
политики в г. Тольятти"; Решение Тольяттинской
городской Думы от 20.05.1998 № 306 "О ходе
реализации Концепции молодежной политики в
г. Тольятти"
Цель Формирование правовых, экономических и
Программы: организационных условий для гражданского
становления и социальной самореализации молодежи
Задачи решение вопросов профессионального развития и
Программы: занятости молодежи; интеллектуальное и физическое
развитие молодежи, развитие художественного и
научно-технического творчества, массовых видов
молодежного спорта и туризма, международных
обменов; создание условий для гражданского
становления, духовно-нравственного и
патриотического воспитания молодежи; решение
социально-экономических проблем молодежи;
правовая защита и социальная поддержка молодежи,
детских и молодежных общественных объединений.
Сроки 2001 год
реализации:
Исполнители Комитет по делам молодежи мэрии г. Тольятти;
основных Отдел по делам молодежи администрации
мероприятий: Автозаводского района; Отдел по делам молодежи
администрации Центрального района; Отдел по
делам молодежи администрации Комсомольского
района; Молодежные общественные организации
и объединения
Объемы и Предполагаемый объем необходимых финансовых
источники средств для реализации Программы - 16 813,0 тыс.
финансирования: руб.
Источник Городской бюджет
финансирования:
Ожидаемые Обеспечение занятости подростков и молодежи через
конечные организацию трудоустройства и проведение
результаты культурно-досуговых и спортивных мероприятий,
реализации в том числе по месту жительства граждан;
Программы: Выработка у молодежи мотивированного отказа от
вредных привычек через реализацию проектов
"Спасибо, нет!", "Свежий ветер" и популяризацию
здорового образа жизни; Развитие детских и
молодежных общественных организаций и объединений
путем привлечения к реализации совместных
проектов в области молодежной политики
Система Осуществляется мэрией города через ежеквартальную
организации финансовую отчетность исполнителей, через
контроля за заслушивание на Совете по молодежной политике при
исполнением г. Тольятти 1 раз в квартал, городской Думой.
Программы:
I. Социально-экономические обоснования принятия Программы
На 01.01.1999 в г. Тольятти проживало 733,0 тыс. человек. Численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет составляла 189,4 тыс. человек, или 25,8% от всего населения, в том числе в возрасте от 15 до 19 лет - 56,9 тыс. человек, от 20 до 24 лет - 63,5 тыс. чел. и от 25 до 30 лет - 69,1 тыс. человек.
Существуют 4 возрастные группы молодежи от 14 до 30 лет:
1) 14 - 15 лет - подростки (учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей);
2) 16 - 17 лет - юношество (возраст самоопределения, начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора дальнейшей учебы. В этом возрасте начинается процесс социализации, происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, расширяются интересы и ответственность);
3) 18 - 22 года - молодежь (студенты и молодые люди, завершающие профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи. В этом возрасте продолжается процесс социализации);
4) 23 - 30 лет - старшая молодежь (основной сферой деятельности является труд, завершается процесс формирования зрелой личности, молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях).
Динамика численности молодежи и ее удельного веса в структуре населения в г. Тольятти приводится в таблице № 1.
Динамика численности молодежи и ее удельного
веса в структуре населения за 1979 - 1999 гг.
Формирование молодежной политики в городе, ее цели должны определяться согласно меняющимся социальным условиям, потребностям и интересам молодых людей. Экономические условия жизни молодежи являются фактором, определяющим как ее политические настроения, так и уровень культурного развития молодежи.
В целом большинство молодежи г. Тольятти оценивает свою нынешнее материальное положение как удовлетворительное. Динамика намерений дополнительно подрабатывать у молодежи достигала пиковых значений в весенне-летний период и особенно перед началом летних каникул учащихся.
Служба содействия занятости молодежи ежемесячно трудоустраивает на временные дополнительные рабочие места 1300 подростков в возрасте с 14 до 18 лет.
Среди молодежи работа служб занятости приобретает дальнейшую актуальность. Сокращение рынка труда приводит молодых людей к поиску посредников в решении проблем занятости и подработок. В целом все категории молодежи г. Тольятти в выборе работы более ориентированы на стабильную, пусть даже невысокую зарплату.
Социальное развитие молодежи заключается в формировании самостоятельности и вхождении ее в основные сферы общественной жизни.
Проводимые в 1999 г. социологические исследования "Молодежь Тольятти: сегодня и завтра" показывают, что на оценку молодежью условий городской среды влияет своеобразие г. Тольятти как крупнейшего промышленного и коммерческого центра России, но со слабой социально-культурной средой, являющейся следствием слишком быстрого роста и отсутствия исторических традиций. Молодое поколение горожан достаточно высоко оценивает его условия для реализации своих жизненных планов.
Полученные результаты свидетельствуют, что Тольятти имеет шансы для будущего развития, поскольку молодежь верит в возможность реализации своих жизненных планов в этом городе (таблица № 2).
Оценка молодежью возможности реализации
своих жизненных планов
Прослеживается тенденция, выражающая зависимость между оценкой условий городской среды как сферы жизнедеятельности и их отношения к будущему. Оценка выпускниками своего будущего находит отражение и в отношении выпускника к городу как к сфере реализации жизненных целей (таблица № 3).
Оценка выпускниками школ своего будущего
Таблица № 3
-----------------------------T--------------------------------¬
¦ Критерии городской среды ¦ Желание реализовать (в %) ¦
¦ +--------T--------T--------T-----+
¦ ¦ в ¦ в ¦ за ¦Ранг ¦
¦ ¦Тольятти¦ другом ¦границей¦ ¦
¦ ¦ ¦ городе ¦ ¦ ¦
+----------------------------+--------+--------+--------+-----+
¦Желаемый уровень образования¦ 56,8 ¦ 21,3 ¦ 21,9 ¦ 6 ¦
+----------------------------+--------+--------+--------+-----+
¦Работа по специальности ¦ 64,5 ¦ 12,4 ¦ 23,0 ¦ 3 ¦
+----------------------------+--------+--------+--------+-----+
¦Полноценное медицинское ¦ 49,0 ¦ 12,9 ¦ 38,0 ¦ 7 ¦
¦обслуживание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+--------+--------+--------+-----+
¦Приобретение жилья ¦ 63,3 ¦ 12,2 ¦ 24,6 ¦ 4 ¦
+----------------------------+--------+--------+--------+-----+
¦Создание семьи ¦ 76,9 ¦ 9,5 ¦ 13,5 ¦ 1 ¦
+----------------------------+--------+--------+--------+-----+
¦Свободное время ¦ 58,2 ¦ 14,8 ¦ 27,0 ¦ 5 ¦
+----------------------------+--------+--------+--------+-----+
¦Разнообразное общение ¦ 58,0 ¦ 53,5 ¦ 6,5 ¦ 1 ¦
L----------------------------+--------+--------+--------+------
Отношение к городу молодых тольяттинцев во многом представляет собой рационально сконструированную категорию, которая отражает возможность реализации жизненных планов молодых людей. Прагматический подход к оценке условий городской жизни требует поиска новых методов воздействия на молодежь в плане формирования отношения к городу.
Прослеживается явное противоречие между желанием молодежи реализовать свои жизненные планы в Тольятти и скептической оценкой возможностей реализации этих планов в городе. То есть, городская среда - уровень развития социальной инфраструктуры - не соответствует требованиям молодых людей, особенно по параметрам: приобретения жилья, полноценного медицинского обслуживания, трудоустройства по специальности и возможности получения желаемого уровня образования.
Молодежь 20 - 24 лет - категория в наибольшей мере считающая себя самостоятельной по сравнению с остальными. Это возраст вступления большинства молодых людей в самостоятельную экономическую деятельность после получения какой-либо профессиональной подготовки.
В г. Тольятти наблюдается тенденция повышения внимания к получению высшего образования. Для молодежи самыми престижными остаются профессии юриста и экономиста.
Несмотря на сложное экономическое положение, молодежь не исключает возможности приобретения образования не прикладного характера, включающего гуманитарные дисциплины.
Изменилась предпочтительность различных видов проведения свободного времени. Молодые люди в большей степени хотели бы уделять время общению с семьей, друзьями. Продолжается увеличение роли семейных ценностей. Молодые люди получают большее удовольствие от общения с супругами. Подтверждается тенденция увеличения роли семьи в жизни молодежи как надежной социальной опоры.
Реальный досуг молодежи ограничивается, главным образом, стенами собственного дома. Очень редко реализовать свои досуговые предпочтения удается тем, кто любит отдых на природе, походы. Обнаруживается явный дефицит организованных форм проведения свободного времени с подобной направленностью.
Наиболее распространенные виды проведения свободного времени включают прогулки на свежем воздухе, просмотр телепередач, прослушивание музыки, общение с друзьями, чтение газет и журналов, посещение дискотек и занятие спортом.
В условиях стабилизации рыночных отношений проблемы девиантного поведения, в т.ч. его следствия - наркомании, стали одними из самых острых. Около 30% молодежи г. Тольятти хотя бы однократно употребляли наркотики. Практической задачей стала разработка и осуществление Программы преодоления наркомании среди молодежи.
Социологические исследования молодежи подтверждают необходимость проведения в г. Тольятти последовательной молодежной политики.
Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить жизнь молодежи (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества). Цель определяет две взаимосвязанные задачи:
- создание объективных условий для социального становления и развития подрастающего поколения;
- создание благоприятных условий для самостоятельной деятельности молодежи в различных общественных сферах и в интересах самого общества.
II. Система программных мероприятий
1. Подпрограмма "Перспектива". Решение вопросов занятости,
профессиональной ориентации и социализации молодежи
Анализ ситуации:
В сложившихся социально-экономических условиях перед молодежью различных возрастных групп наиболее остро стоят вопросы занятости, профессиональной ориентации и адаптации в обществе.
В настоящее время в г. Тольятти решением вопросов занятости молодежи занимаются совместно с Тольяттинским отделом федеральной государственной службы содействия занятости населения по Самарской области службы содействия занятости молодежи.
Службы содействия занятости молодежи при МУ по работе с молодежью занимаются организацией временных дополнительных рабочих мест для несовершеннолетних граждан и частично трудоустройством на общественные работы, "Молодежную практику" и временные сезонные работы; МУ ГМЦ "Шанс" - на постоянные работы.
За 1 полугодие 2000 года всего было трудоустроено 9593 человека, из них 9243 несовершеннолетних - на дополнительные временные рабочие места, и 350 молодежи до 30 лет.
Приоритетом при трудоустройстве пользуются подростки из социально неблагополучных семей по направлениям комитетов по вопросам семьи, материнства и детства, комиссий по делам несовершеннолетних, ОППН. Таким образом, для решения проблемы трудоустройства молодежи предлагается:
1. Оплата временных дополнительных рабочих мест для несовершеннолетних граждан из городского бюджета (1 МОТ в месяц). В связи с прекращением оплаты этих работ ТОФГСЗН.
2. Организация работы службы вторичной занятости совместно с РОФ "Молодежная антикризисная инициатива".
Социологические исследования показывают, что молодые граждане стали более осознано подходить к выбору профессии.
Для выявления творческих и профессиональных возможностей молодежи планируется проведение следующих мероприятий:
- вручение городских именных стипендий;
- проведение различных фестивалей и конкурсов профессионального мастерства;
- проведение "круглых столов", научно-практических конференций для молодых специалистов и студентов вузов.
С начала 90-х годов начали свою работу первые советы старшеклассников в школах города. В 1992 г. в Центральном районе образовалась Ассоциация учащейся молодежи, работающая с подростками по программе "Лидер". С 1994 г. при Отделе по делам молодежи Автозаводского района ведется работа по программам "Лидер" и "ДИМСИ-Автоград", в рамках "Школы допрофессиональной подготовки социальных педагогов". В Комсомольском районе с сентября 1998 г. начал работать "Штаб актива старшеклассников "Ровесник". Принимая участие в этой программе, подростки получают допрофессиональную подготовку в качестве организаторов практической социальной работы с молодежью.
Проблема:
Прекращение финансирования временных дополнительных рабочих мест для несовершеннолетних граждан из средств Фонда занятости.
Цели:
Обеспечение гарантий молодежи в сфере трудоустройства и профессиональной ориентации.
Задачи:
- содействие молодежных служб занятости в трудоустройстве на временные, общественные и постоянные работы и организация вторичной занятости;
- социализация молодежи путем самореализации инициатив в различных сферах деятельности.
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
- снижение негативных последствий, связанных с молодежной безработицей;
- создание механизмов социальной защиты молодежи в рыночных условиях;
- снижение уровня преступности в молодежной среде;
- повышение квалификации и конкурентоспособности молодежи.
2. Подпрограмма "Партнер". Поддержка деятельности
детских и молодежных общественных организаций
Анализ ситуации:
Наибольшее количество зарегистрированных общественных организаций города - это культурно-досуговые, спортивные, студенческие, организации социальной поддержки, детские, общественно-политические.
В реализации молодежной политики на территории г. Тольятти Комитет по делам молодежи наиболее тесно сотрудничает со студенческими организациями, Ассоциацией учащейся молодежи, Молодежной палатой.
В целях взаимодействия между органами муниципальной власти и широким спектром общественных молодежных и детских организаций в 2000 году создается Совет по молодежной политике при мэрии г. Тольятти.
Проблемы:
Факторы, сдерживающие становление и укрепление молодежных общественных организаций:
- отсутствие помещений;
- отсутствие системы воспитания лидеров общественных объединений и помощи в их становлении;
- неинформированность подростков и молодежи о различных общественных организациях и их программах;
- отсутствие реестра детских и молодежных общественных организаций.
Цели:
Создание системы взаимодействия между общественными молодежными и детскими организациями и органами государственной власти и управления.
Развитие системы общественных молодежных и детских организаций как формы вовлечения молодежи в решение социально-экономических проблем.
Задачи:
- создание равных условий для всех молодежных и детских общественных организаций на получение поддержки при реализации их программ и проектов;
- создание условий для становления существующих и создания молодежью новых общественных организаций;
- привлечение бюджетных и внебюджетных источников финансирования различных проектов и мероприятий молодежных и детских организаций.
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
- увеличение количества работоспособных молодежных и детских организаций закладывает основы гражданского общества, помогает молодому человеку решать самостоятельно свои проблемы, снимает с государства часть несвойственных ему функций в деле социализации молодежи, создает реальные демократические механизмы общественного развития.
Анализ ситуации:
В последнее время особую тревогу вызывает отношение молодого поколения к службе в Вооруженных Силах. У молодежи призывного возраста патриотизм и гражданственность в системе ценностей стоят на одном из последних мест: каждый второй считает, что воинская честь и доблесть - понятия прошлого и сегодня лишены смысла; 70% призывников не желают служить в Вооруженных Силах. Неблагоприятная экологическая обстановка, социальные проблемы сильно сказываются на психофизическом состоянии будущих призывников.
Для изменения сложившейся ситуации требуется действенная помощь в нравственно-психологической и физической подготовке молодых людей для службы в Вооруженных Силах.
В рамках Программы предусматриваются следующие мероприятия:
- "День призывника" проводится совместно с районными призывными комиссиями. Призывники и их родители получают консультации по прохождению медицинской комиссии, военной службе, а также информацию о тех войсковых частях, куда они будут призваны. Для знакомства призывников с условиями несения военной службы организовывается посещение войсковых частей;
- соревнования по военно-спортивным и техническим видам спорта. Поддержка деятельности военно-спортивных клубов;
- городская военно-спортивная эстафета на местности для учащихся школ, ПУ. Участники эстафеты получат навыки действия в экстремальных ситуациях, военно-профессиональной подготовки, патриотического воспитания;
- трехдневные военно-полевые сборы для патриотических клубов города пройдут на базе в/ч 6622. В программу сборов войдут: военно-спортивная подготовка, ознакомление с уставом военной службы, история российских вооруженных сил, занятия по огневой подготовке, строевые занятия, организация досуга и т.д.;
- организация праздничных встреч и концертов для ветеранов, оказание им социальной помощи;
Проблемы:
1. Уменьшение общего числа детских и молодежных объединений, занимающихся воспитанием гражданственности и патриотизма.
2. Недостаточное внимание СМИ к освещению военно-патриотической работы и ее результатов.
Цели:
Формирование условий для гражданского становления патриотического воспитания молодежи, всестороннее развитие личности.
Задачи:
- формирование у молодых людей общественного самосознания, позитивного отношения к службе в Вооруженных Силах РФ;
- содействие в создании новых и поддержка действующих военно-патриотических клубов.
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
- Формирование у молодых людей национального (общественного) самосознания;
- формирование у молодых людей позитивного отношения к службе в Вооруженных Силах РФ.
4. Подпрограмма "Тольятти фестивальный".
Развитие творческого потенциала
и организация досуга молодежи
Анализ ситуации:
Игры Тольяттинской лиги КВН. КВН на сегодняшний день - наиболее доступная и демократичная форма самовыражения молодежи, позволяющая самореализоваться в различных творческих направлениях. В 1996 году, в связи с ростом популярности игры КВН, Комитетом по делам молодежи принял решение об открытии Тольяттинской лиги КВН. С 1998 года проводятся игры КВН среди учащихся ПУ и ссузов. В четвертом сезоне 1999 - 2000 гг. в играх КВН приняло участие 17 команд из 9 вузов города, 11 команд из ПУ и ссузов.
В городе образовалась городская команда КВН, которая участвовала в Десятом Международном фестивале команд КВН в г. Сочи, где ей было предложено выступать в одной из центральных лиг - лиге "СТАРТ" г. Воронеж.
В пятом сезоне Тольяттинской лиги КВН предполагается открытие турнира среди школьных команд.
Студенческая весна. Семь лет в городе проходит студенческий фестиваль "Таланты и поклонники". С 1996 г. проводится фестиваль молодежного творчества среди учащихся ПУ и ссузов.
С каждым годом растет количество участников и их профессионализм. Лауреаты фестиваля принимают участие в городских праздниках и молодежных мероприятиях. Лучшие творческие коллективы в составе делегации Самарской области стали лауреатами фестиваля "Российская Студенческая Весна".
С 1987 г. в г. Тольятти проходят фестивали современной молодежной музыки "Автоград" и "Акустика", в которых принимают участие группы из других регионов России. Эти фестивали становятся первой ступенькой в профессиональный мир музыки. Для молодых музыкантов устраиваются мастер-классы популярными исполнителями современной музыки, которые входят в состав жюри фестиваля. С каждым годом расширяется география участников фестиваля.
Другим направлением реализации творческого потенциала молодежи являются танцевальный конкурс "Стартинейджер" и фестиваль брейк-культуры "Золотой Гвоздь". Победители городского конкурса "Стартинейджер", в котором принимают участие старшеклассники и учащиеся профессиональных лицеев и училищ, неоднократно становились призерами областного конкурса. Стиль "брейк" сейчас переживает второе рождение и очень популярен в молодежной среде.
Для учащихся 6 - 7-х классов проводится акция "Затейник", посвященная "Дню защиты детей", принимая участие в которой они выступают в роли организаторов различных мероприятий для класса и школы.
Традиционные молодежные праздники.
Тольятти является одним из самых молодежных городов России, и поэтому организация досуга подростков и молодежи является важной задачей. В подготовке и проведении молодежных праздничных мероприятий принимают участие лучшие молодежные коллективы и исполнители - лауреаты и дипломанты городских конкурсов, также приглашаются студенческие коллективы г. Самары.
Стали уже традиционными такие праздники, как "Международный День студента", "Новый год", "День Святого Валентина", "Посвящение в студенты". Заключением творческого сезона является "День Молодежи", который по количеству участников приближается ко Дню города.
С каждым годом все актуальней становится проблема экологической безопасности в нашем городе. "День Земли" - праздник, который развивает у молодежи любовь к своей земле и окружающей нас природе, в рамках которого проводятся акции по облагораживанию лесопарковой зоны, парков и улиц города.
Все эти мероприятия в какой-то мере помогают молодежи самовыразиться, реализовать свои творческие инициативы или найти свое призвание, будущую профессию.
Проблемы.
Недостаточное финансирование студенческих центров культуры.
Недостаточное кадровое обеспечение деятельности студенческих центров.
Отсутствие в достаточном количестве недорогих мест для культурного отдыха молодежи.
Цели:
Организация культурного досуга молодежи, развитие студенческих центров культуры.
Задачи:
- развитие сети конкурсов-фестивалей по различным жанрам художественного творчества;
- проведение культурно-просветительской работы;
- развитие самодеятельного творчества молодежи города;
- кадровое обеспечение работы студенческих центров культуры.
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
- содействие молодежи в творческом развитии, поиске;
- выявление талантливой и одаренной молодежи;
- поддержка самодеятельных детских и молодежных творческих коллективов, студий и объединений;
- развитие самодеятельного творческого движения молодежи в городе.
5. Подпрограмма "Служба помощи".
Работа специализированных молодежных служб
Анализ ситуации:
Экономический кризис привел к дальнейшему ухудшению социального положения молодежи. Общую картину ситуации в молодежной среде определяет снижение занятости и рост безработицы, сокращение доходов молодых семей, рост девиантного поведения и преступности, серьезное обострение многих проблем в сфере здравоохранения, образования, физического, интеллектуального, духовного и нравственного развития.
В связи со сложившейся ситуацией многим нуждающимся молодым людям недоступна психологическая, консультационная и информационная помощь специалистов. Из-за высоких цен на услуги подростки и молодежь сталкиваются с неразрешимыми проблемами, оказываются за чертой социальной нормы.
В г. Тольятти для оказания круглосуточной экстренной психологической помощи детям, подросткам и молодежи работают:
- телефон доверия НП "Альфа-Ритм";
- телефон доверия Благотворительного фонда социально-психологической поддержки "Круг".
Правовыми Центрами и пунктами поддержки молодежи при МУ, подведомственных городскому комитету по делам молодежи, за год бесплатные консультации оказываются 1800 молодым людям.
Проблема.
Отсутствие системы социально-психологической помощи и реабилитации молодежи, оказавшейся в сложной жизненной ситуации.
Низкий уровень правовых знаний молодежи.
Цель:
Создание необходимых условий и социальных гарантий для решения молодежных проблем.
Задачи:
- информационно-методическое обеспечение деятельности специализированных консультационных служб;
- развитие и совершенствование социальной политики в отношении молодежи;
- решение вопросов социальной адаптации молодежи.
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
- повышение правовой грамотности молодежи;
- решение социально значимых проблем молодежи, оказавшейся в критических, конфликтных ситуациях, ее социальная реабилитация;
- снижение темпов роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
6. Подпрограмма "Здоровый образ жизни".
Развитие детского и молодежного отдыха и туризма
Анализ ситуации:
Город Тольятти по своему географическому положению находится в живописном месте. На протяжении 36 лет проводится туристический слет памяти Ю. Захарова, фестиваль авторской песни им. В. Грушина, на которых каждый год собираются любители активного отдыха.
В 1999, 2000 годах на фестивале была организована "Студенческая поляна", что дало возможность привлечь к фестивалю большое число молодежи.
Проблемы:
Недостаточное финансирование проектов, направленных на развитие туризма и отдыха.
Цели:
Привлечение широкого круга детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой, спортом и туризмом.
Задачи:
- пропаганда среди молодежи здорового образа жизни;
- популяризация активных форм отдыха.
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
- реализация данной Программы будет способствовать решению проблем оздоровления детей, подростков и молодежи, эффективной организации свободного времени, развитию массовых видов спорта, пропаганды здорового образа жизни.
7. Подпрограмма "Открытый мир"
Международное молодежное сотрудничество
Анализ ситуации:
Комитет по делам молодежи поддерживает отношения с органами исполнительной власти и молодежными организациями городов - побратимов Вольфсбург (Германия) и Флинт (США). В 1998 году молодежная делегация г. Тольятти принимала участие в международном обмене с городами-побратимами.
В 2001 году ожидаются ответные визиты:
- делегации г. Вольфсбург - подростки, занимающиеся в клубах по месту жительства, и члены комиссии по работе с молодежью на предприятии VW;
- делегации г. Флинта - представители организации по работе с молодежью.
Цели:
Установление и развитие партнерских связей с соответствующими ведомствами по делам молодежи зарубежных стран.
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
- изучение опыта работы с молодежью за рубежом и внедрение новых программ и проектов в г. Тольятти.
8. Подпрограмма "Информационно-методическое
обеспечение молодежной политики"
Недостаток информации, обеспечивающей молодежь знаниями о способах решения ее проблем, - одна из ключевых проблем молодежной политики. Отсутствие информации о своих правах и возможностях отмечают 75% молодежи.
Обеспечением информацией занимаются многие государственные, коммерческие и общественные учреждения, но их разрозненные усилия не решают проблемы:
- информационные агентства и СМИ, как правило, предоставляют событийную и конъюнктурную информацию. Среди особенностей современных СМИ можно выделить ориентацию, в основном, на крупную сферу деятельности. Основная же масса молодежных мероприятий имеет более скромные масштабы и недостаточно часто попадает в сферу внимания корреспондентов;
- аналитические и исследовательские центры работают в основном на заказ, поэтому их информация узко специализирована и направлена на удовлетворение лишь интереса заказчика;
- у статистической службы и вычислительных центров, а также научно-исследовательских институтов информация труднодоступна для широкого пользователя.
Ни одна из перечисленных служб не предоставляет информацию социального характера и ни одна из них не работает в сфере решения социальных проблем, которые являются основными для каждого молодого человека.
Специфика молодежи как социальной группы состоит в том, что она не всегда имеет сформировавшиеся цели и интересы.
Не меньшей проблемой является отсутствие объективной информации о состоянии молодежной среды у органов управления, достаточной для проведения эффективной политики, а также несформированность системы своевременного сбора и анализа информации, выработки рекомендаций.
Проблема:
Неинформированность молодежи о возможностях реализации своих инициатив.
Отсутствие объективной информации о состоянии молодежной среды у органов управления.
Цель:
Создание системы качественного и своевременного обеспечения молодежи информацией "для молодежи" и органов управления необходимой информацией "о молодежи", аналитическими и методическими разработками, прогнозами, рекомендациями и проектными предложениями.
Задачи:
- создание инфраструктуры, обеспечивающей органы власти полной и объективной информацией о молодежи города для ведения аналитической и прогностической работы, ее социально-экономическом положении, морально-ценностных ориентациях, особенностях менталитета; о формах проявления активности и инициативы, формальных и неформальных, организованных и неорганизованных; о методических разработках и опыте по осуществлению различных молодежных программ;
- обеспечение самой молодежи информацией и знаниями о возможных путях решения ее проблем, в т.ч. через СМИ;
- упорядочение взаимодействия с уже существующими официальными и общественными информационными структурами.
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
- молодой человек, получив информацию о возможных путях и средствах решения поставленных жизнью проблем (трудоустройство, жилье и др.), сможет более рационально расходовать свои и общественные ресурсы, проявить инициативу;
- более качественная реализация молодежных программ и проектов.
9. Подпрограмма "Мой дворик".
Организация работы с молодежью по месту жительства
Совершенствование форм и методов работы с молодежью предусматривает не только работу с организованными молодежными группами, но и организацию полноценного развивающего досуга по месту жительства. В 1999 - 2000 гг. началась работа по воссозданию сети объектов досуга детей, подростков и молодежи по месту жительства, созданы муниципальные учреждения "Центр по работе с молодежью" в районах города. В 2001 г. предполагается дальнейшее развитие культурной, спортивно-массовой и другой развивающей детей, подростков и молодежь работы по месту жительства.
Цель:
Организация работы с молодежью по месту жительства граждан для решения вопроса детской и подростковой безнадзорности, проведение целенаправленной работы по физическому, культурному и духовному развитию детей, подростков и молодежи через создание муниципальных учреждений по работе с молодежью по месту жительства.
Задачи:
Совместная реализация программ дополнительного образования, государственной молодежной политики, программ Комитета по физкультуре и спорту, Комитета по вопросам семьи, материнства и детства, Департамента культуры на площадях образовательных учреждений.
Сохранение и комплексное развитие объектов инфраструктуры по организации работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства в городе.
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
Создание стабильно работающей системы полноценного и развивающего досуга детей, подростков и молодежи по месту жительства, снижение и стабилизация уровня правонарушений в молодежной среде.