ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 28.12.2004 № 177-ГД
(ред. от 25.12.2008)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ" НА 2005 - 2010 ГОДЫ"
(принят Самарской Губернской Думой 21.12.2004)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волжская коммуна", № 246, 30.12.2004.
Изменения, внесенные Законом Самарской области от 25.12.2008 № 155-ГД, вступили в силу со дня официального опубликования.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ" НА 2005 - 2010 ГОДЫ
Принят
Самарской Губернской Думой
21 декабря 2004 года
(в ред. Законов Самарской области
от 09.11.2005 № 197-ГД, от 28.12.2007 № 165-ГД,
от 15.07.2008 № 88-ГД, от 10.11.2008 № 118-ГД,
от 27.11.2008 № 130-ГД, от 25.12.2008 № 155-ГД)
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую Программу "Обеспечение населения Самарской области питьевой водой" на 2005 - 2010 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора
Самарской области
С.А.СЫЧЕВ
г. Самара
28 декабря 2004 года
№ 177-ГД
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной целевой
программы "Обеспечение населения
Самарской области питьевой водой"
на 2005 - 2010 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ" НА 2005 - 2010 ГОДЫ
(ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)
(в ред. Законов Самарской области
от 09.11.2005 № 197-ГД, от 28.12.2007 № 165-ГД,
от 15.07.2008 № 88-ГД, от 10.11.2008 № 118-ГД,
от 27.11.2008 № 130-ГД, от 25.12.2008 № 155-ГД)
Паспорт Программы
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ - областная целевая программа "Обеспечение
населения Самарской области питьевой
водой" на 2005 - 2010 годы
ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ - поручение Губернатора Самарской области
ПРОГРАММЫ от 06.03.1998 № 014/292
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК - Правительство Самарской области
ПРОГРАММЫ
ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ - министерство строительства и жилищно-
ПРОГРАММЫ коммунального хозяйства Самарской области
РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ - Главное управление природных ресурсов и
охраны окружающей среды Министерства
природных ресурсов Российской Федерации
по Самарской области, министерство
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Самарской области, открытое
акционерное общество "Институт
"Средволгогипроводхоз"
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ - обеспечение населения области питьевой
водой нормативного качества и
в достаточном количестве;
улучшение на этой основе состояния
здоровья и качества жизни населения;
восстановление и рациональное
использование источников питьевого
водоснабжения
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ - 2005 - 2010 гг.
ПРОГРАММЫ Программа реализуется в 3 этапа:
I этап - 2005 - 2006 гг.
II этап - 2007 - 2008 гг.
III этап - 2009 - 2010 гг.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ - охрана и восстановление водных объектов -
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ источников питьевого водоснабжения;
проектирование, строительство и
реконструкция водозаборов подземных вод
с целью расширения использования подземных
вод;
проектирование, строительство,
реконструкция и восстановление
централизованных локальных систем
водоснабжения;
строительство, реконструкция и
восстановление групповых водопроводов;
строительство и реконструкция водоводов и
уличной водопроводной сети;
строительство, реконструкция и техническое
перевооружение водоочистительных станций
ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ - министерство строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Самарской
области, Главное управление природных
ресурсов и охраны окружающей среды
Министерства природных ресурсов Российской
Федерации по Самарской области, Центр
государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Самарской области, администрации городов
и районов Самарской области, предприятия
области
ОБЪЕМЫ И - объем финансирования Программы за счет
ИСТОЧНИКИ средств областного бюджета составит 3314,848
ФИНАНСИРОВАНИЯ млн. рублей, в том числе:
в 2005 году - 144,723 млн. рублей;
в 2006 году - 337,761 млн. рублей;
в 2007 году - 594,617 млн. рублей;
в 2008 году - 782,041 млн. рублей;
в 2009 году - 789,806 млн. рублей;
в 2010 году - 665,900 млн. рублей.";
(раздел в ред. Законов Самарской области от 28.12.2007 № 165-ГД,
от 15.07.2008 № 88-ГД, от 27.11.2008 № 130-ГД, от 25.12.2008 № 155-ГД)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - повышение качества и надежности питьевого
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ водоснабжения населения;
снижение риска для здоровья, связанного
с водным фактором;
сокращение заболеваемости населения
желудочно-кишечными заболеваниями;
улучшение жилищных и культурно-бытовых
условий жизни населения в связи
с повышением степени благоустройства
населенных пунктов;
улучшение качества жизни населения
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ - управление реализацией Программы
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ осуществляется головным исполнителем -
ПРОГРАММЫ министерством строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Самарской
области, которое в рамках текущей
деятельности оказывает методическую помощь
исполнителям Программы, осуществляет общую
координацию работ и контроль за ходом
разработки и реализации градостроительной
документации, соблюдением действующего
законодательства о градостроительстве и
градостроительной деятельности, за ходом
строительства и реконструкции объектов
водоснабжения в рамках реализации
мероприятий Программы;
контроль за целевым использованием средств
областного бюджета осуществляет
министерство строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Самарской
области, а по объектам, заказчиками
которых определены органы местного
самоуправления городских округов и
муниципальных районов - министерство
экономического развития, инвестиций и
торговли Самарской области;
производственный контроль осуществляют
юридические лица, эксплуатирующие системы
водоснабжения;
контроль за соблюдением водного
законодательства и требований по охране
природы осуществляет министерство
природных ресурсов и охраны окружающей
среды Самарской области;
государственный контроль за объектами
хозяйственно-питьевого водоснабжения
населения осуществляют уполномоченные
органы и организации в соответствии с их
компетенцией
(раздел в ред. Закона Самарской области от 28.12.2007 № 165-ГД)
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Обеспечение населения Самарской области питьевой водой - одна из приоритетных проблем, решение которой необходимо для сохранения здоровья и повышения уровня жизни населения. Необходимость ее решения обусловлена повсеместным ухудшением состояния водоисточников, техническими трудностями получения питьевой воды, соответствующей санитарно-гигиеническим нормативам, а также крайне низкой водообеспеченностью отдельных районов.
Проблема усугубляется увеличением антропогенной нагрузки на водоемы, неудовлетворительным их санитарным состоянием и неэффективным выполнением водоохранных мероприятий, неблагоприятным природным минеральным и микроэлементным составом водоисточников, аварийным состоянием водопроводных сетей и недостаточной очисткой воды системами водоподготовки.
Эта проблема обуславливает необходимость комплексного решения, основанного на глубокой программной проработке всех вопросов. Успешная реализация мероприятий по улучшению обеспечения населения питьевой водой возможна только при взаимодействии органов власти на всех уровнях, а также концентрации финансовых, технических и научных ресурсов, что и призвана решить настоящая Программа.
1.1. Природные условия и водные ресурсы Самарской области
Самарская область входит в состав Поволжского экономического района, расположенного в среднем течении реки Волги (преимущественно левобережье, частично - правобережье), в юго-восточной части Русской равнины.
Площадь территории Самарской области - 53,6 тыс. кв. км.
По природно-климатическим условиям территория Самарской области приурочена к двум зонам: лесостепной и степной. Площадь лесов составляет 600 тыс. га, или 14,9% территории.
Самарская область в целом богата водными ресурсами, хотя они распределены неравномерно по площади.
Поверхностные водные ресурсы территории представлены бассейном реки Волги и ее притоками 1-го и 2-го порядка: реки Самара, Сок, Уса, Большой Черемшан, Большой Иргиз, Большой Кинель, Чагра, Чапаевка, Кондурча, Сызранка, Безенчук. Река Волга в пределах Самарской области находится в подпоре двух крупных водохранилищ: Куйбышевского (площадь 5900 кв. км, объем 56 куб. км) и Саратовского (площадь 1831,0 кв. км, объем 12,4 куб. км). Всего на территории Самарской области - 250 водотоков общей протяженностью 6300 км, 27 озер площадью более 0,5 кв. км, 180 прудов и водохранилищ на местном стоке. Общие ресурсы поверхностных вод Самарской области (без реки Волги) в средний по водности год оцениваются в количестве 7330 млн. куб. м. Из них 3800 млн. куб. м формируются непосредственно на территории области. Приток речных вод, привлекаемых из смежных областей, составляет 3530 млн. куб. м, а отток их за пределы области - 1015 млн. куб. м.
Характеристика поверхностных водных объектов - источников питьевого водоснабжения представлена в приложении № 1.
В качестве водоисточников для хозяйственно-питьевого водоснабжения в Самарской области используются:
Куйбышевское и Саратовское водохранилища;
реки Самара, Большой Иргиз, Чапаевка, Сок, Чагра, Большой Кинель;
12 прудов и водохранилищ на местном стоке.
Общее количество водозаборов из поверхностных вод составляет - 32.
Поверхностные воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения используются в городах Самаре (354,66 тыс. куб. м/сут), Отрадном (13,17 тыс. куб. м/сут), Тольятти (39,06 тыс. куб. м/сут), Жигулевске (14,50 тыс. куб. м/сут), Кинеле (6,14 тыс. куб. м/сут), Нефтегорске (7,72 тыс. куб. м/сут), пос. Серноводск и с. Сергиевск (4,57 тыс. куб. м/сут), с. Большая Глушица (2,84 тыс. куб. м/сут), с. Большая Черниговка (1,46 тыс. куб. м/сут), пос. Дубовый Умет (0,44 тыс. куб. м/сут) и в ряде других населенных пунктов.
Качество поверхностных вод на территории области изучается Самарским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями (далее - Самарский ЦГМС-Р). Показатели качества воды в наиболее крупных поверхностных водоисточниках хозяйственно-питьевого водоснабжения по данным Самарского ЦГМС-Р в 2002 году приведены в приложении № 2.
Многолетние наблюдения показывают, что качество воды поверхностных водоемов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, не отвечает санитарным требованиям по окисляемости, химическому потреблению кислорода, содержанию фенолов, повышенной жесткости.
Для питьевых целей вода поверхностных источников области может быть использована лишь после предварительной очистки и обеззараживания специальными методами.
Качество воды открытых водоемов характеризуется долей нестандартных проб воды по химическим и микробиологическим показателям за ряд лет. Доля проб, не отвечающих гигиеническим нормативам воды по микробиологическим показателям в открытых водоемах, в среднем по области составляет в последние годы 22%, по химическим показателям - 37% (таблица № 1.1).
Таблица № 1.1
Качество воды открытых водоемов Самарской области,
используемых в качестве источников
хозяйственно-питьевого водоснабжения
(процент проб, не отвечающих гигиеническим
нормативам, к общему числу отобранных)
------------T---------------------------------------------------------------------¬
¦ Тип ¦ Доля проб, не отвечающих гигиеническим нормативам воды, ¦
¦населенного¦ в процентном отношении к общему числу отобранных, по годам ¦
¦ пункта +----------------------------------T----------------------------------+
¦ ¦по микробиологическим показателям ¦ по химическим показателям ¦
¦ +----T----T----T----T----T----T----+----T----T----T----T----T----T----+
¦ ¦1996¦1997¦1998¦1999¦2000¦2001¦2002¦1996¦1997¦1998¦1999¦2000¦2001¦2002¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Город ¦15,6¦17,8¦21,1¦34,4¦19,1¦40,2¦36,4¦29,8¦70,8¦43,2¦59,0¦47,0¦40,4¦51,4¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Село ¦30,0¦26,1¦30,0¦18,2¦28,6¦ 2,1¦ 3,3¦41,2¦15,0¦18,8¦13,2¦17,5¦12 ¦16,7¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Всего ¦15,9¦18,3¦22,0¦32,4¦20,2¦28,2¦30,6¦30,6¦66,3¦41,8¦52,6¦42,0¦30,8¦45,0¦
L-----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----
Подземные воды распространены на территории области практически повсеместно, однако по водообильности и качеству распределение их крайне неравномерное.
В пределах долины р. Волги и ее основных притоков широкое развитие имеют подземные воды, приуроченные к четвертичным аллювиальным отложениям. В пределах древней речной системы донеогенового возраста развиты подземные воды, приуроченные к песчаным отложениям акчагыльского яруса неогеновой системы. В правобережной части Самарской области широкое развитие имеют подземные воды, приуроченные к песчаникам, опокам и пескам палеогена, а также карбонатным породам, мергелям верхнего мела. В юго-восточной части Самарской области в междуречье Чапаевки, Съезжей, Ветлянки и Большого Иргиза достаточно широкое развитие имеют подземные воды триасового водоносного горизонта, приуроченные к одноименным песчаникам и пескам. В северной и центральной частях Самарской области развиты подземные воды татарского и казанского водоносных горизонтов. На территории Самарской Луки, города Сызрани и Сызранского, а также Хворостянского районов определенный практический интерес представляют подземные воды верхнекаменноугольных карбонатных отложений.
Потенциальные запасы подземных вод Самарской области оцениваются в 18 млн. куб. м/сут.
К настоящему времени на территории Самарской области разведаны и утверждены запасы подземных вод в объеме 2,6 млн. куб. м/сут по 22 месторождениям. В том числе по правобережному Сурско-Хоперскому артезианскому бассейну - 0,10 млн. куб. м/сут, по Волго-Камскому - 0,7 млн. куб. м/сут и по Прикаспийскому - 1,8 млн. куб. м/сут. Наиболее крупными месторождениями являются Рождественское (1,0 млн. куб. м/сут), Тольяттинское (0,76 млн. куб. м/сут), Засамарское (0,54 млн. куб. м/сут), Чапаевское (0,14 млн. куб. м/сут). В эксплуатации (полной или частичной) задействованы 13 месторождений. Сведения о месторождениях пресных подземных вод по Самарской области представлены в приложении № 3.
По гидрогеологическому районированию на территории Самарской области выделяются районы хорошей, средней и слабой обеспеченности подземными водами.
Районы хорошей водообеспеченности прилегают к долине реки Волги и ее притокам: рекам Самара, Уса, Сок, Чагра, Большой Кинель. Наибольшей водообильностью и качеством воды характеризуются трещиноватые породы (известняки и доломиты) казанского яруса верхней перми и верхнего карбона. Дебиты буровых скважин, указанных водоносных комплексов, могут достигать 50 - 150 куб. м/час. Вместе с тем в ходе чрезмерной интенсивной эксплуатации водоносных комплексов нередко возникает проблема ухудшения качества подземных вод вследствие подсоса вод нижележащих более минерализованных комплексов. В качестве такого негативного примера можно считать опыт эксплуатации водозаборов подземных вод в пос. Осинки Безенчукского района, в городах Самаре, Отрадном, Новокуйбышевске, Чапаевске.
Районы средней водообеспеченности расположены в юго-восточной и северо-восточной части области. Производительность скважин колеблется преимущественно в пределах от 5 до 15 куб. м/час. Качество подземных вод от пресных до солоноватых с минерализацией от 0,5 - 0,7 г/л до 1,5 - 2,0 г/л.
Районы слабой водообеспеченности расположены в южной части области. Территория слабой водообеспеченности характеризуется слабой водообильностью водоносных горизонтов, кроме того, здесь существует серьезная проблема в отношении качества подземных вод. Минерализация подземных вод в южных районах 1,5 - 3,0 г/л и выше.
Подземные воды Самарской области характеризуются повышенным содержанием железа, а также повышенной жесткостью, общей минерализацией.
По лабораторным данным городских и районных служб санитарно-эпидемиологического надзора, 47,0% проб воды, отобранных из подземных источников в 2002 г., не отвечали санитарным требованиям по химическим показателям.
Крайне неудовлетворительные результаты в городах Новокуйбышевске, Чапаевске, Красноглинском и Куйбышевском районах г. Самары, в Сергиевском, Приволжском, Кошкинском, Красноармейском и других районах.
1.2. Современное состояние систем
хозяйственно-питьевого водоснабжения Самарской области
Хозяйственно-питьевое водоснабжение Самарской области обеспечивается как за счет поверхностных, так и за счет подземных вод. Основные показатели по централизованным системам водоснабжения населения Самарской области представлены в приложении № 4.
Население Самарской области по последней переписи - 3239,8 тыс. человек, в том числе:
городское - 2612,0 тыс. человек;
сельское - 627,8 тыс. человек.
Обеспеченность области располагаемыми водными ресурсами (поверхностными и подземными) в среднем в год составляет:
на 1 жителя - 1,4 тыс. куб. м/год;
на 1 км территории - 90,0 тыс. м /год.
Все города Самарской области имеют централизованную систему водоснабжения и водоотведения. В системах городского централизованного водоснабжения из общего объема водоподачи 69,5% используется из поверхностных водоисточников и 30,5% из подземных вод. Городские водопроводные и канализационные сети находятся в ведении филиалов муниципального предприятия "Водоканал", которое осуществляет забор, подготовку и подачу воды потребителям, сбор, транспортировку и очистку сточных вод с последующим ее сбросом в водоемы.
Городское население обеспечивается водой от 95 водозаборов, из которых 10 - поверхностных и 85 - подземных. Суммарная их производительность 1740,1 тыс. куб. м/сут. В том числе из поверхностных вод - 1160,6 тыс. куб. м/сут и из подземных вод - 579,5 тыс. куб. м/сут. Годовой объем водопотребления оценивается величиной 263,4 млн. куб. м/год.
Обеспеченность водоподачи по 74 водозаборам достаточная, по 21 - недостаточная. До 26% водозаборных скважин характеризуются неудовлетворительным техническим состоянием. Сооружения водоподготовки имеются только на 23 водозаборах.
Протяженность действующих водопроводов составляет 3653,2 км, в том числе водоводы - 862,4 км, разводящие сети - 2790,8 км. Более половины водопроводных сетей (1926,3<*> км, или 52,7%) требуют замены в связи с их изношенностью.
Из общего количества источников водоснабжения городских населенных пунктов только в 48 (51%) вода отвечает требованиям санитарных норм и правил, в 4 - требуется обезжелезивание, в 18 - умягчение, в 10 - улучшение органолептических характеристик, в 13 - обеззараживание. В 8 водозаборах вода вообще непригодна для питьевых целей.
Из общего количества 1457 сельских населенных пунктов и поселков городского типа водоснабжение 758 населенных пунктов осуществляется за счет 797 локальных и одного группового водозаборов. Из них 22 эксплуатируют поверхностные воды и 776 - подземные воды. Суммарная производительность водозаборов 429,9 тыс. куб. м/сут, в том числе поверхностных - 20,8 тыс. куб. м/сут, подземных - 401,1 тыс. куб. м/год.
Из 798 водозаборов, в том числе 22 из поверхностных водоисточников, сооружения водоподготовки имеются только на 15 водозаборах. Техническое состояние многих из них неудовлетворительное (районные центры Сергиевск и Большая Глушица, пос. Глушицкий, с. Мокша). Остальные водозаборы подают воду потребителям без очистки и обеззараживания. В системах водоподготовки работают насосно-фильтровальные станции, отдельные бактерицидные установки, фильтры станции обезжелезивания. При этом только 468 (57%) сельских водозаборов подают воду хорошего качества. На 101 водозаборе требуется обезжелезивание, на 90 - умягчение, на 36 - улучшение органолептических свойств, на 82 - обеззараживание. На 59 водозаборах вода вообще не пригодна для питьевых целей.
Локальные водопроводы обслуживают 737 населенных пункта. Протяженность локальных водопроводов составляет 6522 км, в том числе водоводов - 955 км, разводящих сетей 5567 км. Из них 2552 (39,1%) км изношены и требуют замены.
Локальные водопроводы построены в 1960 - 1970 годы. В последующие годы к водопроводам подключались новые жилые дома, производственные объекты, объекты соцкультбыта, что привело к дефициту водопотребления из-за недостаточной производительности водопроводов.
Локальные водопроводы выполнены из труб разного диаметра и материалов (сталь, чугун, пластмасса) зачастую с отступлениями от проектов или без проектов.
Из 737 населенных пунктов с локальными водопроводами недостаточная водообеспеченность отмечается в 301 населенном пункте (40,8%). В неудовлетворительном техническом состоянии находится более 14% водозаборных скважин.
Наряду с локальными водопроводами в области действуют следующие групповые водопроводы:
Красноармейский, общей протяженностью с разводящими сетями 302 км. Водопровод обслуживает населенные пункты Красноармейского и Безенчукского районов. Головной водозабор расположен в с. Осинки Безенчукского района;
Пестравский, где введены в эксплуатацию 2-я очередь строительства и 33 км разводящих сетей по селу Михайло-Овсянка. Проектная производительность водопроводных сооружений составляет 3981 куб. м/сут. Необходимо строительство 3-й очереди, в состав которой войдут водозаборные сооружения и их обустройство, разводящие сети в населенных пунктах Пестравского района;
Сергиевский, где введена в эксплуатацию 1-я очередь строительства протяженностью 30,4 км с разводящими сетями по селу Чекалино Сергиевского района. Необходимо строительство 2-й очереди строительства группового водопровода, в состав которой войдут водозаборные сооружения и их обустройство, разводящие сети в населенных пунктах Елшанка и Большая Чесноковка Сергиевского района. Требуется реконструкция водозабора и гидрогеологический контроль его работы, а также замена водоводов общей протяженностью 92 км в связи с изношенностью труб.
Вода из разных скважин Сергиевского водозабора имеет различную жесткость, однако при смешении пригодна для питьевых нужд. Из 21 населенного пункта, обслуживаемого водозабором, недостаточная водообеспеченность отмечается в 9 населенных пунктах.
Население остальных 699 населенных пунктов использует для питьевых и хозяйственных нужд шахтные колодцы, реки, родники и другие водоисточники без предварительной очистки. Современное состояние систем водообеспечения районов Самарской области представлено в приложении № 5.
Наиболее остро проблема обеспечения водопроводными сооружениями стоит в Шенталинском и Камышлинском районах, здесь более 75% населения не обеспечено водопроводными сооружениями, а также в Кошкинском, Исаклинском, Похвистневском, Сызранском, Шигонском, Богатовском, Борском, Большечерниговском районах - более 55% населения (приложение № 5, рис. 1).
Износ водопроводных сетей и водозаборов в городах составляет в среднем более 75%, в районах - более 60%. В городах Октябрьске, Похвистнево, Отрадном этот показатель составляет более 96%, в Шенталинском, Сызранском, Волжском, Большечерниговском районах - более 90% (приложение № 5, рис. 2, рис. 3).
Износ очистных сооружений в городах составляет в среднем более 62%, в районах Самарской области - более 60%. В Шенталинском, Исаклинском, Богатовском, Борском, Большеглушицком районах очистные сооружения, а также системы водоотведения отсутствуют (приложение № 5, рис. 4, рис. 5).
Износ систем водоотведения в городах составляет в среднем более 70%, а в районах - более 80% (приложение № 5, рис. 6, рис. 7). Кроме того, в 5 районах области (Богатовский, Большеглушицкий, Борский, Исаклинский, Шенталинский) население не обеспечено системами водоотведения.
Удельное водопотребление в целом в области колеблется по районам в пределах 128 - 350 литров в сутки на человека при среднеобластном показателе 266 литров в сутки на человека.
Общее удельное водопотребление в городах выше за счет использования воды на производственные и технические нужды (приложение № 5, рис. 8). В сельских населенных пунктах удельное водопотребление часто превышает установленные нормативы для хозпитьевого водоснабжения за счет использования воды на полив приусадебных участков.
--------------------------------
<*> Объем (километраж) водоводов, находящихся в аварийном состоянии, определен по сведениям эксплуатирующих организаций и по данным Государственного кадастра качества водопроводной воды, где сведения получены также в эксплуатирующих организациях.
1.3. Качество подаваемой питьевой воды
Существующие технологии и технические средства подготовки воды морально и физически устарели. Воду хорошего качества подают лишь 51% городских водозаборов и 59% сельских водозаборов, 7% водозаборов подают воду, непригодную для питьевых нужд. Остальные водозаборы подают воду, требующую проведения тех или иных мероприятий по улучшению ее качества.
Распределение водозаборов по качеству подаваемой потребителям воды дается в таблице № 1.2.
Неблагополучно обстоит дело и на водозаборах подземных вод в городах Новокуйбышевске, Чапаевске. Вода на водозаборах г. Новокуйбышевска имеет повышенную минерализацию (1,2 г/куб. дм) и жесткость (до 17 мг-экв/куб. дм). В г. Чапаевске на двух водозаборах жилищно-коммунального хозяйства вода имеет повышенную минерализацию, жесткая. И только водозабор "Пойменный", эксплуатируемый с 1990 года, подает воду хорошего качества (минерализация 0,2 - 0,6 г/куб. дм, жесткость 2,0 - 5,5 мг-экв/куб. дм).
Качество воды в системах централизованного водоснабжения сельских населенных пунктов также во многих случаях не соответствует нормам по тем же показателям, что и для городских систем.
В динамике изменения качества воды, подаваемой сельским водопотребителям и по территории области, прослеживается определенная закономерность - качество воды ухудшается с севера на юг.
Таблица № 1.2
Распределение водозаборов по качеству
подаваемой потребителям воды
----T----------------------------T--------------T------------T-----¬
¦ № ¦ Показатели ¦ Городские ¦ Сельские ¦Всего¦
¦ ¦ ¦ системы ¦ локальные ¦ ¦
¦ ¦ ¦водоснабжения,¦водопроводы,¦ ¦
¦ ¦ ¦ штук ¦ штук ¦ ¦
+---+----------------------------+--------------+------------+-----+
¦ 1 ¦Общее количество водозаборов¦ 95 ¦ 798 ¦ 893 ¦
+---+----------------------------+--------------+------------+-----+
¦ 2 ¦Водозаборы, в которых вода¦ 48 ¦ 467 ¦ 516 ¦
¦ ¦пригодна для питья ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+--------------+------------+-----+
¦ 3 ¦Водозаборы, в которых вода ¦ 4 ¦ 101 ¦ 105 ¦
¦ ¦требует обезжелезивания ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+--------------+------------+-----+
¦ 4 ¦Водозаборы, в которых вода¦ 18 ¦ 90 ¦ 108 ¦
¦ ¦требует умягчения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(повышенная жесткость) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+--------------+------------+-----+
¦ 5 ¦Водозаборы, в которых вода¦ 10 ¦ 34 ¦ 44 ¦
¦ ¦требует удаления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органических веществ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+--------------+------------+-----+
¦ 6 ¦Водозаборы, в которых вода¦ 13 ¦ 82 ¦ 95 ¦
¦ ¦требует обеззараживания ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+--------------+------------+-----+
¦ 7 ¦Водозаборы, в которых вода¦ 8 ¦ 59 ¦ 67 ¦
¦ ¦непригодна для питья ¦ ¦ ¦ ¦
L---+----------------------------+--------------+------------+------
Особенно плохие показатели качества воды отмечаются в Большечерниговском, Волжском, Безенчукском, Красноармейском, Пестравском районах. Здесь от 62 до 100% действующих водозаборов подают некачественную и непригодную для питья воду. Некачественную воду подают все 16 водозаборов в Красноармейском районе.
Более качественной питьевой водой обеспечены Алексеевский, Богатовский, Борский, Камышлинский, Клявлинский, Хворостянский районы. Здесь свыше 80% водозаборов подают качественную воду.
На большинстве водопроводов, питающихся из поверхностных источников, применяются типовые схемы водоподготовки, очистки и обеззараживания.
До 2002 года на территории области из 23 водопроводов, питающихся из открытых водоемов, два (в населенных пунктах Дубовый Умет и Просвет Волжского района) не имели очистных и обеззараживающих установок. В 2002 г. для этих сел введена в эксплуатацию 1-я очередь строительства очистных сооружений производительностью 100 куб. м/сут, где была использована система раздельного водоснабжения на основе контейнерной установки по очистке волжской воды. Необходимо строительство 2-й очереди, в состав которой войдут контейнерная установка с подводящим водоводом и разводящими сетями по пос. Просвет и Пахарь Волжского района. В связи с отсутствием в районе подземных источников с качественной питьевой водой в селах Лопатино и Воскресенка предлагается также использовать систему раздельного водоснабжения на основе контейнерных установок.
На выходе с очистных сооружений в большинстве случаев качество воды отвечает санитарным требованиям по химическим и микробиологическим показателям, за исключением отдельных проб, отобранных в период весеннего половодья и сильных ливней, когда качество исходной воды резко ухудшается.
Однако ряд поверхностных водоемов (Саратовское водохранилище, река Большой Кинель), используемых для питьевого водоснабжения, испытывают значительные антропогенные воздействия и поэтому не могут считаться надежными и безопасными водоисточниками.
На многих сельских водопроводах, имеющих отклонения по химическому составу воды, не организована ее дополнительная очистка.
По данным центров Госсанэпиднадзора, в истекшем году более 20% проб воды коммунальных и ведомственных водопроводов не отвечали санитарным требованиям по химическому составу.
В 2002 году в Самарской области 4,7% проб воды, отобранных из водопроводной сети, не отвечали санитарным требованиям из-за повышенного содержания химических веществ, нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку вредности.
Большая часть указанных нестандартных проб (87,1%) не соответствовала по содержанию нитратов, нитритов и аммиака. Доля нитратов составляет 47% от всех нестандартных. Пробы с превышением содержания хлороформа до 2 ПДК, обнаруженные в г. Тольятти, составили 4,3%, пробы нестандартные по содержанию кадмия, выявленные в г. Новокуйбышевске, составили 7,1%.
Повышенное содержание азотосодержащих веществ от 1 до 3 ПДК в питьевой воде было обнаружено в 8 сельских районах области.
Основным источником поступления азотосодержащих веществ в питьевую воду является антропогенное загрязнение вследствие неправильного ведения хозяйственной деятельности в зонах санитарной охраны источников водоснабжения. В Ставропольском районе причиной повышенного содержания нитратов в питьевой воде является природный геохимический состав воды.
По данным статистической отчетности, в области в 2002 году 18,5% источников питьевого водоснабжения не отвечали требованиям из-за нарушений в зонах санитарной охраны.
Кроме того, по данным центров Госсанэпиднадзора, около 20% водопроводов области не отвечают санитарным требованиям из-за неудовлетворительного санитарно-технического состояния.
Имеющиеся недостатки в содержании, эксплуатации и техническом обслуживании источников, водопроводных сетей и сооружений, их техническое состояние, связанное с изношенностью и отсутствием плановых и капитальных ремонтов, приводят к загрязнению воды при транспортировке ее потребителям.
Ухудшаются ее органолептические показатели (запах, цветность, прозрачность), повышается содержание железа и происходит бактериальное загрязнение воды.
По области ежегодно регистрируется свыше 3000 аварий на водопроводах. Только в г. Самаре в 2002 году зарегистрировано 1096 повреждений с утечками воды, в Октябрьске - 150, Сызрани - 427, Чапаевске - 223, Отрадном - 56 и т.д. Сроки устранения прорывов и утечек затягиваются до нескольких суток из-за низкой материальной базы хозяйствующих субъектов, что в свою очередь отражается на качестве питьевой воды.
Лабораториями центров Госсанэпиднадзора в 2002 году в целом по Самарской области по коммунальным и ведомственным водопроводам зафиксировано 7,6% проб питьевой воды, не отвечающих санитарным нормам по микробиологическим показателям, и 24,8% проб, не отвечающих требованиям по химическим показателям, что соответствует аналогичным показателям 2001 года. Следует отметить стабильность указанных показателей в течение ряда лет.
Качество воды в коммунальных и ведомственных водопроводах Самарской области за ряд лет представлено в приложении № 6 (рис. 1, рис. 2).
Наибольшее несоответствие нормативу по микробиологическим показателям отмечается в сельской местности.
Процент нестандартных проб питьевой воды по микробиологическим показателям по некоторым районам области значительно выше среднего по области. Так в Сергиевском, Красноармейском, Клявлинском, Нефтегорском районах в 2002 году регистрировалось более 20% неудовлетворительных проб питьевой воды по микробиологическим показателям.
Употребление недоброкачественной питьевой воды становится причиной возникновения кишечных инфекционных заболеваний среди населения.
Следует отметить, что производственный контроль качества подаваемой населению питьевой воды организован по некоторым территориям области недостаточно.
За счет средств областного бюджета в рамках отдельных статей, выделяемых на капитальные вложения и экологические мероприятия, проделана определенная работа по восстановлению и строительству систем водоснабжения. Проведена реконструкция водоочистных, обеззараживающих установок и водопроводов в г. Отрадном, в г. Кинеле, в Большечерниговском и Кошкинском районах.
Продолжается строительство водозабора "Пойменный-2" в г. Чапаевске, ввод в эксплуатацию которого значительно улучшит качество воды по химическим показателям. Ведется строительство 2-й очереди Пестравского группового водопровода, Сергиевского группового водопровода, реконструкция Красноармейского группового водопровода, строительство новых водозаборов в районном центре Елховка, с. Съезжее Богатовского района, а также реконструкция водозаборных сооружений в пос. Алексеевском Кинельского района, в с. Максимовка Богатовского района, в районном центре и с. Тимашево Кинель-Черкасского района, в районных центрах Безенчук, Хворостянка, Елховка и Кошки.
Ремонт и реконструкция водопроводных сетей ведутся в городах Чапаевске и Октябрьске, районном центре Хворостянского района, Борском, Исаклинском, Приволжском районах, пос. Суходол и с. Красносельское Сергиевского района, селах Залесье и Большая Романовка Кошкинского района, Лопатино Волжского района, Константиновка Большеглушицкого района, пос. Усть-Кинельский г. Кинеля, селах Сергиевского района.
Строительство систем водоснабжения ведется также в с. Белозерки и поселках Мирный, Новосемейкино, Волжский Красноярского района, в с. Новая Рачейка Сызранского района, в с. Высокое Пестравского района.
За последнее десятилетие возрос процент обеспеченности населения водой питьевого качества, так к 2001 году по сравнению с 1994 годом процент оборудования водопроводом жилого фонда в Безенчукском районе повысился на 13%, в Большеглушицком - на 15%, в Елховском - на 10%, в Красноармейском - на 21%, в Красноярском - на 33%, в Пестравском - на 15%. Однако проблемы обеспечения населения этих территорий доброкачественной питьевой водой указанными мероприятиями не решены полностью.
Проблема обеспечения населения доброкачественной питьевой водой остается приоритетной и в 2005 году.
2. Основные цели и задачи,
сроки и этапы реализации программы
Цели Программы: обеспечение населения области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве; улучшение на этой основе состояния здоровья и качества жизни населения; восстановление и рациональное использование источников питьевого водоснабжения.
Достижению этих целей будет способствовать решение целого ряда задач:
создание единой концепции водопользования на период 2005 - 2010 гг., включающей научный подход к развитию систем водоснабжения в Самарской области и определяющей перспективные направления в технической политике всех организаций, обеспечивающих водопользование;
предотвращение загрязнения источников питьевого водоснабжения;
обеспечение соответствия воды в источниках санитарно-гигиеническим требованиям;
повышение эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий, внедрение новейших технологий обработки воды на водоочистительных станциях, развитие систем забора и транспортировки воды;
создание научно-технической базы и реализация хозяйственного механизма водопользования, стимулирующего экономию питьевой воды;
строительство и реконструкция систем водоснабжения.
В Программе предусматривается восстановление, реконструкция и техническое перевооружение существующих водозаборов, водопроводов, водоочистительных станций и прочих сооружений, выполнение проектно-изыскательских работ для строительства во всех городах и районах области.
В целях повышения надежности водоснабжения в ряде населенных пунктов, где отсутствуют запасы подземных вод в достаточном количестве, намечено проектирование, строительство и завершение строительства групповых водопроводов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 № 292 "О концепции федеральной программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения" настоящей Программой предусматривается поэтапное комплексное решение проблемы питьевого водоснабжения:
1-й этап - 2005 - 2006 годы;
2-й этап - 2007 - 2008 годы;
3-й этап - 2009 - 2010 годы.
На первом этапе предусмотрено выполнение программных мероприятий в городах и районах области, отобранных по следующим критериям:
наличие дефицита качественной питьевой воды, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям на основе материалов ГОСТ "Вода питьевая", на основе материалов "Качество водопроводной воды" в населенных пунктах Самарской области, составленных открытым акционерным обществом "Институт "Средволгогипроводхоз" в 1997 - 1998 гг. и данных Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Самарской области;
наличие запасов качественной питьевой воды (подземные и поверхностные водозаборы) с учетом численности населения;
оценка технического состояния существующих водозаборов и разводящих сетей на основе данных водного кадастра Главного управления жилищно-коммунального хозяйства Самарской области;
износ систем водоснабжения, водоотведения и очистных сооружений;
наличие проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) водозаборов и разводящих сетей, имеющих положительные заключения государственной вневедомственной и экологической экспертиз. При финансировании объектов за счет средств федерального бюджета - заключение государственной экспертизы;
возможность привлечения внебюджетных источников финансирования;
наличие объектов незавершенного строительства, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств.
В последующие этапы Программы завершается строительство и ввод в действие объектов водоснабжения в городах и районах области.
3. Система программных мероприятий
Решение целей и задач Программы предусматривает выполнение комплекса мероприятий.
Исходя из характера и масштабности проблем, степени несоответствия действующим нормативам подаваемой для питьевых целей воды и численности населения городов и сел с неблагоприятной ситуацией, определены населенные пункты на территории всех городов и сельских районов области, где будут реализованы программные мероприятия.
Перечень мероприятий по направлениям и видам работ с указанием местоположения объекта и стоимости строительства приводится в приложениях № 7.1, № 7.2 к настоящей Программе.
Программой предусматривается:
проектирование, строительство и реконструкция водозаборов подземных вод с целью расширения использования подземных вод;
проектирование, строительство, реконструкция и восстановление централизованных локальных систем водоснабжения;
строительство, реконструкция и восстановление групповых водопроводов;
строительство и реконструкция водоводов и уличной водопроводной сети;
строительство, реконструкция и техническое перевооружение водоочистительных станций;
проведение научно-технических мероприятий и внедрение новых технологий водоподготовки и контроля водных объектов;
проектирование и строительство производства по изготовлению современного оборудования водоподготовки и очистки с использованием новейших технологий.
Кроме этого, в связи с необходимостью решения вопросов улучшения качества питьевого водоснабжения, предусмотрено финансирование исследовательских работ по состоянию водоснабжения населенных пунктов, проектно-изыскательских работ.
3.1. Мероприятия по развитию городских
централизованных систем водоснабжения
Большое внимание уделяется развитию городских систем водоснабжения, так как население городов составляет 80,6% от всего населения области. В связи с миграцией сельского населения в города имеется тенденция увеличения населения города в ближайшие 5 лет.
Мероприятия по развитию городских централизованных систем водоснабжения включают:
строительство и реконструкцию водопроводных сетей;
проектирование, строительство и реконструкцию водозаборов;
строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию водоочистных сооружений;
аварийные работы на головных водозаборах;
бурение и установку оборудования артезианских скважин.
Общий объем финансирования мероприятий по развитию городских централизованных систем водоснабжения за счет средств областного бюджета на весь программный период составит 793,627 млн. рублей.
(в ред. Законов Самарской области от 28.12.2007 № 165-ГД, от 15.07.2008 № 88-ГД, от 10.11.2008 № 118-ГД, от 27.11.2008 № 130-ГД, от 25.12.2008 № 155-ГД)
Для более эффективной реализации мероприятий по развитию городских централизованных систем водоснабжения предусматривается предоставление субсидий бюджетам городских округов из бюджета Самарской области.
(абзац введен Законом Самарской области от 25.12.2008 № 155-ГД)
3.2. Мероприятия по развитию систем
водоснабжения сельских населенных пунктов
Наибольшее развитие в сельской местности получили локальные системы водоснабжения, которые в настоящее время обслуживают 737 населенных пунктов (55,3% от их общего количества). Из этих 737 населенных пунктов недостаточная водообеспеченность в 301 населенном пункте (40,8%). Это объясняется тем, что сооружения инженерного оборудования для забора артезианских, поверхностных вод для их подъема, обработки и распределения между потребителями построены 30 - 40 лет назад, морально устарели и имеют значительный физический износ. Существующие источники водоснабжения не обеспечивают проектные расходы.
Для разрешения проблем, связанных с обеспечением населения водой и необходимостью снижения при этом расхода средств, требуется:
применение полиэтиленовых труб вместо стальных при прокладке коммуникаций, что позволит сократить потери воды при ее транспортировке на 40%, а финансовые затраты уменьшить на 30%;
устройство систем раздельного водоснабжения при заборе воды из открытых источников;
применение локальных контейнерных станций при очистке воды приведет к улучшению качества воды и сокращению затрат электроэнергии при перекачке воды потребителям на 25%.
Снижение как материальных, так и финансовых ресурсов при реализации мероприятий по водоснабжению обеспечивается, как указано выше, за счет использования при строительстве инженерных коммуникаций полиэтиленовых труб вместо стальных. Экономия в данном случае связана с тем, что при строительстве не проводятся изоляционные и сварочные работы, упрощается сама процедура укладки труб в траншею, сокращаются расходы и сроки доставки и непосредственно строительства. Предварительная оценка показывает, что за счет влияния таких факторов, как стабилизация во времени гидравлических характеристик, повышение пропускной способности инженерных коммуникаций даст возможность снизить тарифы на приобретение воды потребителями (например, Пестравский групповой водопровод). Внедрение раздельной системы водоснабжения позволит прекратить использование питьевой воды на технические нужды, уменьшить затраты на эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения, сократить капиталовложения на строительство головных сооружений водопроводов и удельное потребление питьевой воды в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Общий объем финансирования мероприятий по развитию водоснабжения сельских населенных пунктов за счет средств областного бюджета на весь программный период составит 2510,245 млн. рублей.
(в ред. Законов Самарской области от 28.12.2007 № 165-ГД, от 15.07.2008 № 88-ГД, от 10.11.2008 № 118-ГД, от 27.11.2008 № 130-ГД, от 25.12.2008 № 155-ГД)
Для более эффективной реализации мероприятий по развитию систем водоснабжения сельских населенных пунктов предусматривается предоставление субсидий бюджетам городских и сельских поселений из бюджета Самарской области.
(абзац введен Законом Самарской области от 15.07.2008 № 88-ГД)
3.3. Охрана и восстановление
водных объектов - источников питьевого водоснабжения
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 № 292 "О концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" наряду с реализацией мероприятий по улучшению водоснабжения населения в области принимаются меры по научно-техническому обеспечению Программы по очистке от загрязнений, попадающих в водные объекты и, соответственно, включающихся в водный круговорот в природе и впоследствии попадающих в человеческий организм, что и становится причиной многих человеческих недугов. В связи с этим источники питьевой воды нуждаются в первоочередной защите от загрязнений и постоянном контроле за качеством воды. Мероприятия по охране и восстановлению водных объектов - источников питьевого водоснабжения реализуются в рамках принятой подпрограммы по Самарской области "Национальная программа действий по совершенствованию и развитию водохозяйственного комплекса России на перспективу "Вода России - XXI век".
3.4. Мероприятия по развитию производства
высокоэффективных средств водоподготовки
При реализации мероприятий Программы по развитию городских и сельских систем водоснабжения особое внимание должно уделяться подготовке и очистке воды. В настоящее время при проектировании и строительстве в основном используется дорогостоящее оборудование зарубежных фирм. Большинство из образцов этого оборудования ориентировано на локальные системы очистки для домов, коттеджей, небольших пищевых производств. В то же время существуют более экономичные отечественные научно-технические разработки, обеспечивающие необходимое качество воды.
В Самарской области есть ряд химических и машиностроительных предприятий, технологическая оснащенность которых позволяет выполнять значительную часть комплектующих систем водоочистки.
4. Нормативное обеспечение Программы
Важная роль в определении эффективности выполнения мероприятий принадлежит нормативной базе. Перечень нормативных документов, регламентирующих водопотребление и водоотведение, включает действующие, вновь разработанные и принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" нормативные правовые акты.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Общая потребность в ресурсах оценена по всем основным мероприятиям Программы с разбивкой по годам с использованием соответствующих затратных показателей.
5.1. Финансовое обеспечение реализации Программы
(в ред. Закона Самарской области
от 25.12.2008 № 155-ГД)
Реализация Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета составляет 3314,848 млн. рублей, в том числе:
в 2005 году - 144,723 млн. рублей;
в 2006 году - 337,761 млн. рублей;
в 2007 году - 594,617 млн. рублей;
в 2008 году - 782,041 млн. рублей;
в 2009 году - 789,806 млн. рублей;
в 2010 году - 665,900 млн. рублей.
Расходные обязательства Самарской области, возникающие на основании настоящего Закона, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств по реализации мероприятий областной целевой программы "Обеспечение населения Самарской области питьевой водой" на 2005 - 2010 годы", предусматриваемых в установленном порядке соответствующим главным распорядителям средств областного бюджета.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться в форме бюджетных ассигнований:
на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Самарской области (за исключением государственных унитарных предприятий Самарской области);
на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий местным бюджетам.
В целях комплексного подхода к обеспечению населения Самарской области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве предполагается участие в решении данной проблемы средств местных бюджетов в размере 998,542 млн. рублей и внебюджетных источников в размере 851,697 млн. рублей.
Указанное положение не является основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджетов муниципальных образований Самарской области. Расходные обязательства муниципальных образований Самарской области по финансированию мероприятий, направленных на решение обозначенной в Программе проблемы, возникают по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Обязательства юридических и (или) физических лиц по финансированию мероприятий, направленных на решение обозначенной в Программе проблемы, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Субсидии из областного бюджета местным бюджетам, предусмотренные Программой, предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности (далее - направление субсидирования), возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в том числе по вопросам организации в границах соответствующего городского округа или поселения Самарской области водоснабжения населения, а также владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования Самарской области (далее - субсидия).
Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований в размере не более 95 процентов от суммы общего объема финансирования направления субсидирования в конкретном муниципальном образовании.
Критериями отбора муниципальных образований для предоставления субсидий являются:
наличие дефицита качественной питьевой воды, соответствующей установленным нормативным требованиям на основе материалов, составленных открытым акционерным обществом "Институт "Средволгогипроводхоз" для определения критериев качества питьевой воды в населенных пунктах Самарской области и данных Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области;
наличие запасов качественной питьевой воды (подземные и поверхностные водозаборы) с учетом численности населения исходя из норматива 160 - 230 л/сутки на человека;
износ систем водоснабжения, водоотведения и очистных сооружений: водозаборные сооружения (производительностью 50 - 90%), очистные сооружения (износ более 90%), водозаборные сети (эксплуатация более 25 лет или износ более 60%);
наличие проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) водозаборов и разводящих сетей, имеющих положительные заключения государственной вневедомственной и экологической экспертиз.
Условием предоставления субсидии является заключение между органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования и главным распорядителем средств областного бюджета соглашения, предусмотренного Законом Самарской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области" (далее - соглашение).
Целью расходования субсидий является финансирование мероприятий, указанных в приложении № 7.2 к Программе.
Условием расходования субсидии является использование субсидии в сроки, установленные соглашением.
Для определения размера субсидии, предоставляемой конкретному муниципальному образованию, используются следующие показатели:
нормативный срок строительства объектов коммунального назначения;
остаток сметной стоимости объекта капитального строительства на начало соответствующего года;
индекс-дефлятор для расчета инвестиций на текущий и плановый периоды.
Таблица № 5.1
Объем и источники финансирования мероприятий Программы
(в ред. Закона Самарской области
от 27.11.2008 № 130-ГД)
Выполнение предусматриваемых Программой мероприятий по развитию водоснабжения городских и сельских населенных пунктов требует создания единой концепции водопользования в Самарской области. Необходимо провести комплекс работ по оценке запасов воды и поиску новых водных источников. При проектировании и строительстве объектов водоснабжения следует использовать новейшие технологии и материалы, позволяющие получить высокое качество питьевой воды.
Все эти мероприятия могут быть реализованы только при постоянном научно-техническом обеспечении Программы. Проведение научно-технических работ, предусматриваемых в Программе, позволит эффективно использовать выделяемые средства, заложить основу для успешного долгосрочного функционирования строящихся объектов водоснабжения. С этой целью в Программу включены следующие мероприятия:
создание единой концепции водопользования в Самарской области на длительный период;
комплексная оценка состояния запасов воды в поверхностных и подземных источниках Самарской области;
рациональное использование и экономия питьевой воды, совершенствование контроля ее потребления;
водоподготовка жестких вод и вод с повышенным содержанием железа для хозяйственно-питьевого использования и способы утилизации высокоминерализованных остатков после умягчения и обезжелезивания;
разработка программы улучшения работы водопроводных систем городов и населенных пунктов Самарской области;
внедрение новых технологий водоподготовки поверхностных вод: углевание, сорбция, бисорбция для глубокой доочистки воды от хлорорганических соединений, соединений азота, пестицидов и других антропогенных загрязнений, озонирование. Следует прекратить сброс неочищенных бытовых, производственных сточных вод в водоемы и организовать систему ливневой канализации с механической очисткой стоков;
поисково-оценочные работы для расширения использования подземных вод в хозяйственно-питьевом водоснабжении;
внедрение новых технологий и современных материалов, имеющих улучшенные характеристики, в частности, антикоррозионные свойства;
внедрение методики оптимизационных и гидравлических расчетов водопроводных сетей с использованием регулирующих емкостей и их взаимодействия с общесистемными и локальными насосными станциями, что позволит снизить затраты энергии на подачу воды и обеспечить стабилизацию давления в сети, предотвращающую утечку воды и ее нерациональное расходование, повысить степень бесперебойного водоснабжения при минимальных затратах денежных средств и материальных ресурсов;
комплексная оценка технического состояния существующих водозаборов и водопроводов на территории Самарской области.
6. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Государственным заказчиком Программы является Правительство Самарской области.
Управление реализацией Программы осуществляется головным исполнителем - министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, которое в рамках текущей деятельности оказывает методическую помощь исполнителям Программы, осуществляет общую координацию работ и контроль за ходом разработки и реализации градостроительной документации, соблюдением действующего законодательства о градостроительстве и градостроительной деятельности, за ходом строительства и реконструкции объектов водоснабжения в рамках реализации мероприятий Программы.
(в ред. Закона Самарской области от 09.11.2005 № 197-ГД)
В целях реализации мероприятий Программы и привлечения средств из внебюджетных источников финансирования на ее реализацию, а также осуществления координации работ по Программе на всех ее этапах государственный заказчик на конкурсной договорной основе вправе отобрать управляющую организацию. Права и обязанности управляющей организации регламентируются договором, заключаемым государственным заказчиком и управляющей организацией.
(в ред. Закона Самарской области от 09.11.2005 № 197-ГД)
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляет министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, а по объектам, заказчиками которых определены органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов - министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, являющееся главным распорядителем средств областного бюджета в пределах своей компетенции по Программе.
(в ред. Закона Самарской области от 28.12.2007 № 165-ГД)
Абзац утратил силу. - Закон Самарской области от 09.11.2005 № 197-ГД.
Юридические лица, эксплуатирующие системы водоснабжения, осуществляют производственный контроль.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области осуществляет контроль за соблюдением водного законодательства и требований по охране природы.
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Самарской области осуществляет государственный контроль за объектами хозяйственно-питьевого водоснабжения населения.
Система управления и контроля включает:
непрерывное отслеживание хода реализации Программы;
наличие постоянной обратной связи с исполнителями мероприятий Программы;
корректировку мероприятий Программы;
обеспечение выполнения мероприятий Программы финансовыми и другими ресурсами;
установление обязательной ежегодной отчетности всех исполнителей Программы о ходе выполнения ее мероприятий.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы состоит в следующем:
благоприятное воздействие на здоровье населения употребления доброкачественной питьевой воды и связанное с этим уменьшение расходов на здравоохранение;
благоустройство жилого фонда населенных пунктов путем подведения систем водоснабжения и канализации;
улучшение качества воды водных объектов за счет ввода канализационных очистных сооружений, обустройства зон санитарной охраны, водоохранных зон и прибрежных полос;
повышение надежности систем водоснабжения;
снижение себестоимости услуг по системам водоснабжения и канализации;
улучшение общественной среды, направленное на достижение качественных комплексных преобразований условий жизни и хозяйствования на селе;
рациональное использование воды водных объектов - источников питьевого водоснабжения.
В результате реализации настоящей Программы значительная часть населения области будет обеспечена питьевой водой нормативного качества, что реально изменит качество жизни в городах и районах Самарской области.
Доля населения Самарской области, обеспеченного питьевой водой нормативного качества, за годы реализации Программы возрастет на 8 - 10% и достигнет в среднем по области 71%.
(абзац введен Законом Самарской области от 28.12.2007 № 165-ГД)
Приложение № 1
к областной целевой программе
"Обеспечение населения
Самарской области питьевой водой"
на 2005 - 2010 годы
----T------------------T--------------------T-------T------------------------T-----------------T-------------T--------------------T---------------------¬
¦ № ¦ Водный объект ¦ Створ водозабора ¦ Объем ¦ Водные ресурсы, ¦ Современный ¦ Качество ¦ Наличие ¦ Водопользователь ¦
¦п/п¦ ¦ ¦пруда, ¦ куб. м/с ¦ водозабор, ¦ воды ¦ и состояние зоны ¦
--------------- ¦
¦ ¦ ¦ ¦куб. м ¦
----------- ¦ куб. м/с ¦ (перечень ¦ санитарной охраны ¦ Наличие ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тыс. куб. м/сут. ¦
Приложение № 2
к областной целевой программе
"Обеспечение населения
Самарской области питьевой водой"
на 2005 - 2010 годы
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВОДЫ
НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОДОИСТОЧНИКОВ
ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ В 2002 - 2001 ГОДАХ
(показатели 2001 г. указаны в скобках)
Приложение № 5
к областной целевой программе
"Обеспечение населения
Самарской области питьевой водой"
на 2005 - 2010 годы
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМ ВОДООБЕСПЕЧЕНИЯ
В ГОРОДАХ И РАЙОНАХ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рис. 1. Потребление воды и обеспечение населения районов Самарской области водопроводными сооружениями по состоянию на 01.01.2002 <*>
Рис. 2. Степень износа водопроводных сетей и водозаборов в городах и районах Самарской области по состоянию на 01.01.2002 <*>
Рис. 3. Степень износа водопроводных сетей по городам Самарской области в 2002 году <*>
Рис. 4. Степень износа очистных сооружений в районах Самарской области по состоянию на 01.01.2002 <*>
Рис. 5. Степень износа очистных сооружений по городам Самарской области в 2002 году <*>
Рис. 6. Степень износа систем водоотведения в районах Самарской области по состоянию на 01.01.2002 <*>
Рис. 7. Степень износа систем водоотведения по городам Самарской области в 2002 году <*>
Рис. 8. Среднесуточное потребление воды в расчете на 1 жителя в 2002 году, литров в сутки <*>
--------------------------------
<*> предоставляется по требованию.
Приложение № 6
к областной целевой программе
"Обеспечение населения
Самарской области питьевой водой"
на 2005 - 2010 годы
КАЧЕСТВО ВОДЫ В КОММУНАЛЬНЫХ
И ВЕДОМСТВЕННЫХ ВОДОПРОВОДАХ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рис. 1. Качество воды в коммунальных водопроводах (процент нестандартных проб к общему числу исследованных) <*>
Рис. 2. Качество воды в ведомственных водопроводах (процент нестандартных проб к общему числу исследованных) <*>
--------------------------------
<*> предоставляется по требованию.
Приложение № 7.1
к областной целевой программе
"Обеспечение населения Самарской области
питьевой водой" на 2005 - 2010 годы"
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ" НА 2005 - 2010 ГОДЫ",
ФИНАНСИРУЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
В ФОРМЕ АССИГНОВАНИЙ НА ЗАКУПКУ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ ОРГАНИЗАЦИИ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ,
А ТАКЖЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ И ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Закона Самарской области
от 25.12.2008 № 155-ГД)
Приложение № 7.2
к областной целевой программе
"Обеспечение населения
Самарской области
питьевой водой"
на 2005 - 2010 годы"
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ НОРМАТИВНОГО КАЧЕСТВА И
В ДОСТАТОЧНОМ КОЛИЧЕСТВЕ, СОФИНАНСИРУЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ
ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ПУТЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ СУБСИДИЙ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТАМ, И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ <*>
(в ред. Закона Самарской области
от 25.12.2008 № 155-ГД)
--------------------------------
<*> С 1 января 2009 года предоставление в рамках Программы местным бюджетам субсидий осуществляется на реализацию аналогичных Программе долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов.
Приложение № 7.3
к областной целевой программе
"Обеспечение населения Самарской
области питьевой водой"
на 2005 - 2010 годы"
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ
ВОДОСНАБЖЕНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТОВ
ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ
Утратило силу. - Закон Самарской области от 25.12.2008 № 155-ГД.
Приложение № 7.4
к областной целевой программе
"Обеспечение населения Самарской
области питьевой водой"
на 2005 - 2010 годы"
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ
ВОДОСНАБЖЕНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
ФИНАНСИРУЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Утратило силу. - Закон Самарской области от 25.12.2008 № 155-ГД.