Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ЛЕНИНСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА САМАРЫ ОТ 10.10.2007
<ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ПРОКУРОРА Г. САМАРЫ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПУНКТОВ 3.6, 3.8, 3.10.9, 3.10.10, 3.10.14 ПОЛОЖЕНИЯ "О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА", УТВЕРЖДЕННОГО РЕШЕНИЕМ ДУМЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА От 31.05.2007 № 435>

Официальная публикация в СМИ:
"Самарская Газета", № 45 (3838), 14.03.2008






ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА САМАРЫ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2007 года

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ткачева В.В. при секретаре Романовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Самары о признании недействующими пунктов 3.6, 3.8, 3.10.9, 3.10.10, 3.10.14 Положения "О территориальных органах Администрации городского округа Самара", утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 31.05.2007 № 435, с заинтересованными лицами Думой городского округа Самара и Главой городского округа Самара,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Самары обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением о признании недействующими пунктов 3.6, 3.8, 3.10.9, 3.10.10, 3.10.14 Положения "О территориальных органах Администрации городского округа Самара", утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 31.05.2007 № 435, подробно указав в заявлении на противоречия указанных норм требованиям действующего законодательства и Устава городского округа Самара.
В судебном заседании помощник прокурора г. Самары Бербасова А.Н. доводы заявления поддержала, дала объяснения, аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель Думы городского округа Самара (по доверенности) Притулина Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявления, ссылаясь на соответствие закону и Уставу городского округа оспариваемых пунктов Положения "О территориальных органах Администрации городского округа Самара", представив в обоснование своей позиции подробный письменный отзыв.
Представитель Главы городского округа Самара (по доверенности) Тапилин Ю.М. поддержал требования заявления прокурора г. Самары в части признания не соответствующими законодательству пунктов 3.6, 3.8 Положения "О территориальных органах Администрации городского округа Самара" и возразил против удовлетворения требований о признании противоречащими закону пунктов 3.10.9, 3.10.10, 3.10.14 указанного Положения, о чем данная сторона также представила подробный письменный отзыв.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту "а" пункта 1 ст. 22 Устава городского округа Самара Дума городского округа Самара является представительным органом городского округа Самара, компетенция которого подлежит определению по правилам ч.ч. 10, 11 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № Согласно подпункту "а" пункта 1 ст. 22 Устава "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то есть в соответствии с указанным Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Пунктом 3.6 Положения "О территориальных органах Администрации городского округа Самара", утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 31.05.2007 № 435, определено, что Глава администрации района может назначаться на должность по согласованию с Думой городского округа Самара.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт "б" пункта 4 ст. 24 Устава городского округа Самара, а не подпункт "б" пункта 2 ст. 24.
   ------------------------------------------------------------------

Между тем в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № Между тем в соответствии со ст. 44 Федерального "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структура, порядок формирования и полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования, при этом в соответствии со ст. 23 Устава городского округа Самара, которой определены полномочия и компетенция Думы городского округа Самара, в части формирования органов администрации к компетенции Думы отнесено лишь утверждение по представлению Главы городского округа Самара структуры администрации городского округа Самара; принятие по представлению Главы городского округа Самара решения об учреждении органов администрации городского округа Самара, являющихся юридическими лицами, и утверждение положений о них (подпункты "к", "л" пункта 5 ст. 23 Устава). В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 ст. 24 того же Устава Глава городского округа Самара возглавляет, формирует администрацию городского округа Самара путем назначения должностных лиц администрации городского округа Самара, ее органов и решения иных вопросов по организации работы администрации городского округа Самара и руководит ею на принципах единоначалия.
Таким образом, и федеральным законодательством, и Уставом городского округа Самара установлено, что формирование администрации, ее органов, назначение должностных лиц администрации и ее органов относятся к полномочиям только Главы городского округа Самара, Дума городского округа Самара правом по утверждению персонального состава администрации городского округа Самара не наделена.
В связи с этим довод представителя Думы о соответствии закону и Уставу рекомендательной нормы пункта 3.6 Положения "О территориальных органах Администрации городского округа Самара" суд находит необоснованным.
Пунктом 3.8 данного Положения предусмотрено, что "Дума городского округа Самара вправе принять Решение о выражении недоверия Главе администрации района. Данное Решение направляется Главе городского округа Самара для последующего принятия им решения в соответствии с действующим законодательством".
Нормами главы 10 Федерального закона от 06.10.2003 № Нормами главы 10 Федерального закона от "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлена ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами, в том числе установлена ответственность депутатов, членов выборных должностных лиц местного самоуправления, ответственность представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования и главы местной администрации.
Ответственность должностных лиц местной администрации перед представительным органом местного самоуправления, в том числе возможность выражения любым (по своему усмотрению) должностным лицам местной администрации недоверия представительным органом местного самоуправления действующим федеральным законодательством не закреплена.
Отсутствуют такие полномочия Думы городского округа Самара и в Уставе городского округа Самара, в том время как ничем иным кроме федерального законодательства, законодательства Самарской области, Устава городского округа Самара в силу уже упоминавшейся ч. 11 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № Отсутствуют такие полномочия Думы городского "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления закреплены быть не могут.
При этом ссылку представителя Думы на ст. 273 Бюджетного кодекса РФ суд находит несостоятельной, поскольку пункт 3 указанной нормы предусматривает право органа местного самоуправления только на возбуждение процедуры выражения недоверия соответствующему органу местного самоуправления и его должностным лицам, а не на непосредственное выражение недоверия руководителю территориального органа местной администрации.
Что касается существа спора между заявителем (с одной стороны) и заинтересованными лицами (с другой стороны) относительно оспаривания пунктов 3.10.9, 3.10.10, 3.10.14 Положения "О территориальных органах Администрации городского округа Самара", утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 31.05.2007 № 435, то суд при принятии решения исходит из предмета правового регулирования указанного Положения: в силу его преамбулы оно определяет порядок организации и деятельности территориальных органов Администрации городского округа Самара - администраций районов.
В связи с этим выявление нормативно-правового содержания пунктов 3.10.9, 3.10.10, 3.10.14 Положения должно осуществляться в их взаимосвязи со всем Положением в целом - так, определенные им полномочия Главы администрации района должны рассматриваться именно как принадлежащие должностному лицу, возглавляющему администрацию района.
Следовательно, и все Положение в целом, и отдельные его части регулируют деятельность не органа местного самоуправления городского округа Самары, а территориальных органов Администрации городского округа Самара (п. 7 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 1 ст. 25 Устава городского округа Самара).
При таких обстоятельствах суд критически оценивает доводы возражений Думы и Главы городского округа Самара против удовлетворения заявления прокурора г. Самары, поскольку все они основаны на неправомерном увязывании полномочий руководителей территориальных органов Администрации городского округа Самара с компетенцией самой Администрации городского округа Самара и Главы городского округа; при этом предоставление руководителям территориальных органов Администрации статуса заместителя Главы городского округа само по себе не передает им право на самостоятельное исполнение обязанностей всего органа местного самоуправления.
Поэтому суд считает обоснованными требования прокурора г. Самары о признании не соответствующими законодательству пунктов 3.10.9, 3.10.10, 3.10.14 Положения "О территориальных органах Администрации городского округа Самара", утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 31.05.2007 № 435:
Так, в соответствии с п. 3.10.9 Положения Глава администрации района согласовывает переустройство и перепланировку жилых помещений. В соответствии с п. 3.10.10 Положения Глава администрации района создает в установленном порядке межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Статьей 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления отнесено согласование переустройства и перепланировки жилых помещений; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Статьями 85 и 87 ЖК РФ определено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со статьей 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, определено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в указанном Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 22 Устава городского округа Самара в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара входят: а) Дума городского округа Самара - представительный орган городского округа Самара; б) Глава городского округа Самара - высшее должностное лицо городского округа Самара, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; в) Администрация городского округа Самара - исполнительно-распорядительный орган городского округа Самара, возглавляемый Главой городского округа Самара; г) Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Таким образом, администрации районов городского округа Самара не являются органами местного самоуправления, соответственно, в силу требований ст. 14 ЖК РФ, п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не обладают полномочиями по созданию комиссий для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Такими полномочиями наделены лишь органы местного самоуправления, а выше уже подчеркивалось - то обстоятельство, что Глава администрации района по должности является заместителем Главы городского округа Самара, не является основанием для самостоятельного принятия им решений по вопросам местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с приведенными нормами закона комиссия по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу создается органом местного самоуправления, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений отнесено к компетенции органов местного самоуправления, к которым администрация района городского округа Самара не относится.
Статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № Статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии со ст. 43 названного федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Администрация района городского округа Самара, являясь территориальным органом Администрации городского округа Самара, органом местного самоуправления в соответствии с положениями ст.ст. 22, 25 Устава городского округа Самара, не является; Глава администрации района городского округа Самара как должностное лицо местного самоуправления Уставом не определено. Статьей 37 Устава определены правовые акты, входящие в систему муниципальных правовых актов городского округа Самара, в которую правовые акты ни Главы администрации района городского округа, ни заместителей Главы городского округа Самара не включены.
Изложенное свидетельствует о том, что создание межведомственных комиссий заместителями Главы городского округа Самара - Главами администраций районов городского округа Самара, согласование ими переустройства и перепланировки жилых помещений противоречит требованиям действующего законодательства, Уставу городского округа Самара.
Пунктом 3.10.14 Положения определено, что Глава администрации района утверждает проекты границ земельных участков площадью до 100 кв. м, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Администрация района не является органом местного самоуправления городского округа Самара в соответствии с Уставом, правовые акты Главы администрации района (заместителя Главы городского округа Самара) в соответствии со ст. 37 Устава не входят в систему муниципальных правовых актов, соответственно Глава администрации района не вправе принимать решения по утверждению проектов границ земельных участков, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления.
Землеустроительной организацией администрация района также не является, так как является территориальным органом администрации городского округа Самара, ее полномочия не могут выходить за рамки общих полномочий Администрации, которая в соответствии с объемом предоставленных Уставом полномочия землеустроительных работ не осуществляет.
Все выше приведенные обстоятельства свидетельствуют о противоречии законодательству пунктов 3.6, 3.8, 3.10.9, 3.10.10, 3.10.14 Положения "О территориальных органах Администрации городского округа Самара", утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 31.05.2007 № 435, в результате чего нарушается право граждан городского округа Самара на местное самоуправление.
При таком выводе суда он по правилам частей 2 и 3 ст. 253 ГПК РФ обязан признать оспариваемые нормы противоречащими закону с момента их принятия и обязать принявший их орган опубликовать судебное решение в тех печатных изданиях, в которых эти нормы были официально опубликованы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора г. Самары о признании недействующими пунктов 3.6, 3.8, 3.10.9, 3.10.10, 3.10.14 Положения "О территориальных органах Администрации городского округа Самара", утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 31.05.2007 № 435, удовлетворить.
Признать пункты 3.6, 3.8, 3.10.9, 3.10.10, 3.10.14 Положения "О территориальных органах Администрации городского округа Самара", утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 31.05.2007 № 435, противоречащими закону и недействующими с момента принятия указанного Решения.
Обязать Думу городского округа Самара опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в тех же печатных изданиях, в которых было официально опубликовано Решение Думы городского округа Самара от 31.05.2007 № 435.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий судья
В.ТКАЧЕВ

Решение в окончательной форме
составлено 10.10.2007


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru