ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 11.10.2007 № 107-ГД
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
(принят Самарской Губернской Думой 25.09.2007)
Официальная публикация в СМИ:
"Волжская коммуна", № 191 (25989), 13.10.2007
Вступил в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования (статья 3 данного документа).
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЖИЛИЩЕ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
Принят
Самарской Губернской Думой
25 сентября 2007 года
Статья 1
Внести в Закон Самарской области от 11 июля 2006 года № 86-ГД "Об утверждении областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы" (газета "Волжская коммуна", 2006, 15 июля, 9 декабря) следующие изменения:
в приложении № 1 к Закону Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа):
в паспорте Программы:
в разделе "Перечень подпрограмм":
абзац первый изложить в следующей редакции:
"основные мероприятия Программы обеспечивают реализацию поставленных целей и задач и распределены по семи подпрограммам";
дополнить абзацем следующего содержания:
"подпрограмма "Развитие базы стройиндустрии Самарской области" на 2007 - 2010 годы";
дополнить Программу подпрограммой "Развитие базы стройиндустрии Самарской области" на 2007 - 2010 годы в редакции согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Установить, что положения Программы в части исполнителей Программы, объемов и источников финансирования Программы, сроков и этапов реализации Программы, системы программных мероприятий до внесения соответствующих изменений в Программу не распространяются на отношения, регулируемые подпрограммой "Развитие базы стройиндустрии Самарской области" на 2007 - 2010 годы.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ
г. Самара
11 октября 2007 года
№ 107-ГД
Приложение
к Закону
Самарской области
"О внесении изменений
в Закон Самарской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Жилище",
на 2006 - 2010 годы"
"Приложение
к областной целевой
программе "Жилище"
на 2006 - 2010 годы
ПОДПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ БАЗЫ СТРОЙИНДУСТРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2007 - 2010 ГОДЫ
(далее - Подпрограмма)
Паспорт Подпрограммы
НАИМЕНОВАНИЕ - Подпрограмма "Развитие базы
ПОДПРОГРАММЫ стройиндустрии Самарской области"
на 2007 - 2010 годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ - постановление Правительства Самарской
О РАЗРАБОТКЕ области от 02.05.2006 № 43
ПОДПРОГРАММЫ "О реализации приоритетного
национального проекта "Доступное и
комфортное жилье - гражданам России"
на территории Самарской области"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Правительство Самарской области
ЗАКАЗЧИК ПОДПРОГРАММЫ
ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ - министерство строительства и
ПОДПРОГРАММЫ жилищно-коммунального хозяйства
Самарской области
ОСНОВНОЙ РАЗРАБОТЧИК - министерство строительства и
ПОДПРОГРАММЫ жилищно-коммунального хозяйства
Самарской области, открытое
акционерное общество "Проектный
институт № 2" (г. Москва)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - цели Подпрограммы:
ПОДПРОГРАММЫ создание и модернизация базовых
производств промышленности строительных
материалов, позволяющих обеспечить
возрастающую в результате реализации
приоритетного национального проекта
"Доступное и комфортное жилье -
гражданам России" потребность
в основных видах строительной продукции
в Самарской области;
организация собственного производства
основной части стройматериалов
на основе использования местного
ресурсного потенциала;
снижение зависимости действующих
организаций строительной отрасли
от ввоза продукции промышленности
строительных материалов из других
регионов;
переход от трудоемких и капиталоемких
производств к наукоемким производствам;
увеличение занятости населения;
повышение экспортных возможностей
промышленности строительных материалов
и создание предпосылок для более
интенсивного развития отрасли и
экономики в целом
Задачи Подпрограммы:
проведение реконструкции и технического
перевооружения существующих организаций
по производству строительных материалов и
конструкций, создание новых производств
на основе внедрения прогрессивных энерго-
и ресурсосберегающих технологий;
обеспечение выпуска высококачественных
конкурентоспособных материалов и изделий;
повышение производительности труда
за счет максимальной механизации и
автоматизации производственных процессов;
обеспечение рационального использования
минеральных природных ресурсов;
активное использование возможностей
привлечения прямых инвестиций, займов,
кредитов;
стимулирование внедрения новых
технологий, машин и механизмов,
технологического оборудования
для производства строительных материалов
и изделий путем широкого внедрения
механизмов лизинга
СРОКИ И ЭТАПЫ - 1 этап (2007 - 2008 годы) - разработка
РЕАЛИЗАЦИИ проектов модернизации действующих
ПОДПРОГРАММЫ организаций базы стройиндустрии,
строительство и ввод в эксплуатацию
новых производств строительных
материалов, внедрение инновационных
технологий с общим объемом
финансирования 6 814 млн. рублей;
2 этап (2009 - 2010 годы) -
строительство, модернизация,
реконструкция организаций
по производству строительных
материалов, ввод в эксплуатацию новых
мощностей, внедрение инновационных
технологий с общим объемом
финансирования 5 612 млн. рублей
ИСПОЛНИТЕЛИ - министерство строительства и
ПОДПРОГРАММЫ жилищно-коммунального хозяйства
Самарской области;
министерство экономического развития,
инвестиций и торговли Самарской
области;
министерство природных ресурсов и
охраны окружающей среды Самарской
области;
Торгово-промышленная палата Самарской
области (по согласованию);
хозяйствующие субъекты, привлекаемые
в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации
о размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и
муниципальных нужд;
организации строительного комплекса
(по согласованию)
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ - общий объем финансирования Подпрограммы
ФИНАНСИРОВАНИЯ составит 12 426,00 млн. рублей, в том
ПОДПРОГРАММЫ числе:
средства областного бюджета - 326,0
млн. рублей
собственные средства организаций -
4 284,5 млн. рублей;
привлеченные средства организаций -
7 815,5 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий
Подпрограммы за счет иных, помимо
областного бюджета, источников являются
предполагаемыми.
Подпрограмма не устанавливает финансовых
обязательств организаций. Подпрограмма
устанавливает исключительно расходные
обязательства Самарской области.
Мероприятия Подпрограммы, финансирование
которых предполагается осуществить
за счет собственных и привлеченных
средств организаций, не являются
расходными обязательствами Самарской
области.
В качестве механизмов реализации
Подпрограммы планируется предоставление
государственных гарантий
по заимствованиям, осуществляемым
на строительство новых объектов
стройиндустрии и техническое
перевооружение оборудования, в размере
2 090,32 млн. рублей, в том числе:
в 2007 году - 590,32 млн. рублей;
в 2008 году - 500,00 млн. рублей;
в 2009 году - 500,00 млн. рублей;
в 2010 году - 500,00 млн. рублей
ОЖИДАЕМЫЕ - увеличение мощности организаций
КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по производству сборного железобетона
РЕАЛИЗАЦИИ за период с 2007 по 2010 год на 31%
ПОДПРОГРАММЫ с 1173 до 1536 тыс. куб. м;
увеличение мощности организаций
по производству изделий
крупнопанельного домостроения за период
с 2007 по 2010 год на 68% со 184 до 309
тыс. кв. м;
увеличение мощности организаций
по производству штучных стеновых
материалов за период с 2007 по 2010 год
на 24% с 774,5 до 958,0 млн. штук
условных кирпичей;
увеличение мощности организаций
по производству теплоизоляционных
материалов за период с 2007 по 2010 год
в 1,5 раза;
увеличение загрузки организаций
деревянного домостроения за период
с 2007 по 2010 год до 100% с 288 тыс.
кв. м до 440 тыс. кв. м;
восполнение дефицита таких строительных
материалов, как цемент, щебень, гипс,
кирпич, стекло, за счет создания
собственного производства на территории
Самарской области;
практическая реализация одной
из важнейших социальных задач,
направленных на обеспечение комфортным
жильем населения России;
сокращение сметной стоимости
сооружаемых объектов за счет внедрения
прогрессивных и ресурсосберегающих
технологий, увеличение эффективности
капитальных вложений, значительное
снижение эксплуатационных расходов;
увеличение занятости населения
в строительном комплексе на 7000
рабочих мест;
увеличение доходной части областного
бюджета за счет налоговых поступлений
по налогу на прибыль организаций
стройиндустрии
СИСТЕМА - организация управления Подпрограммой и
ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ контроль за ходом ее выполнения
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ возлагаются на министерство
ПОДПРОГРАММЫ строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Самарской области;
контроль за целевым и эффективным
использованием выделенных средств
областного бюджета осуществляет
министерство управления финансами
Самарской области;
общественный контроль за ходом
выполнения Подпрограммы и координацию
взаимодействия между исполнителями
Подпрограммы и хозяйствующими
субъектами обеспечивает
Торгово-промышленная палата Самарской
области (по согласованию).
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
1.1. Общие положения
Приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" поставлена стратегическая задача - увеличение в 2 раза объемов строительства жилых домов и доведение их к 2010 году до 2 млн. кв. метров, а за 2007 - 2010 годы суммарно 7,6 млн. кв. метров путем строительства коммерческого и муниципального жилья с одновременным решением вопросов повышения уровня комфортности и качества жилищного строительства.
В течение последних 5 лет на одного человека в целом по Самарской области ежегодно вводится примерно 0,27 кв. м жилья, что является чрезвычайно низким показателем по сравнению с развитыми странами, в которых ежегодно вводится от 0,7 до 1 кв. м на человека.
Согласно различным опросам порядка 70% населения хотели бы улучшить свои жилищные условия. Для того чтобы обновить жилой фонд и обеспечить растущие потребности в жилье, необходимо увеличить объемы жилищного строительства. Только в этом случае можно будет создать комфортные условия для проживания.
Вследствие того, что потребности граждан в жилье значительно превышают объемы строительства, в 2006 году происходило увеличение стоимости жилья на уровне 10% в месяц.
Чтобы найти выход из этой ситуации, нужны решения, которые дадут немедленный положительный результат и одновременно обеспечат рост объемов строительства в последующие годы.
Для определения приоритетных направлений дальнейшего развития промышленности строительных материалов был произведен прогноз объемов, структуры строительства и потребности в основных видах строительных материалов и изделий на период до 2010 года.
Прогноз объемов и структуры жилищного строительства основан на анализе его динамики, объемов и структуры за последние годы, основных направлениях социально-экономического развития Самарской области, а также с учетом существующих обязательств по улучшению жилищных условий различных категорий граждан, включенных в областную целевую программу "Жилище" на 2006 - 2010 годы (далее - Программы).
В рамках реализации подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" Программы предполагается улучшить жилищные условия порядка 15 тыс. молодых семей.
Реализация подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Программы предполагает обеспечить жильем 3,98 тыс. семей. Кроме того, имеются 1,24 тыс. семей льготных категорий граждан, в отношении которых установлены расходные обязательства Самарской области.
В рамках реализации подпрограммы "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, на территории Самарской области" Программы предполагается строительство 467,8 тыс. кв. м социального жилья.
Показатели, характеризующие объемы жилищного строительства для удовлетворения потребности в жилье категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включенных Программу, приведены в табл. № 1.
Таблица № 1
Показатели,
характеризующие объемы жилищного строительства
для удовлетворения потребности в жилье категорий
граждан, включенных в областную целевую программу
"Жилище" на 2006 - 2010 годы <*>
--------------------------------
<*> Более полная информация по категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представлена в подпрограммах "Молодой семье - доступное жилье", "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, на территории Самарской области" областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы.
--------------------------------T-----------T------------------¬
¦Категории граждан, нуждающиеся ¦Количество,¦ Объем жилья, ¦
¦ в улучшении жилищных условий ¦тыс. семей ¦ необходимый ¦
¦ ¦ ¦для удовлетворения¦
¦ ¦ ¦ потребности, ¦
¦ ¦ ¦ тыс. кв. м ¦
+-------------------------------+-----------+------------------+
¦Граждане, в отношении которых¦ 3,98¦ 193,42¦
¦установлены расходные¦ ¦ ¦
¦обязательства Российской¦ ¦ ¦
¦Федерации ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----------+------------------+
¦Граждане, в отношении которых¦ 1,24¦ 60,02¦
¦установлены расходные¦ ¦ ¦
¦обязательства Самарской области¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----------+------------------+
¦Граждане, проживающие в ветхом¦ 9,63¦ 467,80¦
¦и аварийном жилье ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----------+------------------+
¦Молодые семьи ¦ 15,00¦ 729,00¦
+-------------------------------+-----------+------------------+
¦Итого ¦ 29,85¦ 1450,24¦
L-------------------------------+-----------+-------------------
С учетом полученных объемов строительства жилья предполагается развитие жилищного строительства в следующих направлениях:
- строительство жилья социального использования, предназначенного для малообеспеченных слоев населения;
- строительство коммерческого инвестиционного жилья разных ценовых категорий;
- строительство индивидуальных жилых домов коттеджного типа.
При этом приоритетным направлением является расширение до 50 и более процентов объемов строительства малоэтажных жилых домов в существующей городской застройке, пригородных зонах и в сельской местности.
С целью выявления наиболее перспективного направления развития жилищного строительства определен коэффициент эффективности для каждого типа здания, в котором стоимость возведения и срок службы здания соотнесены между собой. Указанный коэффициент характеризует величину затрат на 1 кв. м площади жилья на каждый год службы здания.
Сравнительные характеристики домов различных конструктивных схем приведены в табл. № 2.
Таблица № 2
Сравнительные характеристики
жилых домов различных конструктивных схем <*>
--------------------------------
<*> Данные, приведенные в таблицах № 2 и 3, не являются нормативными, а носят справочный характер и могут быть использованы для принятия оперативных решений.
-------------------------T---------T--------------T-------¬
¦ Вид строительства ¦Стоимость¦ Нормативный ¦ Срок ¦
¦ ¦ 1 кв. м ¦ срок ¦службы ¦
¦ ¦ жилья, ¦строительства,¦здания,¦
¦ ¦ рублей ¦ месяцев ¦ лет ¦
+------------------------+---------+--------------+-------+
¦Крупнопанельные здания ¦ 20326 ¦ 9 ¦ 70 ¦
+------------------------+---------+--------------+-------+
¦Монолитные здания ¦ 20360 ¦ 18 ¦ 150 ¦
+------------------------+---------+--------------+-------+
¦Сборно-монолитные здания¦ 19310 ¦ 12 ¦ 150 ¦
+------------------------+---------+--------------+-------+
¦Кирпичные здания ¦ 18393 ¦ 24 ¦ 120 ¦
L------------------------+---------+--------------+--------
Значения коэффициента эффективности для зданий различных конструктивных схем приведены в табл. № 3.
Таблица № 3
Коэффициент эффективности
зданий различных конструктивных схем <*>
--------------------------------
<*> Данные, приведенные в таблицах № 2 и 3, не являются нормативными, а носят справочный характер и могут быть использованы для принятия оперативных решений.
-------------------------T--------------¬
¦ Вид строительства ¦ Значение ¦
¦ ¦ коэффициента ¦
¦ ¦эффективности,¦
¦ ¦ руб./год ¦
+------------------------+--------------+
¦Крупнопанельные здания ¦ 290 ¦
+------------------------+--------------+
¦Монолитные здания ¦ 135 ¦
+------------------------+--------------+
¦Сборно-монолитные здания¦ 130 ¦
+------------------------+--------------+
¦Кирпичные здания ¦ 153 ¦
L------------------------+---------------
Полученные значения коэффициента эффективности свидетельствуют о том, что наиболее перспективными являются здания с монолитным и сборно-монолитным каркасом. Однако существует ряд сдерживающих факторов, которые не позволяют увеличивать долю сборно-монолитных зданий более чем до 15% от общего объема вводимого жилья. К таким факторам относится существенный дефицит цемента, сложившийся в настоящее время на территории Самарской области. Еще одним сдерживающим фактором является отсутствие квалифицированных кадров строительных специальностей. Исполнение полностью монолитного каркаса в условиях строительной площадки требует повышенной ответственности работников и усиленного контроля в процессе строительства, большой штат высококвалифицированных рабочих и специалистов по ведению монтажных работ.
Менее перспективными, с точки зрения полученного коэффициента, являются кирпичные и крупнопанельные здания. Однако крупнопанельные здания обладают наименьшими сроками возведения, что является очень важным фактором при строительстве муниципального жилья.
В соответствии с прогнозом и принятыми обязательствами определены ежегодные объемы (табл. № 4) и структура жилищного строительства (табл. № 5).
Таблица № 4
Ежегодные планируемые объемы ввода жилья (тыс. кв. м)
Структура жилищного строительства в 2005 - 2010 годах
-------------------------T----------------------------------------------¬
¦ Виды строительства ¦ Ввод площадей ¦
¦ +--------------T----------------T--------------+
¦ ¦ 2005 г. ¦ 2006 г. ¦ 2010 г. ¦
¦ +---T----------+-----T----------+---T----------+
¦ ¦ % ¦тыс. кв. м¦ % ¦тыс. кв. м¦ % ¦тыс. кв. м¦
+------------------------+---+----------+-----+----------+---+----------+
¦Крупнопанельные здания ¦ 12¦ 109¦ 11,6¦ 87,3¦ 10¦ 200¦
+------------------------+---+----------+-----+----------+---+----------+
¦Монолитные здания ¦ 10¦ 97¦ 6,9¦ 51,8¦ 10¦ 200¦
+------------------------+---+----------+-----+----------+---+----------+
¦Сборно-монолитные здания¦ ¦ ¦ 16,5¦ 124,9¦ 15¦ 300¦
+------------------------+---+----------+-----+----------+---+----------+
¦Кирпичные здания ¦ 76¦ 699¦ 58,7¦ 442,4¦ 55¦ 1100¦
+------------------------+---+----------+-----+----------+---+----------+
¦Деревянные здания ¦ 2¦ 17¦ 6,3¦ 47,6¦ 10¦ 200¦
+------------------------+---+----------+-----+----------+---+----------+
¦Всего ¦100¦ 922¦100 ¦ 754 ¦100¦ 2000¦
L------------------------+---+----------+-----+----------+---+-----------
Превалирование кирпичного домостроения вызвано тем, что при всей своей экономической рациональности технологии индустриального домостроения существенно ограничивают творческие возможности архитекторов и проектировщиков по внешнему виду и планировке зданий.
Эту проблему во многом решает технология сборно-монолитного каркасного домостроения, в которой находят свое применение железобетонные панели совершенно нового типа: 3-слойная, однослойная и "с воздушной прослойкой", как ограждающие конструкции наружной стены, архитектурно выразительные и высокой степени заводской готовности.
Прогноз сохранения объемов крупнопанельного домостроения связан с получившими в последние годы в Российской Федерации тенденциями перехода заводов КПД на производство ширококорпусных домов и востребованностью модернизированных энергоэффективных домов, конкурентоспособных по показателю "цена-качество" в больших населенных пунктах.
С учетом того, что крупнопанельное домостроение обладает наименьшими сроками возведения, оно будет использоваться для жилья социального использования и для создания маневренного фонда.
Увеличение доли деревянных зданий и сооружений в общем объеме строительства к 2010 году связано с планируемым развитием производства конструкций для быстровозводимого деревянного малоэтажного домостроения и показателями экологичности данного типа жилья.
Строительство заводов по производству деревянного малоэтажного жилья актуально в контексте реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", в его ориентации на малоэтажное домостроение.
1.2. Состояние производственной базы
строительной индустрии Самарской области
Строительная индустрия включает организации, изготавливающие строительные материалы, конструкции, детали и другие ресурсы, а также организации, обслуживающие процессы строительного производства.
Самарская область имеет достаточно развитую исторически сложившуюся производственную базу стройиндустрии, созданную в свое время для строительства крупнейших промышленных объектов, которыми стали Жигулевская гидроэлектростанция, Волжский автомобильный завод, химические и нефтеперерабатывающие организации.
Целый ряд организаций строительной индустрии области самостоятельно или с участием иностранных фирм активно осваивают производство и производят современные стеновые, теплоизоляционные, кровельные, гидроизоляционные и другие строительные материалы, изделия и конструкции, соответствующие современным требованиям, в том числе и на уровне мировых стандартов.
За последние годы во многих организациях стройиндустрии было проведено техническое перевооружение и модернизация производства, поэтому развитие базы стройиндустрии Самарской области по состоянию производства и наличию мощностей оценивается как удовлетворительное, при этом многие организации используют современные ресурсосберегающие технологии. В то же время степень износа основных фондов в отдельных организациях доходит до 50 - 80%. Необходима замена оборудования и переход на более современные технологии производства.
На конец 2005 года в Самарской области действовало 23 организации по производству сборных железобетонных конструкций и изделий общей мощностью 1173 тыс. куб. м. В 2005 году было произведено 546 тыс. куб. м сборного железобетона при загрузке мощностей на 47%. Основной причиной низкого использования этих мощностей является снижение спроса на сборные железобетонные конструкции и изделия за счет вытеснения их монолитным бетоном. С другой стороны, наличие резервов мощностей позволяет повысить выпуск продукции для увеличения ввода жилья области в два раза до 2010 года.
За последнее время в действующих организациях сборного железобетона была проведена модернизация и техническое перевооружение производства, запущены технологические линии "Тэнсиланд" безопалубочного непрерывного формования пустотных плит на ООО "ДСК-1" в г. Самаре и ЗАО "Правобережный завод стройконструкций" в г. Жигулевске, что позволило значительно увеличить объем производства пустотных плит. Плиты, произведенные методом безопалубочного формования, имеют себестоимость на 19% ниже, чем выпускаемые по традиционной технологии, трудоемкость изготовления плиты ниже на 53%, расход тепловой энергии меньше в 3 раза. На ООО "РПК Самара" освоено производство изделий сборно-монолитного домостроения по технологии Saret, адаптированной Чебоксарским домостроительным комбинатом к российским условиям.
За период с 1990 по 2005 год мощности организаций, производящих сборный железобетон, уменьшились в два раза (с 2380 до 1173 тыс. кв. м). Это падение произошло из-за резкого снижения ввода жилья и уменьшения спроса на продукцию. Выпуск сборного железобетона при этом снизился в 3,6 раза (с 1990 до 546 тыс. кв. м).
Анализ деятельности организаций по производству сборных железобетонных конструкций за 2004 и 2005 годы приведен в табл. № 6.
Рост объема производства сборного железобетона в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил 8,7% или 46,0 тыс. куб. м. За первый квартал 2007 года выпущено 137,42 тыс. куб. м сборного железобетона, что на 31,9% больше, чем в аналогичном периоде 2006 года.
В 2006 году на 11,3% увеличился объем производства бетона по сравнению с 2005 годом и составил 799,9 тыс. куб. м. За первый квартал 2007 года произведено 123,3 тыс. куб. м бетона. Рост по сравнению с аналогичным периодом 2006 года составляет 21%.
Таблица № 6
Анализ деятельности организаций
по производству сборных железобетонных конструкций
В 1990 году на пике развития крупнопанельного домостроения в Самарской области было построено 1358 тыс. кв. м жилых домов, в том числе 950 тыс. кв. м крупнопанельных зданий, что составляло 70% от общего ввода жилья. На 9 действующих заводах на территории области в 1990 году было выпущено изделий крупнопанельного домостроения (далее - КПД) в объеме 1020 тыс. кв. м (разница между вводом жилья и выпуском изделий КПД вызвана переходящим вводом на следующий год). Мощность заводов КПД на 1 января 1991 г. составляла 1180 тыс. кв. м, использование мощности 86%.
Самой крупной организацией, выпускающей изделия КПД, был завод железобетонных изделий ПСМО "Куйбышевгидрострой" в г. Тольятти, который в 1990 году произвел 385 тыс. кв. м изделий КПД (мощность на конец 1990 года составляла 393 тыс. кв. м, использование мощности 98%).
В настоящее время на территории области действует 3 завода КПД общей мощностью на конец 2005 года 184 тыс. кв. м, их объем производства в 2005 году составил 84 тыс. кв. м, использование мощности 46%. Таким образом, за последние 15 лет мощность заводов КПД уменьшилась в 6,5 раза, выпуск изделий снизился более чем в 12 раз. Учитывая, что реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" требует снижения стоимости жилья, очевидна необходимость возрождения производства изделий крупнопанельного домостроения и, в первую очередь, увеличения мощностей на Тольяттинском домостроительном комбинате и других заводах области.
Анализ деятельности организаций по производству изделий крупнопанельного домостроения за 2004 и 2005 годы приведен в табл. № 7.
Таблица № 7
Анализ деятельности организаций
по производству изделий крупнопанельного домостроения
----¦ ¦
¦ ¦тыс. кв. м общ. пл. ¦ 60,0¦ 35,7¦ ¦ 60,0¦ 20,4¦ ¦
+---+--------------------------------+-------------+----------+------------+-------------+----------+------------+
¦ ¦Всего тыс. куб. м ¦ 165,8¦ 84,1¦ 51¦ 165,8¦ 74,6¦ 46¦
¦ ¦------------------- ¦
-----¦
----¦ ¦
-----¦
----¦ ¦
¦ ¦тыс. кв. м общ. пл. ¦ 184,1¦ 93,2¦ ¦ 184,1¦ 84,1¦ ¦
L---+--------------------------------+-------------+----------+------------+-------------+----------+-------------
В настоящее время в области действует 15 организаций, выпускающих штучные стеновые материалы, в том числе по производству:
керамического кирпича, включая пустотелую поризованную керамику - 8;
силикатного кирпича - 3 (из них один завод производит силикатный и керамический кирпич);
блоков из ячеистого бетона автоклавного твердения - 2;
бетонных, пенобетонных и керамзитобетонных блоков - 2.
Указанные материалы используются, прежде всего, для возведения самонесущих ограждающих стеновых конструкций зданий, а также небольших объектов, в том числе коттеджей.
В области созданы производства по выпуску современных эффективных штучных стеновых материалов:
ЗАО "Самарский комбинат строительных материалов" в 2005 году освоил производство пустотелой поризованной керамики с высокими теплоизоляционными характеристиками. Наружные стены из крупноформатной теплой керамики возводятся в 3 раза быстрее, чем стены из обычного пустотелого кирпича. Современная технология производства позволяет создавать пустотелый керамический камень, в массе которого образуется множество пор, поэтому плотность камня на 30% меньше, а тепло он сохраняет в два раза лучше, чем обычный пустотелый кирпич.
ОАО "Коттедж" - завод-автомат по производству ячеистых автоклавных блоков немецкой фирмы "YTONG", на котором применяется технология кантования массива, позволяющая резать массив более короткой струной, при этом достигается высокая точность размеров газобетонных блоков;
на шести заводах области, выпускающих керамический кирпич, используется современное импортное оборудование фирм "AGEMAK" и "KELLER". Автоматизация и компьютеризация рецептуры сырья и технологических процессов позволяют выпускать кирпич с высокими качественными показателями. В области созданы производства по выпуску современных эффективных штучных стеновых материалов.
Загрузка мощностей в среднем по всем заводам в 2005 году - 66%.
Структура производства штучных стеновых материалов в 2005 году характеризовалась следующими данными: керамический кирпич - 45%, силикатный - 43%, мелкие блоки из ячеистого бетона автоклавного твердения - 9%, пенобетонные, бетонные и керамзитобетонные блоки - 3%.
Кроме того, в небольшом количестве керамзитобетонные и пенобетонные блоки выпускаются на действующих заводах ЖБИ.
Керамзитобетон является одним из эффективных строительных материалов, использование которого позволяет решать задачи увеличения объемов и снижения стоимости строительства, сокращения сроков возведения зданий, повышения их теплозащиты.
На современном этапе жилищного строительства керамзитобетон может стать одним из основных строительных материалов в наружных стеновых конструкциях. Широкое использование керамзитобетона опирается на созданную в регионе производственную базу по выпуску керамзита.
В настоящее время объемы производства керамзита удовлетворяют существующие потребности. Уровень загрузки организаций по производству керамзита составляет 50 - 60%, что свидетельствует о возможности увеличения объемов производства при возникновении дополнительной потребности.
Однако степень износа оборудования организаций составляет 75 - 82%. Необходимо проведение модернизации и усовершенствование технологических линий по производству конструкций из керамзитобетона.
За период 1990 - 2005 гг. мощность по производству штучных стеновых материалов выросла на 21% (с 640 до 775 млн. шт. условного кирпича), объем производства увеличился незначительно - с 486 до 508 млн. шт. условного кирпича (5%).
Анализ деятельности организаций по производству штучных стеновых материалов за 2004 - 2005 годы приведен в табл. 8.
Снижение объема производства штучных стеновых материалов в 2006 году по сравнению с 2005 годом составило 2% или 10,3 млн. шт. условного кирпича, в том числе:
производство силикатного кирпича снизилось на 11,5% или на 25,1 млн. шт. условного кирпича;
производство керамического кирпича снизилось на 0,8% или на 1,8 млн. шт. условного кирпича;
производство прочих стеновых материалов увеличилось на 26% или на 16,6 млн. шт. условного кирпича.
За первый квартал 2007 года выпущено 119,2 млн. шт. условного кирпича, что на 23,7% больше, чем в аналогичном периоде 2006 года.
Таблица № 8
Анализ деятельности организаций
по производству штучных стеновых материалов
В настоящее время в Самарской области действует 4 организации по производству теплоизоляционных материалов: 2 организации по производству пенополистирольных плит и 2 организации по производству изделий из минеральной ваты.
За период с 1990 по 2005 год в Самарской области произошли коренные изменения по производству теплоизоляционных материалов. С 2001 года в г. Самаре созданы две организации по производству вспененного полистирола, которые работают на современном импортном оборудовании по немецкой технологии "BASF" с использованием импортного сырья, позволяющего производить качественные изделия, отвечающие европейским стандартам. Плиты из пенополистирола выпускаются различных типоразмеров и используются в виде термовкладышей при производстве наружных стеновых панелей и других нужд. На ОАО "ТЕРМОСТЕПС-МТЛ", где ранее выпускалась шлаковата, в 2001 году введена линия по производству теплоизоляционных материалов на основе сверхтонкого базальтового волокна итальянской фирмы "GAMMA MECCANICA", качество которой отвечает современным требованиям.
Новые повышенные требования к теплоизоляции зданий и сооружений вызвали резкое увеличение потребности в теплоизоляционных материалах. На конец 2005 года мощность по производству теплоизоляционных материалов выросла почти в 3 раза (с 320 до 931 тыс. куб. м), а объем производства за этот период увеличился в 3,2 раза (с 190 до 604 тыс. куб. м). Использование этих мощностей в 2005 году составило 65%, что создает резерв мощностей на ближайшие годы.
С 2001 года на ОАО "ТЕРМОСТЕПС-МТЛ" выпускаются металлические стеновые и кровельные сэндвич-панели мощностью на 1 января 2006 г. 818,0 тыс. кв. м, выпуск продукции за 2005 год - 659,4 тыс. кв. м.
Анализ деятельности организаций по производству теплоизоляционных материалов приведен в табл. № 9.
Рост объема производства теплоизоляционных материалов в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил 1,8% или 4,6 тыс. куб. м. За первый квартал 2007 года выпущено 101,7 тыс. куб. м теплоизоляционных материалов, что на 13,7% больше, чем в аналогичном периоде 2006 года.
Таблица № 9
Анализ деятельности организаций
по производству теплоизоляционных материалов
На территории Самарской области активно развиваются строительные организации, занимающиеся деревянным домостроением. В настоящее время действует 11 организаций деревянного домостроения, применяющих передовые технологии глубокой переработки древесины. Использование современного оборудования как зарубежных, так и отечественных производителей позволяет строить каркасные, каркасно-щитовые, сборно-щитовые деревянные дома.
Общая производственная мощность организаций при полной загрузке составляет порядка 441 тыс. кв. м жилья в год. В настоящее время запас мощностей составляет порядка 35%, что позволяет развивать малоэтажное деревянное домостроение в рамках реализации приоритетного национального проекта.
За 2006 год построено жилья из оцилиндрованного бревна - 25 000 кв. м, по технологии "ЕсоРап" - 100 000 кв. м, сборно-щитовых домов - 130 000 кв. м.
Основной проблемой для деревянного домостроения является отсутствие базы.
Леса в Самарской области непригодны для использования в строительстве. Основными поставщиками леса являются Ульяновская, Кировская, Архангельская и Пермская области.
Анализ деятельности организаций деревянного домостроения приведен в табл. № 10.
Таблица № 10
Анализ деятельности организаций деревянного домостроения
Таблица объемов производства строительных материалов составлена на основании статистических данных, оперативных данных министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, а также на основании разработанной открытым акционерным обществом "Проектный институт № 2" (г. Москва) региональной программы развития производственной базы строительства Самарской области.
Объемы ввоза и вывоза строительных материалов за период с 2003 по 2005 годы отражены в табл. № 12.
Существующие объемы производства строительных материалов, в основном, удовлетворяют потребностям строительного рынка, однако прогнозируемые показатели объемов ввода жилья - 2 млн. кв. м в год - требуют увеличения производственных мощностей организаций.
Таблица № 12
Производство, ввоз и вывоз
строительных материалов за период 2003 - 2005 годы
<*> Данные министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
<**> Производство линолеума в 2005 году указано с учетом остатка продукции (4 454 тыс. кв. м) с 2004 года.
Анализ возможностей производителей основных строительных материалов, исходя из имеющихся производственных мощностей при условии ввода 2 000 тыс. кв. м жилья в год, приведен в табл. № 13.
Таблица № 13
Анализ возможностей производителей
основных строительных материалов
Анализ соотношения потребности в стройматериалах и имеющихся производственных мощностей, а также объемов ввоза и вывоза строительных материалов показал, что для реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" потенциала стройиндустрии Самарской области недостаточно.
По таким базовым материалам, как ЖБИ, изделия КПД, теплоизоляционные, кирпич, деревянные конструкции, к 2010 году увеличится дефицит, что связано как с неполной загрузкой существующих производственных мощностей, так и с вывозом готовой продукции в соседние регионы.
Так, дефицит по кирпичу к 2010 году составит порядка 140 млн. штук в год при средней загрузке организаций около 70% и вывозе кирпича порядка 10% от объема производства.
Дополнительная потребность в сборных железобетонных конструкциях и изделиях по Самарской области на 2010 год определена в количестве 564 тыс. куб. м при средней загрузке организаций около 50%. Для организаций, производящих железобетонные изделия, существует еще одна серьезная проблема, связанная с недостаточностью собственной сырьевой базы, прежде всего, цемента, высокопрочного щебня.
Дефицит в изделиях крупнопанельного домостроения в 2010 году составит 225 тыс. куб. м при полной загрузке мощностей. Необходимо также учитывать, что востребованность изделий крупнопанельного домостроения ежегодно будет возрастать по мере реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой" и увеличения объемов строительства жилья.
Для того чтобы обеспечить строительный комплекс Самарской области цементом, достаточным для ввода 2 млн. куб. м жилья к 2010 году, необходимо выйти на уровень производства цемента 2,25 млн. тонн в год. Это требует строительства нового завода по производству цемента, поскольку существующий завод расположен в природоохранной зоне и не соответствует экологическим требованиям.
Поскольку завершение строительства и пуск нового цементного завода запланирован на 2 полугодие 2011 года, то дефицит цемента по мере его возникновения будет восполняться за счет ввозного сырья.
На сегодняшний день в области действует только одна организация по производству технического стекла, 100% оконного стекла ввозится из других регионов. Дефицит стекла может быть покрыт за счет организации собственного производства в Самарской области энергосберегающих стекол с твердым и мягким покрытиями. Необходимо проведение доразведки месторождений стекольного песка с последующим строительством завода по производству стекла мощностью не менее 400 тыс. кв. м.
Ограничивающим фактором в развитии деревянного домостроения является отсутствие в области собственного сырья. Все организации, производящие конструкции для деревянного домостроения, используют ввозное сырье из соседних регионов, что, в свою очередь, вызывает удорожание возводимого жилья.
Учитывая важнейшее социальное значение реализации жилищного проекта, основными направлениями развития и оказания государственной поддержки должны стать строительство и реконструкция заводов по производству цемента, железобетонных конструкций, заводов по производству изделий для малоэтажного домостроения. В табл. № 14 отражена информация о потребности к 2010 году в основных видах строительных материалов, а также о мероприятиях по устранению их дефицита.
Таблица № 14
Оценка объемов капитальных вложений в производство
строительных материалов для устранения дефицита
---------------------T-------------T-------------T----------------T----------¬
¦ Материал ¦ Дефицит ¦ Мероприятия ¦ Мощность ¦ Общая ¦
¦ ¦ к 2010 г. ¦по устранению¦ организации и ¦стоимость,¦
¦ ¦в современных¦ дефицита ¦производственных¦ млн. руб.¦
¦ ¦ условиях ¦ продукции ¦ линий ¦ ¦
+--------------------+-------------+-------------+----------------+----------+
¦Цемент, тыс. тонн ¦ 2 000,0¦Строительство¦ 2 000,0¦ 5 000,0¦
¦ ¦ ¦ 1 завода ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------+-------------+----------------+----------+
¦Высокопрочный ¦ 500,0¦Строительство¦ 500,0¦ 100,0¦
¦щебень, тыс. куб. м ¦ ¦ 1 завода ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------+-------------+----------------+----------+
¦Стекло, тыс. кв. м ¦ 400,0¦Строительство¦ 400,0¦ 1 510,0¦
¦ ¦ ¦ 1 завода ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------+-------------+----------------+----------+
¦Стеновые материалы,¦ 132,0¦Строительство¦ 20,0 - 30,0¦ 2 621,5¦
¦млн. усл. кирпичей ¦ ¦ 7 заводов ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------+-------------+----------------+----------+
¦Сборный железобетон,¦ 564,0¦Модернизация ¦ 30,2¦ 833,2¦
¦тыс. куб. м ¦ ¦12 заводов ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------+-------------+----------------+----------+
¦Изделия ¦ 225,0¦Модернизация ¦ 36,7¦ 376,2¦
¦крупнопанельного ¦ ¦ 3 заводов ¦ ¦ ¦
¦домостроения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тыс. кв. м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------+-------------+----------------+----------+
¦Теплоизоляционные ¦ 46,0¦Модернизация ¦ 12,0¦ 724,0¦
¦материалы, ¦ ¦ 4 заводов ¦ ¦ ¦
¦тыс. куб. м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------+-------------+----------------+----------+
¦Итого ¦ ¦ ¦ ¦ 11 164,9¦
L--------------------+-------------+-------------+----------------+-----------
На сегодняшний день у некоторых организаций базы стройиндустрии Самарской области запланированы мероприятия на период с 2007 по 2010 год по модернизации и расширению производства (табл. № 15).
Таблица № 15
Мероприятия по модернизации и расширению
производства строительных материалов и конструкций
в Самарской области в 2007 - 2010 годах
1.3. Анализ запасов общераспространенных
полезных ископаемых на территории Самарской области
На территории Самарской области расположены большие запасы разнообразного минерально-строительного сырья промышленных категорий: строительный камень, песчано-гравийный материал, песок строительный и силикатный, кирпично-черепичное сырье, гипс и ангидрит, керамзитовое сырье, аглопоритовые глины, стекольное сырье, битумсодержащие породы, тугоплавкие глины, цементное сырье (глинистое сырье, опоки). Запасы каменно-строительных материалов (карбонатных пород и щебня) являются крупнейшими в Поволжье.
Разведано значительное количество месторождений, которые можно разделить на три группы: эксплуатируемые, выработанные и неэксплуатируемые.
Самую большую нагрузку по количеству разрабатываемых и выявленных месторождений несет центральная промышленная зона, включающая в себя городские округа Самара, Тольятти и район Самарской Луки. Именно здесь находятся основные месторождения полезных ископаемых, необходимых для дорожного и жилищного строительства.
По состоянию на 01.01.2005, имеется информация о 147 месторождениях строительных материалов, в том числе 15 - строительного камня, 62 - кирпично-черепичного сырья, 38 - строительного песка, 8 - керамзитовых глин, 4 - цементного сырья, 4 - гипса, 4 - карбонатных пород для производства строительной извести, 4 - песчано-гравийных материалов, 3 - песков стекольных, 1 - тугоплавких глин.
В Самарской области база основных видов природного сырья создана в 1950 - 1960 годы.
Строительный камень
С ростом дефицита строительного камня, щебня и гравия с 7% в 1993 году до 33% в 2005 году актуальной представляется разработка месторождений строительного камня (табл. № 16), наиболее крупными из которых являются: Яблоновское, Сокское, Могутова гора, Новосемейкинское, Липовая поляна, Троекурово - Губинское.
Таблица № 16
Запасы строительного камня
на территории Самарской области (млн. куб. м)
По состоянию на 01.01.2005, запасы строительного камня Самарской области категории A + B + C снизились до 180 млн. куб. м, из них разрабатываемых месторождений - 178,6 млн. куб. м.
Кирпично-черепичное сырье
В настоящее время 50% всех балансовых запасов кирпично-черепичного сырья размещены в районах Самарской области: Сызранском, Ставропольском, Кинельском, Кинель-Черкасском. Месторождения выработаны на 12 - 15%.
Существующий объем запасов сырья для кирпично-черепичного производства позволяет говорить о надежной обеспеченности базы строительной индустрии Самарской области с учетом перспективы наращивания объемов производства (табл. № 17).
Таблица № 17
Запасы кирпично-черепичного сырья
на территории Самарской области по годам
Наиболее крупным является Смышляевское месторождение в Волжском районе Самарской области - 13,2 млн. куб. м керамзитового сырья.
В начале 90-х годов запасы сырья пополнены за счет открытия месторождения Бугры в Кинельском районе Самарской области - 11,9 млн. куб. м.
При нынешних годовых объемах добычи керамзитового сырья Самарская область обеспечена им более чем на 100 лет вперед (табл. № 18).
Таблица № 18
Запасы керамзитового сырья
на территории Самарской области (млн. куб. м)
Пески строительные используются для приготовления бетонов, строительных растворов, устройства дорожного покрытия.
Существующие темпы отбора запасов строительных песков позволяют сделать вывод об обеспеченности Самарской области ими более чем на 40 лет (табл. № 19).
Таблица № 19
Запасы строительных песков
на территории Самарской области по годам
На территории Самарской области имеется месторождение стекольного песка, расположенное в муниципальном районе Сызранский.
Глины тугоплавкие
Глины тугоплавкие пригодны для производства лицевого кирпича, керамических и облицовочных плиток.
На территории Самарской области запасы тугоплавких глин имеют весьма ограниченное распространение.
В 1960 годы на баланс запаса было поставлено 3 месторождения глин тугоплавких: Ермаковское, Покровское, Чапаевское.
В 1970 - 1980 годах были списаны запасы Покровского и Ермаковского (по причине низкого качества сырья) месторождений.
Ко второй половине 90-х годов балансовые запасы глин тугоплавких уменьшились на 30 - 35% и полностью стали размещаться на Чапаевском месторождении (запасы 2005 г. - 18 млн. куб. м).
При существующих объемах отбора балансовых запасов глин тугоплавких хватит примерно на 150 лет.
Цементное сырье
Источниками сырья для производства цемента в Самарской области являются известняки, мел, глинистые породы, опоки.
К 60-м годам минерально-сырьевая база цементного сырья области составляла 300 млн. т. Были поставлены на баланс запасов 12 месторождений. Их число к 2005 году уменьшилось до четырех, три из которых разрабатываемые (Яблоновское, Балашейское, Валы) и одно резервное (Александрово Поле).
Существующие запасы сырья составляют 177,4 млн. т, в том числе разрабатываемые месторождения - 146,9 млн. т и резервное - 30,5 млн. т.
Лесосырьевые запасы
Общая площадь лесного фонда на территории Самарской области, по состоянию на 01.01.2005, составляет 479,7 тыс. га. Самарская область относится к малолесистым регионам, средний процент лесистости составляет 12,7%. Все леса в Самарской области относятся к первой группе лесов. Особо ценные лесные массивы (национальный парк, памятники природы, государственные лесные полосы) занимают 20%; леса, выполняющие, в основном, оздоровительные, санитарно-гигиенические функции (зеленые зоны городов и поселков) - 19%; запретные полосы лесов вдоль рек, дорог - 14%; леса, выполняющие, в основном, полепочвозащитные функции - 47%.
Лесосырьевые запасы годичной расчетной лесосеки лесхозов области составляют по главному пользованию 380 тыс. куб. м, по промежуточному - 218 тыс. куб. м.
На основании анализа запасов общераспространенных полезных ископаемых в Самарской области можно сделать вывод об имеющемся потенциале для восполнения дефицита сырья, используемого в производстве таких строительных материалов, как щебень, цемент, кирпич, гипс, стекло.
Восполнить дефицит строительных конструкций и изделий можно путем разработки новых месторождений и карьеров, а также строительства новых заводов по производству строительных материалов.
1.4. Необходимость решения проблемы программными методами
Разработка Подпрограммы позволит комплексно решить задачи развития строительной индустрии Самарской области.
Разработка Подпрограммы обусловлена необходимостью определения первоочередных мер для перестройки в короткий срок базовой структуры стройиндустрии Самарской области в целях удовлетворения потребности в доступном жилье. При этом показатель доступности определяется исходя из разумного сочетания цены, качества и скорости строительства и учитывает высокие эксплуатационные характеристики и архитектурные решения.
Принципиальной установкой Подпрограммы является то, что она ориентирована на:
индустриализацию строительного производства и развитие заводов крупнопанельного домостроения, модернизацию заводов ЖБИ;
развитие крупносерийного малоэтажного домостроения, предусматривающего создание современных домостроительных комбинатов соответствующего профиля;
восполнение дефицита строительных материалов и связанное с этим строительство заводов по переработке сырья и производству строительных материалов.
Учитывая значительную капиталоемкость промышленности стройматериалов, Подпрограмма должна послужить начальным толчком к ее динамичному и устойчивому развитию, создав стартовые условия, которые обеспечат привлечение инвестиционных ресурсов.
Подпрограмма основана на реалистичном анализе условий и ресурсов развития строительной индустрии Самарской области, обладающей достаточным потенциалом, который необходимо рационально использовать.
При этом основным стимулом, определяющим темпы развития организаций строительной индустрии, является формирование действенного механизма предоставления земельных участков для жилищного строительства, что позволит обеспечить 100% загрузку мощностей и спрос на продукцию организаций строительной индустрии.
Учитывая, что проекты по развитию базы стройиндустрии являются коммерчески привлекательными и самоокупаемыми, Подпрограмма не ориентирована на осуществление прямых государственных капитальных вложений, а рассчитана вызвать заинтересованность у частных инвесторов путем определения основных направлений развития и оказания государственной поддержки.
Принятие Подпрограммы будет служить фундаментом для успешной реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Самарской области.
2. Основные цели и задачи Подпрограммы
Цели Подпрограммы:
создание и модернизация базовых производств промышленности строительных материалов, позволяющих обеспечить возрастающую в результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" потребность в основных видах строительной продукции в Самарской области;
организация собственного производства основной части стройматериалов на основе использования местного ресурсного потенциала;
снижение зависимости действующих организаций строительной отрасли от ввоза продукции промышленности строительных материалов из других регионов;
переход от трудоемких и капиталоемких производств к наукоемким производствам;
увеличение занятости населения;
повышение экспортных возможностей промышленности строительных материалов и создание предпосылок для более интенсивного развития отрасли и экономики в целом.
Указанные цели предполагают решение следующего комплекса задач:
проведение реконструкции и технического перевооружения существующих организаций и создание новых производств на основе внедрения прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий;
обеспечение выпуска высококачественных конкурентоспособных материалов и изделий;
повышение производительности труда за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов;
обеспечение рационального использования минеральных природных ресурсов;
активное использование возможностей привлечения прямых инвестиций, займов, кредитов;
стимулирование внедрения новых технологий, машин и механизмов, технологического оборудования для производства строительных материалов и изделий путем широкого внедрения механизмов лизинга.
3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Реализацию Подпрограммы предполагается осуществить в два этапа:
1 этап (2007 - 2008 годы) - разработка проектов модернизации действующих организаций базы стройиндустрии, строительство и ввод в эксплуатацию новых производств строительных материалов, внедрение инновационных технологий с общим объемом финансирования 6 814 млн. рублей;
2 этап (2009 - 2010 годы) - строительство, модернизация, реконструкция организаций по производству строительных материалов, ввод в эксплуатацию новых мощностей, внедрение инновационных технологий с общим объемом финансирования 5 612 млн. рублей.
4. Система программных мероприятий
Направления развития базы стройиндустрии определены по подотраслям промышленности строительных материалов и изделий.
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Подпрограммой, будет осуществляться по следующим направлениям.
1. Строительство новых заводов по переработке общераспространенных полезных ископаемых для производства строительных материалов.
Основные мероприятия:
строительство завода по производству цемента проектной мощностью 2 млн. тонн цемента в год на основе разработки месторождения цементного сырья в муниципальном районе Шигонский;
строительство дробильно-сортировочного завода по производству щебня проектной мощностью 1 млн. куб. м на основе разработки месторождения известняка в муниципальном районе Пестравский;
строительство 5 заводов по выпуску современных керамических строительных материалов мощностью до 40 млн. шт. усл. кирпича каждый на основе разработки месторождений глины и песков в муниципальных районах Сызранский, Кинельский, Кинель-Черкасский, Борский, Безенчукский;
строительство завода по выпуску стекла мощностью более 400 тыс. кв. м на основе разработки месторождения кварцевого песка в муниципальном районе Сызранский, в районе с. Балашейка.
2. Строительство, модернизация и реконструкция организаций по производству сборного железобетона.
Основные мероприятия:
освоение производства изделий сборно-монолитного каркасного домостроения по прогрессивной французской технологии "Saret", адаптированной Чебоксарским домостроительным комбинатом к российским условиям;
освоение прогрессивной технологии безопалубочного формования преднапряженных плит пустотного настила различной длины;
внедрение линии "Тэнсиланд" по производству плит шириной 1,5 м против 1,2 м ранее выпускаемых;
установка линий по производству пустотных плит перекрытий методом экструзии по финской технологии "Х-Тес";
ввод линии по изготовлению стеновых перегородок безопалубочного формования по финской технологии "Элематик";
ввод линии с магнитной опалубкой;
внедрение инновационных методов и технологий по производству сборного железобетона.
3. Строительство, модернизация и реконструкция организаций по производству изделий крупнопанельного домостроения.
Основные мероприятия:
модернизация организаций с ориентацией на производство энергоэффективных ширококорпусных крупнопанельных домов на основе переработки типовых серий;
освоение производства изделий и конструкций для зданий различных архитектурно-строительных систем, в том числе каркасных, сборно-монолитных, смешанных и других;
усовершенствование технологических линий по производству несущих конструкций из керамзитобетона;
развитие монолитного и сборно-монолитного домостроения;
увеличение производственной мощности организаций по производству изделий крупнопанельного домостроения.
4. Строительство, модернизация и реконструкция организаций по производству штучных стеновых материалов.
Основные мероприятия:
строительство нового завода по производству силикатного и керамического кирпича и других керамических изделий (черепица, эффективные крупноразмерные блоки и др.) в городском округе Чапаевск производственной мощностью более 120 - 150 млн. шт. усл. кирпича в год;
реконструкция существующего завода силикатного кирпича мощностью 170 млн. шт. усл. кирпича в год в городском округе Чапаевск;
структурное изменение в производстве штучных стеновых материалов - значительное увеличение выпуска эффективных материалов из керамзитобетона, ячеистого бетона автоклавного твердения и поризованной керамики, снижение доли производства менее эффективного силикатного кирпича;
расширение производства многослойных теплоэффективных стеновых блоков;
освоение производства клинкерного кирпича для использования при реставрации старых зданий, в жилищном строительстве при возведении коттеджных и многоэтажных зданий, в строительстве офисов, торговых центров;
создание производства керамической плитки "под кирпич" для наружной облицовки зданий;
внедрение инновационных методов и технологий по производству штучных стеновых материалов.
5. Строительство, модернизация и реконструкция организаций по производству теплоизоляционных материалов.
Основные мероприятия:
создание производства высококачественных теплоизоляционных материалов на основе стеклянного штапельного волокна (типа Ursa или Isover);
перепрофилирование завода по выпуску минеральной ваты на основе доменных шлаков на производство изделий из сверхтонкого базальтового волокна;
внедрение инновационных методов и технологий по производству теплоизоляционных материалов.
6. Расширение производства эффективных материалов и изделий для малоэтажного жилищного строительства.
развитие производства по глубокой переработке древесины;
строительство заводов по производству конструкций для быстровозводимого малоэтажного жилья;
создание производства конструкций несъемной опалубки на основе щепоцементной плиты по технологии "Velox";
внедрение инновационных методов и технологий по производству конструкций для быстровозводимого жилья с использованием местных строительных материалов и энергосберегающих технологий.
5. Финансовое обеспечение мероприятий Подпрограммы
Мероприятия, указанные в данной Подпрограмме, предусматривают в качестве одного из источников финансирования собственные и привлеченные средства организаций стройиндустрии (табл. № 20).
Объем указанных средств является предполагаемым и не устанавливает обязательств организаций по финансированию Подпрограммы. Обязательства организаций по участию в реализации Подпрограммы возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Подпрограмма устанавливает исключительно расходные обязательства Самарской области. Мероприятия Подпрограммы, финансирование которых предполагается осуществить за счет собственных и привлеченных средств организаций, не являются расходными обязательствами Самарской области.
Структура источников финансирования приведена в табл. № 21.
Планируется предоставление государственных гарантий по заимствованиям, осуществляемым на строительство новых объектов стройиндустрии и техническое перевооружение оборудования, в размере 2090,32 млн. рублей, в том числе: в 2007 году - 590,32 млн. рублей; в 2008 году - 500 млн. рублей; в 2009 году - 500 млн. рублей; в 2010 году - 500 млн. рублей.
Таблица № 20
Объем средств,
необходимых для развития базы строительной индустрии
и промышленности строительных материалов в Самарской области
Перечень мероприятий,
финансируемых за счет средств областного бюджета
в рамках подпрограммы "Развитие базы стройиндустрии
Самарской области" на 2007 - 2010 годы
Основными исполнителями Подпрограммы являются министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Торгово-промышленная палата Самарской области (по согласованию), хозяйствующие субъекты (по согласованию).
Соисполнителем Подпрограммы выступает министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области в рамках своих полномочий.
В рамках разработки Подпрограммы проведены исследования, в ходе которых определена потребность в основных видах и количестве строительных материалов, необходимых для строительства жилья в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Организации строительного комплекса реализуют Подпрограмму за счет собственных и привлеченных средств, включая использование механизма лизинга.
Размер средств, необходимых организациям для наращивания производственных мощностей, будет увеличиваться с каждым годом в связи с ростом объемов жилищного строительства в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Государственная поддержка реализации Подпрограммы за счет средств областного бюджета направлена на создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных инвестиций и осуществляется в форме:
государственных гарантий и возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях организациями стройиндустрии, осуществляющими производство прочих неметаллических минеральных продуктов, входящих в соответствии с ОКВЭД в класс 26;
возмещения затрат, связанных с сертификацией и (или) патентованием продукции, оформлением прав на результаты интеллектуальной деятельности;
субсидирования части лизинговых платежей;
предоставления инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с действующим законодательством;
предоставления инвесторам налоговых льгот по налогу на имущество организаций и установления пониженных ставок налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Меры поддержки за счет средств областного бюджета будут осуществляться на условиях, предусмотренных действующим законодательством.
Определение объемов государственной поддержки осуществляется ежегодно.
В законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливаются направления инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляются государственные гарантии Самарской области, общая сумма государственных гарантий по инвестиционным проектам, минимальный и максимальный сроки, на которые они могут быть предоставлены.
Кроме того, в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период будут устанавливаться направления и условия предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях организациями стройиндустрии, осуществляющими производство прочих неметаллических минеральных продуктов, входящих в соответствии с ОКВЭД в класс 26; затрат, связанных с сертификацией и (или) патентованием продукции, оформлением прав на результаты интеллектуальной деятельности; субсидирования части лизинговых платежей.
Предоставление недр в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых для производства строительных материалов будет осуществляться в порядке, установленном действующим законодательством.
7. Организация управления Подпрограммой
и контроль за ходом ее реализации
Организация управления Подпрограммой и контроль за ходом ее реализации возлагаются на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Организацию конкурсов на предоставление субсидий для реализации инвестиционных проектов по направлениям, указанным в Подпрограмме, в соответствии с действующим законодательством осуществляет министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Контроль за целевым и эффективным использованием выделенных средств областного бюджета осуществляет министерство управления финансами Самарской области.
Общественный контроль за ходом выполнения Подпрограммы и координацию взаимодействия между исполнителями Подпрограммы и хозяйствующими субъектами обеспечивает Торгово-промышленная палата Самарской области (по согласованию).
Управление Подпрограммой предусматривает выполнение следующих мероприятий:
анализ эффективности программных проектов и мероприятий;
сбор оперативной отчетной информации, подготовка в установленные сроки сводных квартальных и годовых отчетов;
подготовка отчета головного исполнителя Подпрограммы - министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области перед государственным заказчиком - Правительством Самарской области о ходе реализации Подпрограммы;
подготовка предложений по финансированию Подпрограммы на очередной финансовый год;
корректировка плана реализации Подпрограммы на соответствующий год по источникам и объемам финансирования и по перечню предлагаемых к реализации программных мероприятий на основании результатов утверждения областного бюджета и уточнения возможных объемов финансирования из других источников;
подготовка проекта плана реализации Подпрограммы на очередной финансовый год с оценкой соответствующих финансовых потребностей.
Оценку показателей Подпрограммы предусмотрено проводить ежегодно по плановым и фактически достигнутым результатам.
8. Оценка эффективности социально-экономических
последствий реализации Подпрограммы
Социально-экономическая эффективность Подпрограммы определяется степенью выполнения мероприятий, предусмотренных Подпрограммой.
В результате выполнения мероприятий будет:
увеличена мощность организаций по производству сборного железобетона за период с 2007 по 2010 год на 31% - с 1173 до 1536 тыс. куб. м;
увеличена мощность организаций по производству изделий крупнопанельного домостроения за период с 2007 по 2010 год на 68% - со 184 до 309 тыс. кв. м;
увеличена мощность организаций по производству штучных стеновых материалов за период с 2007 по 2010 год на 24% - с 774,5 до 958,0 млн. штук условного кирпича;
увеличена мощность организаций по производству теплоизоляционных материалов за период с 2007 по 2010 год в 1,5 раза;
увеличена загрузка организаций деревянного домостроения за период с 2007 по 2010 год до 100% - с 288 тыс. кв. м до 440 тыс. кв. м;
восполнен дефицит таких строительных материалов, как цемент, щебень, гипс, кирпич, стекло за счет создания собственного производства на территории Самарской области;
практически реализована одна из важнейших социальных задач, направленных на обеспечение комфортным жильем населения России;
сокращена сметная стоимость сооружаемых объектов за счет внедрения прогрессивных и ресурсосберегающих технологий, увеличена эффективность капитальных вложений, значительно снижены эксплуатационные расходы;
увеличено количество рабочих мест в организациях строительной отрасли, и, как следствие, увеличен размер отчислений налога на доходы физических лиц в бюджет (табл. № 22);
увеличена доходная часть областного бюджета за счет налоговых поступлений от прибыли организаций стройиндустрии (табл. № 23).
Таблица № 22
Социальная эффективность Подпрограммы
----------------------------------T---------T--------T--------T--------T-------¬
¦ Показатели ¦ 2007 г.¦ 2008 г.¦ 2009 г.¦ 2010 г.¦ Итого ¦
+---------------------------------+---------+--------+--------+--------+-------+
¦Количество созданных рабочих¦ 600 ¦ 1 300 ¦ 2 100 ¦ 3 000 ¦7 000 ¦
¦мест, шт. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---------+--------+--------+--------+-------+
¦Средняя заработная плата, руб. ¦12 460 ¦14 500 ¦16 550 ¦18 540 ¦ ¦
+---------------------------------+---------+--------+--------+--------+-------+
¦Фонд оплаты труда, млн. руб. ¦ 7,5 ¦ 27,6¦ 66,2¦ 129,8¦ 231,1¦
+---------------------------------+---------+--------+--------+--------+-------+
¦Налог на доходы физических лиц¦ 0,95¦ 3,5¦ 8,4¦ 16,5¦ 29,3¦
¦(12,7%), млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---------+--------+--------+--------+-------+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---------+--------+--------+--------+-------+
¦областной бюджет (60%), млн. руб.¦ 0,6 ¦ 2,1¦ 5,1¦ 9,9¦ 17,6¦
+---------------------------------+---------+--------+--------+--------+-------+
¦местный бюджет (40%), млн. руб. ¦ 0,3 ¦ 1,4¦ 3,3¦ 6,6¦ 11,6¦
L---------------------------------+---------+--------+--------+--------+--------
Таблица № 23
Поступление налогов, сборов и иных платежей
в бюджетную систему Российской Федерации
Бюджетная эффективность Подпрограммы рассчитывается как отношение налоговых поступлений в бюджет за период с 2007 по 2010 год к объему бюджетных инвестиций (табл. № 24).
Таблица № 24
Бюджетная эффективность Подпрограммы
---------------------------------------------T---------¬
¦ Показатель ¦Областной¦
¦ ¦ бюджет ¦
+--------------------------------------------+---------+
¦Объем бюджетного финансирования, млн. рублей¦ 326,00¦
+--------------------------------------------+---------+
¦Объем налоговых поступлений, млн. рублей ¦ 328,1 ¦
+--------------------------------------------+---------+
¦Коэффициент бюджетной эффективности ¦ 1 ¦
L--------------------------------------------+----------
Полученный коэффициент бюджетной эффективности свидетельствует о выгодности реализации данной Подпрограммы для областного бюджета.
9. Обеспечение экологической безопасности и меры
по снижению отрицательного влияния деятельности
строительного комплекса на окружающую среду
Влияние деятельности строительного комплекса на состояние окружающей среды происходит по трем основным направлениям:
использование природных ресурсов в производственном процессе (ресурсы недр, водные, лесные и др.);
использование территории и пространства (земельные участки, акватория, геологическая среда);
выбросы в окружающую среду производственных отходов строительства и промышленности строительных материалов.
В рамках строительного комплекса в целях обеспечения безопасности и снижения отрицательного влияния на окружающую среду представляется необходимым:
решение проблем по утилизации твердых отходов промышленности, их переработке и вовлечению в строительное производство;
рекультивация земель, нарушенных строительством;
проведение мероприятий по уменьшению норм отвода земель за счет использования земельного пространства;
внедрение малоотходных технологических процессов, обеспечивающих подавление или сокращение вредных выбросов, проведение реконструкции газоотводящих систем;
предотвращение шумового загрязнения путем разработки шумозащитных решений по всей цепочке: проектирование, производство строительных материалов, строительство и эксплуатация объекта, а также акустические мероприятия и оборудование защиты от шума, применение зонирования и структурного расчленения территории по уровням шума, создание системы зеленых насаждений;
организация системы управления процессами по охране окружающей среды через директивный контроль и налоги на выбросы как инструмент экономического государственного регулирования.
В целях снижения уровня загрязнения окружающей природной среды и коренного улучшения ее состояния будут проводиться работы по реконструкции производств, внедрению передовых экологически безопасных технологий. Намечается строительство и реконструкция сооружений по очистке отходящих газов и сточных вод.
В области очистки, обеззараживания, утилизации осадков природных и сточных вод рекомендуется применение высокоэффективных технологий, таких как:
сорбционная очистка порошкообразными сорбентами;
мембранная система с использованием ультрананофильтровых устройств;
конструкция аэротенка с использованием микроорганизмов;
обеззараживание воды с помощью ультрафиолетового облучения и дезинфектантов - озона, диоксида, гипохлорита натрия, метод интенсивного анаэробного сбраживания осадка.
В области охраны окружающей среды:
сооружение и эксплуатация систем мониторинга за процессами, приводящими к негативным экологическим последствиям;
реабилитация загрязненных территорий городской и промышленной застройки;
разработка и внедрение систем управления гидрогеологическими процессами в подземной гидросфере.
В связи с потребностью в территориях для жилой застройки, а также для создания коммерческих и деловых центров возникает необходимость перепрофилирования земель, занятых промышленными организациями.
Проблема вывода промышленных организаций из центра города активное развитие получила недавно, поэтому конкретные схемы и процедуры перебазирования или перепрофилирования промышленных организаций еще не разработаны. Решение указанной проблемы возможно при условии совместной работы специалистов градостроительства, архитектуры, экологов.
В качестве основного инструмента финансирования переноса промышленных производств предполагаются средства инвесторов, заинтересованных в предоставлении освобождаемых земельных участков.
Отдельно расположенные по городу организации можно сохранять, предварительно оценив, насколько они отвечают системе развития города, технологичны ли они. Сегодня многие вопросы экологичности можно решить за счет использования современного технологического оборудования.
Большое количество отходов, накопленных в ряде производств ведущих отраслей, свидетельствует о незавершенности технологических схем, об отраслевом подходе к переработке природного сырья, направленном на извлечение из него только целевого продукта. С накоплением промышленных отходов нарушается экологическое равновесие, что фиксируется экологическими службами и проявляется в резком загрязнении окружающей среды, связанном с образованием свалок и выбросов. Отводятся земельные участки для хранения отходов, которые с большей эффективностью могли бы быть использованы в строительстве жилья.
В части развития промышленности строительных материалов ставится задача замещения на 20 - 30% природного минерального сырья производственными и бытовыми отходами при производстве бетонов, растворов, керамических изделий и некоторых видов строительных материалов с существенным снижением их стоимости. Промышленные отходы можно использовать в качестве основного сырья для производства стекла и стеклоизделий.
При этом решаются проблемы устойчивого развития экономики в целом и строительного комплекса в частности - ресурсо- и энергосбережение и охрана окружающей среды. За счет снижения потребления природного сырья решаются и экологические проблемы, связанные с засорением и отравлением окружающей среды отходами промышленности.
Наличие системных проблем в вопросах обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности производств, а также связанных с ними решений по использованию продуктов и отходов промышленности в производстве строительных материалов и изделий и выводу промышленных организаций из центров городов в специализированные зоны требует формирования программ отраслевых органов исполнительной власти Самарской области.
Деятельность существующих и вновь построенных заводов базы стройиндустрии будет осуществляться на основе следующих принципов:
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Все рассматриваемые в Подпрограмме проекты строительства и модернизации объектов стройиндустрии будут проходить обязательную государственную экологическую экспертизу в установленном действующим законодательством порядке.
Следует отметить, что указанные в Подпрограмме мероприятия по развитию базы стройиндустрии включены в раздел "Промышленный комплекс" проекта схемы территориального планирования Самарской области. Материалы проекта схемы прошли государственную экологическую экспертизу.