ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧАПАЕВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 30.08.2001 № 74
"О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГОРОДЕ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Чапаевский рабочий", 26.09.2001
ЧАПАЕВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2001 г. № 74
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА В ГОРОДЕ НА 2001 - 2005 ГОДЫ
Рассмотрев предоставленную концепцию развития физической культуры и спорта в городе Чапаевске на 2001 - 2005 годы МУ "Комитет по физической культуре и спорту администрации города", Чапаевская городская Дума постановила:
1. Принять концепцию развития физической культуры и спорта в городе Чапаевске на 2001 - 2005 годы (Приложение № 1).
2. Данное постановление опубликовать в газете "Чапаевский рабочий".
Председатель Чапаевской
городской Думы
Самарской области
Н.П.МАЛАХОВ
Приложение № 1
к Постановлению
Чапаевской городской Думы
Самарской области
от 30 августа 2001 г. № 74
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
СПОРТА В ГОРОДЕ ЧАПАЕВСКЕ НА 2001 - 2005 ГОДЫ
Введение
В социальной сфере России наблюдаются тревожные тенденции, связанные с усложнением и нестабильностью экономических и политических процессов. Решение актуальных проблем постоянно требует от человека больших нервных и физических затрат.
Если жесткая экономическая политика и структурная перестройка хозяйственной жизни страны способны в сравнительно короткие сроки оздоровить экономику, то процесс оздоровления нации является более длительным и сложным.
В этом смысле роль физкультурно - массовой работы исключительна и уникальна. Через физкультуру и спорт формируются высокая социальная адаптивность, нравственно - волевые, патриотические качества, а самое главное - здоровье человека. Система физической культуры представляет собой совокупность государственных и общественных форм деятельности, осуществляемой в целях физического воспитания населения, и рассматривается, как самостоятельная отрасль непроизводственной сферы человеческой деятельности. Одной из важнейших задач является формирование потребности населения города в здоровом образе жизни, вовлечение несовершеннолетних в занятия физической культурой и спортом, тем самым отвлекая детей и подростков от улицы, наркотиков, алкоголя.
С целью совершенствования системы физической культуры необходимо улучшить взаимодействие органов местного самоуправления, учреждений, организаций, здравоохранения и физической культуры, хозяйственных руководителей и общественных организаций в решении задач оздоровления граждан, качественной подготовки и переподготовки специалистов физической культуры и спорта, расширение материально - технической базы.
Основную потребность в физическом совершенствовании человека необходимо формировать, начиная с раннего возраста и закреплять в семье, школе, других учебных заведениях, при прохождении военной службы и в трудовых коллективах.
1. Состояние и проблемы развития физической
культуры и спорта в городе Чапаевске
Город Чапаевск имеет прочные традиции в развитии физкультурно - оздоровительной и спортивно - массовой работы.
По состоянию на 01.01.2001 в городе Чапаевске проживает 81700 человек. Регулярно посещают учебные занятия по физической культуре 9726 учащихся учебных заведений. Число занимающихся в секциях и группах по различным видам спорта, в физкультурно - оздоровительных группах и платно - абонементных группах составляет 7438 человек (Приложение № 1).
В городе функционируют 3 муниципальных спорт школы, в которых занимаются 2390 учащихся.
В городе работают 42 тренера - преподавателя и инструктора - методиста по спорту, из них 13 человек - с высшим образованием, 10 человек - со средне специальным. Остальные без специального физкультурного образования. Что составляет 33% от общего числа работающих в сфере физической культуры и спорта. (Приложение № 2)
Следует выделить, что город обеспечен спортсооружениями по микрорайонам:
1 жил район - с/к "Луч"
2 жил район - с/к "Химик"
3 жил район - с/з "Старт"
Проспект - с/к "Спартак"
Нагорный поселок - ст. "Восход",
но с/к "Спартак" (бывшая в/ч 3434) пока еще не передан в муниципальную собственность городу. А именно этот объект в состоянии обеспечить Проспект для занятий населения физической культурой и спортом. (Приложение № 3)
Характеристика городской среды и проблемный анализ ситуации показывают, что актуальными для развития физической культуры и спорта в г. Чапаевске являются следующие группы проблем:
1.1. Профессионально-деятельные
1.1.1. Недооценка социальной значимости информации о воспитательном и оздоровительном значении физкультуры и спортивной работы;
1.1.2. Дефицит специалистов по организации и проведению физкультурно - оздоровительной и спортивно - массовой работы, отсутствие системы переподготовки специалистов для работы по этому профилю.
1.1.3. Недостаточное материальное и моральное стимулирование специалистов и общественных кадров в системе физкультурной, оздоровительной и спортивной работы.
1.1.4. Отсутствие комплексной целевой программы развития физической культуры и спорта:
- по развитию ДЮСШ в городе
- по месту жительства;
- реабилитации социально незащищенных групп населения (инвалиды, пенсионеры и ветераны, группы риска).
Срок подготовки комплексной программы - 1 полугодие Срок подготовки комплексной программы - 1 .
1.2. Управленческие нормативно-правовые
1.2.1. Оптимизация управления физической культуры и спортом
1.2.2. Развитие системы общественного и частного спорта и включения ее в систему физкультурно - оздоровительной и спортивно - массовой работы.
1.2.3. Координация деятельности всех структурных подразделений администрации города Чапаевска по вопросам физкультурно - оздоровительной и спортивно - массовой работы.
1.2.4. Отсутствие четкой нормативно - правовой базы развития физической культуры и спорта по месту жительства населения.
1.3. Финансово-экономические
1.3.1. низкие темпы развития материально - технической базы существующих спортсооружений.
1.3.2. Недостаточное финансирование реконструкции, строительства и содержания физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений.
1.3.3. Отсутствие системы стимулирования и налоговых льгот для привлечения дополнительных средств на развитие физической культуры и спорта.
2. Цели и задачи развития системы физической
культуры и спорта
Основной целью является формирование и развитие единой городской среды физической культуры и спорта, наиболее полно обеспечивающей права горожан на поддержание здорового образа жизни.
Современное состояние социальной сферы, становление единого городского сообщества предполагают решение ряда задач в области развития физической культуры и спорта.
2.1. Организационно-управленческие задачи
2.1.1. Обеспечивание стабильности развития муниципальной системы физической культуры и спорта.
2.1.2. Координация деятельности муниципальных, государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом.
2.1.3. Программно - целевой подход и управление оздоровительной и спортивно - массовой работой на муниципальном уровне.
2.1.4. Контроль за использованием физкультурно - оздоровительных сооружений по их прямому назначению.
2.1.5. Совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов для физкультурно - оздоровительной и спортивно - массовой работы.
2.1.6. Регулярное изучение физкультурно - спортивных запросов жителей города Чапаевска и учет запросов при организации работы в образовательных учреждениях.
2.1.7. Развитие и поддержка муниципальными органами власти сети физкультурно - оздоровительными и спортивных объединений, центров, клубов.
2.1.8. Повышение роли местных органов общественного самоуправления по развитию физкультурно - спортивного движения в городских микрорайонах.
2.2. Информационно-пропагандистские задачи
2.2.1. Широкое использование средств массовой информации для формирования потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом граждан города.
2.2.2. Пропаганда здорового образа жизни населения.
2.2.3. Формирование общественного мнения, повышающего престиж специалистов в области физической культуры и спорта.
2.2.4. Освещение опыта работы лучших специалистов в области физической культуры и спорта г. Чапаевска.
2.2.5. Информационное обеспечение идеи приоритетности развития массового спорта.
2.3. Финансово-экономические задачи
2.3.1. Совершенствование материально - технической базы развития физической культуры и спорта.
2.3.2. Максимальное использование всех источников финансирования привлечением внебюджетных средств для развития физкультурно - оздоровительной работы.
2.3.3. Эффективное использование имеющихся спортсооружений.
2.3.4. Улучшение работы Городского физкультурно - спортивного реабилитационного клуба инвалидов "Стрела" (тенденция к большему охвату инвалидов города, в том числе и детей).
2.3.5. Создание в городе клуба юных олимпийцев для талантливых спортсменов.
2.3.6. Создание фонда развития физической культуры и спорта.
2.3.7. Возобновление работы КФК на предприятиях, организациях, учреждениях различной формы собственности.
2.3.8. Учредить стипендии для самых талантливых юных спортсменов, премии за лучшую постановку физкультурно - спортивной работы с детьми.
2.3.9. Улучшение спортивно - оздоровительной работы в подростковых клубах по месту жительства с целью привлечения неорганизованных детей и подростков в занятия спортом.
Решение указанных задач делает приоритетными следующие направления деятельности в сфере физкультурно - оздоровительной и спортивно - массовой работы.
3. Приоритетные направления развития физической
культуры и спорта в Чапаевске
3.1. Совершенствование управления физкультурно - спортивным движением.
Дальнейшее развитие и совершенствование физкультуры и спорта как важнейших составляющих социальной сферы жизни городского социума предполагает переход к новым принципам управления.
3.1.1. Эффективность управления сегодня требует:
- консолидации усилий муниципальных, общественных и иных организаций;
- концентрация средств и инвестиций;
- координация деятельности управленческих структур администрации города по решению актуальных задач физкультурно - оздоровительной и спортивно - массовой работы;
- развитие форм общественного самоуправления физической культурой и спортом;
3.1.2. Совершенствование управления физкультурно - спортивным движением включает активную, целенаправленную работу со средствами массовой информации по пропаганде развития физкультуры, спорта и здорового образа жизни.
3.1.3. Важнейшим условием современного подхода к управлению физической культурой и спортом является реализация единой кадровой политики, целью которой является обеспечение физкультурно - спортивными кадрами.
3.1.4. Одной из главных управленческих задач является сохранение и развитие сети физкультурно - оздоровительных и спортивных объектов.
3.2. Развитие системы физического воспитания и спорта в муниципальном образовании.
Сохранение здоровья обучающихся, воспитании у них осознанной необходимости в физическом совершенствовании традиционно является элементом образовательной системы на всех уровнях.
Укрепление здоровья детей и молодежи, формирование у них потребности в физкультурных занятиях является одной из главных целей образовательных учреждений и физкультурных организаций. Реализация заявленных целей требует особой заботы городских властей.
3.2.1. Для развития физического воспитания в учреждениях дошкольного образования рекомендуется рассмотреть возможность решения следующих вопросов:
- совершенствование материально - технической базы для занятий физической культурой в дошкольных учреждениях (создание спортивных городков, площадок, дорожек и т.п.);
- выполнение Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ" (ст.14 п. 2) в соответствии с которым физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в процессе включенных в программу физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях бесплатных учебных занятий по физической культуре продолжительностью, как правило, восемь часов в неделю;
3.2.2. Для развития физической культуры и спорта в системе общего и профессионального образования необходимо:
- выделять целенаправленные бюджетные средства на реконструкцию и строительство спортивной базы общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования;
- предусматривать при планировании строительства и реконструкции образовательных учреждений физкультурно - спортивную базу, включая плавательные бассейны;
- реконструкция и оснащение спортплощадок при школах;
- переход на 3-х часовую программу по физической культуре;
- компенсировать недостаточное количество уроков по физкультуре за счет расширения спортивных кружков и факультативов;
- поддержать введение образовательными учреждениями экзаменов по физической культуре по выбору в выпускных классах.
3.2.3. Укрепление сети загородных оздоровительных лагерей спортивной направленности.
3.2.4. Занятия физкультурой и спортом активно проводить через систему дополнительного образования.
3.2.5. Проведение спортивно - оздоровительных мероприятий с детьми и подростками под девизом: "Дети против наркотиков", "Молодежь против наркотиков", "Спорту - да, наркотикам - нет".
Государственные и муниципальные учреждения дополнительного образования спортивной направленности ДЮСШ - вместе с образовательными учреждениями других типов и видов составляют целостную образовательную систему, строящуюся с учетом интересов детей и запросов семьи, а также возможностей и перспектив экономического, демографического, культурного развития города.
Привлечение к систематическим занятиям спортом максимального числа детей делает необходимым следующие меры по развитию спортивных школ всех уровней:
- улучшение материально - технической базы спортивных школ;
- оказание финансовой поддержки спортивным школам на муниципальном уровне;
- создание системы стимулирования молодых тренеров и специалистов для обновления кадров и привлечения их к работе с детьми.
3.3. Организация физической культуры по месту жительства.
Исходя из приоритета территориального принципа развития физической культуры и массового спорта, значительного расширения прав местных органов самоуправления, необходимо:
3.3.1. Выделение в бюджете города финансовых средств на содержание физкультурно - оздоровительных и спортивных площадок по месту жительства.
3.3.2. Привлечение общественных кадров для работы на физкультурно - оздоровительных и спортивных объектах по месту жительства.
3.3.3. Развитие различных видов семейного спорта в системе организации спортивной работы по месту жительства.
3.4. Организация массовых физкультурно - спортивных мероприятий.
Важнейшим способом приобщения населения к физкультурно - спортивным занятиям, формирования у людей потребности в физическом совершенствовании, выработке патриотических и нравственно - волевых качеств, сохранения традиций массовых праздников является проведение физкультурно - спортивных мероприятий.
Для совершенствования системы физкультурно - спортивных мероприятий следует:
3.4.1. Разработать единую программу и календарь физкультурно - спортивных мероприятий города.
3.4.2. Обеспечить через средства массовой информации пропаганду спортивных мероприятий и здорового образа жизни.
3.4.3. Учитывать принципы зрелищности, массовости и низких затрат при проведении физкультурно - спортивных мероприятий.
3.4.4. Организация смотра - конкурса массовой физкультурно - оздоровительной работы за счет привлечения широких слоев населения к активным занятиям физкультурой, спортом создание условий для воспитания и формирования с детского возраста, среди "трудных подростков", взрослого населения здорового образа жизни, приобщая их к физкультуре, как составному элементу общенациональной культуры.
4. Программные меры и действия
Реализация концепции развития физической культуры и спорта в городе предполагает ряд первоочередных мер и действий:
4.1. Создание попечительских советов при администрации города с целью реализации комплексных программ в области развития физической культуры и спорта.
4.2. Довести объем финансирования на развитие физической культуры и спорта к 2005 году до 5% от расходной части бюджета города.
4.3. В комиссию по рассмотрению проектов застройки, вводу в эксплуатацию жилых массивов включать председателя городского спорткомитета по физической культуре и спорту.
4.4. Введение дополнительных и факультативных физкультурно - спортивных занятий за счет средств муниципального бюджета по отрасли образования.
4.5. Способствовать введению альтернативных, экспериментальных, авторских программ по видам спорта в муниципальных образовательных учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования.
4.6. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в области физической культуры и спорта.
4.7. Оборудовать в каждом районе спортивные площадки для работы с детьми и подростками по месту жительства.
4.8. Создание системы стимулирования творческой работы специалистов в области физической культуры и спорта через организацию профессиональных конкурсов "Учитель физической культуры года", "Лучший тренер года", "Лучший директор ДЮСШ", "Лучший директор спортсооружений" и т.д.
4.9. Создание системы стимулирования занятий физкультурой и спортом, здорового образа жизни работников предприятий и организаций, финансируемых из городского бюджета.
5. Ожидаемый результат
В ходе реализации концепции предполагается:
- сохранить существующую и создать широкую муниципальную материально - техническую базу физической культуры и спорта;
- создать систему организации физической культуры и спорта по месту жительства, что позволит сохранить традиции массового спорта;
- укрепить социальную сферу; увеличить число систематически занимающихся физической культурой и спортом до 11% от численности населения города; улучшить здоровье и работоспособность граждан; отвлечь детей, подростков, молодежь, от наркомании, алкоголя, улицы;
- обеспечить высокий моральный и физический потенциал граждан города, выступающий гарантом дальнейшего процветания города Чапаевска.
- в связи с увеличением числа занимающихся физической культурой и спортом в городе произойдет снижение заболеваемости горожан.
Приложение № 1
К концепции развития физической
культуры и спорта в городе
Чапаевске на 2001 - 2005 годы
ТАБЛИЦА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ЧИСЛО ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ НА 01.01.2001