ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 28.09.2001 № 343
"О КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА НА ВЫПЛАТУ ПОСОБИЙ ВМЕСТО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2001 г. № 343
О КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА НА ВЫПЛАТУ ПОСОБИЙ ВМЕСТО
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ
В целях совершенствования системы адресной социальной поддержки населения постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот (далее - Концепция).
2. Структурным подразделениям Администрации области в срок до 1 декабря 2001 года разработать мероприятия по реализации Концепции и предоставить департаменту экономического развития и инвестиций Администрации области и департаменту социальной защиты населения Администрации области для подготовки предложений Губернатору области.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на департамент экономического развития и инвестиций Администрации области (Хасаева).
Губернатор
Самарской области
К.А.ТИТОВ
Приложение
к Постановлению
Губернатора Самарской области
от 28 сентября 2001 г. № 343
КОНЦЕПЦИЯ
ПЕРЕХОДА НА ВЫПЛАТУ ПОСОБИЙ ВМЕСТО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ
Введение
В настоящее время по данным Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук формальное право на социальные льготы предоставлено более 70% населения. Большинство социальных льгот согласно действующему законодательству предоставляется на основе категориального принципа. Реальные возможности государства не позволяют выполнить все обязательства перед населением по социальным льготам.
Основной целью настоящей Концепции является определение комплекса мер по снижению уровня бедности населения, улучшению качества жизни малоимущих семей на условиях замены существующих льгот денежными пособиями.
В настоящее время в Самарской области создана и эффективно функционирует действенная система социальной защиты населения. Общие условия социально-экономического развития Самарской области позволяют последовательно заниматься совершенствованием форм и методов социальной защиты населения.
1. Основные понятия, используемые в Концепции
Адресная социальная помощь - вид социальной помощи конкретным семьям и одиноко проживающим гражданам с учетом нуждаемости.
Бедность - экономическое положение семьи или одиноко проживающего гражданина, при котором располагаемые ими ресурсы и средства (денежные, имущественные, здоровье и др.) недостаточны для удовлетворения минимальных потребностей (питание, жилье, одежда, досуг, образование и др.) и поддержания образа жизни на уровне принятых минимальных жизненных стандартов.
Заявительный принцип - один из принципов оказания социальной помощи нуждающимся, предполагающий определенную форму обращения нуждающегося в соответствующие органы, предоставляющие помощь (местные органы социальной защиты населения, организации, предоставляющие гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, медицинские учреждения, отделения миграционной службы и т. п.), предусматривающий письменное обращение гражданина или его законного представителя от себя лично или от своей семьи, содержащее основание, требуемое законодательством для определения нуждаемости в помощи.
Малоимущие группы населения - все семьи (одиноко проживающие граждане), чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.
Нуждаемость - недостаток необходимых материальных благ, бедность. Определяется по отношению к принятым (нормированным) показателям потребления. Нуждаемость семей, оцениваемая ниже установленной разницы между получаемым и гарантированным доходом (прожиточным минимумом), является основным критерием предоставления социальной помощи.
Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.
Социальная помощь - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.
Социальная сфера - совокупность отраслей, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление.
2. Содержание проблемы
В настоящее время социальная помощь населению осуществляется в следующих формах:
льготы - материальное преимущество, предоставляемое определенной категории лиц в денежной или натуральной форме законодательным или административным путем в порядке исключения из общих норм и правил;
пособия - денежные выплаты (трансфертные платежи) лицам, имеющим соответствующее право, установленное законом или иным правовым актом;
субсидии - целевое предоставление денежных средств для оплаты услуг лицам, имеющим соответствующее право, установленное законом или иным правовым актом;
компенсации - возмещение расходов на получение услуг или благ лицам, имеющим соответствующее право, установленное законом или иным правовым актом;
помощь в натуральной форме - предоставление жизненно необходимых товаров лицам, имеющим соответствующее право, установленное законом или иным правовым актом.
Большая часть бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, расходуется по следующим направлениям:
выполнение нормативных правовых актов, регулирующих льготы, пособия, компенсационные выплаты, предоставляемые на детей;
обеспечение выполнения федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О статусе военнослужащих", Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", законов, регулирующих предоставление льгот судьям и работникам правоохранительных органов, законов, регулирующих размеры пособий, компенсационных выплат, стипендий учащимся, студентам, аспирантам, докторантам, безработным, беженцам и др.
Основные категории лиц, получающие социальные льготы - ветераны труда, труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, дети в возрасте до трех лет, учащиеся школ, военнослужащие (включая членов их семей) и граждане, уволенные в запас, сотрудники Министерства внутренних дел Российской Федерации, участники Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны и члены их семей, лица, проживающие на территориях с льготным социально-экономическим статусом.
Механизм оказания социальной помощи населению требует дальнейшего совершенствования, определения единого координирующего органа, способного оптимально организовать комплексное управление функционированием системы социальной помощи населению, обеспечить межотраслевую координацию и рациональное использование бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения.
3. Цели и задачи перехода на выплату
пособий вместо предоставления льгот
Целями настоящей Концепции являются:
определение комплекса мер по повышению качества жизни малоимущих семей на условиях перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот;
сокращение дотационности государственных и муниципальных организаций (транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и других);
демонополизация сектора социальных и коммунальных услуг;
направление высвобождающихся бюджетных средств на социальную помощь малоимущим группам населения.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
осуществление инвентаризации всех федеральных, областных и местных законодательных и иных нормативных правовых актов на предмет наличия регламентации предоставления различных видов льгот для отдельных категорий населения;
финансовая и социальная оценка льгот, предоставляемых отдельным категориям населения;
полная финансовая оценка потерь бюджетов всех уровней от предоставления льгот;
прекращение предоставления льгот организациями без возмещения им выпадающих от предоставления данных льгот доходов;
отказ от введения новых льгот;
осуществление комплекса мер по высвобождению бюджетных ресурсов для оказания социальной помощи населению в виде выплаты денежных пособий, включающего сокращение бюджетных дотаций производителям услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу независимо от доходов и имущественного положения;
поэтапная замена социальной помощи населению в натуральной форме денежными пособиями.
Переход на выплату пособий вместо предоставления льгот предполагает выделение нескольких этапов:
на первом этапе необходимо провести выборочную финансовую и социальную оценку отдельных видов льгот, субсидий, дотаций;
второй этап предполагает осуществление инвентаризации всех федеральных, областных и местных законодательных и иных нормативных правовых актов на предмет составления перечня предоставляемых населению льгот, субсидий, дотаций;
на третьем этапе, имея полную информацию о законах, видах расходов, механизмах финансирования, целесообразно оценить уровень расходов на финансирование льгот, субсидий, дотаций и определить направления собственно перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот;
четвертый этап включает полную финансовую оценку потерь бюджетов от предоставления льгот, субсидий и дотаций, публикацию этих данных в средствах массовой информации, а также частичный переход на выплату пособий вместо предоставления льгот;
на пятом (заключительном) этапе необходимо осуществить полный переход на выплату денежных пособий за счет средств областного и местных бюджетов по всем региональным и местным льготам, а также части федеральных льгот в случае законодательного закрепления такой возможности.
4. Основные принципы реализации Концепции
К основным принципам реализации настоящей Концепции относятся:
консолидация действий исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан по осуществлению комплекса мер, направленных на реформирование системы льгот, предоставляемых населению области;
адресная поддержка малоимущих групп населения, заявительный принцип выплаты денежных пособий населению;
многоуровневый и межведомственный подходы к организации и осуществлению мер по реализации настоящей Концепции с учетом как общих потребностей населения области в целом, так и специфических потребностей населения различных муниципальных образований, отдельных социальных и возрастных групп;
государственная ответственность, преемственность проводимой исполнительными органами государственной власти политики реформирования системы социальной защиты населения в части упорядочения системы льгот, предоставляемых населению, совершенствование законодательной базы на всех уровнях государственной власти;
соблюдение прав человека, равенства всех граждан независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений;
социальная эффективность, социальное партнерство;
прозрачность информации о ходе реформирования системы льгот, предоставляемых населению, и перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот;
использование результатов научных исследований, регионального и международного опыта с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем реформирования системы льгот, предоставляемых населению;
взаимодействие со средствами массовой информации в целях формирования общественного мнения, просвещения населения о необходимости перехода от предоставления льгот к выплате денежных пособий.
Переход от предоставления льгот к выплате денежных пособий и целевых субсидий предполагает:
введение заявительного принципа и критерия нуждаемости при предоставлении категориальных льгот - отмена предоставляемых льгот для лиц из числа льготного контингента, не подавших соответствующих заявлений и (или) не относящихся к малоимущим группам населения;
нормирование предоставляемых льгот - предоставление льгот малоимущим группам населения только в пределах установленных норм;
организация строгого учета стоимости предоставленных льгот и аудит производственных затрат организаций, предоставляющих льготы населению;
ограничение государственных дотаций организациям, предоставляющим услуги населению на льготных условиях.
5. Финансовое обеспечение реализации Концепции
Реализация поставленных настоящей Концепцией задач потребует финансовых затрат, источником которых будут являться средства бюджетов всех уровней: муниципального, областного, федерального, собственные средства организаций, средства государственных внебюджетных фондов, благотворительные и спонсорские средства общественных объединений, частных благотворителей, международных организаций.
Основным источником финансового обеспечения настоящей Концепции являются средства областного бюджета. Часть средств, которые будут выделены на реализацию настоящей Концепции из областного бюджета в рамках реформирования системы региональных финансов, предполагается компенсировать за счет субвенции из Фонда развития региональных финансов, формируемого в составе расходов федерального бюджета за счет структурных займов Международного банка реконструкции и развития.
Финансовое обеспечение настоящей Концепции могут составлять и другие источники в соответствии с действующим законодательством.
6. Оценка эффективности реализации приоритетных
направлений Концепции
Критерием эффективности намеченных мер будет усиление адресности социальной помощи населению, увеличение объема льгот в денежной форме, получаемых малоимущими группами населения.
Сокращение дотаций организациям на покрытие выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот различным категориям населения по оплате услуг, и перераспределение этих средств в пользу прямых трансфертов населению будет способствовать повышению эффективности расходования бюджетных ресурсов, направляемых на социальную политику.
7. Заключительные положения
Органы исполнительной власти Самарской области обеспечивают реализацию положений настоящей Концепции в целях повышения эффективности социальных расходов областного и местных бюджетов, совершенствования социальной поддержки населения области в части упорядочения системы льгот, предоставляемых населению области, и перевода их в денежную форму.
Плодотворное взаимодействие исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан в деле совершенствования системы социальной поддержки населения области должно стать одним из залогов повышения качества жизни населения и динамичного развития человеческого потенциала Самарской области.