РЕШЕНИЕ СЫЗРАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 30.05.2001 № 33
"О ПРОГРАММЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В Г. СЫЗРАНИ НА 2001 - 2005 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
"Вестник местного самоуправления г. Сызрани", № 5 (II квартал 2001 г.)
СЫЗРАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2001 г. № 33
О ПРОГРАММЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В Г. СЫЗРАНИ
НА 2001 - 2005 ГГ.
В соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении" от 03.04.1996 № 28-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 24.01.98 № 80 о федеральной целевой программе "Энергосбережение России на 1998-2005 гг.", Законом Самарской области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии в Самарской области от 16.07.98 № 12-ГД, Постановлением Губернатора Самарской области "О целевой программе энергосбережения в Самарской области на 2000 - 2005 гг." от 17.05.2000 № 140, Постановлением Главы Администрации г. Сызрани "О программе энергосбережения на 2001 - 2005 гг." от 19.04.2001 № 673 Сызранская городская Дума решила:
1. Утвердить программу энергосбережения в г. Сызрани на 2001 - 2005 гг.
2. Рекомендовать Управлению жилищно-коммунального и дорожного хозяйства (Малышев В.П.) разработать "Положение о материальном стимулировании участников реализации энергосберегающих проектов, осуществляемых в рамках программы энергосбережения в г. Сызрани на 2001-2005 гг.".
3. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комиссию по услугам жизнеобеспечения города (Гришин С.Г.).
Глава города, председатель
Сызранской городской Думы
В.Г.ЯНИН
Приложение № 1
к Решению
Сызранской городской Думы
от 30 мая 2001 г. № 33
ПРОГРАММА
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В Г. СЫЗРАНИ НА 2001 - 2005 ГГ.
Паспорт Программы
Наименование Программы - программа энергосбережения в г.
Сызрани на 2001 - 2005 гг.
Заказчик - Администрация города
Цели и задачи - повышение эффективности
программы использования топливно -
энергетических ресурсов, сокращение
финансовых затрат на обеспечение
энергоснабжения, дотаций из
местного бюджета на покрытие
энергозатрат объектов социальной
сферы, улучшение экологической
обстановки в городе
Сроки и этапы - первый этап - 2001 - 2003 годы
реализации программы второй этап - 2004 - 2005 годы
Исполнители основных - предприятия и организации города,
мероприятий программы имеющие на балансе объекты
энергетики и социальной сферы
Источники - средства городского бюджета и
финансирования собственные средства предприятий
и организаций на базе инвестиционных
проектов и бизнес - планов
внедрения
Ожидаемые конечные - снижение затрат на энергоснабжение,
результаты реализации применение эффективных
программы систем и технологий, внедрение
учета и регулирования энергоресурсов,
переход к системам контроля и
регулирования качества энергии
Система организации - контроль за исполнением программы
контроля за осуществляет Управление жилищно -
исполнением коммунального и дорожного хозяйства
программы и
координация
деятельности
1. Содержание проблемы, основные цели
и задачи программы
Федеральный закон "Об энергосбережении" № 28-ФЗ от 03.04.1996 определяет энергосбережение как реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот источников энергии, ранее не использовавшихся предприятиями и организациями.
Потенциал энергосбережения - количество топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР), которое можно сберечь в результате реализации технически возможных и экономически оправданных мер по повышению эффективности использования энергоресурсов при условии сохранения или снижения техногенного воздействия на окружающую среду.
Реализация государственной энергосберегающей должна обеспечить экономическую заинтересованность в первую очередь потребителей и энергопроизводителей в экономии энергетических ресурсов, сократить затраты потребителей, включая население, на оплату потребляемых ТЭР, улучшить экологическую обстановку в городе.
Склонность внедрения энергосберегающих мероприятий объясняется значительным сроком службы имеющегося энергетического оборудования и его значительной стоимостью, что в значительной мере не позволит сразу и повсеместно решить проблему по эффективному использованию ТЭР. Однако это не значит, что реализация программы невозможна. Ее основой должно быть экономическое давление со стороны потребителей ТЭР на производителей, т.к. последних в значительной степени устраивает существующий порядок взаимоотношений - ведь любые затраты оплачиваются в силу процесса естественной монополизации рынка ТЭР.
Существенным осложнением конкуренции и развития демонополизации в сфере топливно-энергетического комплекса явилась отмена "Правил пользования тепловой и электрической энергией" (Приказ Минтопэнерго России от 10.01.2000 № 2), который фактически ликвидировал "правила игры", т.е. взаимоотношений потребителей и производителей, и поставил в более привилегированное положение крупные предприятия топливно-энергетического комплекса с их более мощными юридическими службами, чем у малых предприятий - производителей ТЭР.
Процесс получения тепловой и электрической энергии на территории города связан со сжиганием топливных ресурсов, годовой объем которых составляет:
- газ природный - более 500 млн. куб.м;
- мазут - более 60 тыс.т;
- твердое топливо (в пересчете на уголь) - 2,3 тыс. т;
и предопределяет огромный выброс вредных веществ в атмосферу, таких как сажа, окислы серы и ванадия, твердые не сгоревшие остатки, а также увеличение затрат на топливную составляющую. Так, если при использовании природного газа в виде топлива топливная составляющая в себестоимости энергии (в действующих ценах) составляет 27-33%, то при использовании угля - 40-45%, мазута - 60-70%, иными словами достижение себестоимости энергии на уровне систем, использующих в качестве энергоносителя природный газ, достижимо при стоимости 1 т: мазута - 445-455 руб., угля - 270-280 руб., что говорит о необходимости разработки ограничительных организационных мер по использованию более дорогих источников энергии с целью использования более дешевого энергоносителя и их привлекательности для предприятий и организаций.
2. Сроки и этапы реализации программы
Работы по экономии ресурсов проводятся в два этапа.
На первом этапе (2001 - 2003 годы) должны быть реализованы мероприятия со сроком окупаемости до трех лет и мероприятия, направленные на улучшение условий жизни людей:
- организационно-технические мероприятия по улучшению работы районных котельных и тепловых сетей;
- внедрение приборов учета на границах раздела, вводах, котельных, предприятиях.
На втором этапе (2004 - 2005 годы) должны быть реализованы наиболее затратные мероприятия с более длительным сроком окупаемости, которые позволят снизить расход энергии и бюджетные покрытия затрат.
3. Механизм реализации программы
Механизмы финансово-экономического обеспечения реализации программы включают в себя сбалансированные системы стимулирования и принуждения к энергосбережению структур управления всех уровней, выделяющих средства для оплаты ТЭР, а также энергопотребляющих и энергопроизводящих организаций, систему финансирования энергосберегающих мероприятий и проектов.
Названные системы разрабатываются для двух групп организаций, отличающихся источниками финансирования при оплате ТЭР:
первая - организации, которым ТЭР частично или полностью оплачиваются из местного бюджета;
вторая - организации, которые оплачивают ТЭР полностью из собственных средств.
Для первой группы организаций необходимо разработать систему не только принуждения, но и стимулирования, цель которой - обеспечить экономию бюджетных средств. Сэкономленные в результате внедрения энергосберегающих мероприятий бюджетные средства остаются в распоряжении этой организации или органа исполнительной власти на период окупаемости проектов плюс один год.
Если организация не занимается проблемами снижения энергопотребления, то орган местного самоуправления должен сократить бюджетное финансирование этой организации на величину потенциала энергосбережения.
Такая система стимулирования и принуждения может работать только тогда, когда средства для оплаты ресурсов бюджетным организациям будут планироваться отдельной строкой в финансовых планах и бюджете города на основе устанавливаемых энерголимитов.
Механизм финансирования энергосберегающих мероприятий и проектов в бюджетной сфере состоит из прямых бюджетных вложений и дополнительных, выделяемых из средств, сэкономленных ранее за счет энергосбережения. Последнее требует разработки и утверждения порядка консолидации и использования сэкономленных средств.
При реализации Программы следует учитывать рыночное изменение цен на энергоносители, т.е. внедрение 2-х и 3-х топливных источников энергии, что даст возможность вариантного использования более дешевого энергоносителя.
Реализация Программы должна осуществляться с обязательной разработкой инвестиционных проектов или бизнес - планов, разработанных как самой организацией или предприятием, так и с привлечением специализированных (в т.ч. научно-исследовательских) подразделений.
Одним из значительных разделов Программы энергосбережения является установка приборов учета. При ее реализации следует иметь в виду необходимость соблюдения стадийности в их установке.
Первый этап - границы раздела между энергетическими, вводы в котельные, центрально-тепловые пункты, насосные станции, скважины и т.д.
Второй этап - инженерные вводы энергообеспечения объектов социальной сферы.
Третий этап - индивидуальные вводы потребителей внутри объектов социальной сферы,
однако не следует следовать этому условному делению догматично, т.к. на объектах, входящих во 2-й и 3-й этап и имеющих разногласия с энергоснабжающей организацией, целесообразно выполнять эту работу в рамках 1-го этапа.
Вместе с этим является актуальной установка приборов учета организациями и предприятиями несоциальной сферы, т.к. упразднение "Правил пользования тепловой и электрической энергией" (приказ Минтопэнерго от 10.01.2000 № 2) ставит необходимостью включения в соответствующие договоры на потребление энергии обязательного пункта об установке приборов учета с выполнением всех увязок с действующим законодательством.
Реализация программы осуществляется с применением всех источников финансирования и применением мер экономического стимулирования участников программы.
Расчет экономической эффективности внедренных мероприятий по энергосбережению согласовывается с Управлением жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации города.
4. Финансовое обеспечение программы
При определении объемов средств, необходимых для выполнения программы, использованы ТЭО и заявки руководителей предприятий и организаций города.
В таблице № 1 представлены раздельно по источникам финансирования затраты по годам на выполнение программы и получаемая при этом годовая экономия.
Затраты на финансирование программы в целом определяются как сумма затрат по годам.
Экономия, полученная после выполнения программы, подсчитывается нарастающим итогом.
5. Контроль за ходом реализации программы
Городской финансовый отдел осуществляет контроль за выполнением и расходованием средств городского бюджета, направляемых для выполнения программы, а также за порядком консолидации экономии, полученной от реализации энергосберегающих мероприятий в рамках целевого бюджетного фонда.
Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации города анализирует ход выполнения программы. Головной исполнитель программы с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.
Комитет по экономике и финансам совместно с Управлением жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации города осуществляют при необходимости контрольные проверки хода реализации программы. По результатам контрольных проверок на рассмотрение Главе Администрации города представляются предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования программы или об их прекращении и корректировке программы.
Информация о ходе выполнения программы и целевом и эффективном использовании выделяемых бюджетных средств, о привлечении внебюджетных средств, о конечных результатах программы представляется Главе Администрации города Управлением жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации города совместно с Комитетом по экономике и финансам в установленном порядке.
Приложение
к Программе
энергосбережения в г. Сызрани
на 2001 - 2005 годы