Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 21.01.2002 № А55-19729/01-39
<ПО ИСКУ К УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ АКТА О БЕССПОРНОМ СПИСАНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 января 2002 года Дело № А55-19729/01-39


(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дело по иску ОАО "Средневолжский станкостроительный завод", г. Самара, к Управлению федерального казначейства Министерства финансов РФ по Самарской области о признании недействительным акта.
Истец просит признать недействительным Постановление Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Самарской области № 05-13/8007/22 от 09.11.2001 о бесспорном списании денежных средств.
Ответчик иск не признал, представив письменный отзыв.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы истца и ответчика, суд

УСТАНОВИЛ:

Согласно Соглашению № 8 от 11.04.1994 Министерство финансов РФ предоставило Межбанковскому инвестиционному объединению - Коммерческий банк регионов "Инвесткредит" целевые денежные средства на возвратной основе для финансирования предприятий, осуществляющих инвестиционные программы, что подтверждается материалами дела, в том числе пл. поручением ГУФК МФ РФ № 1922 от 22.04.1994.
Денежные средства - кредит на финансирование инвестиционных программ в сумме 300 тысяч рублей были перечислены ОАО "Средневолжский станкостроительный завод" через уполномоченный Средневолжский коммерческий банк на основании договора № 1 от 08.04.1994, заключенного между Средневолжским коммерческим банком (СВКБ) и ОАО "Средневолжский станкостроительный завод".
В соответствии с п.3.1 указанного договора и графиком погашения кредита между заемщиком и банком, являющимся Приложением № 1 к договору, срок возврата кредита был определен как 4-й квартал 1998 года.
В соответствии с Соглашением об уступке права требования от 24.04.1996 между Средневолжским коммерческим акционерным банком и Межбанковским инвестиционным объединением - Коммерческим банком регионов "Инвесткредит" права требования в отношении выделенного государством кредита перешли к Межбанковскому инвестиционному объединению - Коммерческий банк регионов "Инвесткредит".
Коммерческий банк "Инвесткредит", во исполнение Соглашения с Министерством финансов РФ письмами от 22.03.1999 № 09-13/0827, от 17.04.2000 № 09-13/0153, от 15.08.2000 № 09-13/0295 и др. требовал от предприятия погасить задолженность по государственному инвестиционному кредиту, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, однако предприятие не приняло мер к погашению кредита.
26.07.2001 приказом Банка России № ОД-254 у Межбанковского инвестиционного объединения - Коммерческого банка регионов "Инвесткредит" была отозвана лицензия на осуществление банковских операций в связи с неисполнением им федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, что подтверждается письмом Банка РФ № 18-1-9/3467 от 29.10.2001.
Принимая во внимание, что до настоящего времени вышеуказанный кредит в федеральный бюджет истцом не возвращен, а у КБ "Инвесткредит" отозвана лицензия на проведение банковских операций, ОФК по г. Самаре была проведена в АО "Средневолжский станкостроительный завод" проверка по своевременности погашения инвестиционного кредита, правильности начисления и уплаты процентов за его использование, в результате которой был составлен акт от 20.08.2001 и дополнение к акту проверки от 22.10.2001.
На основании указанного акта проверки и дополнения к нему было подготовлено заключение от 08.11.2001, согласованное с Управлением федерального казначейства МФ РФ по Самарской области, с учетом которого Управлением федерального казначейства по Самарской области было вынесено Постановление № 05-13/8007/22 от 09.11.2001 о применении мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства в виде взыскания в бесспорном порядке с ОАО "Средневолжский станкостроительный завод" в доход федерального бюджета средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет, срок возврата которых истек, в сумме 300 000 руб., процентов за пользование кредитом в сумме 194 850 руб., пени за несвоевременное погашение кредита в сумме 189 460 руб., пени за несвоевременную уплату процентов в сумме 102 482,18 руб.
Истец не согласен с указанным Постановлением, считает, что оно было принято с нарушением действующего законодательства, и просит признать его недействительным.
В обоснование своих возражений истец ссылается на то, что нормы Бюджетного кодекса РФ, которыми руководствовался ответчик при принятии оспариваемого постановления, не могут быть применены к данным правоотношениям, поскольку стороной по договору о предоставлении ему бюджетного кредита являлся не государственный орган, а коммерческий банк. Кроме того, истец, ссылаясь на ст. ст. 124-125 ГК РФ, указывает, что данные правоотношения являются гражданскими, в которые Российская Федерация должна вступать на равных началах, а не на отношениях, основанных на властном подчинении.
Оценив материалы дела, доводы истца и ответчика, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать.
Денежные средства в сумме 300 000 руб., полученные ОАО "Средневолжский станкостроительный завод" на основании договора от 08.04.1994 со Средневолжским коммерческим банком, являются государственным инвестиционным кредитом, что подтверждается соглашением № 8 от 11.04.1994 между Министерством финансов РФ и Межбанковским инвестиционным объединением - Коммерческим банком регионов "Инвесткредит", перечнем строек и объектов на 1994 год для федеральных и государственных нужд, финансирование которых осуществляется за счет инвестиционного кредита Межбанковского инвестиционного объединения "Инвесткредит", согласованным между указанными сторонами, платежным поручением Главного управления федерального казначейства МФ РФ № 1922 от 22.04.1994.
Указанный кредит был предоставлен истцу на возвратной основе, что подтверждается как вышеназванным соглашением от 11.04.1994, так и договором о предоставлении долгосрочного кредита № 1 от 08.04.1994, заключенным между истцом и Средневолжским коммерческим банком, и приложением к нему № 1.
Договор № 1 от 08.04.1994 о предоставлении кредита предусматривал право банка досрочно взыскивать с заемщика кредит в бесспорном порядке в случае невыполнения им своих обязательств по своевременному возврату кредита.
Поскольку приказом Банка России от 26.07.2001 у коммерческого банка "Инвесткредит", к которому в соответствии с соглашением об уступке права требования от 24.04.1996 перешли права требования по государственному кредиту, была отозвана лицензия на осуществление банковских операций в связи с неисполнением им федеральных законов, тогда как срок возврата государственного кредита истек в 4 квартале 1998 года, Управление федерального казначейства МФ РФ по Самарской области в соответствии со ст.284 Бюджетного кодекса РФ полномочно было применить меры взыскания, в том числе в виде списания в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек, списывать в бесспорном порядке суммы процентов за пользование бюджетными средствами, взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе.
В связи с вышеизложенным Управление федерального казначейства МФ РФ по Самарской области, полномочия которого по проведению проверок определены п.3 Указа Президента РФ от 08.12.1992 № 1556 "О федеральном казначействе", п.12 "б" Положения о федеральном казначействе РФ, утвержденного Постановлением Совета министров - Правительства РФ от 27.08.1993 № 864, провело проверку ОАО "Средневолжский станкостроительный завод" по вопросу своевременности погашения инвестиционного кредита и по результатам проверки на основании акта проверки от 20.08.2001, дополнения к акту от 22.10.2001 и заключения от 08.11.2001 и в соответствии со ст. 282, 284, 290, 291 Бюджетного кодекса РФ вынесло постановление № 05-13/8007/22 от 09.11.2001 о бесспорном взыскании денежных средств, подлежащих возврату, и пени за несвоевременное погашение кредита и несвоевременную уплату процентов.
На основании вышеизложенного, учитывая, что в соответствии с п.12 ст.76 Бюджетного кодекса РФ возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравнивается к платежам в бюджет, а согласно ст.285 Бюджетного кодекса РФ бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа федерального казначейства, которое принимается на основе акта проверки получателей бюджетных средств либо на основании заключения должностного лица органа федерального казначейства об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов за пользование бюджетными средствами, суд считает, что оспариваемое постановление вынесено правомочным органом в пределах компетенции, отвечает требованиям бюджетного законодательства, которым регулируются данные правоотношения, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 95, 124-127 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.
Вернуть истцу из федерального бюджета излишне перечисленную госпошлину в сумме 2000 рублей.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru