ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 29.09.2001 № 341
"О КОНЦЕПЦИИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ НЕДВИЖИМОСТИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2001 г. № 341
О КОНЦЕПЦИИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ НЕДВИЖИМОСТИ,
НАХОДЯЩЕЙСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях повышения эффективности управления государственной собственностью Самарской области постановляю:
Одобрить прилагаемую Концепцию оценки стоимости недвижимости, находящейся в государственной собственности Самарской области.
Вице-губернатор
Самарской области
В.А.КАЗАКОВ
Приложение
к Постановлению
Губернатора Самарской области
от 28 сентября 2001 г. № 341
КОНЦЕПЦИЯ
ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящая Концепция оценки стоимости недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Самарской области (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и подходы к оценке стоимости недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Самарской области.
Предметом рассмотрения настоящей Концепции не являются земля, недра, леса и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности Самарской области.
1. Анализ текущей ситуации
Одной из важнейших задач органов государственной власти Самарской области является эффективное использование государственного имущества в целях увеличения собственных доходов бюджета. Это особенно актуально в свете имеющих место негативных тенденций, связанных с изменением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации.
В настоящее время имущественный комплекс Самарской области насчитывает около 1000 объектов недвижимого имущества. В государственной собственности Самарской области находятся нежилые помещения общей площадью более 1 600 тыс. кв. метров. Площадь объектов недвижимости, переданных в аренду, составляет 100 000 кв. метров.
За последние годы в результате проделанной работы по разграничению государственной собственности в государственную собственность Самарской области передано 791 предприятие и учреждение, в том числе 96 учреждений начального профессионального образования.
Основной задачей в области управления имуществом на 1999 - 2000 годы являлось создание единого реестра государственного имущества Самарской области (далее - реестр). Реестр позволяет:
оценивать состояние имущественного комплекса Самарской области в целом и в разрезе основных классификационных признаков по состоянию на текущую дату;
вести учет рационального и эффективного использования объектов недвижимости, включая использование в качестве предмета залога, передачу в аренду, доверительное управление, внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал организаций, приватизацию и другое.
Создание реестра и преодоление его структурной раздробленности обусловило реальные предпосылки для проведения полной рыночной оценки стоимости объектов недвижимого имущества Самарской области.
Следует отметить, что в настоящее время система массовой оценки рыночной стоимости объектов недвижимого имущества Самарской области отсутствует, что приводит к невозможности определения рыночной стоимости суммарных активов Самарской области. Между тем определение данного показателя является необходимым условием формирования бюджетной отчетности в соответствии с международными стандартами.
2. Цели и задачи оценки рыночной стоимости объектов
недвижимого имущества Самарской области
Проведение полной и комплексной оценки рыночной стоимости объектов недвижимого имущества Самарской области преследует следующие цели:
повышение эффективности управления собственностью Самарской области;
формирование объективного представления об активах Самарской области, что будет способствовать дальнейшему росту инвестиционной привлекательности Самарской области для внутренних и внешних инвесторов.
В рамках достижения поставленных целей необходимо решение следующих основных задач:
проведение независимой рыночной оценки объектов недвижимого имущества Самарской области в целях получения достоверной информации об их стоимости и оценки суммарной стоимости активов Самарской области в соответствии с требованиями Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 № 519;
применение механизма рыночной оценки в управлении недвижимым имуществом.
3. Принципы оценки стоимости объектов недвижимого
имущества Самарской области
Для достижения поставленных целей при проведении оценки недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, необходимо опираться на следующие базовые принципы:
снижение бюджетных расходов на проведение оценки стоимости имущества, находящегося в государственной собственности;
массовость проведения профессиональной оценки имущества, находящегося в государственной собственности;
соответствие мероприятий по оценке государственной собственности федеральному законодательству и законодательству Самарской области, международным и российским стандартам оценки.
4. Механизм проведения работы по оценке
рыночной стоимости объектов недвижимого
имущества Самарской области
Необходимо провести классификацию объектов недвижимого имущества Самарской области по следующим категориям в соответствии с направлениями его дальнейшего использования:
1. Объекты недвижимого имущества, подлежащие приватизации, передаче в аренду, использованию в качестве предмета залога, передаче в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, передаче в доверительное управление (категория 1).
2. Объекты недвижимости, не относящиеся к категории 1 (категория 2).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" объекты категории 1 подлежат обязательной оценке с привлечением независимых специалистов в области оценки недвижимости на конкурсной основе. Учитывая значительное количество объектов недвижимого имущества Самарской области и большие расходы на проведение конкурсов, необходимо использовать практику заключения на конкурсной основе государственных контрактов на оказание услуг по оценке имущества, находящегося в государственной собственности, на срок до одного года. Представляется целесообразным разработать проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающих возможность аккредитации оценщиков, имеющих право оценивать имущество, находящееся в государственной собственности. Это позволит в значительной степени снизить бюджетные расходы на проведение конкурсов и повысить оперативность проведения мероприятий по оценке имущества.
Финансирование работ по оценке объектов недвижимого имущества категории 1 производится за счет средств областного бюджета. При разработке проекта закона Самарской области об областном бюджете следует предусматривать специальную статью расходов на проведение оценки рыночной стоимости имущества, находящегося в государственной собственности Самарской области.
Оценка рыночной стоимости объектов недвижимого имущества категории 2 необходима в целях формирования бюджетной отчетности в соответствии с международными стандартами, что позволит более обоснованно проводить оценку кредитного рейтинга Самарской области. Оценка рыночной стоимости объектов недвижимого имущества категории 2 проводится с привлечением независимых специалистов в области оценки недвижимости на конкурсной основе.
5. Методы оценки стоимости объектов
недвижимого имущества Самарской области
Оценка стоимости объектов государственной собственности производится в соответствии с требованиями Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 № 519.
Организация, координация и мониторинг хода работ по реализации данной Концепции возлагаются на департамент управления государственным имуществом Администрации области.
При проведении комплекса работ в соответствии с данной Концепцией предполагается широкое сотрудничество департамента управления государственным имуществом Администрации области с профессиональными объединениями участников рынка недвижимости (например, с Поволжской гильдией риэлторов, региональным отделением Российского общества оценщиков).
6. Этапы работы по оценке рыночной стоимости
объектов недвижимого имущества Самарской области
Работа по проведению оценки рыночной стоимости объектов недвижимого имущества Самарской области включает следующие этапы:
проведение мониторинга цен на региональном рынке недвижимости;
классификация объектов недвижимого имущества по категориям их назначения;
проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимого имущества Самарской области (в течение 2002 - 2005 годов) в пределах выделенных на эти цели средств;
определение рыночной стоимости суммарных активов Самарской области после проведения оценки рыночной стоимости объектов недвижимого имущества области (в течение 2005 года).