Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭРА ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 25.01.2001 № 17-1/р
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ К ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Г. ТОЛЬЯТТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Постановления Мэра города Тольятти от 25.10.2002 № 4212-1/р.



МЭР ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 января 2001 г. № 17-1/р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ К ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
ПОЛОЖЕНИЙ О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Г. ТОЛЬЯТТИ"

В целях оказания практической помощи руководителям структурных подразделений исполнительных органов местного самоуправления г. Тольятти при разработке и согласовании Положений о структурных подразделениях исполнительных органов местного самоуправления, руководствуясь Уставом г. Тольятти, считаю необходимым:
1. Утвердить Методические рекомендации к "Инструкции о порядке составления, согласования и утверждения Положений о структурных подразделениях исполнительных органов местного самоуправления г. Тольятти" (прилагаются).
2. Рекомендовать руководителям структурных подразделений исполнительных органов местного самоуправления принять настоящие Методические рекомендации как руководство при разработке Положений о структурных подразделениях на основании "Инструкции о порядке составления, согласования и утверждения Положений о структурных подразделениях исполнительных органов местного самоуправления г. Тольятти".
3. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя мэра Н.И. Хитун.

Мэр
Н.Д.УТКИН





Приложение
к Распоряжению
мэра города
от 25 января 2001 г. № 17-1/р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ
И УТВЕРЖДЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Г. ТОЛЬЯТТИ

Методические рекомендации подготовлены как руководство при разработке Положений о структурных подразделениях исполнительных органов местного самоуправления на основании приложения № 1 "Инструкции о порядке составления, согласования и утверждения Положений о структурных подразделениях исполнительных органов местного самоуправления г. Тольятти" к Распоряжению мэра № 413-1/р от 19.09.2000.

I. Основные понятия и термины

1.1. Местное самоуправление в городе Тольятти - система организации граждан, обеспечивающая самостоятельное или через органы местного самоуправления решение вопросов местного (муниципального) значения с учетом интересов населения, особенностей административно-территориального устройства и на основе действующих нормативно-правовых актов.
1.2. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения г. Тольятти, отнесенные к таковым Уставом г. Тольятти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Самарской области.
1.3. Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, являющиеся юридическими лицами, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Органы местного самоуправления могут быть представительными, исполнительными и другими.
1.4. Представительные органы местного самоуправления - выборные органы местного самоуправления, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
К представительным органам г. Тольятти относится городская Дума, которая является юридическим лицом и имеет своего председателя, избираемого из числа депутатов.
1.5. Исполнительные органы местного самоуправления - органы, осуществляющие организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение нормативных актов, принятых непосредственно населением муниципального образования или представительным органом местного самоуправления, и наделенные уставом муниципального образования собственной компетенцией.
К исполнительным органам местного самоуправления в городе Тольятти относятся мэрия г. Тольятти, возглавляемая мэром, избирающимся населением города, и администрации районов города, возглавляемые главами администраций, назначаемые мэром города.
1.6. Устав муниципального образования - нормативно-учредительный акт, являющийся основным правовым документом муниципального образования, принимаемый населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования.
1.7. Структура органа местного самоуправления - административно-правовая форма управления, образованная как совокупность структурных единиц (структурных подразделений, должностных лиц), а также линейных, функциональных, смешанных или иных регламентированных связей между ними. Структуру органов местного самоуправления г. Тольятти составляют:
- Дума;
- мэрия города;
- администрации районов города.
1.8. Мэрия - исполнительный орган местного самоуправления, непосредственно возглавляемый мэром; является юридическим лицом.
Структура мэрии:
- мэр;
- заместители мэра;
- органы мэрии - структурные подразделения мэрии.
1.9. Мэр г. Тольятти - высшее выборное должностное лицо, возглавляет мэрию города и руководит деятельностью исполнительных органов местного самоуправления.
1.10. Заместитель мэра - должностное лицо, назначаемое мэром самостоятельно. Первый заместитель мэра назначается после согласования с городской Думой.
1.11. Структурные подразделения мэрии - органы мэрии, обладающие полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, Уставом г. Тольятти и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления городом.
1.12. Администрация района - исполнительный орган местного самоуправления, возглавляется главой администрации района; является юридическим лицом.
1.13. Глава администрации района - должностное лицо, возглавляет администрацию района, назначается на должность и освобождается от должности мэром города.
1.14. Структурные подразделения администрации района - органы администрации района, обладающие полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, Уставом г. Тольятти и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления городом.
1.15. Департаменты, управления и комитеты - отраслевые и функциональные структурные подразделения органов местного самоуправления, обеспечивающие отдельные направления деятельности исполнительных органов местного самоуправления в соответствии с общими целями и задачами развития органов местного самоуправления.
Отличительным признаком Департамента является включение в его структуру подразделений смешанного, федерального подчинения, имеющих различные формы финансирования.
1.16. Отдел - отраслевое и функциональное структурное подразделение органов местного самоуправления, осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность, отнесенную к его ведению в пределах одного из направлений деятельности департамента, управления, комитета в соответствии с общими целями и задачами развития органов местного самоуправления.
1.17. Бюро - структурное подразделение отдела, осуществляющее исполнительную деятельность; возглавляется главным специалистом и объединяет двух и более служащих, работающих в одном тематическом направлении деятельности отдела.
1.18. Сектор, группа - функциональное подразделение органов местного самоуправления с определенной специализацией, объединяющее двух и более служащих, создающееся с целью выполнения определенных работ.
1.19. Служба - централизованно управляемая группа структурных подразделений органов местного самоуправления, признаками объединения которых являются общие цели, функции, объекты управления.
1.20. Положение о структурном подразделении - организационно-правовой документ, регламентирующий деятельность какого-либо подразделения органов местного самоуправления (департамента, управления, комитета, отдела, и т.п.) - его задачи, функции, права, ответственность, взаимосвязь с другими структурными подразделениями исполнительных органов местного самоуправления.
Положение о структурном подразделении разрабатывается с целью:
- оптимизации функционирования системы управления исполнительных органов местного самоуправления г. Тольятти;
- регулирования отношений между структурными подразделениями и установления механизма реализации функций отдельных структурных подразделений в системе управления исполнительных органов местного самоуправления;
- определения компетенции структурных подразделений и должностных лиц исполнительных органов местного самоуправления;
- регулирования и установления ответственности структурных подразделений и должностных лиц исполнительных органов местного самоуправления за нарушение законов;
- установления и изменения порядка образования, объединения, преобразования или упразднения подразделений исполнительных органов местного самоуправления;
- наделения отдельных подразделений особыми полномочиями.
1.21. Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с Уставами муниципальных образований, финансируемых из средств бюджета соответствующего муниципального образования и обладающих полномочиями по решению вопросов местного значения.
1.22. Постановление мэра (постановление главы администрации района) - это нормативно-правовой акт, издаваемый в целях решения наиболее важных вопросов развития городского (районного) хозяйства, имеющих принципиальное значение для жизнедеятельности города (района).
Создание, преобразование и упразднение структурных подразделений утверждается постановлением мэра (постановлением главы администрации района).
1.23. Распоряжение мэра (распоряжение главы администрации района) - это нормативно-правовой акт, издаваемый в целях решения текущих вопросов работы городского (районного) хозяйства, требующих оперативного вмешательства и срочного решения, а также вопросов организационного и материально-технического обеспечения, кадровых вопросов, вопросов организации работы аппарата и т.д.
По содержанию распоряжения делятся на два вида:
- по основной деятельности;
- по личному составу.

II. Структура документа и требования,
предъявляемые к его оформлению

На основании "Инструкции о порядке составления, согласования и утверждения Положений о структурных подразделениях исполнительных органов местного самоуправления г. Тольятти" Положение о структурном подразделении должно в обязательном порядке содержать следующие разделы:
1. Общие положения.
2. Основные задачи.
3. Функции подразделения.
4. Права подразделения.
5. Структура подразделения.
6. Руководство подразделения.

1. Раздел "ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ"
содержит следующие пункты:

1.1. Точное наименование подразделения в соответствии с
утвержденной структурой и действующим штатным расписанием
исполнительных органов местного самоуправления

В этом пункте раздела необходимо указать полное и точное наименование структурного подразделения исполнительных органов местного самоуправления в соответствии с утвержденной структурой и штатным расписанием.
Например:
Полное название подразделения: "Департамент по строительству, архитектуре и землепользованию мэрии г. Тольятти" (далее по тексту "Департамент").

1.2. Порядок образования, преобразования и
упразднения подразделения

В этом пункте раздела указывается наименование нормативно-распорядительного документа (Постановление), на основании которого создано подразделение, номер и дата его регистрации.
Порядок "преобразования и упразднения" подразделения предусматривает описание механизма преобразования и упразднения структурного подразделения.
Преобразование или упразднение подразделения осуществляется при изменении или упразднении целей, задач и функций подразделения.
Под преобразованием понимается слияние, присоединение, выделение структурного подразделения в общей структуре исполнительных органов местного самоуправления.
Преобразование подразделения производится на основании Постановления мэра города (главы администрации района) по ходатайству курирующего заместителя мэра (заместителя главы администрации района) или Решения коллегии мэрии.
Под упразднением подразумевается прекращение деятельности структурного подразделения в общей структуре исполнительных органов местного самоуправления.
Упразднение подразделения осуществляется только на основании Постановления мэра города Тольятти (главы администрации района).
Процедурные действия, связанные с преобразованием или упразднением подразделения, регламентируются Положением о мэрии г. Тольятти, Положением об администрации района и Уставом г. Тольятти.
Например:
Департамент по строительству, архитектуре и землепользованию мэрии г. Тольятти образован Постановлением мэра г. Тольятти № ___ от ___________.
Преобразование (слияние, присоединение, выделение) и упразднение (прекращение деятельности) Департамента производится на основании Постановления мэра города.
Процедурные действия, связанные с преобразованием и упразднением Департамента, регламентируются Положением о мэрии г. Тольятти и Уставом г. Тольятти.

1.3. Подчиненность: какие структуры осуществляют
функциональное руководство подразделением, курирующий
деятельность подразделения заместитель мэра
(заместитель главы администрации района)

В этом пункте раздела указывается непосредственная подчиненность структурного подразделения.
Если структурное подразделение входит в состав другого структурного подразделения, то указывается полное название вышестоящего подразделения. Здесь же необходимо указать заместителя мэра (заместителя главы администрации района), курирующего функциональную деятельность подразделения.
Например:
Департамент по строительству, архитектуре и землепользованию мэрии г. Тольятти непосредственно подчинен заместителю мэра - директору Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию при общем руководстве мэра г. Тольятти.
Заместитель мэра - директор Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию курирует деятельность Департамента.
Или:
Отдел автоматизации территориального градостроительного кадастра непосредственно подчинен Главному управлению архитектуры и градостроительства.
Главное управление архитектуры и градостроительства подчинено Департаменту по строительству, архитектуре и землепользованию.
Департамент непосредственно подчинен заместителю мэра - директору Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию при общем руководстве мэра г. Тольятти.
Заместитель мэра - директор Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию курирует деятельность Департамента.

1.4. Какими законодательными и распорядительными актами
структурное подразделение руководствуется в своей работе

В этом пункте раздела необходимо перечислить все нормативно-правовые документы, которые регламентируют работу структурного подразделения исполнительных органов местного самоуправления, в том числе и Положение о структурном подразделении.

Законодательные и нормативно-правовые документы,
регламентирующие деятельность органов
местного самоуправления

- Конституция Российской Федерации;
- законодательные акты Российской Федерации;
- акты Российской Федерации;
- законодательные акты Самарской области;
- Устав Самарской области;
- Устав г. Тольятти;
- Положение о мэрии г. Тольятти;
- Положение об администрации района;
- нормативные акты, регулирующие правоотношения в сфере местного самоуправления.
Дополнительно регламентировать деятельность структурного подразделения могут другие документы, определяющиеся отраслевым направлением структурного подразделения:
- законодательные акты по отрасли;
- нормативные акты по отрасли;
- постановления Правительства Российской Федерации;
- другие документы.
Например:
Департамент по строительству, архитектуре и землепользованию осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, Законов Российской Федерации и других нормативных актов, действующих на территории РФ, законодательных актов Самарской области, решений городской и Самарской областной Думы, Устава г. Тольятти, Положения о мэрии г. Тольятти и настоящего Положения.

1.5. Кем готовятся предложения
по структуре и штатному расписанию

Мэр г. Тольятти утверждает и изменяет структуру исполнительных органов местного самоуправления, определяет их компетенцию по предложениям заместителей мэра, курирующих соответствующие службы, и глав администраций районов; утверждает Положения о структурных подразделениях, назначает и освобождает от должности глав администраций районов.
Штатное расписание мэрии г. Тольятти утверждается по представлению заместителя мэра по кадровой политике, труду и занятости; штатное расписание администрации района утверждается главой администрации района по представлению руководителя аппарата - управляющего делами.
Положение о структурном подразделении изменяется и корректируется в соответствии с изменением целей, функций, обязанностей, прав, ответственности, возлагаемых на структурное подразделение и по мере совершенствования системы управления исполнительных органов местного самоуправления.
Для обеспечения эффективности организационной структуры в исполнительных органах местного самоуправления руководители структурных подразделений вносят предложения по оптимизации структуры и штатному расписанию своим непосредственным руководителям или курирующему заместителю мэра, в администрациях районов - заместителям администраций районов.
Например:
Структура, штатное расписание и условия оплаты труда работников Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию мэрии г. Тольятти утверждаются мэром города.
Прием и увольнение сотрудников Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию осуществляется мэром города по представлению курирующего заместителя мэра - директора Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию и согласованию с заместителем мэра по кадровой политике, труду и занятости на условиях трудового договора (контракта).
или:
Прием и увольнение сотрудников отдела автоматизации территориального градостроительного кадастра осуществляется мэром города по представлению заведующего отделом и согласованию с начальником Главного управления архитектуры и градостроительства, заместителем мэра - директором Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию, заместителем мэра по кадровой политике, труду и занятости на условиях трудового договора (контракта).
Для обеспечения эффективности работы Департамента руководители структурных подразделений вносят предложения по изменению структуры Департамента и штатного расписания директору Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию - курирующему заместителю мэра.
Настоящее положение изменяется и корректируется в соответствии с изменением целей, задач, функций, обязанностей, прав, ответственности, возложенных на Департамент.

1.6. Юридический адрес, при наличии - расчетный счет

Органы местного самоуправления: мэрия, администрации районов, городская Дума являются юридическими лицами.
Юридическое лицо - структурно организованный субъект правоотношений, действующий на основании Устава (Положения) или учредительного договора. Имеет в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет юридическую ответственность.
В этом пункте Положения указывается юридический адрес (для юридических лиц) либо местонахождение (для структурных подразделений, не являющихся юридическим лицом) подразделения, при наличии - текущий расчетный счет.
Например:
Юридический адрес Департамента: 445011, РФ, г. Тольятти, ул. Белорусская, 33, Департамент по строительству, архитектуре и землепользованию г. Тольятти.
Расчетный счет: ИНН 6320001741, Счет № 40603810800000000003; БИК 043678838 в Тольяттихимбанке.
В раздел 1 "Общие положения" могут быть включены другие сведения, конкретизирующие статус структурного подразделения исполнительных органов местного самоуправления.

2. Раздел "ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ"

2.1. Цели деятельности подразделения

Содержание этого раздела должно содержать основные цели и задачи структурного подразделения.
Главным принципом, которым следует руководствоваться при создании "Положения о структурном подразделении" является принцип целеполагания, т.е. правильного и точного определения цели деятельности структурного подразделения:
деятельность каждой службы, подразделения должна быть целенаправлена, т.е. ориентирована на конкретную цель, конечные результаты, определенные общим назначением органов местного самоуправления и конкретным назначением данной службы или подразделения в общей структуре органов местного самоуправления.
Целью деятельности органов местного самоуправления является разработка и реализация социально-экономической политики развития города; решение вопросов местного значения (вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения), определенных Уставом г. Тольятти и участие в решении вопросов государственного значения, перечень которых определен законодательством Российской Федерации и Самарской области. Кроме того, у ряда структурных подразделений исполнительных органов местного самоуправления (например, канцелярия, административно-хозяйственное управление, управление по ИО и АСУ мэрии) основной целью деятельности является обеспечение деятельности других структурных подразделений органов местного самоуправления.
Таким образом, цель деятельности подразделения формулируется из философии управления органами местного самоуправления и определяет смысл и назначение подразделения, его конечную задачу, принципиальную границу деятельности.
Цель в концентрированном виде отражает все функции и задачи, возложенные на подразделение.

2.2. Основные требования к формулировке цели

1. Цели должны определять конечный результат деятельности подразделения.
2. Цели должны быть ориентированы вовне.
Это означает, что цели структурных подразделений мэрии и администраций районов должны быть ориентированы на цели развития организации в целом. В дополнение к внешнеориентированным целям могут быть сформулированы внутренние цели, направленные на улучшение функционирования самого структурного подразделения, но при этом внутренние цели должны быть подчиненными по отношению к внешним целям.
3. Цели должны быть сформулированы конкретно.
Иными словами, цель не должна декларироваться как лозунг. Ее формулировка должна содержать ясность особенностей исполнения функций в конкретном структурном подразделении.
4. Цели должны быть сформулированы корректно, т.е. так, чтобы нельзя было применять различные толкования ее смысла. Требования корректности означают также, что цели должны формулироваться полно и комплексно, т.е. отражать все, что является главным назначением данного подразделения.
5. Цели должны быть измеримы.
Это означает, что результаты достижения целей можно было бы оценить (измерить) и тем самым определить эффективность (полезность) работы каждого структурного подразделения и организации в целом.
Например:
Целью деятельности Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию является:
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения г. Тольятти, в том числе рациональной планировки, застройки и благоустройства городской территории в соответствии с общими целями и программами развития города.
После определения целей деятельности подразделения необходимо определить перечень задач, относящихся к компетенции данного структурного подразделения.
Под задачей понимается определенный вид деятельности структурного подразделения, обеспечивающий выполнение поставленной перед подразделением цели.
Если для выполнения поставленных перед подразделением целей необходимо выполнение нескольких задач, то приводится их полный перечень от главных до второстепенных.
Например:
Для достижения поставленной цели Департаменту по строительству, архитектуре и землепользованию необходимо выполнение следующих задач:
1. Разработка и реализация общей стратегии строительства в городе Тольятти, предусматривающей строительство и реконструкцию зданий и сооружений на основе современных технологий и архитектурных решений; развитие инженерной инфраструктуры города.
2. Осуществление управления и экономического регулирования деятельностью строительного комплекса на территории г. Тольятти; координация деятельности предприятий строительной индустрии, энергетического комплекса и дорожного строительства по архитектурно-строительному развитию и благоустройству города.
3. Развитие строительной индустрии в г. Тольятти на основе внедрения прогрессивных ресурсосберегающих и экологически приемлемых технологий и эффективных форм хозяйствования.
4. Проведение работ по анализу, прогнозированию и определению приоритетных направлений в инвестировании строительного комплекса, в том числе существенное снижение доли объектов незавершенного строительства в соответствии с интересами и целями развития города.
5. Совершенствование лицензионной практики в сфере деятельности предприятий и организаций строительного комплекса.
6. Нормативно-правовое обеспечение деятельности городского строительного комплекса.

3. Раздел "ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ"

Содержание этого раздела должно отражать перечень основных функций структурного подразделения исполнительных органов местного самоуправления, который обеспечивает выполнение задач и достижение целей структурного подразделения.
Под функцией понимают постоянно возобновляемую и осуществляемую деятельность по реализации задачи; для исполнения задачи необходимо определить и исполнить некоторую совокупность функций. Одни и те же функции могут быть исполнены для достижения разных задач.
Под мероприятием понимают одно из действий (необязательно постоянно повторяющееся) по исполнению функции; для реализации функции необходимо определить и исполнить некоторую совокупность мероприятий. Одни и те же мероприятия могут быть исполнены для выполнения разных функций.
Схематично взаимосвязь между целями, задачами, функциями и мероприятиями можно представить следующим образом:

   ------------¬    
   ----¬ ----->------¬ ------>--------¬

¦1 +------>¦ +-+---->¦ +-+----->¦ ¦
¦ +-----¬ ¦1.1+-+---¬ ¦1.1.1+-+---¬ ¦1.1.1.1¦
¦ +---¬ ¦ ¦ +-+--¬¦ ¦ +-+--¬¦ ¦ ¦
¦ + ¬ ¦ ¦ ¦ + + ¬¦¦ ¦ + + ¬¦¦ ¦ ¦
¦
   --------+   ¦ ¦ L---- ¦  ¦¦ L------ ¦  ¦¦  L--------

¦ ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ----¬ ¦ ¦¦¦ ------¬ ¦ ¦¦¦ --------¬
¦ ¦
   ----+   ¦ ¦ ¦   +--  ¦¦ ¦     +--  ¦¦  ¦       ¦

¦ ¦ ¦ 3 ¦ ¦ ¦ L>¦1.2+--¬¦¦L>¦1.1.2+--¬¦¦L->¦1.1.1.2¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ + ¬¦ ¦ ¦ + ¬¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---- ¦¦¦ L------ ¦¦¦ L--------

¦ ¦ ¦ ¦ ¦
   ----¬ ¦¦ ¦  ------¬ ¦¦ ¦
   --------¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-->¦1.3¦ ¦¦L->¦1.1.3¦ ¦¦L-->¦1.1.1.3¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦L--->¦ ¦ ¦L---->¦ ¦
L---+---+----\¦/ L---- \¦/ L------ \¦/ L--------

\¦/ \¦/
Цели Задачи Функции Мероприятия

Различие между целями (задачами) и функциями (мероприятиями) состоит в том, что описание целей и задач отвечает на вопрос "что делать", а описание функций и мероприятий - на вопрос "что делать, чтобы сделать". Следуя той же логике, цели и задачи подразделения определяются существительным, а функции и мероприятия - глагольной формой.
Функции должны быть четко сформулированы на основе глубокого изучения деятельности органов местного самоуправления в целом и структурного подразделения в частности, а также необходимости распределения всего объема работ между внутренними звеньями структурного подразделения.

Основные требования к описанию функций подразделения

1. Полнота охвата всех видов деятельности органов местного самоуправления, т.е. ни один вопрос местного значения, ни одно делегирование полномочий не должно быть упущено, все они должны быть вменены в виде функций подразделениям.
2. Исключение дублирования, т.е. должно быть исключено исполнение одних и тех же функций несколькими подразделениями и сохранено только обоснованное дублирование.
3. Результативность функций, т.е. формулировка функций должна обеспечивать возможность оценки (измерения) достигаемого результата.
4. Наследование, т.е. функции отдельных специалистов не должны выходить за рамки функций подразделения и функции подразделения должны быть обеспечены функциями специалистов. Кроме того, функции подразделения должны соответствовать полномочиям местного самоуправления в решении вопросов местного значения, делегированных государственных полномочий, а также деятельности, обеспечивающей по отношению к другим подразделениям.
5. Отсутствие избыточности, т.е. функции подразделений не должны выходить за рамки делегированных полномочий, вопросов местного значения.
6. Достаточность обеспечения, т.е. для надлежащего выполнения функций подразделения необходимо материальное, правовое, информационное и другие виды обеспечения в достаточном объеме.
7. Системность, т.е. при описании функций структурных подразделений должны быть учтены связи этого подразделения с другими структурами.
8. Эффективность, т.е. именно предлагаемый набор функций структурного подразделения должен обеспечить достижение обозначенной цели с наименьшими затратами.
Например:
Департамент по строительству, архитектуре и землепользованию для решения задачи 1: "Разработка и реализация общей стратегии строительства в городе Тольятти, предусматривающей строительство и реконструкцию зданий и сооружений на основе современных технологий и архитектурных решений; обеспечение инженерной инфраструктуры развития города" осуществляет следующие функции:
1. Разрабатывать годовую и перспективную программы капитального строительства по городскому, областному заказу и областным разделам федеральных программ, составлять титульный список, осуществлять финансирование строительства этих объектов в пределах средств, определенных планами социально-экономического развития города.
2. Разрабатывать и утверждать основные направления территориального и градостроительного развития, правила застройки города, положения и требования в строительстве, порядок проведения экспертиз; согласовывать и утверждать документацию.
3. Организовывать проведение конкурсов-аукционов проектов и разработок, решающих задачи архитектуры, строительства, техперевооружения производства, развития базы строительной индустрии, эффективного использования территории.
4. Выдавать разрешения на строительство на землях городского фонда любых объектов, независимо от их принадлежности и форм собственности.
Аналогично задаче № 1 перечисляются функции для всех остальных задач подразделения.

4. Раздел "ПРАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ"

4.1. Порядок планирования работы и отчетности

В этом пункте раздела необходимо описать порядок деятельности структурного подразделения, планирование работы и отчетности, организации контроля и проверки деятельности подразделения. Необходимо указать, кто разрабатывает и согласовывает планы работы подразделения, кто осуществляет контроль за выполнением планов мероприятий.
Планирование - это система регулирования деятельности работников структурных подразделений органов местного самоуправления, состоящая в повременном определении перечня мероприятий и достигаемых результатов определенного количества и качества в заданные сроки для наиболее эффективного выполнения функций, задач и целей подразделения (см. схему взаимодействия целей, задач, функций и мероприятий раздел 3).
Контроль - это система регулирования деятельности работников структурных подразделений органов местного самоуправления, направленная на выполнение работы (перечня мероприятий) определенного количества и качества в заданные сроки и установление соответствия достигнутых результатов запланированным.
Например:
Мероприятия по организации работы Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию мэрии г. Тольятти планируются и выполняются по заданиям заместителя мэра - директора Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию.
Планы мероприятий разрабатываются руководителями структурных подразделений Департамента поквартально и помесячно; утверждаются заместителем мэра - директором Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию.
Контроль за выполнением планов мероприятий осуществляет заместитель мэра - директор Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию.

4.2. Права, необходимые для выполнения задач и функций,
возложенных на подразделение

В этом пункте раздела указываются права структурного подразделения, необходимые для выполнения возложенных на него функций.

Основные требования к описанию прав
структурного подразделения

1. Права, обязанности и ответственность структурного подразделения должны быть конкретизированы по основным функциям, исполняемым в подразделении.
2. При изложении прав подразделения необходимо отразить их соответствие Конституции РФ, действующему законодательству, постановлениям правительства и вышестоящих органов, а также документам, регламентирующим деятельность внутри органов местного самоуправления.
Перечень основных прав подразделения целесообразно дополнить общими правами, применимыми к условиям работы любого подразделения:
- требовать письменного оформления нормативных, исполнительно-распорядительных и иных документов;
- принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с полномочиями данного подразделения;
- запрашивать в структурных подразделениях органов местного самоуправления и получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для выполнения функций, определенных в Положении о структурном подразделении.
Следует дополнительно выделить специальные права подразделения, если оно наделено ими в отличие от других аналогичных подразделений (право самостоятельно распоряжаться определенными средствами и т.п.).
Например:
Департамент по строительству, архитектуре и землепользованию имеет право:
1. Разрабатывать годовую и перспективную программы капитального строительства по городскому, областному заказу и областным разделам федеральных программ, составлять титульный список, осуществлять финансирование строительства этих объектов в пределах средств, определенных планами социально-экономического развития города.
2. Осуществлять разработки и утверждения основных направлений территориального и градостроительного развития, положения и требования в строительстве, порядок проведения экспертиз, согласовывать и утверждать документацию.
3. Организовывать и проводить конкурсы-аукционы проектов и разработок, решающих задачи архитектуры, строительства, техперевооружения производства, развивать базы строительной индустрии, эффективно использовать территории. Выдавать разрешения на строительство на землях городского фонда любых объектов независимо от их принадлежности и формы собственности.
4....
5. Запрашивать и получать в структурных подразделениях исполнительных органов местного самоуправления, городской Думе информацию, необходимую для выполнения функций, определенных в Положении о структурном подразделении.
6. Вносить предложения в соответствующие государственные органы о привлечении в установленном порядке к дисциплинарной ответственности лиц, нарушающих законодательство при использовании государственной и муниципальной собственности, а также за нарушения законодательства в капитальном строительстве.
7. Осуществлять контроль за исполнением Указов Президента, Законов Российской Федерации, постановлений и распоряжений мэра, решений городской Думы, действующих в пределах деятельности Департамента.

5. Раздел "СТРУКТУРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ"

5.1. Наименование подразделений, входящих в состав
данного отраслевого подразделения

Этот пункт раздела должен содержать информацию о структурных подразделениях, находящихся в непосредственном подчинении описываемого подразделения, в соответствии с утвержденной структурой и штатным расписанием.
Структура и штаты структурного подразделения определяются его руководителем, согласовываются и утверждаются мэром города (главой администрации района).
Руководитель структурного подразделения также определяет общие цели (назначение), задачи, критерии оценки результатов деятельности и основные функции для каждого подразделения в отдельности.
Если в состав структурного подразделения входят несколько подразделений, то для каждого из них руководитель соответствующего подразделения разрабатывает Положение, в котором определяет правовой статус, задачи, функции, права и обязанности, ответственность подразделения согласно "Инструкции о порядке составления, согласования и утверждения Положения о структурном подразделении исполнительных органов местного самоуправления" и данных методических рекомендаций.
Например:
Структура и штаты Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию формируется, исходя из основных целей и задач его деятельности.
В состав Департамента входят:
- Главное управление архитектуры и градостроительства:
- отдел автоматизации территориального градостроительного кадастра;
- Инспекция ГосАрхСтройНадзора;
- отдел по учету и распределению жилья;
- отдел анализа и разработки программ;
- отдел анализа и планирования застройки города;
- отдел планирования и разработки организационных проектов;
- сметно-договорной отдел;
- бухгалтерия.
Структура и штатное расписание Департамента утверждаются мэром города в установленном порядке.
Подбор и расстановка кадров в управлениях, отделах и службах Департамента осуществляются кадровыми службами совместно с руководителями этих подразделений.

5.2. Механизм приема, увольнения специалистов

В этом пункте раздела руководитель структурного подразделения указывает механизм приема и увольнения специалистов.
Прием на работу в исполнительные органы местного самоуправления и увольнение с муниципальной службы осуществляется на основании Распоряжения мэра города (главы администрации района) в соответствии с требованиями КЗоТ РФ, Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в РФ", Законом Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области" и квалификационными требованиями к специалисту.
Специалисты структурных подразделений исполнительных органов местного самоуправления принимаются на работу (назначаются на должность) и увольняются с работы (освобождаются от должности): в мэрии - мэром г. Тольятти по представлению руководителя структурного подразделения и согласованию с вышестоящими руководителями, курирующим заместителем мэра и заместителем мэра по кадровой политике, труду и занятости; в администрации района - главой администрации района по представлению руководителя структурного подразделения и согласованию с вышестоящими руководителями, руководителем аппарата - управляющим делами и курирующим заместителем главы администрации района.
При наличии нескольких кандидатов на должность прием осуществляется в результате конкурсного отбора, исходя из уровня образования, уровня квалификации, опыта и стажа работы.
При поступлении на муниципальную службу не допускается установления каких-либо ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией и законами Российской Федерации.
По инициативе мэра города Тольятти служащий муниципальной службы может быть уволен в случаях:
- достижения им предельного возраста - 60 лет, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы;
- прекращения гражданства Российской Федерации;
- несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего Уставом г. Тольятти, Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в РФ" и Законом Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области";
- разглашения сведений, составляющих государственную, муниципальную и иную охраняемую законом тайну;
- в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в РФ" и Законом Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области".
Например:
Прием на работу специалистов Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию осуществляется на основании Распоряжения мэра согласно КЗоТ РФ и Закона Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области".
Специалист принимается на работу в Департамент по представлению руководителя Управления или отдела и согласованию с заместителем мэра - директором Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию и заместителем мэра по кадровой политике, труду и занятости на условиях трудового договора (контракта).
Увольнение специалистов из Департамента осуществляется согласно КЗоТ РФ и Закона Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области" на основании распоряжения мэра города по согласованию с заместителем мэра - директором Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию и заместителем мэра по кадровой политике, труду и занятости.
или:
Специалист автоматизации территориального градостроительного кадастра назначается на должность и освобождается от должности распоряжением мэра по представлению заведующего отделом и согласованию с начальником Главного управления архитектуры и градостроительства, заместителем мэра - директором Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию, заместителем мэра по кадровой политике, труду и занятости на условиях трудового договора (контракта).

5.3. Взаимодействие с другими структурными подразделениями,
организациями и государственными органами
в соответствии с осуществляемыми функциями

В этом пункте раздела указываются подразделения, с которыми взаимодействует в работе данное подразделение и функции, при выполнении которых происходит взаимодействие подразделений.
Например:
Департамент по строительству, архитектуре и землепользованию в своей работе взаимодействует:
С Финансовым управлением:
- проводит работу по совершенствованию системы ценообразования и формирует условия для стабилизации цен на строительство, материалы, продукцию предприятий строительной индустрии;
- создает фонд поддержки предпринимателей в строительном комплексе, участвует в создании инновационного фонда, фонда материальных и сырьевых ресурсов.
С Комитетом по управлению муниципальным имуществом:
- готовит рекомендации и участвует в работе комиссий по приватизации объектов строительного комплекса;
- содействует Комитету по управлению имуществом в осуществлении контроля за использованием федерального и городского имущества в строительном комплексе.
С Управлением по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям:
- участвует в разработке и реализации планов по гражданской обороне, ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
С физическими и юридическими лицами города:
- заключает контракты с юридическими и физическими лицами в качестве заказчика по объектам, финансируемым из городского, областного и федерального бюджетов.

6. Раздел "РУКОВОДСТВО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ"

6.1. Кем возглавляется подразделение

В этом пункте раздела указывают должность муниципального служащего - руководителя подразделения в соответствии с организационной структурой и штатным расписанием.
Например:
Департамент по строительству, архитектуре и землепользованию возглавляет заместитель мэра - директор Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию.

6.2. Порядок назначения на должность
и освобождение от должности

В этом пункте раздела указывается, кто назначает и отстраняет от должности руководителя структурного подразделения и как происходит эта процедура.
В соответствии с Уставом г. Тольятти мэр города назначает на должность руководителей структурных подразделений мэрии и освобождает их от должности по представлению вышестоящих руководителей, после согласования с курирующим заместителем мэра и заместителем мэра по кадровой политике, труду и занятости.
Мэр города самостоятельно назначает и освобождает от должности заместителей мэра города, глав районных администраций; первого заместителя мэра - по согласованию с городской Думой.
В администрациях районов руководителей структурных подразделений администрации района назначает на должность и освобождает от нее глава администрации района по представлению вышестоящих руководителей, после согласования с руководителем аппарата - управляющим делами и курирующим заместителем главы администрации района.
Например:
Заместитель мэра - директор Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию назначается на должность и освобождается от нее мэром города Тольятти на условиях трудового договора (контракта).
или
Заведующий отделом автоматизации территориального кадастра назначается на должность и освобождается от нее Распоряжением мэра по представлению начальника Главного управления архитектуры и градостроительства и согласованию с заместителем мэра - директором Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию, заместителем мэра по кадровой политике, труду и занятости на условиях трудового договора (контракта).

6.3. Кем утверждаются должностные инструкции руководителя
и сотрудников подразделения (разработка в соответствии
с требованиями Положения "О порядке составления,
согласования и утверждения должностных инструкций
муниципальных служащих исполнительных органов
местного самоуправления г. Тольятти")

В этом пункте раздела указываются должностные лица, которые утверждают положения о структурных подразделениях, должностные инструкции руководителя и сотрудников структурного подразделения.
Положение о структурном подразделении мэрии утверждается мэром города, в районных администрациях - главами администраций районов.
Проект положения о структурном подразделении разрабатывается руководителем структурного подразделения мэрии города и согласовывается с:
- вышестоящими руководителями;
- управлением по работе с персоналом мэрии;
- юридической службой мэрии;
- методическим отделом мэрии;
- заместителем мэра по кадровой политике, труду и занятости;
- заместителем мэра, курирующим деятельность подразделения и утверждается постановлением мэра города.
Проект положения о структурном подразделении администрации района разрабатывается руководителем структурного подразделения и согласовывается с:
- вышестоящими руководителями;
- кадровой службой администрации района;
- юридической службой администрации района;
- руководителем аппарата - управляющим делами;
- заместителем главы администрации района, курирующим деятельность подразделения;
и утверждается постановлением главы администрации района.
Должностная инструкция руководителя структурного подразделения в мэрии утверждается мэром города Тольятти; в администрациях района - главой администрации.
Должностные инструкции специалистов утверждаются заместителем мэра, курирующим соответствующее подразделение по согласованию с заместителем мэра по кадровой политике, труду и занятости; в администрациях районов - заместителем главы администрации, курирующим соответствующее подразделение.
При необходимости положение о структурном подразделении согласовывается с другими подразделениями, взаимодействующими по функциям с данным подразделением.
Оригинал положения хранится в архиве канцелярии мэрии г. Тольятти (канцелярии администрации района) согласно "Перечню типовых документов, образующихся в деятельности министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения".
Копия утвержденного положения направляется в Управление по работе с персоналом мэрии города (отдел кадров администрации района) и структурное подразделение исполнительных органов местного самоуправления для хранения и работы.
При преобразовании структурного подразделения, а также изменении целей, задач, функций в 10-дневный срок разрабатывается положение в новой редакции.
Датой ввода положения о структурном подразделении в действие является дата его утверждения постановлением мэра г. Тольятти, если в тексте постановления не указана другая дата; для администраций районов - дата утверждения постановлением главы администрации района.
Например:
Положение о Департаменте по строительству, архитектуре и землепользованию разрабатывается директором Департамента и утверждается мэром г. Тольятти.
Положение о структурных подразделениях Департамента разрабатывается руководителями структурных подразделений и утверждается мэром города.
Должностные инструкции директора Департамента и руководителей структурных подразделений Департамента утверждает мэр города.
Должностные инструкции специалистов Департамента утверждает заместитель мэра - директор Департамента по строительству, архитектуре и землепользованию.

6.4. Основные права и обязанности руководителя

Этот пункт раздела содержит перечень основных прав, предоставляемых руководителю структурного подразделения для выполнения возложенных на него функций, и перечень основных обязанностей, выполняемых руководителем.
Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом структурного подразделения и организации его деятельности. Руководитель несет ответственность за функционирование структурного подразделения и располагает строго определенными правами и обязанностями.

Основные требования к описанию прав руководителя
структурного подразделения

1. Права и обязанности руководителя структурного подразделения должны быть конкретизированы по основным функциям, исполняемым руководителем.
2. Каждая формулировка прав руководителя должна быть сопряжена с соответствующей его обязанностью.
3. При изложении прав и обязанностей руководителя подразделения необходимо отразить их соответствие Конституции РФ, действующему законодательству, постановлениям правительства и вышестоящих органов, а также документам, регламентирующим деятельность внутри органов местного самоуправления.
Перечень основных прав руководителя подразделения целесообразно дополнить общими правами, применимыми к условиям работы любого руководителя:
- требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий (должностной инструкции), создания условий для их выполнения;
- принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
- запрашивать в установленном порядке и получать информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
- вносить предложения о совершенствовании муниципальной службы своему руководителю;
- участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности;
- повышать квалификацию и продвигаться по службе;
- прочие права.
Перечень основных обязанностей руководителя подразделения целесообразно дополнить общими обязанностями, применимыми к условиям работы любого руководителя:
- соблюдать и исполнять требования Конституции Российской Федерации, законодательные акты Российской Федерации и Самарской области, Устав г. Тольятти, нормативные акты, регулирующие правоотношения в сфере органов местного самоуправления;
- исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей в порядке подчиненности, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
- исполнять требования, отраженные в Должностной инструкции руководителя;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленного в органах местного самоуправления, порядок работы со служебной информацией;
- поддерживать необходимый для должности уровень квалификации;
- соблюдать нормы служебной этики;
- прочие обязанности.
Например:
Директор Департамента имеет право:
- руководить деятельностью Департамента, действовать от имени Департамента, представлять его интересы, заключать договоры, выдавать доверенности, издавать приказы и давать указания, обязательные для исполнения всех работников Департамента;
Директор Департамента обязан:
- контролировать выполнение приказов и указаний, организовывать повышение уровня квалификации работников Департамента; контролировать соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, установленного в органах местного самоуправления, порядка работы со служебной информацией.

6.5. Устанавливаемая в соответствии с действующим
законодательством ответственность руководителя структурного
подразделения за несвоевременное и некачественное выполнение
структурным подразделением возложенных на него функций

Ответственность - обязанность и готовность руководителя структурного подразделения отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.
В этом пункте раздела необходимо указать, какую ответственность несет руководитель структурного подразделения при невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на него функций.
Ответственность должна формулироваться конкретно, в том числе с указанием дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, определенных в соответствии со статьями 11, 15 Закона Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области", либо содержать ссылку на указание статьи Закона.
Виды и формы ответственности должностных лиц местного самоуправления определяются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Ответственность должностных лиц (руководителей) перед законом возникает в случае принятия должностными лицами решений, нормативно-правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству, законам субъектов Российской Федерации, уставу муниципального образования.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение руководителем возложенных на него обязанностей, на руководителя могут налагаться дисциплинарные и иные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.
Например:
Департамент в лице директора несет ответственность в соответствии со статьей 11, 15 Закона Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области" перед мэром города:
- за выполнение обязанностей по управлению и экономическому регулированию деятельности строительного комплекса;
- за обеспечение строительства и ввода в эксплуатацию объектов, включенных в социально-экономические программы Российской Федерации, городской Думы и мэрии города и финансируемых из их бюджетов за создание условий, обеспечивающих развитие рыночных отношений в строительном комплексе и стабилизации их деятельности;
- за выполнение предприятиями, осуществляющими свою деятельность в строительстве, соблюдения государственных стандартов, норм и правил;
- за использование предоставленных Департаменту прав в соответствии с законами Российской Федерации, решениями городской Думы, постановлениями и распоряжениями мэрии города;
- за своевременное и качественное выполнение планов работ Департамента.
В структуру документа "Положение о структурном подразделении" могут быть включены дополнительные разделы, которые должны следовать после обязательных разделов (1 - 6).

Перечень используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Закон, 28 августа 1995 года, № 154-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 17.
3. Устав (Основной закон) Самарской области. - Самара.
4. Закон Самарской области "О местном самоуправлении в Самарской области". - Самара.
5. Устав города Тольятти. - Тольятти, Решение городской Думы от 22 мая 1996 года, № 243.
6. А.А. Замотаев. Местное самоуправление: Основные понятия и термины. - М.: Редакционно-издательский центр "Муниципальная власть", 1999.
7. Государственное и муниципальное управление: Справочник. - М.: "Издательство Магистр", 1997.
8. В.М. Манохин. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. - М.: Юрист, 1997.
9. Муниципальный менеджмент: Учебное пособие для вузов /Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
10. Управление персоналом: энциклопедический словарь /под ред. А.Я. Кибанова, - М.: Инфра-М, 1998.
11. Энциклопедический словарь работника кадровой службы /под общ. ред. В.М. Анисимова. - М.: ИНФРА-М, 1999.
12. //Управление персоналом. - 1998. - № 10. - с. 70 - 75, 107.
13. //Управление персоналом. - 1999. - № 1. - с. 69.

Заведующая методическим отделом
Е.А.ТУПИКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru